Современные подходы к формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста в детском саду
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лашкова
Л.
Л.,
Шанц
Е.
А. Современные подходы к формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста в детском саду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2018. – № 7 (июль). – С.
56–68. – URL:
http://e-koncept.ru/2018/181044.htm.
Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена сложившейся необходимостью расширения содержания дошкольного образования, разработкой методического обеспечения организации конструирования дошкольников при использовании конструкторов нового поколения. В современной науке и образовательной практике сложился ряд противоречий: между признанием психолого-педагогической наукой возможности овладения детьми дошкольного возраста конструктивной деятельностью с элементами робототехники и отсутствием научно обоснованной методики реализации данного процесса в системе дошкольного образования; между значительным потенциалом конструкторов нового поколения для реализации процесса формирования конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического сопровождения данного процесса в практике современного дошкольного образования. Вместе с тем Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования определяет конструирование из различных материалов как один из значимых видов детской деятельности. В статье представлены методологические и методические основы проблемы организации конструирования и робототехники в дошкольной образовательной организации. Методологические основания составляет совокупность методологических подходов: системно-деятельностного, интегративного и ситуационного. Системно-деятельностный подход определяет структуру процесса формирования конструктивных умений у дошкольников и обеспечивает последовательность овладения ими детьми. Интегративный подход позволяет осуществлять выбор эффективных средств, форм и методов образовательной деятельности, объединенных по тематическому принципу; интегрировать разные виды детской деятельности. Ситуационный подход способствует рассмотрению процесса формирования конструктивных умений дошкольников в логике технологий проблемного обучения, проектирования и решения проблемных ситуаций. Статья имеет практико-ориентированный характер. В ней представлена образовательная деятельность по конструированию с элементами робототехники, организованная студентами Сургутского государственного педагогического университета в период педагогической практики. Обоснована методика обучения конструированию при использовании конструкторов нового поколения LEGO, Polydron, Engino Education и Engino Discovering Stem на занятиях и в свободной детской деятельности. Материалы статьи могут использоваться педагогами дошкольных образовательных организаций как на занятиях, так и в режимных моментах; бакалаврами и магистрами педагогики при изучении методик обучения дошкольников конструированию и робототехнике; преподавателями педагогических университетов для презентации студентам, изучающим данную методику; педагогам организаций дополнительного профессионального образования в рамках подготовки к курсам повышения квалификации по представленному направлению образовательной деятельности.
Ключевые слова:
дошкольник, конструктор lego, робототехника, конструирование, дошкольная образовательная организация, конструктор, конструктор polydron, конструктор engino