Проблема качества высшего образования в оценках работодателей как потребителей образовательных услуг

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Глушко И. В. Проблема качества высшего образования в оценках работодателей как потребителей образовательных услуг // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 9 (сентябрь). – С. 13–23. – URL: http://e-koncept.ru/2019/191058.htm.
Аннотация. Качество образования и его оценка – одна из актуальных проблем высшего образования, поскольку проблема снижения качества образования сегодня затрагивает систему образования в целом. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования в разделе «Оценка качества освоения основных образовательных программ» содержат требования о том, что работодателям должна быть предоставлена возможность оценивать содержание, организацию и качество учебного процесса в целом. В силу этого актуализируется исследование рынка труда на предмет востребованности ключевых компетенций у выпускников и молодых специалистов, пришедших работать на производство сразу после окончания вуза. В данной работе поставлена цель: проанализировать наиболее востребованные ожидания рынка труда сельских территорий Юга России относительно выпускников вуза – молодых специалистов в различных областях сельского хозяйства. Основной метод исследования – социологический опрос (анкетирование), дополнительный метод – интервью. Количественная обработка закрытых ответов была осуществлена с помощью программы Excel в относительных (проценты) и средних арифметических показателях (средний балл). Метод составления выборки (метод квотной выборки, учитывающий профиль обучения/специальность) обеспечивает необходимый уровень репрезентативности результатов опроса. В статье рассмотрены имеющиеся в зарубежной и отечественной педагогической литературе последних лет ведущие теоретические подходы к исследованию проблем компетентностного подхода в образовании, оценке качества образовательной деятельности, а также различные критерии оценки эффективности вуза, предложенные ведущими мировыми рейтинговыми системами. По результатам теоретического обзора литературы сделаны выводы о наличии проблем в области подготовки выпускников, выражающихся в недостаточной сформированности ряда универсальных ключевых компетенций и некогнитивных «мягких» навыков. Показано, что мониторинг качества преподавания в вузе на основе обратной связи с работодателями имеет большое значение для эффективного управления учебным процессом, так как позволяет более четко определить сильные стороны этого процесса и области для его улучшения. Результаты проведенного исследования показали, что среди работодателей не существует единых универсальных требований к подготовке выпускника. Идеального выпускника – молодого специалиста, с точки зрения работодателя, можно представить как готового профессионала, обладающего проектным мышлением и владеющего всем спектром информационных технологий. Однако работодатели в целом, принимая как данность несформированность части компетенций и отсутствие профессионального опыта, в частности ощутимый недостаток практической подготовки выпускников, выразили желание видеть у молодых специалистов желание карьерного роста и профессионального развития, умение работать в команде, принимать управленческие решения, нести ответственность, а также физическое и моральное здоровье, психологическую устойчивость, высокий общекультурный уровень. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке диагностических методик и опросников для проведения мониторинга качества образования, а также практических рекомендаций по коррекции образовательной деятельности в инженерном вузе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.