Качество жизни студенческой молодежи: опыт эмпирического исследования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Юдицкая Е. С. Качество жизни студенческой молодежи: опыт эмпирического исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3151–3155. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970957.htm.
Аннотация. В статье автор представил несколько концептуальных подходов к определению категории «качество жизни» студенческой молодежи. На основе собственного социологического исследования студентов были выявлены основные составляющие этого феномена. Качество жизни оценивалось по восьми основным показателям: материальное положение, состояние здоровья, условия обучения, транспортная инфраструктура, качество окружающей среды, психологический климат, жилищные условия и качество питания.
Финансирование
По договоренности с НГУЭУ
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Юдицкая Екатерина Сергеевна,студент, Новосибирский государственный университет экономики и управленияE_Yuditskaya@mail.ru

Научный руководитель: Ильиных Светлана Анатольевна, др социол. наук, профессоркафедры социологии, Новосибирский государственный университет экономики и управления

Качествожизни студенческой молодежи: опыт эмпирического исследования

Аннотация.Встатье автор представил несколько концептуальных подходов к определению категории «качество жизни» студенческой молодежи. На основе собственного социологического исследования студентов,были выявлены основные составляющие этого феномена.Качество жизни оценивалось по 8 основным показателям: материальное положение, состояние здоровья, условия обучения, транспортная инфраструктура, качество окружающей среды, психологический климат, жилищные условия и качество питания.Ключевые слова:качество жизни, студенческая молодежь, здоровье, питание.

Студенты являются одной из движущих сил общественного прогресса, от способностей которых во многом зависит возможность социальной модернизации. Студенты представляют особый интерес для исследователей, так как именно они будутопределять состояние интеллектуального уровня нашей страны и ее конкурентоспособность. Носреда образования способна создавать сильные напряжения для физического и психического здоровья. Ограничение естественной подвижности, экзаменационные стрессы, неравномерность учебной деятельности в традиционных системах образования, приводящая к периодическим умственным перегрузкам –все это ставит вопрос об исследовании качества жизни студенческой молодежи. Нельзя не отметить недостаточнуюизученностьтемы в научном знании. Противоречие между потребностью социологической теории в концепции качества жизни и невозможностью ее разработки в рамках классической методологии определяет актуальность исследованиякачества жизнистудентов.Возникает проблема недостаточного внимания к изучению качества жизни студенческой молодежи и возможных серьезных последствий этого. Та категория качества жизни, которая послужила основой для многихсовременных исследователей, была введена в научный оборот Дж. Гэлбрейтом в 60х годах XXвека. В эти годыпонятие качества жизни фактически выступало синонимом «образа жизни» и использовалось в политических целях государства. Именно это и положило начало массовым прикладным исследованиям качества жизни людей в западной социологии. А. Пигу и Дж. Гэлбрейт –основные представители экономического подходак определению качества жизни.Российский социолог и кандидат психологических наук Д. Г. Давыдов определяет качество жизни как«интегральное явление, определяемое многими факторами, а именно: здоровьем человека, экономическими, социальными, политическими, экологическими, природными и другими условиями его жизнедеятельности, а также субъективной оценкой индивида различных сторон своей жизни»[2, с. 56]. Это географический подход к качеству жизни.В настоящее время набирает обороты психологический подход, которыйопределяет качество жизни какудовлетворенность человека своей жизнью ивыражается в уровне и степени реализации его потребностей. Такого мнения придерживаются немецкий социолог Э. Фромм и британский экономист П. Конверс[4].

Немецкий социолог У. Бек и советский философ и социолог Д. М. Гришиани –представители экологического подхода к качеству жизни[4]. По их мнению, «качество жизни –создание таких условий, при которых не только не нарушается окружающая среда и не ставится вопрос о существовании человека как биопсихосоциального существа, но и сохраняются природные ресурсы, необходимые для существования будущих поколений».Анализируя представленные подходы к определению качества жизни, можно выделить общую тенденцию эволюции понятия. Первоначально качество жизни было связано с обеспечением прав человека, следовательно, основными показателями являлись трудовая деятельность, доход, медицинские услуги, образование и т.д. Несколько позже к этим показателям были добавлены экологические вопросы (состояние окружающей среды). Затемуже на современном этапебыл включен важнейший комплекс показателей: социальная активность, психологический комфорт, возможность принимать участие в решении важных вопросов и др.Что же касается качества жизни студенческой молодежи, то стоит отметить, что вобщественепрерывно происходят изменения, в том числе и в системе образования: модернизация учебного процесса, внедрение инновационных программ обучения,переход на двухступенчатую систему высшегообразования. Это оказывает непосредственное влияние на студенческую молодежь, на качество ее жизни. Сложность также состоит в том, что до настоящего времени не разработана единая целостная система показателей качества жизни населения, студенческой молодежи в частности.Как считает И.С.Карпикова, для наиболее полной оценки качества жизни населения в целом, в том числе и студенческой молодежи, необходимо анализировать более 1000 показателей, с разных сторон оценивающих самые важные события[3]. Студенты по праву являются движущей силойи надеждой на модернизацию сложившегося уклада. Но в то же время оникак социальная группанедостаточно хорошо изучены. Это вполнеуязвимая социальная группа, поэтому планка качества жизни определенно важна для деятельностиобщества.

Для поиска ответа на интересующий вопросв 2016 году было проведено исследование качества жизни среди студентов НГУЭУ разных курсов. Всего было опрошено 60 респондентов, из которых 75% девушки, а 25% –юноши.В исследовании использована стратифицированная выборочная совокупность.В ходе исследования было выделено 8 основных показателей, среди которых –уровень материальной обеспеченности. Студенты отмечали, что траты на продукты питания занимают больше половины имеющегося дохода, но у 60% опрошенных все же есть возможность время от времени тратить деньги на одежду или развлечения. При этом, половине опрошенных (51,4%) финансово помогают родители или родственники, а лишь седьмая часть (13,8%) предпочитает совмещать учебу и работу. Студенческая пора –благоприятное время для самореализации, становления собственного «Я», отделения от родительской семьи и создание собственной. Студенты хотят быть материально независимы от родителей, поэтому главными путями повышения своего благосостояния видят устройство на работу (76,7%), ведение активной учебной и внеучебной деятельности, установление полезных социальных связей(41,4%).Следующий компонент, составляющий показатель качества жизни студента –состояние здоровья. Можно сказать, что именно этот компонент является первостепенным, а во многих исследованиях даже главенствующим (к примеру, исследования качества жизниВсемирной организации здравоохранения).Студенты НГУЭУ отмечают, что переносят простудные заболевания в среднем 12 раза в сезон, что находится в пределах нормы. Показательно, что студенты, имеющие какиелибохронические заболевания, на 13,1% больше подвержены простудным заболеваниям в сравнении со студентами, не имеющими таковых.Необходимо отметить, что практически половина студентов (48,3%) имеют вредные привычки. Их можно условно разделить на две группы: привычки, имеющие непосредственное влияние на состояние здоровья студента, и те, которые непосредственно не влияют, но могут отражаться в повседневной жизни. Среди привычек первой группы, студенты отмечали склонность к употреблению спиртосодержащих напитков (20,7%), курению (13,8%), а также перееданию (13,8%). Среди привычек второй группы, необходимо отметить употребление нецензурных выражений в речи (69%), злоупотребление «словамипаразитами» (51,7%), телеили интернетзависимость (37,9%), а также привычка грызть карандаш или ручку (10,3) и щелканье суставами 24,1% опрошенных.Здоровье как показатель качества жизни связано и с качествомпитаниястудентов.Существует мнение, что студенты питаются крайне нерегулярно, 12 раза в день, перекусывая на ходу. В результате исследования было доказано обратное: 40% опрошенных ответили, что питаются 23 раза в день, а 41,7% больше 3 раз в день. При этом большинство опрошенных отметили, что покупают продукты среднего качества, но иногда могут позволить себе чтото дороже и лучше.Исследование качества жизни населения никогда не обходится без изучения транспортной инфраструктурыместа проживания. В случае со студенческой молодежью, необходимо было узнать то, как они добираются доуниверситета, сколько времени тратят на дорогу и как это может повлиять на их качество жизни. Практически половина студентов добираются до университета пешком (41,1%), на втором месте –автобус и маршрутное такси (23,3%). Это может объясняться удачным расположением НГУЭУ –в центре города, вблизи транспортных узлов, что позволяет быстро добираться. Лишь 5% студентов отметили, что добираются на личном автомобиле (из них 66,7% отметили о недостаточной парковке возле университета, что вызывает очевидные трудности). Но, несмотря на расположение вуза в центре города, некоторым студентам приходится добираться издалека. Таковых немного–10% опрошенных и половина из них (50%) отметила, что это частично влияет на их качество жизни. В основном, большинство студентов (90%) тратит на путь до университета от нескольких минут до 1 часа, что является несомненным плюсом. Хорошая экологическая обстановка–необходимый компонент высокого качества жизни человека. Человек, на протяжении всей своей истории, неразрывно связан с природой: если с одной стороны происходят нарушения, то соответственно и с другой идут перебои. Жизнь в больших городах несомненно связана с определенными трудностями: загрязнение воздуха, воды и других жизненно важных ресурсов. 46,7% опрошенных оценивают экологическую обстановку в месте проживания (город Новосибирск и ближайшие окрестности) как «удовлетворительную», а 25% отмечают наличие экологических проблем –загрязнение воздуха выхлопными газами автомобилей, пыль и т.д. Также 21,7% отмечают наличие неприятных запахов в месте проживания.Вопросам экологии необходимо уделять больше внимания для обеспечения достойного уровня качества жизни населения страны, ведь это один из основополагающих компонентов (что подтвердилось и в результатахсобственногоисследования).Главная деятельность студента –учебная. Подобно трудовой деятельности для работающего гражданина, она играет важную роль в формировании жизненного уклада. Реализация своих возможностей, взаимоотношения в группе, с преподавателями и администрацией накладывает отпечаток на мироощущение студента и его качество жизни. Распределение ответов на вопрос, касающийся удовлетворенности студентом условиями обучения, преподавательским составом и атмосферой в университете в целом представленона рисунке 1 (см. рис. 1).

Рис.1. Удовлетворенность условиями обучения, преподавательским составом, атмосферой в университете в целом

Из данных рисунка 1можно сделать вывод о преобладании положительной оценки студентами всех показателей. Условиями обучения скорее удовлетворены и удовлетворены 55%, преподавательским составом 61,6%, а атмосферой в университете –65%.Наконец, последним компонентом качества жизни студента, выделенном в исследовании студентов НГУЭУ,является психологический климат в студенческом коллективе.Почти у половины опрошенных студентов (43,3%) сложились дружеские отношения в своей группе, а 33,3% студентов общаются с одногруппниками только в пределах университета. Напряженные или конфликтные отношения в своей группе имеют лишь 5%опрошенных. Отдельного внимания заслуживает феномен разделения студенческой группы на несколько микрогрупп, объединенных по интересам (что наблюдается у 53,3% респондентов). Также, у большинства студентов сложились доброжелательные отношения с преподавателями (56,7%), а с администрацией –доброжелательные (33,3%) либо нейтральные (31,7%). Итак, проблема качества жизни является приоритетной для решения социальноэкономических проблем любого уровня.Категорию «качество жизни» сводят к восьмиинтегральным свойствам: материальное положение, состояние здоровья, условия обучения, транспортная инфраструктура, качество окружающей среды, психологический климат, жилищные условия и качество питания, которые составляют среду и систему обеспечения жизнедеятельности населения.В настоящеевремя в современной России наблюдается явная тенденция к ухудшению условий жизни (гигиенических и социальных), что может порождать структурные изменения в состоянии физического и психического здоровья населения всей страны, а особенно молодежи. Именно молодежьнаиболее чувствительна к изменениям, более остро реагирует на них.

Ссылки на источники1.Артамонова А.И., Перепелица Д.И., КубракА.Ю. Здоровье и качество жизни студентов медицинского и военного вузов // Здоровье и образование в XXI веке. 2006, №1. С. 4046.2.Давыдов Д.Г. Современные подходы к исследованию качества жизни // Социальные науки и современное общество. № 2 (16). 2012. МАБиУ С. 5467.

3.Карпикова И. С. Показатели функционирования системы социальной защиты в аспекте оценки качества жизни населения // Известия Иркутской государственной экономической академии. –2011. –№ 3. –С. 175178.4.Мазепина О. Ю. Проблемы определения и измерения уровня качества жизни населения // Качество жизни и человеческий потенциал территорий. –2014. –№6. С. 8390.5.Проскурякова Л. А. Проблема современного общества –повышение качества жизни студентов // Альманах современной науки и образования. –2005. –№5. С. 174176.6.Субетто А. И. Социальное качество жизни: категория и основы становления теории // Экономика качества. –2015. –№1. С. 196211.