Интеграция содержания курсов «Окружающий мир» и «Литературное чтение» в эстетическое воспитание младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хворова Р. И. Интеграция содержания курсов «Окружающий мир» и «Литературное чтение» в эстетическое воспитание младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3861–3865. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971099.htm.
Аннотация. Статья посвящена интеграции предметов на уроках в начальной школе. Автор показывает, что проведение интегрированных уроков влияет на уровень знаний по предмету учащихся, уровень интеллектуальной деятельности и познавательный интерес. А также на основе исследования проведенного в образовательном учреждении, автор доказывает, что интеграция курсов «Окружающий мир» и «Литературное чтение» эффективно влияет на уровень эстетического воспитания младших школьников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хворова Римма Игоревна,

студенткаинститута психологии и педагогикиТюменского государственного университета, г. Тюменьrimma.hvorova@yandex.ru

Научный руководитель: Куприна Лидия Ефимовна,к.пед.н., доцент Тюменского государственного университета, г. Тюмень

Интеграция содержания курсов окружающий мир и литературное чтение в эстетическом воспитании младших школьников

Аннотация.Статья посвященаинтеграции предметовна уроках в начальной школе. Автор показывает, чтопроведениеинтегрированных уроков влияет на уровень знаний по предмету учащихся, уровень интеллектуальной деятельности и познавательный интерес. А также, на основе исследования в образовательном учреждении, автор доказывает, что интеграция курсов окружающий мир и литературное чтение эффективно влияет на уровеньэстетического воспитания младших школьников.Ключевые слова:интеграция, эстетическое воспитание,межпредметные связи,интегративнотематический подход.Интеграция процесс и результат формирования неразделимо сопряженного, единого. В обучении она осуществляется посредством слияния в одном синтезированном направлении (теме, разделе, программе) компонентов различныхучебных предметов, научных понятий и методов различных дисциплин в общенаучные определения и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в выявлении межпредметных учебных связей.Проведениеинтегрированныхуроков,как метод развития ребёнка,базируется на идеях традиционной педагогики. Зарубежные и отечественные педагоги, исследуя значимость интеграции, выделили интерес в следовании принципа целостности природы в содержании учебного материала. Ярким примером является опыт В.А. Сухомлинского, его ©уроки мышления в природеª, это объединение ключевых видов познавательной деятельности (наблюдения, мышления) с целью обучения, воспитания и развития детей [3,168].В педагогической науке имеются два ключевых подхода к проведению интегрированных уроков: интегративнотематический и комплексный. Первый подходпредполагает путь, когда содержание,методыи организационная формалежат в основе не урока, а единицей процесса обучения является учебная тема (раздел) учебной дисциплины. В педагогической практике интегративнотематический подход содержит в качестве базисаположение о том, что изучаемая конкретная тема может быть сопряжена с другими темами изучаемого предмета и курса. Кроме того,ис различными разделами, темами других школьных дисциплин учебного плана. В этомслучае данный подход дает возможность учесть взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарного и художественноэстетического циклов, что позволитанализировать то или иное явление или процесс во всем его разнообразии[6,55].Второйподход

комплексный, которыйреализуется в определенных дидактических системах, основанныхна межпредметномподходе,проблемности в учебнопознавательной деятельности. Фундаментомданного подхода является концепция:все явления объективного мира, а также все стороны неразрывногомировоззрения личности находятся в целостностии взаимосвязи, поэтому, и обучение обязано обеспечивать прочныемежпредметные связи [6,56].Педагоги отмечают, что в настоящее время, образовательныепрограммы строятся таким образом, что знания учеников остаются разделенными, искусственно разбитымипо предметному признаку. Поэтому внедрение интегрированных уроков позволяет учителю преодолеть эти противоречия и с первых шагов обучения, научить детей представлять мир, окружающий его, как единое целое.Значительной чертой процесса интеграции содержания образования, считается то обстоятельство, что на разных ступенях обучения он имеет свои особенности. В частности, в начальных классахинтеграцияимеет колоссальное влияние на развитие младших школьников. Так как большую часть учебных предметов преподаёт один учитель, то младшие школьники имеют большой потенциал интеллектуального развития. Поэтому, интеграция предметов предоставляет возможность продемонстрировать детям мир во всём его многообразии, привлекая не тольконаучные знания, но и средства литературы, живописи, музыки, что также содействует эмоциональному развитию. На интегрированных уроках увеличивается уровень знаний по предмету, уровень интеллектуальной деятельности, познавательный интерес школьников[5,128].Вначальной школе, как показывает теория и практика,интегрированные уроки призваны научить ребенка представлять мир как единое целое, в котором все компоненты взаимосвязаны, поэтому, интегрированное обучение в начальной школе рационально строить на объединении смежныхсфер познаний.Более эффективной программой обучения учащихся начальных классов являетсяинтеграция курсов окружающий мир и литературное чтение. Так как науроках окружающего мира учащиеся проводят наблюдение, исследуют, накапливают и систематизируют представления о живой и неживой природе и явлениях окружающей жизни.А на уроках литературного чтения–учащиеся анализируют, описывают, находят, рассматривают живую и неживую природу и окружающиеегоявления в образах различных художественных произведений[4,72].Многие педагоги отмечают, что главным инструментом для лучшего восприятия и запоминания младшими школьникаминаучных сведений, в частности,о природе–применяют различные приемы. На уроках окружающего мира это может бытьпоэтический образ. Также, уроки окружающего мира это лучшее средство для развития речи учащихся, так как развитие речи идет в непринужденной свободной атмосфере, на основе живого интереса учащихся к объектам природы.Следует отметить, что процесс интеграции курсов окружающий мир и литературное чтение в начальных классах эффективно влияетне только на уровень знаний по предмету, уровень интеллектуальной деятельности и познавательный интерес школьников, нои на уровень эстетического воспитания младших школьников.Эстетическое воспитание –это одна из самых главных и не простых сторон концепции обучения. Оно приобщает обучающихсяк миру прекрасного, помогает чувствовать, ценить творения подлинного искусства. Кроме того, эстетическое развитиев нашем мире призвано сражаться с проникновением в сферу молодого поколенияизвращенных вкусов и антихудожественных убеждений[2,44].Эстетическоевоспитаниехарактеризуется способностью к полному переживаниюхудожественных эмоций. Назовем признаки настоящей эстетической развитости и воспитанности младших школьников при проявлении: возвышенных переживаний и духовного удовольствия при встрече с прекрасным; чувства отвращения от столкновения с безобразным; чувства юмора, иронии, сарказма от общения с комическим; чувств гнева, страха, ужаса, сострадания, порождаемых трагическим. Кроме того, признаком является также способность эстетического суждения об эстетических явлениях в искусстве и жизни. К внешнемупоказателюэстетической воспитанностиможно отнести: художественноэстетическое творчество школьника в искусстве, жизни, поведении, отношениях. В нем органично объединяютсяи проявляются эстетическая развитость, просвещённость, эстетический эталон, художественный вкус, способность к любованию,переживанию и суждению [5, 46].Значительнаяособенность эстетического воспитания заключается втом, что оно призвано формировать не только умения верно воспринимать красоту жизни и искусства, а активную нетерпимость ко всему безобразному, потребность и умение создавать прекрасное, преобразовывать жизнь по законам красоты. Следовательно, в процессе эстетического воспитания решается неделимаязадача формирования эстетической ориентациичеловека в реальностии в тожевремяразвития его эстетических и творческих способностей. Высокиевоспитательныевозможности содержатсяв искусстве. Существенной особенностью которого является то, что оно ориентированов первую очередьна удовлетворение эстетических потребностей. Такого рода ориентации не знает никакой другой вид человеческой деятельности, что подчеркивает особуюрольискусства в системе эстетического воспитания. Художественнотворческая деятельность как создание конкретного предмета развивает и обогащает у ребенка человеческую, художественную чувственность. Ребенок, занимающийся музыкой, начинает лучше ©слышатьª, постепенно отшлифовывать чувство ритма, мелодии. Это наиболее обогащает их независимуюсамодеятельность личности, способствующая радостному выявлению ее способностей.Человек, осмысливающий основы изобразительной грамоты или же регулярно занимающийся живописью, развивает не только свою эстетическую чувственность,но и способность суждения о работахтворческой деятельности других людей, об окружающем мире. Выступая как предмет познания, искусство активнейшим образом оказывает влияние на общую культуру ребенка, на егоубеждения. Отличительной особенностьюискусства считается его общедоступность. Однажды увиденное, услышанное произведение искусства можно неоднократно воспринимать. Любимую книгу дети могут перечитать снова и снова, и такойпроцесс чтения есть процесс непрерывного углубления, совершенствованияэстетических переживаний. Такая периодичность восприятий имеет место и по отношению к другим видам искусства.Эстетическое воспитание школьников является одновременно и самоцелью,и целью совершенствования. Самоцелью, так как оно предназначено для формированияэстетические чувства, вкусов, направлено навсестороннееэстетическоеразвитиеличности. Целью для совершенствования, так как оно, формируя школьникаэстетически, создает важнейшую предпосылку для становленияего и как труженика, и как гражданина. Несомненно, прекрасное отличает все без исключения стороны жизни, и труд, и политику, и нравственные отношения. В связи с техническим прогрессом, с динамичным развитием и совершенствованием современного мира, люди попали в тесную связь с искусственным интеллектом. Что в свою очередь, развило и оформило множество фиктивных потребностей, следование которым способно превратить не только большие города, но и всю планету в большую свалку отходов потреблениячеловечества.Остается всёменьше людей, имеющих потребность в прекрасном, способных обращать внимание не только на рекламу, выгодные для него акции, предложения, но и на красоту окружающего мира, природы. Соответственно,и младшие школьники не нуждаются в прекрасном и имеют низкий уровень эстетического воспитания.Измерение эстетического воспитания осуществляется с помощью разных критериев: психологических, педагогических, социальных.

Психологическими аспектамиизмеряются возможности ребёнка адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждения вкуса. О степени развития этих психических процессов можно судить по тому, как и сколько ребенок общается с произведениями искусства и красотой действительности, насколько эмоционально он откликается на них, как оценивает эти произведения и собственное психическое состояние [5].Педагогические критерии помогают выявить и оценить эстетический идеал, тот или иной уровень его сформированности, а также степень развития художественного вкуса. Он проявляется в качестве выбираемых детьми произведений искусства для удовлетворения своих интересов и потребностей: в оценке явлений искусства и жизни; в результатах их разнообразной деятельности, особенно художественноэстетического творчества. Педагогиотмечают, что критерии, указанные выше, помогаютобнаружить умладших школьниковуровень художественнообразного мышления и творческого воображения; умение создавать собственный, новый, оригинальный образ, а также навыки творческой деятельности. Показательвысокого уровня эстетической воспитанности в творчестве:выразительное исполнительское мастерство, соединенное с импровизацией, созиданием нового образа.Социальные критерии эстетической воспитанности школьников предполагаетналичиеу нихшироких интересов к разнообразнымвидам искусства, необходимости в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Всоциальном смысле эстетическая воспитанность обнаруживаетсяво всем единствеповедения и отношений школьника. Поступкиребенка, его трудовая деятельность, взаимодействия в социумеи личной жизни, а также одеждаи внешний вид —все это несомненныеи яркиесвидетельства степени эстетической воспитанности ребенка. Его действительнаяэстетическая воспитанность обнаруживаетсяв наличии эстетического идеала и настоящегохудожественного вкуса, внутреннесоединенных с высокойспособностью к воспроизведению, любованию, душевному порыву, суждению и художественноэстетическому творчеству.Из этого следует, что психологические, педагогические и социальные критерии способствуют выявлению у младших школьников не только уровня эстетического воспитания, но и адекватно оценить способности художественноэстетического творчества детей. Очень легко видеть и восхищаться красотой природных явлений, когда эта красота очевидна, но заметить красоту отдельных элементов природы, полюбить ту природу, которая окружает детей, бережно относиться к природе, заботиться о ней и является главной целью работы по формированию эстетических чувств у детей младшего школьного возраста.

Эстетическое воспитание учащихся в начальной школе формируется на всех уроках, но в частности на повышение уровня эстетического воспитания младших школьников, большое влияние оказывают уроки окружающего мира и литературное чтение. Изучаемый материал на этих уроках оказывает большое эмоциональное влияние на личность учащихся, развивает воображение, умение чувствовать и замечать красоту в окружающем мире.Для подтверждения эффективности влияния интеграции курсов окружающий мир и литературное чтение на уровень эстетического воспитанияучащихся младших классов, нами былопроведено исследование на базе образовательного учреждения города ТюмениМАОУ СОШ № 68, среди учащихся 4хклассов.В ходе констатирующего этапа исследования нами было проведено наблюдениеза организациейи проведением уроков окружающий мир в 4х классахианализтематического планированияпо предмету. После чего мы выяснили,что педагоги не используютинтеграциюна уроках.Длядальнейшего исследования, мы определили экспериментальную и контрольнуюгруппу, после чего выяснили, что в 4х классах нет учащихся с высоким уровнем эстетического воспитания. В экспериментальной группе 26,70% учащихся обладают средним уровнем эстетического воспитания, а 73,30% низким. В контрольной группе 20% обладают средним уровнем эстетического воспитания, оставшиеся 80% учащихся имеют низкий уровень(Рис. 1).

Рис.1.Констатирующий этап эксперимента. Результаты исследованияуровня эстетического воспитания 4х классов образовательного учреждения, г.Тюмень МАОУ СОШ № 68.

Результаты констатирующего этапа исследования подтвердили, что учащиеся младших классов обладают низким уровнем эстетического воспитания, поэтомусуществует необходимостьвнедрения интеграции курсов окружающий мир и литературное чтение.На формирующем этапе эксперимента нами была разработана модель тематического планирования, которая содержит приемы и формы интеграциикурсов окружающий мир и литературное чтениена одну четверть. В разработку каждого урокаокружающего мира были включенызадания направленные на интеграцию знаний по окружающему миру и литературному чтению. В течении четверти в экспериментальной группе проводились интегрированные уроки, а в контрольной продолжали вести уроки так, как прописано в тематическом планировании.

После применения модели интеграции курсов окружающий мир и литературное чтение в экспериментальном классе, была проведена оценка эффективности. В экспериментальном классе 26,70% учащихся перешли из среднего уровня эстетического воспитания на высокий уровень.Количество учеников с низким уровнем эстетического воспитания сократилось до 33,30%, а учащихся со средним уровнем стало 40%. В контрольной группе, в которой не была применена модель интеграции курсов окружающий мир и литературное чтение, результаты не изменились(Рис. 2).



Рис.2.Контрольный этап эксперимента. Результаты исследованияуровня эстетического воспитания4х классов образовательного учреждения, г.Тюмень МАОУ СОШ № 68.

Таким образом, интегрированные уроки влияют на эстетическое воспитание младших школьников, на уровень знаний по предмету, уровень интеллектуальной деятельности и познавательный интерес школьников.

Ссылкинаисточники1.Бурова К.В. Особенности интеграции на уроках окружающего мира // Глобус. –2012. №12. –URL: http://globuss24.ru/doc/osobennostiintegratsiinaurokahokruzhayushtegomira. [Дата обращения 12.01.2017].2.

Поглазова, О.Т. Особенности педагогической интеграции в начальном образовании: на материале курса ©Окружающий мирª для начальной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук / О.Т. Поглазова. –М., 2000. –44 с.3.

Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. М.: Владос, 2010. –400 с.4.

Руднянская, Е.И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах / Е.И. Руднянская. –Волгоград: Учитель, 2002. –72 с.5.

Сухаревская, Е.Ю. Технология интегрированного урока: практ. пособие для учителейначальной школы, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / Е.Ю. Сухаревская. –Ростов н/Д: Учитель, 2003. –128 с.6.

Шатохина, И.В. Интеграция образовательного процесса / И.В. Шатохина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. –2013. № 2. –С. 55 –56.