Роль самооценки в развитии личности учащегося, склонного к проявлению положительной девиации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Райзвих Е. Г. Роль самооценки в развитии личности учащегося, склонного к проявлению положительной девиации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3361–3365. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970999.htm.
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли самооценки в развитии личности учащегося, склонного к проявлению творческой креативности как формы положительной девиации. Приводится характеристика креативной личности. Анализируется сущность самооценки в процессе самореализации креативной личности. Представлены результаты и выводы проведенного эмпирического исследования, целью которого является измерение уровня самооценки личности учащегося, склонного к проявлению положительных девиаций.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Райзвих Елена Геннадьевна, студент, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ), г. Владимирazzirshayne@gmail.com

Научный руководитель:Попов ВикторАлексеевич,доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной педагогики и психологии;Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых,г. Владимирsppvlgu@mail.ru

Роль самооценки в развитии личности учащегося, склонного к проявлению положительной девиации

Аннотация.Статья посвящена рассмотрению роли самооценкив развитии личности учащегося, склонного к проявлению творческой креативности, как формыположительной девиации. Приводится характеристика креативной личности. Анализируется сущность самооценки в процессе самореализации креативной личности. Представлены результаты и выводы проведенного эмпирического исследования, целью которого является измерение уровня самооценки личности учащегося, склонного к проявлению положительных девиаций.Ключевые слова: самооценка, самореализация, положительная девиация, креативность.

Современный образовательный процесс определяется как диалектически взаимосвязанная система обучения и учения, обеспечивающая развитие индивидуума как личности, опирающаяся на раскрытие и использование субъектного опыта каждого ученика посредством применения личностно значимых способов целенаправленной учебнопознавательной деятельности [3]. Следовательно, доминирующими принципами образовательного процесса являются гуманизация и личностная ориентация. Необходимо отметить, что ценности педагогическойпрактикив рамках современного образовательного процессапродолжают меняться в соответствии с изменяющейся социокультурной средой. Педагоги и психологи все чаще обращаются к трансформационным процессам общества, которые влияют на развитие личности. Поскольку в процессе формирования общества и принятых в нем норм,отклонения от этих же норм развиваются в той же степени и прогрессии, усложняясь и усугубляясь вместе с социальными системами. На современном этапе развития педагогики и психологии данной проблематике накоплен богатый научнопрактический материал. Множество ученых и научных школ занимаются изучением данного феномена с разных сторон.Отклоняющееся (девиантное поведение)–система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Иными словами, любоепроявление девиации является своеобразным бунтом, противостоянием личности против общепринятой системы норм, ценностей, традиций и социальных образцов поведения.Девиацииличности разделяют на негативные и позитивные. Первыми принято называть те девиации,которые являются деструктивными отклонениями и носят разрушительный характер,как для самой личности, так и для всего общества в целом. Изначальнок подобным девиациям были отнесены преступность, нарушения морали и нравственности. В настоящее время этот список значительно расширился:внего добавились такие отклонения, как зависимости (алкоголизм, наркомания, пищевая зависимость, игромания и т. д.); нарушения полового поведения; суицидальное поведение; социальный паразитизм и маргинальность; насилие и агрессия [4].Позитивные девиации определяются какотклоняющаяся от норм деятельность личности, носящая положительный характер. Это, как правило, творчество, креативность, новаторство, талант и гениальность. Положительные девиации относятся к таким способностям человека, которые позволяют порождать необычные идеи, оригинально подходить к решению какихлибо задач или проблем, отклоняясь при этом от стандартных форм и способов мышления и порождая тем самым чтото совершенно уникальное и самобытное [1].В нашем исследовании мы рассмотрим проявление положительной девиации у подростков в форме творческой креативности.Как известно, креативность –это универсальная, познавательная, творческая способность. Она основывается на взаимодействии интеллекта, когнитивных способностей и реальных достижениях. Человек творцом не рождается, а будет ли подросток творческой личностью, зависит от того, какие возможности предоставит ему окружение для развития того или иного потенциала.Необходимо отметить, что креативнаяличность обладаетнеобычнымиидеями, отклоняющимися от традиционных форм мышления; способностьюбыстро принимать решения при возникновении задач и ситуаций, но нестандартно, оригинально. Креативность–это совокупность мыслительных и личностных качеств, которые, в свою очередь, способствуют развитию способности к творчеству. В данном ракурсе девиации личности необходимо понимать как социальнодуховный феномен.В это связи особый интерес представляет изучение проявлений положительных девиаций в сфере наук и искусств. С.Л. Рубинштейн считал, например, что растущая личность выстраивает свой «жизненный путь», отстаивая уникальную индивидуальность, осознанно утверждает личностную позицию в обществе, вступает в межличностные отношения. Весь свой потенциал человек может осуществить на креативном уровне с помощью индивидуальности, оригинальности и универсальности [6].Современный социум отечественной действительности требует все большего количества людей, которые способны подойти к повседневности более творчески, организуя и планируя ее не традиционно, а оригинально и креативно. Это повлияло на изменение отношения некоторых исследователей к положительным девиациям, что выразилось, в первую очередь, в признании уникальности творчества, новаторства и креативности личности[5]. Личность система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Личность человека характеризуется подвижностьюи динамичностью, что позволяет ей изменяться и развиваться под влиянием окружающего социума. Развитие личности характеризуется постоянным расширением сознания и его обогащением с духовной стороны. Это обогащение позволяет совершенствовать способности человека, развивать тем самым общественные отношения, что приводит к техническому и духовному прогрессу как одного человека, так и всего общества в целом [7].Следует заметить, что этот прогресс будет заметен только в том случае, если окружение предоставит возможность воплотить тот потенциал, который принадлежит той или иной личности. В современном образовательном процессе перед каждым педагогом стоит две главные задачи, которые были описаны нами ранее: гуманизация и личностная ориентация. Если педагог, идущий в ногу с инновационными процессами современной школы, сможет найти индивидуальный подход к каждой маленькой личности, учащейся в школе, то потенциал всего общества будет только расти благодаря упомянутым ранее прогрессам [4].Положительные девиации личности можно рассматривать со стороны деятельности или процесса, со стороны отношения человека к миру или особого состояния сознания. В любую эпоху человек считался субъектом деятельности. Через такой способ самореализации человека, как творческая деятельность,так же можно проследить формирование личности в истории человечества. Такая личность идет по пути познания и творческого поиска, не просто самоактулизируясь, а активно утверждает свои творческие способности и своеобразное личностное состояние, что влияет на ее самооценку. Понятие самооценки играет одну из ведущих ролей при объяснении причин успешности и неуспешности человека, его способности к самореализации в личной жизни, карьере и обществе.Самооценка представляет собой центральное образование личности.Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности.Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет наформирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это, в структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место. С помощьюживого мышления и интуиции такая личность способна выходить за пределы того пространства, в котором она познает окружающий мир. Такая личность в силу своей сущности постоянно находится в состоянии самосовершенствования своих качеств, находя новые творческие виды деятельности, создавая, развивая и совершенствуя саму себя. Беспрерывное становление творческой личности является условиям ее полноценного существования в современном социуме и культуре, что определяет ее как личность инновационного типа. Самореализация положительнодевиантной личности является качественно новым социальным явлением [3].Как и в любом возрасте, самооценка подростка выступает одним из основных и наиболее важных компонентов самосознания человека, который включает в себя собственную оценку своей личности, ее характеристик, совокупности качеств и потенциала. В случае с подростком самооценка в целом выступает как центральный показатель развития личности, ее возможностей и уровня адаптации в социуме. Она же выступает своеобразнымрегулятором ее мотивов, социальной и профессиональной деятельности, поступков в целом.Положительные девиации оказывают огромное влияние на самореализацию личности изза того, что являются осознанными и проявляются целенаправленно. Поле реализации позитивнодевиантной личности безгранично. Личность с положительной девиацией определяется такими характеристиками, как высокая креативность мышления, неординарная работоспособность, владение информационной культурой, творческий подход к любому виду деятельности, непрерывное саморазвитие, самовоспитание и переосмысление собственной личности на каждом качественно новом уровне. Для современного социума очень важно иметь креативный, нестандартный подход в своей профессиональной деятельности. Позитивные девиации –это обязательный и общий элемент во всем многообразии двух сфер деятельности личности –науки и искусства. Они не несут в себе самоцель дублирования действительности окружающего нас мира, они создают нечто принципиально новое; это сферы бесконечного поиска и совершенствования. В науке и искусстве, в творениях и инновациях проявляется неповторимый внутренний мир позитивнодевиантной личности [2].Целью нашего исследования является измерение уровня самооценки личности учащегося, склонного к проявлению положительных девиаций. В исследовании приняли участие учащиесяобщеобразовательной школы г. Владимира в количестве 39 человек, в возрасте 1314 лет (21 девочка и 18 мальчиков).В качестве психодиагностического инструментария выбраны опросник творческой креативности Джонсона и методика исследования самооценки ДембоРубенштейнав модификации А.М. Прихожан.

На первом этапе был проведен опросник творческой креативности, который состоит из восьми пунктов, в которые включены характеристики творческого мышления и поведения. Он разработанспециально для внешнего наблюдения за проявлением этих характеристик. Испытуемые не принимают участие в опроснике, а становятся объектами для исследователя, который самостоятельно заполняет бланк ответов в соответствии с требованиями. В результатеанализа данных,40% испытуемых имеют средний уровень творческой креативности, то есть, относятся к норме. 8% низкий уровень.26% высокийуровень. Следующим этапом нашего исследование было измерениеуровня самооценки у категории учащихся с высоким и очень высоким уровнем творческой креативности (52% 20 человек).Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их.Результаты методики представленыв таблице 1.Таблица 1Результаты измерения уровня самооценки и уровня притязаний учащихся

Наименование шкалыУровеньКоличествоУровень самооценкиОчень высокий10%Высокий15%Средний45%Низкий30%Уровень притязанийОчень высокий10%Высокий10%Средний40%

Низкий40%

В результате проведенного исследования выделилась «группа риска»учащихся с низким уровнем притязаний и самооценки, чтосвидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что для данной выборки подростков, склонных к проявлению положительных девиаций, характерен средний и низкий уровень притязаний и самооценки. Являясь центральным показателем развития личности и регулятором мотивов, деятельности и поступков в целом, самооценка подростка играет огромную роль в самореализации. Низкий показатель самооценки свидетельствуето том, что у подростка имеются проблемы, связанные с самовыражением в социуме. Это может повлечь за собой эмоциональные перживания, негативную реакцию, а так же различные страхи, в результате которых подросток может замкнуться в себе и разрушить все социальные контакты.

Ссылки на источники1.Крушельницкая, О. Б. Социальная психология образования: учебное пособие / О.Б. Крушельницкая; под ред. О. Б. Крушельницкой [и др.]/ М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРАМ, 2015. 320 с.2.Николаева, Л. В., Парусова, М. М. Положительные девиации личности как фактор развития общества // Молодой ученый. –2016. —№9. —С. 10391041.3.Олешков, М.Ю. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / Авторысоставители М. Ю. Олешков и В. М. Уваров. М.: Спутник+, 2006. 191 с.4.Остапенко, П.И. Положительные девиации как элемент развития современного российского общества // Научный журнал КубГАУ Scientific Journal of KubSAU. –2013. №85. с.636645. 5.Попов, В.А. Актуальные направления профилактической работы с современной молодежью // Профилактика социальных отклонений молодежи: правовой, психологический и социальнопедагогический аспекты: Сборник материалов Международной заочной научнопрактической конференции 5 апреля 2010 г. –Владимир: ВГГУ, 2010. –С. 39.6.Сминщикова, Э. В. Позитивные девиации как фактор прогрессивного развития личности в современном социуме: Дисс. канд. юрид. наук. Краснодар, 2012. –139 с.7.Снимщикова,Э.В. Самоактуализация и позитивные девиации личности характер взаимосвязи // Гуманитарные, социальноэкономическиеи общественные науки. –2011. № 1. –С. 74–78.