Минимизация рисков формирования психологически комфортной творческой среды подростка

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Осин В. С. Минимизация рисков формирования психологически комфортной творческой среды подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3431–3435. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971013.htm.
Аннотация. В данной статье автором рассматривается минимизация рисков формирования психологически комфортной среды посредством творческого взаимодействия подростков с представителями выбранного творческого направления. Представлен вариант планомерного, поэтапного развития среды подростка, психологически безопасной для него и других участников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Осин Виктор Сергеевич,магистрант 2 курса ФГОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургviktor.osin@mail.ru

Минимизация рисков формирования психологически комфортной творческой среды подростка

Аннотация.В данной статье автором рассматривается минимизация рисков формирования психологически комфортной среды посредством творческого взаимодействия подростков с представителями выбранного творческого направления. Представлен вариант планомерного, поэтапного развития среды подростка, психологически безопасной для него и других участников. Ключевые слова:минимизация рисков, творческая среда, психологическая безопасность, подросток, творческое сообщество, психологически комфортная среда, догматическая среда, социокультурная среда, образовательная среда.

Современная действительность открывает перед человеком множество информационнотехнологических возможностей для развития, общения, духовного и материальногообогащения. В тоже время интенсивное развитие качества и способов коммуникации позволяют расширить территориальное пространстводеятельности.Фактором успешного освоения актуальных возможностей коммуникацийявляется минимизация рисков формирования психологически комфортнойсреды.Важным условием минимизации рисковвыступает исключение психологического травмированияличности в детскоми подростковом возрасте, так как оно имеет необратимые последствия для развития.Актуальность проблемы психологической безопасности подростка обусловлена возрастающими потребностями общества в психологически здоровой личности, которая могла бы успешно справляться с технологическими, информационными и социальнопсихологическими угрозами современного мира.В подростковом возрасте появляется свобода выбора и возможность самостоятельно публично выражать своё мнение посредством интернетпространства, особо актуальным встает вопрос о правильно выбранномвекторе развития его личности [7].

Стоит отметить, что психологическими барьерамиуспешного освоения современных возможностей коммуникациймогут выступатьследующие аспекты:стереотипы, предвзятые представления, напряженные межнациональные отношения, неверный выбор стратегии и тактики общения [8]. Преодолениюбольшинства представленных психологических барьеров и развитию способности подростка к фильтрации негативного информационного потока способствует взаимодействиес творческим сообществом.В свою очередь творчество мы рассматриваем какмногоплановый процессразвития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной творческой деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между еёучастниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения –это обмен не только словами, но и действиями. Третья сторона творческого общения предполагает восприятие друг друга участников с позитивной, посреднической стороны.

В рамках исследования проблемы формирования психологически комфортной творческой среды для нас значимопонятие «среды», рассматриваемоес точки зрения условий, в которых происходит жизнедеятельность человека и людей, которые окружают его и также находятся в этих условиях. С другой стороны можно определить среду как социальное пространство, в которое включен человек, пространство его непосредственной деятельности, ближайшего развития и активности [3].В контексте структуры среды рассматривают феномены личной жизни человека и его социальной жизни, которые включают в себя особенности его индивидуального жизненного опыта, влияние на него средств массовой информации и др.Минимизация рисков формирование психологически комфортной и безопасной среды является одной из ключевых задач современного цивилизованного общества. Рассматривая творческую средукакпроцесс,систему мер, которые обращены ко всем субъектам творческой деятельностии направлены в первую очередь на устранение психологического насилия в условиях творческого пространства[4]. Важным фактором формирования психологически комфортной творческой среды является минимизация рисков личностносредового взаимодействия участников творческого сообщества и реалий межкультурного социума. Гарантом минимизации рисков в первую очередь служит планомерность расширения и поэтапность формирования среды. На каждом этапе формируется отдельная среда со своимуровнем личностносредового взаимодействия, требующая акцентировано индивидуальныхвидовсоциальнопедагогической поддержки и формирующая определённые возможности для последующегоразвития. Представим минимизациюрисков формирования психологически комфортной творческой среды подросткав творческом объединениив виде поэтапного освоения творческого пространства (рис 1).

Рис.1. Формирование психологически комфортной творческой среды подростка

Пихологически комфортнойсредойподросткаслужатследующие социальные институты: семья, школа, двор и др. В рамках нашего исследования изначальнойсредой является школа(образовательноеучреждение). Проблема психологической безопасности образовательной среды и субъектов образовательного процесса активно разрабатывается учёными (И.А. Баевой, E.H. Волковой,С.Н. Илларионовым, А.Г. Ибрагимовой, С.П. Ивановой, Е.Б. Лактионовой, В.В.Семикиным, Б.А. Еремеевым, О.Н. Истратовой, М.Б. Калашниковой, H.A. Лызь, С.Т. Посоховой и др.)

[1,6].Согласно проведенным исследованиямуказанных выше учёных, можно выявить главный социальнопсихологический компонент школьной среды это качество взаимоотношений ребенка с одноклассниками и педагогами, взаимоотношения родителей и педагогов, активное участие родителей в жизни класса. Негативным фактором психологической безопасности обучающегосяв этом случае становится стиль контрольнооценочной системы образовательных учреждений. В тоже время, зарубежный опыт замены такой системы на скрытую форму оценок получил успешную реализацию в большинстве европейских школах и колледжах[9]. Однако, согласно условиям нашего исследования необходимо, чтобы подросток чувствовал себя психологически комфортно в рамках образовательной деятельности.Компенсациейнегативного фактора контрольнооценочной школьной системы становится внедрение специалистов выбранного творческого направления. Привлеченные специалисты на данном этапе балансируют учебную нагрузку игровой деятельностью, повышают уровень мотивации к совместной творческой деятельности.В условиях школы (образовательного учреждения) взаимодействие с новыми участниками –представителями творческого объединения –послужит импульсом формирования догматической среды внутри группы подростков [5].При этом следует отметить, что уровень личностносредового взаимодействия на этом этапе остается на пассивноисполнительном. Формирование психологически комфортной догматической среды обеспечивается эмоциональномотивирующей поддержкой компетентных специалистов выбранного творческого направления, которая объединяет группу и готовит к следующему действию(табл 1).Таблица 1Компоненты формирования психологически комфортной творческой среды подростка

СредаДействие для вхожденияФункцияПриоритетный вид психологопедагогической поддержкиУровень личностносредового взаимодействияДогматическаяВзаимодействие с новыми участникамиОбъединяетЭмоциональномотивирующаяПассивноисполнительныйОбразовательнаяСмена/оборудование аудиторииОбучаетПедагогическаяПознавательныйЛокальная креативнотворческаяРасширение локаций творчестваОбогащаетОрганизационносодержательнаяСитуативноадаптационныйСоциокультурная Вхождение в пространство творческого сообществаОсмысляетСоциальноинформационнаяАктивнотворческий

Переход к последующему этапу предполагаетсменуили переоборудованияаудитории для профессионального освоения теоретических основ и отработку навыков в выбранном направлении творчества. Объединённая группаподростков и специалистовпереходит в образовательную среду, обеспеченную педагогической поддержкой. Взаимодействие в объединённой группеосуществляется приоритетно на познавательном уровне. Сформированныена данном этапе базовые знания и навыкипозволяют планомерно перейти к дальнейшему расширению творческой среды. Расширение территориального пространстватворчества позволяет перейти к формированию локальной креативносоциальной среды, где преобладает ситуативноадаптационныйуровень взаимодействия между участниками[2]. При организационносодержательнойподдержки подростки реализуют накопленный творческий потенциал в практикоориентированныхпроектах, одновременно изучая возможности практического применения и обогащаясь за счет наполнения смысловым содержаниемтворческой деятельности. Завершающимдействиемк переходуформированиясоциокультурной среды, является вхождение подростков в пространство творческого сообщества, посредством участияв конкурсах,тематических выставок, реализации творческихпроектов, вступленияв составспециализированных творческих союзов, организацийи др. На данном этапе взаимоотношение подростков с представителями творческого сообщества протекает на активнотворческом уровне. Социальноинформационная поддержка в этот период включает в себе предоставление ресурсов саморазвития, системыметодик и поведенческих моделей в пространстве творческого сообщества. Самостоятельная генерация идей, их качественная практическая реализация, обсуждение полученныхрезультатовс другими участниками творческого сообщества формирует непрерывно развивающегося человекатворца. Таким образом, поэтапноепланомерноеформированиетворческойсредыв психологически комфортную среду подросткаобеспечивает минимизации рисков.

Ссылки на источники1.Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: учеб. пособие / Под ред. И.А.Баевой. –М.: ЭконИнформ, 2014. –247 с.2.Кочемасова,Л.А. Инновационные технологии организации социальноприродной среды в профессиональном образовании / Л.А. Кочемасова // Инновационные технологии в педагогике: материалы науч.практ. конф. с междунар. участием // Академический журнал Западной Сибири. –Тобольск, 2008. –№1. –С. 1617.3.Кочемасова, Л.А. Педагогический потенциал понятия «среда» / Л.А. Кочемасова // Топологические понятия в образовании: Интернет конференция. Н. Новгород, 2010. http://www.openclass.ru/communities/587974.Ларисова,И.А. Педагогически комфортная среда как средство формирования творческой самореализации подростков во внеурочной деятельности // Фундаментальные исследования. –2011. –№ 123. –С. 493497

URL: https://fundamentalresearch.ru/ru/article/view?id=29189 (дата обращения: 18.04.2017).5.Мануйлов,Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании / Ю.С. Мануйлов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. –2008. –Т14. –С.2127.6.Немов, Р.С. Психология. В 3х кн. Кн. 3.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследованиес элементами математической статистики / Р.С. Немов. –М.: ВЛАДОС, 2016. –631 с.7.Осин, В.С. Свободное время в жизни школьников / В.С. Осин // Достижения и проблемы современной науки: материалы XVI междунар. науч.практ. конф. Ч.1. –СПб.: Научный журнал «Globus», 2017. –С4345.8.Социальнопсихологические основы управления: учеб.метод.пособие [Электронный ресурс] / сост.: И. А. Ковалевич, В. Т. Ковалевич. –Красноярск: СФУ, 2013.9.Ясвин, В. А. Экспертиза школьной образовательной среды / В.А. Ясвин. –М.: Сентябрь, 2013. –125 с.