Сотрудничество с родителями в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Выпуск:
ART 970960
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Паленова
Е.
В. Сотрудничество с родителями в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3166–3170. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970960.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена вопросу взаимодействия детского сада и семьи. В статье рассматриваются вопросы об общих понятиях работы дошкольного учреждения и семьи, а также представлены основные формы взаимодействия. Статья раскрывает содержание понятия «сотрудничество», которое получает все более широкое распространение и приобретает актуальность в дошкольном образовании. Особое внимание обращается на применение активных форм взаимодействия детского сада с семьей. К ним относятся наглядно-информационные, познавательные и досуговые. Главная идея статьи состоит в том, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института, которые должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Ключевые слова:
семья, образование, воспитание, детство, стандарт, сотрудничество, детский сад, родители, ребенок
Похожие статьи
- Влияние детских дошкольных учреждений на социализацию детей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта
- Актуальная стратегия взаимодействия школы и семьи
- К вопросу о профилактике аддиктивного поведения в детском возрасте
- Повышение родительских компетенций в рамках консультационного центра – новый формат в воспитании и развитии детей с ОВЗ
- Активные формы взаимодействия детского сада и семьи
Текст статьи
Паленова Евгения Валериевна, студентка кафедры «Дошкольная педагогика и психология» ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», педагогпсихолог д/с №179 «Подснежник»г. ТольяттиBarsik93@yandex.ru
СотрудничествосродителямивусловияхреализацииФедеральногогосударственногообразовательногостандартадошкольногообразования
Аннотация.Данная статья посвящена вопросу взаимодействия детского сада и семьи. В статье рассматриваются вопросы об общих понятиях работы дошкольного учреждения и семьи, а также представлены основные формы взаимодействия. Статья раскрывает содержание понятия «сотрудничество», которое получает все более широкое распространение и приобретает актуальность в дошкольном образовании. Особое внимание обращается на применение активных форм взаимодействия детского сада с семьей. К ним относятся: наглядно –информационные, познавательные и досуговые. Главная идея статьи состоит в том,что семья и дошкольное учреждение два важных социальных института, которые должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Ключевые слова:детство,детский сад, ребенок, стандарт, семья, сотрудничество, образование, родители, воспитание.
Современная семья переживает кризис, который выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к их роли, снижение социальной установки на воспитание и образование детей отрицательно влияют на полноценное становление личности ребенка, негативно сказываются на его развитии.В настоящее время Россия переживает один из непростых периодов. Материальные ценности часто доминируют над духовными, поэтомуу детей искажаются представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме.Современным родителям необходима квалифицированная помощь педагоговпрофессионалов. Эта идея находит отражение в суждениях прогрессивных педагогов прошлого, начиная от «Поручений» Владимира Мономаха, до высказываний В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, Н.К.Крупской. Многие педагоги выступали за необходимость оказания родителям педагогической помощи (Е.Ф.Аркин, Л.И.Красногородская, Д.В.Менджерицкая, Е.И.Радина, Е.А.Флерина). Большое внимание уделяли связи детского сада с семьей Л.Ф.Островская, О.Н.Урбанская, Н.Ф.Виноградова, Т.А.Маркова. Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и детского сада произошлив 90е годы XXвека. Это было связано с реформой образования, отразившейся на системе дошкольного воспитания. Стали появляться новые исследования по данному направлению образования (Н.В.Додокина, Е.С.Евдокимова, О.Л.Зверева и др.).[1], [2]Идея оказанияпедагогической помощи родителям прослеживается и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где говорится о том, что родители обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного и физического развития личности ребенка, а образовательные организации оказывать помощь родителям в воспитании детей, охране и укреплении их психического и физического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.ФГОС ДО ставит перед дошкольными организациями задачу «обеспечения психологической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей», ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников и предполагает участие родителей в образовательной деятельности ДОО.Семья–первоисточникиобразецформированиямежличностныхотношенийребенка,апапаимама–образцыдляподражания.Несуществуетдругоготакогоинститута,кромеинститутасемьи,такточнопредопределяющегозакономерностиформированиябудущегочеловека.Заповеденческимипроблемами,особенностямидетскихвзаимоотношенийвиднывзрослые–ихвзглядынамир,ихпозициииповеденческиестереотипы.Родители,невладеявдостаточноймере,знаниемвозрастныхииндивидуальныхособенностейразвитияребенка,поройосуществляютвоспитаниеребенкавслепую,интуитивно.Всеэтонеприноситжелаемыхрезультатов.Сотрудничество–этообщение«наравных»,гденикомунепринадлежитпривилегияуказывать,контролировать,оценивать.Взаимодействиепредставляетсобойспособорганизациисовместнойдеятельности,котораяосуществляетсяспомощьюобщения.Детскийсадисемьядолжныстремитьсяксозданиюединогопространстваразвитияребенка.[3]Ориентациянаузкуюспециализациювсовременномобществетакжесказываетсянаподходахквоспитаниюребенка.Взрослыйнечувствуетуверенностивтом,чтооннеобходимребенку,чтоонможетидолженприниматьактивноеучастиевегоразвитии.Более70%родителейсчитает,чтообразованиеребенкадолжнобытьосуществленоспециалистами,такжекакидругиеуслуги,например,ремонтавтомобиля,переводя,темсамым,образованиевсферупотребления.Приэтомобществопредлагаетзаинтересованномувзросломумножество«образовательныхподделок».Это«развивающиецентры»,«развивающиеигры»имножестводругого,создающегоуродителейиллюзиюзаботытех,ктопредлагаеттоварыилиуслугидляразвитияихребенка.Вфедеральномгосударственномобразовательномстандартедошкольногообразованияот«17»октября2013г.,которыйвступилвдействиес1января2014г.,гдепрописанытребованияповзаимодействиюДООсродителями, подчеркнуто,чтооднимизпринциповдошкольногообразованияявляетсясотрудничествоОрганизацииссемьей. ОднимизпринциповпостроенияФГОСДОявляетсяличностноразвивающийигуманистическийхарактервзаимодействиявзрослых(родителей(законныхпредставителей),педагогическихииныхработниковОрганизации)идетей.Средизадач,решаемыхФГОСДО–этообъединениеобученияивоспитаниявцелостныйобразовательныйпроцесснаосноведуховнонравственныхисоциокультурныхценностейипринятыхвобществеправилинормповедениявинтересахчеловека,семьи,Общества.Однимизтребованийкпсихологопедагогическимусловиямявляетсятребованиеобеспеченияпсихологопедагогическойподдержкисемьииповышениякомпетентностиродителей(законныхпредставителей)ввопросахразвитияиобразования,охраныиукрепленияздоровьядетей.ВсоответствиисФГОСДООобязана:–информироватьродителей (законныхпредставителей)иобщественностьотносительноцелейдошкольногообразования,общихдлявсегообразовательногопространстваРоссийскойФедерации,атакжеоПрограмме,инетолькосемье,ноивсемзаинтересованнымлицам,вовлеченнымвобразовательнуюдеятельность;–обеспечитьоткрытостьдошкольногообразования;–создаватьусловиядляучастияродителей(законныхпредставителей)вобразовательнойдеятельности;–поддерживатьродителей(законныхпредставителей)ввоспитаниидетей,охранеиукрепленииихздоровья;–обеспечитьвовлечениесемейнепосредственновобразовательнуюдеятельность,втомчислепосредствомсозданияобразовательных проектовсовместноссемьейнаосновевыявленияпотребностейиподдержкиобразовательныхинициативсемьи;–создаватьусловиядлявзрослыхпопоиску,использованиюматериалов,обеспечивающихреализациюПрограммы,втомчислевинформационнойсреде,атакжедляобсуждениясродителями(законнымипредставителями)детейвопросов,связанныхсреализациейПрограммы.Цель взаимодействия детского сада и семьи заключается в установлении партнерских связей между участниками педагогического процесса, включении родителей в жизнь ДОО. Взаимодействие как объединяющая на достижение целей совместная деятельность предполагает активное сотрудничество всех субъектов этого процесса. В педагогике и психологии выделяют следующие модели педагогического взаимодействия: «субъектсубъектное» и «субъектобъектное». Именно при субъектсубъектных отношениях деятельность приобретает личную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личными качествами.[4]Эти связи определяют педагогику сотрудничества, ненасилия, партнерства, полисубъктный подход, личностно ориентированную модель взаимодействия.В свою очередь, авторы В.Г.Маралов, В.А.Ситаров[5]в основу взаимодействия родительской общественности и педагогического коллективизма закладывают принципы субъктсубъектных отношений: диалогизации, т.е.субъекты взаимодействия занимают соучащихся, совоспитывающихся, сотрудничающих людей; проблемолизации, т.е. не просто передача информации, а создание условий для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем; персонализации –отказ от ролевых масок и включение во взаимодействие; индивидуализации –выбор методов и форм воспитания, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников.Сами взаимоотношения между педагогическим коллективом и родительскойобщественностью развиваются по определенной схеме, например:–диагностика семьи (социальнопедагогичская);–выделение педагогамиобластей особого внимания, проблем семьи, совместный с родителями анализ результатов исследования;–совместное создание плана действий для каждой семьи спредполагаемыми результатами для ребенка, педагога, родителей;–выполнение плана действий, наблюдения за детскородительскими отношениями;–оценка педагогами и родителями полученных результатов, сравнительный анализ.То есть можно выделить 4 этапа работы с семьями воспитанников:1.Изучение семьи ребенка, детскородительских отношений, деятельности педагогов.2.Создание программы сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с семьей ребенка).3.Реализация программы сотрудничества.4.Анализ полученных результатов.Планирование работы педагогов с семьей воспитанника начинается еще до его поступления в ДОО. Так в доадаптационный период педагоги знакомятся с семьей, при этом выясняют жилищные условия, возраст, образование родителей, состав семьи и структуру родственных связей, поколений и пр., т.е. заполняют социальный паспорт семьи. Это делается единожды при поступлении ребенка в детский сад, но корректируется и дополняется паспорт ежегодно, поскольку возможно изменение места жительства, состав семьи или места работы родителей. Данные мероприятия проводятся ежегодно. К ним также можно отнести родительские собрания, круглые столы, устные журналы, утренники, групповые консультации и т.д.В течение учебного года воспитатель ежедневно планирует работу с семьей, включая следующие методы:–целевые наблюдения за характером детскородительских отношений в момент расставания и встречи;–плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития ребенка;–непосредственные просмотры родителями разных видов деятельности;–привлечение родителей к ознакомлению с результатами продуктивных видов деятельности;–проведение опросов, тестирования, интервьюирования.Данные мероприятия ежедневны, к ним так же относятся утренние приветствия, индивидуальные беседы и консультации, работа телефона доверия, электронной почты.В течение учебного года воспитатель периодически планирует фронтальные встречи с родителями детей группы. В этом случае он указывает в календарном плане тему встречи,форму ее проведения. Здесь же педагог кратко методы обогащения воспитательного опыта родителей. Данные мероприятия относятся к ежемесячным или ежеквартальным, в зависимости от периодичности.Дошкольное учреждение и семья взаимодействуют посредством разнообразных форм.
Традиционные формы: 1.Познавательные:–дискуссия;–консультация.2.Наглядноинформационные:–информационноознакомительная(ознакомление родителей с особенностями работы ДОО);–информационнопросветительская(расширение знаний родителей об особенностях развития и воспитания дошкольников).Их специфика заключается в том, что общение с родителями не прямое, а опосредованное –через газеты, организацию выставок, родительских уголков.3.Досуговые.4.Связанные с вовлечением родителей в управление ДОО:–совместные мероприятия воспитателей и родителей(собрания, конференции, консультации беседы, вечера, кружки для родителей, тематические выставки и др.;–совместные мероприятия воспитателей, родителей и детей(дни открытых дверей, турниры знатоков, соревнования, кружки, КВН, викторины, праздники).Нетрадиционные формы: сайты детского сада и группы, фотовыставки и фотомонтажи, проведение акций, почта доверия, проведения мастеркласса, круглый стол, презентации, выпуски семейных газет и плакатов, проведение тренинга и деловой игры, совместные прогулки и экскурсии, брошюры, листовки и буклеты, выставка семейных реликвий.Итак, семья –это уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Семья для ребенка –это ещеи источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания,здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединеныодним важным и значимым критерием –его качеством,которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов, воспитателей и педагогической культуры родителей. И хотя дошкольное учреждение и семья –это два звена в одной цепи, детский сад не может заменить семью, он дополняет ее, выполняя свои особые функции. Их общие задачи:образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.Внастоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДООи родителей. Воспитательные функции семьи и ДООразличны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом. Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей. Одной из основных целей внедрения ФГОС ДО –установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, развитие потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.Таким образом,от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего –дети. И не только потому, что они узнают чтото новое. Важнее другое –они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так многознают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.Стремление педагогов детского садак изменению формы общения с родителями, несомненно, является положительной тенденцией. Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.А внедрение федерального государственного образовательного стандарта позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.Семья и детский сад–два воспитательных феномена, каждый из которых по –своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.
Ссылкинаисточники1.Евдокимова, Н.В.Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.[Текст] / Н.В. Додокина, Н.В. Евдокимова, Е.А. Кудрявцева. –М.: МозаикаСинтез,2007.2.Зверева, О.Л.Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект.[Текст]/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. –М.:Сфера, 2007.–80 с.3.Богомолова,З.А.ФормированиепартнерскихотношенийпедагоговиродителейвусловияхсотрудничествавДОУ[Текст] / З.А. Богомолова // Дошкольнаяпедагогика. –№2.4.Юсупов,И.М. Психология взаимопонимания. [Текст] / И.М. Юсупов. –Казань, 1991.5.Ситаров, В.А.Диагностика и развитие позиции ненасилия у педагога [Текст] / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. –М.: Издво МПА, 1997.6.Крылова,Н.Какимдолжнобытьобщениедетскогосадассемьей?[Текст] / Н.Крылова// Воспитание дошкольников.–2009.–№ 3.–С. 1427.7.Давыдова,О.И.РаботасродителямивДОУ.[Текст] / О.И. Давыдова. М.,2005.
СотрудничествосродителямивусловияхреализацииФедеральногогосударственногообразовательногостандартадошкольногообразования
Аннотация.Данная статья посвящена вопросу взаимодействия детского сада и семьи. В статье рассматриваются вопросы об общих понятиях работы дошкольного учреждения и семьи, а также представлены основные формы взаимодействия. Статья раскрывает содержание понятия «сотрудничество», которое получает все более широкое распространение и приобретает актуальность в дошкольном образовании. Особое внимание обращается на применение активных форм взаимодействия детского сада с семьей. К ним относятся: наглядно –информационные, познавательные и досуговые. Главная идея статьи состоит в том,что семья и дошкольное учреждение два важных социальных института, которые должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Ключевые слова:детство,детский сад, ребенок, стандарт, семья, сотрудничество, образование, родители, воспитание.
Современная семья переживает кризис, который выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к их роли, снижение социальной установки на воспитание и образование детей отрицательно влияют на полноценное становление личности ребенка, негативно сказываются на его развитии.В настоящее время Россия переживает один из непростых периодов. Материальные ценности часто доминируют над духовными, поэтомуу детей искажаются представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме.Современным родителям необходима квалифицированная помощь педагоговпрофессионалов. Эта идея находит отражение в суждениях прогрессивных педагогов прошлого, начиная от «Поручений» Владимира Мономаха, до высказываний В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, Н.К.Крупской. Многие педагоги выступали за необходимость оказания родителям педагогической помощи (Е.Ф.Аркин, Л.И.Красногородская, Д.В.Менджерицкая, Е.И.Радина, Е.А.Флерина). Большое внимание уделяли связи детского сада с семьей Л.Ф.Островская, О.Н.Урбанская, Н.Ф.Виноградова, Т.А.Маркова. Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и детского сада произошлив 90е годы XXвека. Это было связано с реформой образования, отразившейся на системе дошкольного воспитания. Стали появляться новые исследования по данному направлению образования (Н.В.Додокина, Е.С.Евдокимова, О.Л.Зверева и др.).[1], [2]Идея оказанияпедагогической помощи родителям прослеживается и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где говорится о том, что родители обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного и физического развития личности ребенка, а образовательные организации оказывать помощь родителям в воспитании детей, охране и укреплении их психического и физического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.ФГОС ДО ставит перед дошкольными организациями задачу «обеспечения психологической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей», ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников и предполагает участие родителей в образовательной деятельности ДОО.Семья–первоисточникиобразецформированиямежличностныхотношенийребенка,апапаимама–образцыдляподражания.Несуществуетдругоготакогоинститута,кромеинститутасемьи,такточнопредопределяющегозакономерностиформированиябудущегочеловека.Заповеденческимипроблемами,особенностямидетскихвзаимоотношенийвиднывзрослые–ихвзглядынамир,ихпозициииповеденческиестереотипы.Родители,невладеявдостаточноймере,знаниемвозрастныхииндивидуальныхособенностейразвитияребенка,поройосуществляютвоспитаниеребенкавслепую,интуитивно.Всеэтонеприноситжелаемыхрезультатов.Сотрудничество–этообщение«наравных»,гденикомунепринадлежитпривилегияуказывать,контролировать,оценивать.Взаимодействиепредставляетсобойспособорганизациисовместнойдеятельности,котораяосуществляетсяспомощьюобщения.Детскийсадисемьядолжныстремитьсяксозданиюединогопространстваразвитияребенка.[3]Ориентациянаузкуюспециализациювсовременномобществетакжесказываетсянаподходахквоспитаниюребенка.Взрослыйнечувствуетуверенностивтом,чтооннеобходимребенку,чтоонможетидолженприниматьактивноеучастиевегоразвитии.Более70%родителейсчитает,чтообразованиеребенкадолжнобытьосуществленоспециалистами,такжекакидругиеуслуги,например,ремонтавтомобиля,переводя,темсамым,образованиевсферупотребления.Приэтомобществопредлагаетзаинтересованномувзросломумножество«образовательныхподделок».Это«развивающиецентры»,«развивающиеигры»имножестводругого,создающегоуродителейиллюзиюзаботытех,ктопредлагаеттоварыилиуслугидляразвитияихребенка.Вфедеральномгосударственномобразовательномстандартедошкольногообразованияот«17»октября2013г.,которыйвступилвдействиес1января2014г.,гдепрописанытребованияповзаимодействиюДООсродителями, подчеркнуто,чтооднимизпринциповдошкольногообразованияявляетсясотрудничествоОрганизацииссемьей. ОднимизпринциповпостроенияФГОСДОявляетсяличностноразвивающийигуманистическийхарактервзаимодействиявзрослых(родителей(законныхпредставителей),педагогическихииныхработниковОрганизации)идетей.Средизадач,решаемыхФГОСДО–этообъединениеобученияивоспитаниявцелостныйобразовательныйпроцесснаосноведуховнонравственныхисоциокультурныхценностейипринятыхвобществеправилинормповедениявинтересахчеловека,семьи,Общества.Однимизтребованийкпсихологопедагогическимусловиямявляетсятребованиеобеспеченияпсихологопедагогическойподдержкисемьииповышениякомпетентностиродителей(законныхпредставителей)ввопросахразвитияиобразования,охраныиукрепленияздоровьядетей.ВсоответствиисФГОСДООобязана:–информироватьродителей (законныхпредставителей)иобщественностьотносительноцелейдошкольногообразования,общихдлявсегообразовательногопространстваРоссийскойФедерации,атакжеоПрограмме,инетолькосемье,ноивсемзаинтересованнымлицам,вовлеченнымвобразовательнуюдеятельность;–обеспечитьоткрытостьдошкольногообразования;–создаватьусловиядляучастияродителей(законныхпредставителей)вобразовательнойдеятельности;–поддерживатьродителей(законныхпредставителей)ввоспитаниидетей,охранеиукрепленииихздоровья;–обеспечитьвовлечениесемейнепосредственновобразовательнуюдеятельность,втомчислепосредствомсозданияобразовательных проектовсовместноссемьейнаосновевыявленияпотребностейиподдержкиобразовательныхинициативсемьи;–создаватьусловиядлявзрослыхпопоиску,использованиюматериалов,обеспечивающихреализациюПрограммы,втомчислевинформационнойсреде,атакжедляобсуждениясродителями(законнымипредставителями)детейвопросов,связанныхсреализациейПрограммы.Цель взаимодействия детского сада и семьи заключается в установлении партнерских связей между участниками педагогического процесса, включении родителей в жизнь ДОО. Взаимодействие как объединяющая на достижение целей совместная деятельность предполагает активное сотрудничество всех субъектов этого процесса. В педагогике и психологии выделяют следующие модели педагогического взаимодействия: «субъектсубъектное» и «субъектобъектное». Именно при субъектсубъектных отношениях деятельность приобретает личную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать его личными качествами.[4]Эти связи определяют педагогику сотрудничества, ненасилия, партнерства, полисубъктный подход, личностно ориентированную модель взаимодействия.В свою очередь, авторы В.Г.Маралов, В.А.Ситаров[5]в основу взаимодействия родительской общественности и педагогического коллективизма закладывают принципы субъктсубъектных отношений: диалогизации, т.е.субъекты взаимодействия занимают соучащихся, совоспитывающихся, сотрудничающих людей; проблемолизации, т.е. не просто передача информации, а создание условий для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем; персонализации –отказ от ролевых масок и включение во взаимодействие; индивидуализации –выбор методов и форм воспитания, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников.Сами взаимоотношения между педагогическим коллективом и родительскойобщественностью развиваются по определенной схеме, например:–диагностика семьи (социальнопедагогичская);–выделение педагогамиобластей особого внимания, проблем семьи, совместный с родителями анализ результатов исследования;–совместное создание плана действий для каждой семьи спредполагаемыми результатами для ребенка, педагога, родителей;–выполнение плана действий, наблюдения за детскородительскими отношениями;–оценка педагогами и родителями полученных результатов, сравнительный анализ.То есть можно выделить 4 этапа работы с семьями воспитанников:1.Изучение семьи ребенка, детскородительских отношений, деятельности педагогов.2.Создание программы сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с семьей ребенка).3.Реализация программы сотрудничества.4.Анализ полученных результатов.Планирование работы педагогов с семьей воспитанника начинается еще до его поступления в ДОО. Так в доадаптационный период педагоги знакомятся с семьей, при этом выясняют жилищные условия, возраст, образование родителей, состав семьи и структуру родственных связей, поколений и пр., т.е. заполняют социальный паспорт семьи. Это делается единожды при поступлении ребенка в детский сад, но корректируется и дополняется паспорт ежегодно, поскольку возможно изменение места жительства, состав семьи или места работы родителей. Данные мероприятия проводятся ежегодно. К ним также можно отнести родительские собрания, круглые столы, устные журналы, утренники, групповые консультации и т.д.В течение учебного года воспитатель ежедневно планирует работу с семьей, включая следующие методы:–целевые наблюдения за характером детскородительских отношений в момент расставания и встречи;–плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития ребенка;–непосредственные просмотры родителями разных видов деятельности;–привлечение родителей к ознакомлению с результатами продуктивных видов деятельности;–проведение опросов, тестирования, интервьюирования.Данные мероприятия ежедневны, к ним так же относятся утренние приветствия, индивидуальные беседы и консультации, работа телефона доверия, электронной почты.В течение учебного года воспитатель периодически планирует фронтальные встречи с родителями детей группы. В этом случае он указывает в календарном плане тему встречи,форму ее проведения. Здесь же педагог кратко методы обогащения воспитательного опыта родителей. Данные мероприятия относятся к ежемесячным или ежеквартальным, в зависимости от периодичности.Дошкольное учреждение и семья взаимодействуют посредством разнообразных форм.
Традиционные формы: 1.Познавательные:–дискуссия;–консультация.2.Наглядноинформационные:–информационноознакомительная(ознакомление родителей с особенностями работы ДОО);–информационнопросветительская(расширение знаний родителей об особенностях развития и воспитания дошкольников).Их специфика заключается в том, что общение с родителями не прямое, а опосредованное –через газеты, организацию выставок, родительских уголков.3.Досуговые.4.Связанные с вовлечением родителей в управление ДОО:–совместные мероприятия воспитателей и родителей(собрания, конференции, консультации беседы, вечера, кружки для родителей, тематические выставки и др.;–совместные мероприятия воспитателей, родителей и детей(дни открытых дверей, турниры знатоков, соревнования, кружки, КВН, викторины, праздники).Нетрадиционные формы: сайты детского сада и группы, фотовыставки и фотомонтажи, проведение акций, почта доверия, проведения мастеркласса, круглый стол, презентации, выпуски семейных газет и плакатов, проведение тренинга и деловой игры, совместные прогулки и экскурсии, брошюры, листовки и буклеты, выставка семейных реликвий.Итак, семья –это уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности. Семья для ребенка –это ещеи источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания,здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединеныодним важным и значимым критерием –его качеством,которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов, воспитателей и педагогической культуры родителей. И хотя дошкольное учреждение и семья –это два звена в одной цепи, детский сад не может заменить семью, он дополняет ее, выполняя свои особые функции. Их общие задачи:образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.Внастоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДООи родителей. Воспитательные функции семьи и ДООразличны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом. Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей. Одной из основных целей внедрения ФГОС ДО –установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, развитие потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.Таким образом,от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего –дети. И не только потому, что они узнают чтото новое. Важнее другое –они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так многознают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.Стремление педагогов детского садак изменению формы общения с родителями, несомненно, является положительной тенденцией. Эффективно организованное сотрудничество дает импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.А внедрение федерального государственного образовательного стандарта позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.Семья и детский сад–два воспитательных феномена, каждый из которых по –своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.
Ссылкинаисточники1.Евдокимова, Н.В.Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей.[Текст] / Н.В. Додокина, Н.В. Евдокимова, Е.А. Кудрявцева. –М.: МозаикаСинтез,2007.2.Зверева, О.Л.Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект.[Текст]/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. –М.:Сфера, 2007.–80 с.3.Богомолова,З.А.ФормированиепартнерскихотношенийпедагоговиродителейвусловияхсотрудничествавДОУ[Текст] / З.А. Богомолова // Дошкольнаяпедагогика. –№2.4.Юсупов,И.М. Психология взаимопонимания. [Текст] / И.М. Юсупов. –Казань, 1991.5.Ситаров, В.А.Диагностика и развитие позиции ненасилия у педагога [Текст] / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. –М.: Издво МПА, 1997.6.Крылова,Н.Какимдолжнобытьобщениедетскогосадассемьей?[Текст] / Н.Крылова// Воспитание дошкольников.–2009.–№ 3.–С. 1427.7.Давыдова,О.И.РаботасродителямивДОУ.[Текст] / О.И. Давыдова. М.,2005.