Методические принципы изучения робототехники в рамках урочной и внеурочной деятельности
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Скурихина
Ю.
А. Методические принципы изучения робототехники в рамках урочной и внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2018. – № 4 (апрель). – С.
37–47. – URL:
http://e-koncept.ru/2018/181020.htm.
Аннотация. Актуальность представленного исследования определяется возможностью повышения эффективности изучения робототехники в рамках урочной и внеурочной деятельности и дополнительного образования. Робототехника в последние годы получила широкое распространение: появилось большое количество робототехнических кружков, проводятся внеурочные занятия, робототехника изучается на уроках технологии, информатики, физики, проводится большое количество соревнований и конкурсов по робототехнике. Сама робототехника является интегрированной дисциплиной, предполагает формирование умений проектирования, моделирования и конструирования робототехнических устройств, программирования и тестирования, работу с электронными устройствами, а также презентацию полученных результатов. Имея ярко выраженный практико-ориентированный характер, робототехника полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, обеспечивает формирование различных видов универсальных учебных действий (УУД) и способствует формированию различных компетенций (в том числе проектной и исследовательской). В то же время методические аспекты преподавания образовательной робототехники в настоящее время проработаны недостаточно. Таким образом, проблема исследования определяется противоречием между широким внедрением робототехники в жизнь современного общества (и образовательную деятельность) и недостаточной проработанностью методики изучения робототехники для формирования ключевых компетенций школьников. В статье представлены методические принципы изучения робототехники, при использовании которых формируются навыки самостоятельной исследовательской деятельности, а также умения применять современные технологии в решении практических задач. Материалы статьи могут использоваться педагогами общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования при подготовке к занятиям по робототехнике (как в урочной, так и во внеурочной деятельности, в дополнительном образовании); при анализе методик преподавания робототехники; преподавателями педагогических вузов для презентации студентам, изучающим методику преподавания робототехники; педагогическими работниками учреждений дополнительного профессионального образования в рамках подготовки к курсам повышения квалификации по методике преподавания робототехники.
Ключевые слова:
исследовательская компетенция, универсальные учебные действия, системно-деятельностный подход, робототехника, метапредметные компетенции