Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рязанова М. А. Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3886–3890. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971104.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена дидактических играм как незаменимому спутнику детства в жизни младших школьников на уроках окружающего мира. Автор показывает, что игра есть метод экологического образования и средство экологического воспитания, а также ссылается на мнения и высказывания различных ученых и исследователей о том, как они занимались изучением и методикой проведения дидактических игр для детей младшего школьного возраста.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Рязанова Мария Александровна,студенткаинститута психологии и педагогики Тюменского государственного университета, г.Тюмень masha.ryazanova.95@mail.ru

Научный руководитель: Куприна Лидия Ефимовна,к.пед.н., доцентТюменского государственного университета, г.Тюмень

Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром

Аннотация. Данная статья посвящена дидактических играм, как незаменимому спутнику детства в жизни младших школьниках науроках окружающего мира. Автор показывает, что игра есть как метод экологического образования и средство экологического воспитания. А такжессылается на мнения и высказывания различныхученых и исследователей, как они занимались изучением и методикой проведения дидактических игр для детей младшего школьного возраста.Ключевые слова: дидактическая игра, познавательный интерес, средство, форма, прием, игровые действия.

Дидактическая игра это единая система воздействия, которая направлена пробуждать интерес к знанию, активизировать у ребенка познавательный процесс, совершенствовать интеллектуальные умения и навыки, воспитывать сознательное поведение. Дидактическая игра представляет своеобразный способ обучения. Игрушки, используемые на занятиях, предназначены для развития психических функций и качеств, для воспитания цельной личности.Игры незаменимые спутники детства. В игровой деятельности дети претворяют свои впечатления от окружающей среды с помощью вспомогательных средств, являющихся одним из условийнепрерывного развития. Игрушки удовлетворяют потребность детей в разнообразных видах деятельности. Развлекаясь, они не только своеобразным образом отражают общественный опыт взрослых, но и выполняют физические и умственные упражнения, стимулируя собственное становление. Именно потому для педагогов иродителей дидактическая играможет и должна превратиться в«орудие» воспитания. Для ребенкаигра равносильна учебе. Благодаря ей он обретает умение, сноровку, полезные навыки. Игра вводит ребенка в большой мир,намного легче усваивает первоначальные сведения, привыкает думать, анализировать явления окружающей действительности[12, с. 312].Дидактическая игра это тип учебного занятия в виде учебной игры, в которой реализуются принципы активного обучения. В дидактической игре имеются определенные правила, своя структура и система оценивания детей. Она предполагает коллективную учебную деятельность, когда отдельные ученики или группы учеников заняты поиском решения учебного вопроса или решения задачи, поставленнойучителем.Среди признаков таких игр в качестве основных можно выделить следующие: наличие игровой ситуации; игра формализована: имеются четкие правила, система оценок, предусмотрен порядок действий; в такой игре отсутствует цепочка решений. Наиболее популярны следующие типы игры: игровое проектирование, анализ конкретной ситуации, игровые технологии обучения и т. д. Каждый воспитатель и преподаватель также может придумать свой тип дидактической игры, главное, чтобы игра была хороша на практикеДидактические игры

это форма обучения детей раннего возраста, считается ведущей системой в образовании детей. Такая методика дает отличный результат, если воспитатель обладает информационной базой и четко представляет схему работы с детьми, может определить степень усвоения информации малышами. В дидактической игре существует определенный свод правил, структура хода, а также градация оценок действий детей.Такая игра требует наличие коллектива или группы участников. Учебный процесс предполагает наличие задачи или нескольких взаимосвязанных задач, которые необходимо решить,прибегнув к выполнению разнообразных заданий.Примером такой игры, можно условно назвать внутриклассовые соревнования. Педагог заранее формирует интересный и увлекательный сценарий игры, составляет список задач и генерирует конечную цель. Дети должны разделится на небольшие группы, каждая из которых,взаимодействуя внутри своего коллектива, должна решать каждую задачу и продвигаться в разгадке финального вопроса.С точки зрения удобства для педагога,он может самостоятельно делать акценты, подчеркивать те или иные факты, подводить детей к аналитической деятельности и логическому мышлению.Существует несколько признаков дидактической игры[7, с. 8891]:1. Обязательно наличие игровой атмосферы, ситуации, процесса.2. Игра имеет собственную структуру и формат.3. Есть свод правил.4. Есть определенный сценарий.5. Существует система мотивирования и оценивания.6. Игра имеет собственную логически построенную цепочку из решений.Чаще всего педагоги и воспитатели в собственной практике применяют несколько типов дидактических игр. Одними из наиболее популярных считаются такие, как:Игровая аналитика.Игровое знакомство.Игровое проектирования.Игровой анализ поставленной проблемы или сложной ситуации.Игровоепознание новых технологий и процессов.

Дидактическую игру вполне реально продумать воспитателю или учителю самостоятельно, исходя из той задачи, которую необходимо донести детям. Сценарий, формат и иные нюансы лучше всего подбирать индивидуально исходя из возрастных особенностей,обучающихся и от их умственных способностей.Одной из составляющих учебного процесса можно считать дидактическое упражнения. Это такой вид упражнений, цель которых обучение, они содержат в себе выполнение одной задачи или одного действия. Они могут проходить и в отдельности от основного процесса обучения, их возможно дублировать и повторять в зависимости от ситуации с целью закрепления тех или иных знаний.Основным схожим параметром можно считать тот факт, что игра и упражнение имеет одинаковую смысловую нагрузку и призвана быть частью процесса обучения и приобретения новых знаний. Отличием дидактической игры, можно считать ее комплексность, обязательное наличие группы учеников, свода правил, системы оценок. А вот дидактическое упражнение может быть лишь этапом игры, ее частью. Упражнение вполне реально проводить в индивидуальном порядке, в разное время, отдельно от процесса обучения. Оценки за выполнение таких задач, как правило, не нужны.Несмотря на то, что психологи и педагоги уже давно проявляют интерес к детской игре, проблема целенаправленного формирования игры у детей дошкольного возраста с целью их развития и воспитания возникла лишь во второй половине XX века. В трудах психологов XIX и начала XX в. игра рассматривалась как одно из проявлений спонтанно развивающегося сознания, душевной жизни ребенка. Отмеченный уже в то время факт относительного постоянства, единообразия форм игры детей от поколения к поколению, признание игры неотъемлемой принадлежностью именно детского возраста способствовали поиску причин, объясняющих это универсальное свойство детей, что и привело к пониманию игры как биологически обусловленной формы поведения [3, с. 211213].Игра наследственно передаваемая форма поведения, назначение которой упражнение инстинктов, необходимых для будущей взрослой жизни, такова была точка зрения К. Грооса. Исходя из этого, Д. Селли рекомендовал не мешать спонтанному развитию ребенка, обеспечивая лишь время и место для его игры. Удовлетворять детскую любознательность, вовлекать ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра. Исследованием проблемы игры занимались такие отечественные ученые как: А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, А.В. Венгер, А.П. Усова, Е.И. Удальцова, Л. С. Выготский и др. Как показали исследования Д.Б. Эльконина, игра это не всеобщая форма жизни всех детей, она образование историческое. Д.Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».Выдающийся исследователь в области психологии Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику школьной игры. По его мнению, она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетаются со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры Изучением и методикой проведения дидактических игр занимались и занимаются такие педагоги, как Тихеева Е. И., Усова А. П., Аванесова В. Н., А.И. Сорокина, Удальцова Е.И., Хачапуридзе Б.И. и многие другие.Р.И. Жуковская рассматривает дидактическую игру в качестве игрового приема обучения на занятиях по усвоению, обогащению и закреплению полученных знаний, раскрывает возможности дидактической игры в процессе прямого обучения. Р.В. Беспалова осуществляет иной подход к дидактической игре, указывает, в частности, что дидактическая игра «является вторым типом занятия, т.е. приемом практикования упражнения и дальнейшего обогащения знаний детей».Е.И. Удальцова справедливо считает, что, несмотря на дидактическую направленность, обучающие игры остаются играми детей увлекают игровые действия. Обучающие задачи воспринимаются детьми в процессе игры.При проведении дидактических игр на ознакомление с окружающим миром ставятся следующие задачи:

расширение представлений об окружающей действительности;

расширение и уточнения знаний о растениях, диких и домашних животных, о сезонных изменениях в природе, формирование знаний о зимующих и перелетных птицах;

закрепление знаний о труде взрослых;

уточнение представлений о предметах и их признаках.По моему мнению, экологическое воспитание дошкольников:

вырабатывает ответственность за сохранение природы;

воспитывает чувство прекрасного, способность видеть природную красоту;

дает понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете;

предотвращает агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе;

направляет детскую активность в положительное русло и расширяет кругозор[10, с. 6568].С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда.Чтобы предотвратить варварское отношение к природе, стоит начинать воспитывать экологическую культуру с самых малых лет. Поэтому в нашидни экологическое воспитание младших школьников приобретает растущую актуальность.

Младший школьный возраст ‬самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.Экологическое воспитание младших школьников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде ‬земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства ‬главные задачи экологического воспитания.Я считаю, период раннего детства всегда считался самым лучшим для развития в детях всевозможных положительных качеств. Ведь малыши верят во все, что говорят им старшие, особенно если преподносить информацию в виде игры.Вот почему так важны для младших школьников экологические игры, которые учат малышей с самого раннего возраста бережному отношению к окружающей среде. Ведь поколения, которые придут нам на смену, должны будут перенять эстафету от старших и оберегать все природные ресурсы.Самые первые игры по экологическому воспитанию с ребенком проводят его родители, порой сами того не подозревая. Прогулки на природе ‬в парках и скверах, часто сопровождаются осмотром окружающих деревьев, травы, насекомых, словом, всего того, что заинтересовало малыша в данный момент[1, с. 2123].После того как ребенку исполняется 23 года и он становится организованным, то есть начинает посещать дошкольное учреждение, такие экологические игры воспитатель проводит для детей в детском саду. Они могут происходить в различной форме ‬быть активными в виде эстафет и конкурсов, и пассивными ‬проходить в форме урока.Игры на экологическую тему чаще всего проводятся после посещения малышами ближайшего парка, где воспитатель заостряет внимание детей на состоянии природы. Придя в группу, чтобы закрепить и проверить усвоенные знания, с детьми проводятся тематические занятия, которые часто бывают открытыми, в виде утренника.Игра, как средство экологического воспитания имеет большое влияние на развитие положительных личностных качеств ребенка. Ведь игровая форма, самая доступная и любимая для детей, и малыши неосознанно впитывают в себя информацию про заботу об окружающей нас природе, во всех ее проявлениях.Игра, как метод экологического образования и средство экологического воспитания, ‬лучший способ познакомить ребенка с окружающим миром, активизировать его словарь по данной теме, однако, значительно интенсивнее сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, устанавливать зависимости между ними дети учатся в процессе реальной работы на участке, а также, ухаживая за комнатными растениями в школе [5, с.4556].Для подтверждения развития познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира средствами дидактической игры, нами было проведено исследование на базе образовательного учреждения города Тюмени, среди учащихся 3х классов.В качестве критериев познавательного интереса были взяты: 1.Уровень развития интереса к содержанию и процессу обучения (М.В. Матюхина «Перечень любимых занятий»)2. Характер познавательного интереса и отношения к природе младших школьников через учебную деятельность (Г.И. Щукиной «Методика с конвертами»)3. Степень проявления интенсивности познавательного интереса у учащихся.(Г.И. Щукиной Метод наблюдения за проявлениями познавательного интереса)Но мы рассмотрим, на примере только одну методику для выявления степени сформированности познавательного интереса по первому критерию была использована методика М.В. Матюхина «Перечень любимых занятий» (адаптированная к курсу «Окружающий мир»). Можно сделать общий вывод, что на констатирующем этапеу обучающихся 3 «А» класса (контрольная группа) больше проявляется интерес привлекательности фактов для ребенка, что немало важно для детей младшего возраста. Так же мы видим, что большинство человек не четко определяют свои интересы.Результаты представлены в диаграмме(Рис. 1.).

Рис. 1. Констатирующий эксперимент. Результаты диагностики по методике М.В. Матюхиной «Перечень любимых занятий». Обучающиеся 3 «А» класса

Можно сделать общий вывод, чтов 3 «Б» классе (экспериментальнаягруппа) большее значениесвидетельствует об интересе учащихся к занимательности. Так же мы видим, что,как и в 3 «А» классе большинство человек не четко определяют свои интересы.Результаты представлены в диаграмме(Рис. 2).

Рис. 2. Констатирующий эксперимент. Результаты диагностики по методике М.В. Матюхиной «Перечень любимых занятий». Обучающиеся 3 «Б» классаПосле констатирующего этапа по результатам видно, что нужно повысить уровень познавательного интереса младших школьников 3 класса и целесообразно ввести игровые технологии, которые отражены в тематическом планировании (Табл.).Таблица1Тематическое планированиеШкола №68, 3 «Б» класс 26 человекОбразовательная программа «Начальная школа ХХIвека» 3 четверть(составлено автором)

Тема (ч.)СодержаниеДидактические игрыФорма, методы диагностикиОжидаемые результатыРаздел «Наша Родина: от Руси до России» (11 ч)1.Первые русские князья.(3ч.)

2. Петр I Великий.(1ч.)

3.Советская Россия. СССР(7 ч.)

Возникновение Древнерусского государства, его столица и города. Первые русские князья.

Первый император России. Петр I как выдающийся деятель, реформатор. Создание русского флота. Строительство СанктПетербурга. Особенности личности и характера императора.

Октябрьская революция в России. Республики, входившие в состав СССР. Распад СССР. Первый президент РФ. Российская Федерация в настоящее время.«Данет»

«Кто быстрее?»



«Угадай пример»КроссвордБеседа, наблюдение.

Чтение и обсуждение. Пересказ.



Сочинение

Возник интерес…

Заинтересованность …



Заинтересованность …

Определим результаты контрольного этапа исследования по итогам использования методики М.В. Матюхиной «Перечень любимых занятий» (адаптированная к курсу «Окружающий мир»). Испытуемому предъявлялся бланк с перечнем занятий, из которых надо было выбрать четыре самые любимые.Таким образом, мы видим, что на контрольном этапе в 3 «А» классе присутствуют следующие показатели: 15% ‬свидетельство интереса учащегося к занимательности; 15% говорят о привлекательности для ребёнка фактов; 35% фиксируют пристрастие к сути явлений; 15% подтверждение заинтересованности в самом процессе действий; 20% нет четкости определения интересов.

Результаты представлены в диаграмме(Рис. 3).

Рис. 3. Контрольный эксперимент. Результаты диагностики по методике М.В. Матюхиной «Перечень любимых занятий». Обучающиеся 3 «А» класса

Таким образом, на контрольном этапе в 3 «Б» классе результаты показывают нам следующие результаты: 20% говорят о привлекательности для ребёнка фактов; 25% фиксируют пристрастие к сути явлений; 10% подтверждение заинтересованности в самом процессе действий;

5% соответствуют поисково‬исполнительскому уровню; 35% нет четкости определения интересов.

Результаты представлены в диаграмме(рис. 4).

Рис. 4. Контрольный эксперимент. Результаты диагностики по методике

М.В. Матюхиной «Перечень любимых занятий». Обучающиеся 3 «Б» класса

Итак,дидактические игры влияют на развитие познавательного интереса младших школьников, на уровень знаний по предмету, уровень интеллектуальной деятельности.

Ссылкинаисточники1.Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников // Начальная школа, 2001. №1.‬

С. 1922.2.Ахромеев А.М. Формирование экологического мышления в курсах физической географии//География в школе, 2012. №6.

3.Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся вобучении. М.: Педагогика, 2013. ‬374 с.4.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. ‬М.: Педагогика, 1989. 192с.5.Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. ‬Новосибирск: Наука. 1987. ‬145 с.6.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966.

№ 6.‬С. 515.7.Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметнойоснове. //Начальная школа, 2008. №10.

8.Цветкова И.В. Экология для начальной школы: игры и проекты. М.: Академия развития, 2014. ‬321 с.9.Шамова Т.И. Активизация ученияшкольников.

М.:Педагогика, 2013. ‬173 с.10.Шевчук Н.А. Мир вокруг нас. //Начальная школаплюс и минус, 2012. №8.‬С. 3439.11.Шмаков С. А. Игры учащихся ‬феномен культуры. ‬М. Новая школа, 2014. ‬240с.12.ЭльконинД. Б. Психология игры. ‬М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. ‬360с.