Развитие художественно-творческой активности детей в студии «В мире кукол»
Выпуск:
ART 970921
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Абрамова
Е.
В.,
Филимонюк
Л.
А. Развитие художественно-творческой активности детей в студии «В мире кукол» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2971–2975. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970921.htm.
Аннотация. В статье раскрывается роль творческих зачатков детей в становлении личности, а также значения таких организаций, как «Студия в мире кукол», для развития творческих навыков детей школьного возраста. Очень удачно дана характеристика кукольного мастерства и его роли в познании мира. В статье показана роль работы с детьми во внеурочное время для формирования основ нравственных и эстетических навыков.
Ключевые слова:
творчество, художественно-творческая деятельность, дети, авторская кукла, студия, создание кукол
Текст статьи
Абрамова Елена Викторовна,магистр 1 года обучения ФГАОУ ВО «СевероКавказский федеральный университет»,г. Ставрополяk84.elena@mail.ru
Филимонюк Людмила Андреевна,доктор педагогических наук,ПрофессорФГАОУ ВО «СевероКавказскийфедеральный университет»,г. Ставрополяlafilimonuk@rambler.ru
Развитие художественнотворческой активности детей в студии «В мире кукол»
Аннотация.В статье раскрывается роль творческих зачатков детей в становлении личности, а также значения таких организаций как «Студия в мире кукол» для развития творческих навыков детей школьного возраста. Очень удачно дана характеристика кукольного мастерства и его роли в познании мира.В статье показана роль работы с детьми во внеурочное время для формирования основ нравственных и эстетических навыков.Ключевые слова:творчество, студия, дети, художественнотворческая деятельность, создание кукол, авторская кукла.
Вопрос о сущности красоты всегда волнует людей. Меняются времена и вместе с ними изменяются понятияо красоте, но радостное ощущение ее присутствия остается и становится мерилом духовного развития.Важной задачей дополнительного образования является развитие творческих способностей учащихся, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образа.Творческий подход к решению любой задачи возникаеттолько тогда, когда учитель покажет, что существует множество и вариантов решений, нетрадиционных подходов. Мало научить детей ремесленным навыкам, способам работы с разными материалами, главное –вложить в их работычувства, личностное отношение к задуманному произведению. Каждый педагог обязан осознать, какую лепту в личностное становление ученика он сможет внести. Работа педагога специфична в виду и индивидуальности ее реализации и импровизированности. Такой квалифицированный специалист видит внутренние резервы и новые возможности ребенка, которые он должен актуализировать. [1, 143]Запоследнее время значительно снизился уровень художественноэстетической культуры детей, подростков имолодежи. Именно в
декоративноприкладном творчестве дети постигают многое вокружающем мире, развиваясь вэмоциональном ихудожественном отношении.
Работа в студии прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что, по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации.Влияние творчества в развитии ребенка как личности очень велико. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Культура и искусство способны воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственноэстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. А это в наше время становится все менее явным для современных детей. Творческая деятельность это неотъемлемая часть жизни человека. Любое творчество на долгие годы станет мощным источником полноценного развития человека.Достижение успеха в какойлибо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры в себя, в свои возможности, а значит и эффективному становлению в социуме. Развитие творческих способностей у учащихся активно способствует расширению границ творческих замыслов.«Творчество деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [2, с. 15].Творческая личность –это личность, способная к осуществлению творческой деятельности, у которой сформирована мотивационно –творческая активность [3, с. 89].Творческая активность представляет собой сложное интегральное качество личности. Наше понимание творческой активности заключается в выделении существенных отличительных признаков этого свойства личности. Такими признаками являются: эвристический потенциал, интеллектуальная инициатива, самостоятельность и не стимулированная интенсивность деятельности.
Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.Большой вклад в исследование творчества внесли многочисленные отечественные и зарубежные исследования К.А. АбульхановаСлавская, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и другие.Огромное значение для развития творческой активности имеет внеучебная деятельность, так как посредством вовлечения детей в деятельность по интересам и наклонностям происходит полноценное проявление пытливости ума, интеллектуальной инициации парадоксальных решений, настойчивости и самостоятельности в реализации собственной догадки, задумки, замысла.Приобщение школьников к художественнотворческой деятельности формирует их эмоционально ценностное отношение к миру, стимулирует стремление к созидательной творческой деятельности, предоставляет возможность для самореализации и всестороннего развития личности. Значимость школьного возраста для формирования творческой активности требует создания условий, способствующих оптимизма данного процесса средствами художественнотворческой деятельности.По моему мнению, формирование творческой активности школьников средствами художественнотворческой деятельности приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что без максимального использования творческих возможностей детей невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современного общества.В подростковом возрасте детьми приобретаются умения и навыки, от которых зависит их профессиональная работа в будущем. Если в этом возрасте не сформировать умения делать чтолибо серьезное руками и головой, то вряд ли можно рассчитывать на выработку у детей хороших профессиональных умений. К примеру, девочки, которые в детстве не умели обращаться с иглой, вязальными спицами, лоскутами для шитья, не делали чтолибо собственными руками, редко становятся способными и талантливыми технологами или модельерами. Мыполагаем, будущие профессиональные успехи детей в немалой степени определяются трудовыми умениями и навыками, которые активно формируются в школьные годы.Современный педагог должен идти в ногу со временем, отслеживать тенденции развития общества. В последние годы ведется огромная работа по модернизации системы образования. Мысвою работу организуемна основекультурноисторического и личностнодеятельностного подходов.Мы учимдетей создавать кукол.Казалось бы, ответ на вопрос «Зачем нужна кукла?» может дать любой ребенок: «Чтобы играть с ней». Но, как и многие другие игрушки, кукла не настолько тривиальна, и ее ценность и культурная значимость лежит сразу в нескольких областях.Изготовления кукол развивают творческие, конструкторские, художественные качества. Создавая скульптуру куклы, дети приобретают навыки пропорциональнобиологического строения человеческой фигуры. Конструкция и изготовление одежды для куклы расширяет художественный кругозор и определяет индивидуальность каждого конкретного ребенка.Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Может иметь портретное сходство с определѐнным человеком (портретная кукла), свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной, подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза.Процесс обучения направлен на максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка. Мы стараемсявыстраивать отношения с детьми на основе доверия, взаимопонимания. Обучаяосновам мастерства через игру, труд и творчество, а чтобы стимулировать развитие у девочек соответствующих умений и навыков, стараюсь иногда обращаться к ним за советом или помощью в выполнении тех или иных работ. Особый эффект в нашейработе приносит такой прием как похвала ребенка за определенный успех, особенно перед сверстниками или родителями. План мероприятий составляется таким образом, чтобы каждый ребенок мог оказаться в «ситуации успеха».Задача создания студии заключается в том, чтобы развить духовные возможности личности, сформировать прочные основы нравственности. Основной задачей студии является приобщение детей школьного возраста к искусству как духовному опыту поколений, развитию индивидуальности и творческих способностей ребенка.Кукла –одно из самых ярких отражений человеческой истории и культуры –близка и понятна каждому. Этот своеобразный вид художественного творчества в современной жизни приобретает всё больше поклонников, коллекционеров и любителей создавать авторскую куклу. Взрослые художникикукольники России за последние 10 лет объединились в Международную Ассоциацию кукольников, проводят ежегодные конкурсы и выставки, открывают школы кукольного мастерства и музеи кукол, выпускают журналы –каталоги международных выставок, проводятмастерклассы.Как оказалось, мастерство изготовления куклы дело серьезное и очень увлекательное.
Программа с детьми в студии «В мире кукол» рассчитана на трехлетний цикл. В первый год обучения дети занимаются созданием текстильной куклы. Во второй год –кукол в скульптурнотекстильной технике. Инатретий годобученияидет работав скульптурной технике из полимерной глины,начиная с эскиза, выбора ткани для одежды, а так же дети работают над созданием образа.
Данная программа имеет художественноэстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Работа над изготовлением куклы, развивает в девочках воображение, аккуратность, усидчивость, внимание, способствует познанию истории костюма.
Таблица 1Тематическое планированиепервого года обучения
№Тема занятияЧасы 1Вводное занятие. История кукол. Русская народная кукла.42Значение работы над текстильной куклой. Виды работ.Организация рабочего места. Материалы и инструменты. Т/Б на рабочем месте и при работе с инструментами.43Ручные швы.Виды швов, применяемые при пошиве мягкой игрушки: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», петельный шов, шов «через край»,потайнойшов.Выполнение различных видов швов.44Виды тканей, используемых для изготовления текстильной куклы. Выбор материалов по их свойствам.45Работа с чертежами и выкройками.46Раскрой. Бережное использование и экономное расходование материалов. Размещение лекал на ткани с учётом экономичности раскладки.47Классификация деталей срезов. Обводка лекал на ткани. Определение припусков на швы. Вырезание лекал.48Выворачивание и набивка частей тельца, особенности набивки и утяжки ручек и ножек.49Сборка куклы. (Последовательность сборки).410Способы прикрепления. Тонировка. 411Материалы для изготовления кукольных причесок. Изготовление волос куклы разными способами.412Прорисовка лица текстильной куклы. Варианты прорисовки глаз.613Одежда куклы. Особенности кроя. Создание выкройки одежды (платье, штанишки, пальто).614Образ куклы.Обувь. Виды обуви.Аксессуары.8
Содержание программыОкрашивание ткани для куколв домашних условиях с помощью кофе и чая. Различные способы окрашивания.Работа с чертежами и выкройками. Особенности раскроя. Последовательность кроя. Раскрой с учётом экономичности раскладки. Секреты экономного кроя. Сшивание и вырезание деталей кроя. Особенности выворачивания деталей небольшой ширины. Инструменты и приспособления. Сборка куклы. Особенности набивки. Пуговичное крепление. Одежда для кукол. Аксессуары. Материалы для изготовления кукольных причесок. Изготовление волос куклы разными способами. Готовые кукольные парички.
В работе над куклой ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая куклу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает навыками и умениями и учится осознанно их использовать.Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики развитие творческого потенциала детей, следует сделать вывод, что не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать творцом. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определенным творческим потенциалом развития обладаеткаждый, вступающий в этот мир человек. И потенциал этот нужно раскрыть.
Ссылки на источники1.Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия». –240 с.2.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя. –3е изд / Л. С. Выготский. –М.: Просвещение, 1991. –96 с.3.Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. М.: Академия, 2009.368 с. С89
Филимонюк Людмила Андреевна,доктор педагогических наук,ПрофессорФГАОУ ВО «СевероКавказскийфедеральный университет»,г. Ставрополяlafilimonuk@rambler.ru
Развитие художественнотворческой активности детей в студии «В мире кукол»
Аннотация.В статье раскрывается роль творческих зачатков детей в становлении личности, а также значения таких организаций как «Студия в мире кукол» для развития творческих навыков детей школьного возраста. Очень удачно дана характеристика кукольного мастерства и его роли в познании мира.В статье показана роль работы с детьми во внеурочное время для формирования основ нравственных и эстетических навыков.Ключевые слова:творчество, студия, дети, художественнотворческая деятельность, создание кукол, авторская кукла.
Вопрос о сущности красоты всегда волнует людей. Меняются времена и вместе с ними изменяются понятияо красоте, но радостное ощущение ее присутствия остается и становится мерилом духовного развития.Важной задачей дополнительного образования является развитие творческих способностей учащихся, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образа.Творческий подход к решению любой задачи возникаеттолько тогда, когда учитель покажет, что существует множество и вариантов решений, нетрадиционных подходов. Мало научить детей ремесленным навыкам, способам работы с разными материалами, главное –вложить в их работычувства, личностное отношение к задуманному произведению. Каждый педагог обязан осознать, какую лепту в личностное становление ученика он сможет внести. Работа педагога специфична в виду и индивидуальности ее реализации и импровизированности. Такой квалифицированный специалист видит внутренние резервы и новые возможности ребенка, которые он должен актуализировать. [1, 143]Запоследнее время значительно снизился уровень художественноэстетической культуры детей, подростков имолодежи. Именно в
декоративноприкладном творчестве дети постигают многое вокружающем мире, развиваясь вэмоциональном ихудожественном отношении.
Работа в студии прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что, по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации.Влияние творчества в развитии ребенка как личности очень велико. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Культура и искусство способны воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственноэстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. А это в наше время становится все менее явным для современных детей. Творческая деятельность это неотъемлемая часть жизни человека. Любое творчество на долгие годы станет мощным источником полноценного развития человека.Достижение успеха в какойлибо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры в себя, в свои возможности, а значит и эффективному становлению в социуме. Развитие творческих способностей у учащихся активно способствует расширению границ творческих замыслов.«Творчество деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью» [2, с. 15].Творческая личность –это личность, способная к осуществлению творческой деятельности, у которой сформирована мотивационно –творческая активность [3, с. 89].Творческая активность представляет собой сложное интегральное качество личности. Наше понимание творческой активности заключается в выделении существенных отличительных признаков этого свойства личности. Такими признаками являются: эвристический потенциал, интеллектуальная инициатива, самостоятельность и не стимулированная интенсивность деятельности.
Творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.Большой вклад в исследование творчества внесли многочисленные отечественные и зарубежные исследования К.А. АбульхановаСлавская, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе и другие.Огромное значение для развития творческой активности имеет внеучебная деятельность, так как посредством вовлечения детей в деятельность по интересам и наклонностям происходит полноценное проявление пытливости ума, интеллектуальной инициации парадоксальных решений, настойчивости и самостоятельности в реализации собственной догадки, задумки, замысла.Приобщение школьников к художественнотворческой деятельности формирует их эмоционально ценностное отношение к миру, стимулирует стремление к созидательной творческой деятельности, предоставляет возможность для самореализации и всестороннего развития личности. Значимость школьного возраста для формирования творческой активности требует создания условий, способствующих оптимизма данного процесса средствами художественнотворческой деятельности.По моему мнению, формирование творческой активности школьников средствами художественнотворческой деятельности приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что без максимального использования творческих возможностей детей невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современного общества.В подростковом возрасте детьми приобретаются умения и навыки, от которых зависит их профессиональная работа в будущем. Если в этом возрасте не сформировать умения делать чтолибо серьезное руками и головой, то вряд ли можно рассчитывать на выработку у детей хороших профессиональных умений. К примеру, девочки, которые в детстве не умели обращаться с иглой, вязальными спицами, лоскутами для шитья, не делали чтолибо собственными руками, редко становятся способными и талантливыми технологами или модельерами. Мыполагаем, будущие профессиональные успехи детей в немалой степени определяются трудовыми умениями и навыками, которые активно формируются в школьные годы.Современный педагог должен идти в ногу со временем, отслеживать тенденции развития общества. В последние годы ведется огромная работа по модернизации системы образования. Мысвою работу организуемна основекультурноисторического и личностнодеятельностного подходов.Мы учимдетей создавать кукол.Казалось бы, ответ на вопрос «Зачем нужна кукла?» может дать любой ребенок: «Чтобы играть с ней». Но, как и многие другие игрушки, кукла не настолько тривиальна, и ее ценность и культурная значимость лежит сразу в нескольких областях.Изготовления кукол развивают творческие, конструкторские, художественные качества. Создавая скульптуру куклы, дети приобретают навыки пропорциональнобиологического строения человеческой фигуры. Конструкция и изготовление одежды для куклы расширяет художественный кругозор и определяет индивидуальность каждого конкретного ребенка.Авторская кукла чаще всего выполняется в единственном экземпляре, представляет собой плод длительного кропотливого труда. Может иметь портретное сходство с определѐнным человеком (портретная кукла), свой набор одежды и миниатюрных аксессуаров, быть изготовленной, подобно монолитной скульптуре, цельной или иметь шарнирные суставы такой кукле может быть придана практически любая эмоциональная поза.Процесс обучения направлен на максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка. Мы стараемсявыстраивать отношения с детьми на основе доверия, взаимопонимания. Обучаяосновам мастерства через игру, труд и творчество, а чтобы стимулировать развитие у девочек соответствующих умений и навыков, стараюсь иногда обращаться к ним за советом или помощью в выполнении тех или иных работ. Особый эффект в нашейработе приносит такой прием как похвала ребенка за определенный успех, особенно перед сверстниками или родителями. План мероприятий составляется таким образом, чтобы каждый ребенок мог оказаться в «ситуации успеха».Задача создания студии заключается в том, чтобы развить духовные возможности личности, сформировать прочные основы нравственности. Основной задачей студии является приобщение детей школьного возраста к искусству как духовному опыту поколений, развитию индивидуальности и творческих способностей ребенка.Кукла –одно из самых ярких отражений человеческой истории и культуры –близка и понятна каждому. Этот своеобразный вид художественного творчества в современной жизни приобретает всё больше поклонников, коллекционеров и любителей создавать авторскую куклу. Взрослые художникикукольники России за последние 10 лет объединились в Международную Ассоциацию кукольников, проводят ежегодные конкурсы и выставки, открывают школы кукольного мастерства и музеи кукол, выпускают журналы –каталоги международных выставок, проводятмастерклассы.Как оказалось, мастерство изготовления куклы дело серьезное и очень увлекательное.
Программа с детьми в студии «В мире кукол» рассчитана на трехлетний цикл. В первый год обучения дети занимаются созданием текстильной куклы. Во второй год –кукол в скульптурнотекстильной технике. Инатретий годобученияидет работав скульптурной технике из полимерной глины,начиная с эскиза, выбора ткани для одежды, а так же дети работают над созданием образа.
Данная программа имеет художественноэстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Работа над изготовлением куклы, развивает в девочках воображение, аккуратность, усидчивость, внимание, способствует познанию истории костюма.
Таблица 1Тематическое планированиепервого года обучения
№Тема занятияЧасы 1Вводное занятие. История кукол. Русская народная кукла.42Значение работы над текстильной куклой. Виды работ.Организация рабочего места. Материалы и инструменты. Т/Б на рабочем месте и при работе с инструментами.43Ручные швы.Виды швов, применяемые при пошиве мягкой игрушки: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», петельный шов, шов «через край»,потайнойшов.Выполнение различных видов швов.44Виды тканей, используемых для изготовления текстильной куклы. Выбор материалов по их свойствам.45Работа с чертежами и выкройками.46Раскрой. Бережное использование и экономное расходование материалов. Размещение лекал на ткани с учётом экономичности раскладки.47Классификация деталей срезов. Обводка лекал на ткани. Определение припусков на швы. Вырезание лекал.48Выворачивание и набивка частей тельца, особенности набивки и утяжки ручек и ножек.49Сборка куклы. (Последовательность сборки).410Способы прикрепления. Тонировка. 411Материалы для изготовления кукольных причесок. Изготовление волос куклы разными способами.412Прорисовка лица текстильной куклы. Варианты прорисовки глаз.613Одежда куклы. Особенности кроя. Создание выкройки одежды (платье, штанишки, пальто).614Образ куклы.Обувь. Виды обуви.Аксессуары.8
Содержание программыОкрашивание ткани для куколв домашних условиях с помощью кофе и чая. Различные способы окрашивания.Работа с чертежами и выкройками. Особенности раскроя. Последовательность кроя. Раскрой с учётом экономичности раскладки. Секреты экономного кроя. Сшивание и вырезание деталей кроя. Особенности выворачивания деталей небольшой ширины. Инструменты и приспособления. Сборка куклы. Особенности набивки. Пуговичное крепление. Одежда для кукол. Аксессуары. Материалы для изготовления кукольных причесок. Изготовление волос куклы разными способами. Готовые кукольные парички.
В работе над куклой ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая куклу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает навыками и умениями и учится осознанно их использовать.Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики развитие творческого потенциала детей, следует сделать вывод, что не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать творцом. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определенным творческим потенциалом развития обладаеткаждый, вступающий в этот мир человек. И потенциал этот нужно раскрыть.
Ссылки на источники1.Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений. –М.: Издательский центр «Академия». –240 с.2.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психол. очерк: кн. для учителя. –3е изд / Л. С. Выготский. –М.: Просвещение, 1991. –96 с.3.Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. М.: Академия, 2009.368 с. С89