Значение использования речи инструктором по физической культуре на занятиях в ДОУ
Выпуск:
ART 971152
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жилина
Я.
В.,
Жилина
Г.
Ф. Значение использования речи инструктором по физической культуре на занятиях в ДОУ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
4126–4130. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/971152.htm.
Аннотация. В статье рассматривается значение использования речи инструктором по физической культуре на занятиях в ДОУ. Авторы подчеркивают важность использования речи на занятиях по физической культуре (в вводной, специальной, основной и заключительной частях), а также в поддержании интереса и нужного настроения у дошкольников.
Текст статьи
Жилина Яна Витальевна, студентка 3 курса Филиала СГПИ в г.Буденновске,г. Буденновскyana.zhilina2018@yandex.ru
Жилина Галина Фанисовна, инструктор по физической культуре МДОУ № 25 «Чебурашка» г.Буденновска,г.Буденновск
Значение использования речи инструктором по физической культуре на занятиях в ДОУ
Аннотация.В статье рассматривается значение использования речи инструктором по физической культуре на занятиях в ДОУ. Авторы подчеркивают важность использования речи на занятиях по физической культуре(в его вводной, специальной, основной и заключительной части), атакже в поддержании интереса и нужного настроения у дошкольников.Ключевые слова:речь, общение, инструктор по физической культуре, дошкольники.
В дошкольном возрасте ребёнок всё чаще стремится к совместному обсуждению явлений, предметов окружающего его мира, взаимоотношений между людьми. А так как речьтеснейшим образом связана с мышлением ребёнка,развитие речи даёт малышу возможность выйти за пределы непосредственно переживаемой ситуации. Расширяются, обогащаются контакты с другими детьми младшими, однолетками, старшими, общение с которыми так значимо для успеха в совместной деятельности (прежде всего в детских играх), для удовлетворения важных социальных потребностей, для эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.Речь –один из видов коммуникативной деятельности человека, средствоязыка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).На протяжениисвоего пребывания в детском саду дошкольник находится в непрерывном речевом взаимодействии с детьми и педагогами:воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре(ИФК). Все, что ребенок слышит он впитывает как губка, он запоминает и проговаривает, и все услышанное, становится частью его лексикона. Использование речевых указаний, объяснений, просьб, распоряжений, команд и др. становится частью любого занятия в детском саду, да и в любом другом образовательном учреждении. Как отмечают Е.Н.Кряженко и Ю.С.Еремина, задача каждого педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса так, чтобы стало возможным укреплять и сберегать здоровье каждого ребенка дошкольника и воспитывать у него ценностное отношения к своему здоровью.Поэтомуочень большое значение придается использованию речи именно на занятиях по физической культуре.На занятияхпо физической культуре, прежде всего, решают оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Благодаря занятиям физкультурой ребенок становится сильным, выносливым, физически здоровым; улучшаются его физические показатели, укрепляется здоровье и приобретается хорошее настроение и заряд бодрости на весь день. Но нельзя не подчеркнуть, что помимо здоровьесберегающего влияния физических упражнений, в течение занятий по физической культуре, ребенок обогащает свою речь и узнает много нового и интересного. У ребенка активизируется и повышается активный и пассивный словарный запас, развивается мышление, воображение, формируются волевые качества личности. Ребенок социализируется путем общения на занятиях с инструктором по физической культуре, приобретает навыки речевого общения, овладевает спортивной профессиональной терминологией, а именно усваивает названия предметов, спортивного инвентаря, видов спортаи др.На занятиях физкультурой инструктор активно пользуется различными спортивными понятиями, командами, распоряжениями, просьбами, наводящими вопросами, объяснениями и многим другим. Также он использует рассказ, беседу с воспитанниками.Чтобы отметить и подчеркнуть важность использования речи на занятиях по физической культуре, следует детально понять, как именно инструктор пользуется речью в общении с детьми и как проходит занятие в целом. Занятие состоит из нескольких частей: вводной, специальной, основной и заключительной. В вводнойчастирешается задача психологической готовности детей: ИФК мотивирует детей на продуктивное занятие физической культурой, обеспечивает хорошее настроение, а также интересуется самочувствием детей, дает общий план занятия и некоторые указания. Следом идет физическая подготовка к предстоящим упражнениям, разминка и растяжка. Затем инструктор переходит к специальной части, в которой проводится тренировка тех мышц, связок, суставов, которые будут использоваться в упражнениях в основной части. В первых двух частях физкультурного занятияважную роль играют указания и распоряженияинструктора по физической культуре. Указания используются для уточнения или напоминания действия, для предупреждения или исправления ошибок, или для поощрения действия ребенка.Распоряжения используются для обеспечения начала и конца действия, а также для определения темпа и направления движения. Как можно было заметить, использование инструктором по физической культуре речевых обращенийв вводной и специальной частях активно развиваетмышление и память ребенка –дошкольника, способствует формированию эмоциональногоположительного фона, целеустремленности, сосредоточенности, ответственности, сдержанности, ценностному отношению к собственному здоровьюи др.В основной части формируются двигательныенавыки и умения, вырабатываются физические качества.Инструктором проводятся общие упражнения и основные движения, затем следует подвижная игра. Дети разучивают новые упражнения, а следом идет закрепление ранее изученных физических упражнений. В этой части физкультурного занятия внимание акцентируется на развитие правильного произношения некоторых слов, закрепление новых понятий, на правильное употребление спортивной терминологии, на активизацию словаря ребенка. И в заключительной части занятия предполагается постепенное снижение физической нагрузки, переход детей в более спокойное состояние. ИФК подводит итог занятия с детьми посредством беседы или диалога. Воспитанники могут поделиться своими впечатлениями о физкультурном занятии, используя в своей речи непосредственно эпитеты, олицетворения, сравнения, что сделает их речь образной и яркой. ИФК внимательно выслушивает детей, где следует, исправляет или наоборот поощряет.Но ни одно физкультурное занятие, ни одна подвижная игра не пройдет так весело, ярко и занимательно, если инструктору по физической культурене удастся создать интерес у детей к игре. Для создания интереса и нужного настроения у дошкольников можно, например, прочитать стихотворение на соответствующую темуили показать игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре можно также техникой вопросовответов, путем загадок или наводящих вопросов.Использование всех этих речевых приемов так или иначе положительно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста.Ссылки на источники1.Бабаян А.В., Басова Т.Н. К вопросу о здоровьесберегающих технологиях в ДОУ // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 19. С. 8789.2.Еремина Ю.C., КряженкоЕ.Н. Воспитание основ ЗОЖ у детей в условиях ДОУ/Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сборник статей Международной научнопрактической конференции (10 августа 2016 г., г.Тюмень). –Уфа: АЭТЕРНА, 2016. –164 с. –С.6871.3.Еремина Ю.С. Логопедическая работа по развитию эмотивной лексики детей старшего дошкольного возраста // Наука и образование: новое время. –2015. –№2 (7). –С.318324.
Жилина Галина Фанисовна, инструктор по физической культуре МДОУ № 25 «Чебурашка» г.Буденновска,г.Буденновск
Значение использования речи инструктором по физической культуре на занятиях в ДОУ
Аннотация.В статье рассматривается значение использования речи инструктором по физической культуре на занятиях в ДОУ. Авторы подчеркивают важность использования речи на занятиях по физической культуре(в его вводной, специальной, основной и заключительной части), атакже в поддержании интереса и нужного настроения у дошкольников.Ключевые слова:речь, общение, инструктор по физической культуре, дошкольники.
В дошкольном возрасте ребёнок всё чаще стремится к совместному обсуждению явлений, предметов окружающего его мира, взаимоотношений между людьми. А так как речьтеснейшим образом связана с мышлением ребёнка,развитие речи даёт малышу возможность выйти за пределы непосредственно переживаемой ситуации. Расширяются, обогащаются контакты с другими детьми младшими, однолетками, старшими, общение с которыми так значимо для успеха в совместной деятельности (прежде всего в детских играх), для удовлетворения важных социальных потребностей, для эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.Речь –один из видов коммуникативной деятельности человека, средствоязыка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).На протяжениисвоего пребывания в детском саду дошкольник находится в непрерывном речевом взаимодействии с детьми и педагогами:воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре(ИФК). Все, что ребенок слышит он впитывает как губка, он запоминает и проговаривает, и все услышанное, становится частью его лексикона. Использование речевых указаний, объяснений, просьб, распоряжений, команд и др. становится частью любого занятия в детском саду, да и в любом другом образовательном учреждении. Как отмечают Е.Н.Кряженко и Ю.С.Еремина, задача каждого педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса так, чтобы стало возможным укреплять и сберегать здоровье каждого ребенка дошкольника и воспитывать у него ценностное отношения к своему здоровью.Поэтомуочень большое значение придается использованию речи именно на занятиях по физической культуре.На занятияхпо физической культуре, прежде всего, решают оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Благодаря занятиям физкультурой ребенок становится сильным, выносливым, физически здоровым; улучшаются его физические показатели, укрепляется здоровье и приобретается хорошее настроение и заряд бодрости на весь день. Но нельзя не подчеркнуть, что помимо здоровьесберегающего влияния физических упражнений, в течение занятий по физической культуре, ребенок обогащает свою речь и узнает много нового и интересного. У ребенка активизируется и повышается активный и пассивный словарный запас, развивается мышление, воображение, формируются волевые качества личности. Ребенок социализируется путем общения на занятиях с инструктором по физической культуре, приобретает навыки речевого общения, овладевает спортивной профессиональной терминологией, а именно усваивает названия предметов, спортивного инвентаря, видов спортаи др.На занятиях физкультурой инструктор активно пользуется различными спортивными понятиями, командами, распоряжениями, просьбами, наводящими вопросами, объяснениями и многим другим. Также он использует рассказ, беседу с воспитанниками.Чтобы отметить и подчеркнуть важность использования речи на занятиях по физической культуре, следует детально понять, как именно инструктор пользуется речью в общении с детьми и как проходит занятие в целом. Занятие состоит из нескольких частей: вводной, специальной, основной и заключительной. В вводнойчастирешается задача психологической готовности детей: ИФК мотивирует детей на продуктивное занятие физической культурой, обеспечивает хорошее настроение, а также интересуется самочувствием детей, дает общий план занятия и некоторые указания. Следом идет физическая подготовка к предстоящим упражнениям, разминка и растяжка. Затем инструктор переходит к специальной части, в которой проводится тренировка тех мышц, связок, суставов, которые будут использоваться в упражнениях в основной части. В первых двух частях физкультурного занятияважную роль играют указания и распоряженияинструктора по физической культуре. Указания используются для уточнения или напоминания действия, для предупреждения или исправления ошибок, или для поощрения действия ребенка.Распоряжения используются для обеспечения начала и конца действия, а также для определения темпа и направления движения. Как можно было заметить, использование инструктором по физической культуре речевых обращенийв вводной и специальной частях активно развиваетмышление и память ребенка –дошкольника, способствует формированию эмоциональногоположительного фона, целеустремленности, сосредоточенности, ответственности, сдержанности, ценностному отношению к собственному здоровьюи др.В основной части формируются двигательныенавыки и умения, вырабатываются физические качества.Инструктором проводятся общие упражнения и основные движения, затем следует подвижная игра. Дети разучивают новые упражнения, а следом идет закрепление ранее изученных физических упражнений. В этой части физкультурного занятия внимание акцентируется на развитие правильного произношения некоторых слов, закрепление новых понятий, на правильное употребление спортивной терминологии, на активизацию словаря ребенка. И в заключительной части занятия предполагается постепенное снижение физической нагрузки, переход детей в более спокойное состояние. ИФК подводит итог занятия с детьми посредством беседы или диалога. Воспитанники могут поделиться своими впечатлениями о физкультурном занятии, используя в своей речи непосредственно эпитеты, олицетворения, сравнения, что сделает их речь образной и яркой. ИФК внимательно выслушивает детей, где следует, исправляет или наоборот поощряет.Но ни одно физкультурное занятие, ни одна подвижная игра не пройдет так весело, ярко и занимательно, если инструктору по физической культурене удастся создать интерес у детей к игре. Для создания интереса и нужного настроения у дошкольников можно, например, прочитать стихотворение на соответствующую темуили показать игрушки, которые встретятся в игре. Подвести к игре можно также техникой вопросовответов, путем загадок или наводящих вопросов.Использование всех этих речевых приемов так или иначе положительно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста.Ссылки на источники1.Бабаян А.В., Басова Т.Н. К вопросу о здоровьесберегающих технологиях в ДОУ // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 19. С. 8789.2.Еремина Ю.C., КряженкоЕ.Н. Воспитание основ ЗОЖ у детей в условиях ДОУ/Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сборник статей Международной научнопрактической конференции (10 августа 2016 г., г.Тюмень). –Уфа: АЭТЕРНА, 2016. –164 с. –С.6871.3.Еремина Ю.С. Логопедическая работа по развитию эмотивной лексики детей старшего дошкольного возраста // Наука и образование: новое время. –2015. –№2 (7). –С.318324.