Организация конкурсной деятельности в рамках компетентностно-ориентированного подхода в обучении студентов переводческой специальности
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Джабраилова
В.
С.,
Алексеева
О.
П. Организация конкурсной деятельности в рамках компетентностно-ориентированного подхода в обучении студентов переводческой специальности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2019. – № 7 (июль). – С.
24–36. – URL:
http://e-koncept.ru/2019/191050.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ конкурсной деятельности в ракурсе компетентностно ориентированного подхода, который не только позволяет актуализировать межпредметные связи, но и способствует формированию особой мотивации к дальнейшему овладению основами профессиональной деятельности в высшем учебном заведении. Актуальность исследования обусловлена малой степенью разработанности вопроса применения конкурсной деятельности при формировании профессиональных компетенций в высшей школе. В исследовании отмечается, что профессиональный конкурс, задействующий прагматическую и познавательную составляющие обучения, может служить отправным механизмом в стимулировании интереса к дальнейшему овладению профессией. Цель исследования – выявление степени эффективности профессионально ориентированной конкурсной деятельности при формировании компетенций в рамках специальности «Перевод и переводоведение». Основными методами исследования послужили теоретический анализ и синтез методической и педагогической литературы, изучение зарубежного и отечественного опыта подготовки специалистов, эмпирические методы – наблюдение, педагогический эксперимент, диагностика, которые подтвердили верность исходных положений и эффективность разработанной системы конкурсных заданий; вспомогательные методы исследования – анализ вузовской документации и методы статистической обработки эмпирических данных – позволили оценить результаты эксперимента, дать теоретическое обоснование полученным практическим результатам. Терминологический анализ показал, что на данный момент такие понятия, как «конкурсная деятельность» и «конкурс», практически не представлены в словарно-справочной литературе педагогической направленности. Авторы приходят к выводу, что конкурсная деятельность, которая осмысливается прежде всего как эффективная форма игрового обучения, является продуктивным и эффективным средством обучения студентов. Отмечается, что преподаватель высшей школы сталкивается с рядом трудностей при осуществлении упомянутого выше подхода в рамках аудиторной деятельности. На базе ретроспективного анализа опытов проведения переводческих соревнований указывается, что подобное конкурсное внеаудиторное мероприятие позволяет задать новый вектор в развитии общих и профессиональных компетенций у студентов переводческой специальности. Теоретическое обоснование эффективности конкурсной деятельности как вспомогательного инструментария при подготовке специалистов в области перевода может внести определенный вклад в развитие теории профессионального образования. Практическая значимость исследования заключается в возможности применить методику проведения конкурса, представленную на уровне отдельных заданий.
Ключевые слова:
мотивация, компетенции, перевод, конкурсная деятельность, компетентностно-ориентированный подход, межпредметность