Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Камфоркина Э. С., Мужипова М. Ф. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2986–2990. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970924.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования читательской компетенции учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Рассматривается технология критического мышления, способствующая решению данной задачи. Предложен комплекс заданий, разработанный на основе данной технологии и ориентированный на формирование читательской компетенции учащихся начальной школы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Камфоркина Эльвира Сергеевна, студентка 4 курса бакалавриата очной формы обучения Института педагогического образования и социальных технологийФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверьelya.kamforkina@yandex.ru

Мужипова Мярьям Фяридовна,студентка4 курса бакалавриата очной формы обучения Института педагогического образования и социальных технологийФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», г. Тверь

Формирование читательской компетентности учащихся начальной школыв условиях реализации ФГОС

Аннотация. Статья посвящена проблеме формированиячитательской компетенции учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОСНОО. Рассматривается технология критического мышления, способствующая решению данной задачи.Предложенкомплекс заданий, разработанный на основе данной технологии и ориентированный на формирование читательской компетенции учащихся начальной школы.Ключевые слова: ФГОС НОО, читательская компетенция, технология критического мышления, стадии формирования критического мышления.

Современное качество литературного образования младших школьниковопределяется рядомкомпетенций, в числе которых—способность к самостоятельной учебной деятельности, умение использовать новые и ранее усвоенные знания на практике для уменияработать с новой информацией, поискаи отборанеобходимых источников, самостоятельного знакомствас книгами. Одной из главныхкомпетенцийучащихся начальной школы является читательская, под которойпонимают сформированную способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере и после чтения. Именно на ней основаны процессы формирования духовного мира учащихся, их читательского опыта [1], развитие их коммуникативной, культуроведческой и регионоведческой компетенций [2], способности к самостоятельномулитературному творчеству и т.п. [3]. ФГОС НОО формулируетпланируемыерезультатыпопрограмме «Чтение. Работа с информацией», что связано снеобходимостью развивать и оцениватьумениеработать с информацией в качестве одной из важных характеристик выпускника начальной школы [4]. В результатеперед учителями встает проблеманайти и использовать в учебном процессе современные приемы, методы, технологии, способствующиерешению поставленных задач. Это определяет актуальностьнашегоисследования, посвященногоприёмамучебной работы, являющимся одним из важных средств развития критического мышления обучающихся. Ученик, который мыслит критически, способен осуществлятьсамостоятельную учебную деятельность, опираясь на плодотворный мыслительный процесс, используя различные операции: анализ, обобщение, сравнение и т.д. Анализируемыенами приемыиметоды технологии критического мышления способны повысить интерес обучающихся к учебнопознавательной деятельности. Технология критического мышления является новой для образовательного процесса. Она была введена американскимипсихологами Д. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом в середине 1990х гг. В России исследованием этой технологией занимались М.В. Кларин, С.И. ЗаирБек, И.О. Загашев. Современные исследователипод критическим мышлением полагают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры обучающихся [5].Как считают Ч.Темпл, К.Мередит,Дж.Стил,«думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов»[6].В качествезадатков,отправных для благоприятного развития основ критического мышления, наблюдаются у обучающихся, Д. Халперн рассматривает следующие.

1. Готовность к планированию:мысли часто возникают хаотично, поэтому важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения.2. Гибкость: обучающийся должен уметь не только выражать и отстаивать собственные взгляды, позиции, но и быть способным воспринимать идеи других, взаимодействовать в сотрудничестве с остальными;гибкость позволит также получить более разнообразные сведения, прежде чем составить собственное мнение, суждение.3. Настойчивость: данная особенность помогает поддерживать обучающимся свои усилия в процессе работы, избавлять их от сомнений, мешающих на пути к достижению своих целей. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется больших результатов в обучении. 4. Готовность увидеть и исправить свои ошибки: критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, которые направят его на более правильный путь в процессе получения знаний. 5. Осознание: качество, которое подразумевает умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать собственный ход рассуждений. 6. Поиск компромиссных решений[7].

Целью технологии является развитие мыслительных способностей обучающихся, уменияработать с различной информацией, самостоятельно анализировать явления с разных позиций. К особенностям этой технологии относят:построение учебного процесса на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;возможность применения на ее стадиях разнообразных форм, методов и стратегий работы с текстом;использование принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии во время обучения и применения данной технологии [8].Технология критического мышления дает ученикуулучшение процесса восприятия поступающей информации;повышение интереса к учебной деятельности; умение взаимодействовать с окружающими, развитие коммуникативных и организаторских умений, основ сотрудничества повышение качества образования учеников.Технология критического мышления дает учителю умение создать в классе благоприятный психологический климат, способствующий эффективной учебной деятельности; возможность применять модель обучения с системой новых методик, которые способствуют развитию критического мышления; стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;возможность накопить профессиональную информацию, которая послужит в дальнейшем источником нового для деятельности других учителей [9].В технологии критического мышления используются три последовательные стадии: вызов, осмысление новой информации и размышление (рефлексия) [10]. Рассмотрим применение данного метода на примере работы по рассказу В.Ю. Драгунского «Друг детства», с которым учащиеся знакомятся во 2 классе.На первой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу, появляется желание к прочтению. Метод «Ассоциации» соответствует задачамэтой стадии. Он применяется на предтекстовом этапе, т.е.пред знакомством с новым произведением(см. табл. 1).Таблица 1

Деятельность учителяДеятельность учащихсяУчитель обращает внимание детей на название рассказа, с которым им предстоит познакомиться на уроке.Формулирует вопрос: какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание «друг детства»? Какие личные воспоминания связаны с этим примером?Дает установку не обсуждать это сразу, а записывать возникающие ассоциации на листе бумаги. При этом не стоит ограничивать воображение:ассоциации могут быть выражены словами, словосочетаниями, предложениями.Учащиеся внимательно выслушивают вопрос учителя и,не обсуждая это со своими товарищами,приступают к выполнению задания. Записывают всесвои воспоминания, ассоциации. Позже просматривают получившийся список. Учитель просит подумать над получившимися идеями и просит систематизировать получившийся список ассоциаций в ассоциативную цепочку. Возможно на этом этапе показать один образец, совершенно отдаленный по теме. Например, ассоциативная цепочка по теме «Лето»: солнце—тепло—цветы—ягоды—гроза.Это покажет схему выполнения задания. Установка: выбрать наиболее близкие ученикам ассоциации, которые полно отображают понятие и связаны логично друг с другом. Наиболее важно опираться на имеющийся жизненный опыт, мировоззрение детей, которые поспособствуют более осознанному знакомству с новым. Учащиеся отбирают наиболее яркие, на их взгляд, ассоциации и включают их в цепь по теме «Друг детства». Отбор, анализ информации ученики осуществляют самостоятельно, опираясьна собственные взгляды, воспоминания, мысли. Они применяют творчество и работают над построением порядка возникающих идей.Возможные ответы (ассоциативные цепочки детей)Детский сад—песочница—игрушки—конфеты;Игры—тайны—секретный язык;Общие игрушки—подарки—поход в гости—сладости и т.д.

Данный метод способствует развитию творческой активности и логического мышления обучающихся, улучшает механизмы запоминания, обогащает словарный запас.На следующем этапе (осмысление новой информации) обучающиеся соотносят новую информацию со своими сложившимися представлениями, сознательно связывают новое с уже известным. Для реализации этих задач мы рекомендуемприем «Чтение с остановками». Происходит работа учителя с классом фронтально, чтобызадействовать внимание всехучащихся. Важно учитывать, что, применяя данный метод, педагог должен заранее продумать смысловые части текста и поделить его. В конце каждой части делать остановку, задавая проблемный вопрос. Пример работы приведен в таблице 2. Таблица 2

Деятельность учителяДеятельность учащихсяПосле знакомства с частью содержания рассказа учитель совершает остановку, которая предполагает беседу по прочитанному с обсуждением. Вопросы направлены на связь нового (содержание рассказа) с собственным опытом или рассуждениями учениковКем хотел стать мальчик?—А кем вы хотели бы быть? Почему?Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:—Что придумала мама? (12 версии)—Что будет дальше?—Какие игрушки были у вас в детстве любимыми? (обсуждение в парах)—Чем может закончиться этот рассказ?

Ученики, вспоминая содержание прочитанного, отвечают на вопрос, после чего применяют его к себе. Имеется в виду, что учащиеся представляют себя на месте героя произведения и начинают размышлять над тем, как бы они повелисебя, как бы ответили в той или иной ситуации. Например, отвечая на вопрос учителя: «А кем вы хотели бы быть? Почему?»,дети не просто фантазируют и делятся своими пожеланиями, но приводят аргументы, отстаивая тем самым свою позицию.Далее учащиеся вспоминают, что предложила герою мама,и, не подглядывая в текст, предполагают, как отреагирует персонаж, что он решит и почему поступит именно таким образом.Свои мысли учащиеся упорядочивают. Запоминают свои ответы, которые послужат им идеями для сочинения собственной концовки текстаУчитель предлагаетпридумать концовку рассказа. Это задание можно выполнять, поделившись на небольшие группы (по 45 человека). Для этого учитель отводит время для дискуссии и принятия совместного решения. По сигналу учителя дети заканчивают задание и выступают со своими ответами перед классом. На этом этапе можно предложить не просто пересказ своего сочинения, а внести разыгрывание сценки.Дети после совместного обсуждения придумывают концовку, учитывая возникшие идеи, мысли, предложения своих товарищей. Работают над отбором наиболее удачных идей. Придя к совместному решению, записывают концовку и готовятся к показу минисценки по собственному сценарию.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли,учит пониманию и осмыслению.На последней стадии (рефлексия) ученики закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. На наш взгляд, применение метода «Синквэйн»способствует реализации перечисленных задач. Учащиеся пересматривают то, что они когдато знали, узнали новое и систематизируют все знания. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах —важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквэйн —это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.Каждому ученику дается время 57 минут на то, чтобы написать синквэйн. Затем он повернется к партнеру, и из двух синквэйнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали,и еще раз критически рассмотреть данную тему. Этот метод на завершающем этапе технологии критического мышления способен за относительно небольшое время систематизировать новые и уже усвоенные знания, обобщить и синтезировать их.Пример синквейна по данному рассказу.1.Название темы (по произведению) одним словом: например, дружба. 2.Краткое описание темы (включает наиболее важные моменты, замеченные учащимися по прочтениютекста):верная дружба, детское воспоминание и т.д.3.Небольшое описание действия: например, фантазирование о будущем, мечтание, желание тренироваться, воспоминание из детства.4.Фраза, показывающая отношение к теме: важно помнить не только о себе, но и не забывать своих близких, которые помогут нам, и мы сами окажем поддержку в трудную им минуту.Использование технологии развития критического мышления является эффективной для формирования читательской компетенциисовременныхшкольников. Творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию его активной читательской позиции современного школьника. Следовательно, перед учащимися не возникнут трудности с прочтением текстов не только на литературном чтении, но и на других предметах.

Ссылки наисточники1.Милюгина Е.Г. Формирование читательского опыта младших школьников на материале сказочной прозы писателей Серебряного века// Детская литература и воспитание: сб. науч. тр.—Тверь: Твер. гос. унт, 2013.—Вып.10.—С. 94–104.

2.Милюгина Е.Г. Введение в культуру родного края. Формирование культуроведческих компетенций младших школьников на материале регионального фольклора// Детская литература и воспитание: сб. науч. тр. —Тверь: Твер. гос. унт, 2013. —Вып.10. —С.141–164.3.Милюгина Е.Г. Детское литературное творчество: принципы и приемы развития// Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве: сб. науч. тр. —Тверь: Твер. гос. унт, 2013. —Вып.3(9). —С.182–187.4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.—М.: Просвещение, 2012.—29с.5.ЗаирБек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы. —СПб: АльянсДельта, 2005. —270 с.6.Темпл Ч. Как учатся дети: свод основ / Ч. Темпл, К. Мередит, Дж. Стилл // Открытое общество. —2002. —№2. ––С. 102–110.7.Халперн Д. Психология критического мышления. —СПб.: Питер, 2000. —512 с.8.Смирнова И.В. Понятие критического мышления в современной педагогической науке// Современные проблемы науки и образования. —2015. —№ 5. —С. 12–19.9.Жукавина А.В. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС // Мультиурок. —2015. —С. 1–10.10.Загашев И.О., ЗаирБек С.И. Критическое мышление: технология развития. —СПб: АльянсДельта, 2003. —284 с.