Использование возможностей рисунка в формировании умений выполнять изображения в направлении проектирования объекта
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Савинов
А.
М. Использование возможностей рисунка в формировании умений выполнять изображения в направлении проектирования объекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2021. – № 11 (ноябрь). – С.
110–124. – URL:
http://e-koncept.ru/2021/211076.htm.
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью обновления методики обучения дизайнеров по рисунку с целью их готовности к проектной деятельности. Обучающиеся дизайну должны не только уметь выполнять рисунки с натуры, но и быть готовыми к выполнению рисунков, выражающих проектные идеи. Для этого надо уметь преобразовывать изображения, вкладывая в рисунки проектный замысел. Если в этом направлении не проводить специальную работу, то даже хорошие рисунки не могут быть использованы в проекте и студент не будет готов к выражению проектного замысла графическими средствами. Цель статьи – предложить разработанный комплекс заданий, в котором предусмотрено развитие умений выполнять рисунки и преобразовывать их в направлении проектирования объекта. Применены методы: наблюдение за процессом выполнения рисунков, анализ рисунков и педагогический эксперимент. Разработаны задания, в которых дополнительно к академическим задачам решается комплекс специальных задач с учетом проектной деятельности. Суть заданий заключается в преобразовании объекта изображения по ассоциации с формой и содержанием объекта, наделении объекта определенными качествами, придании изображению объекта образной трактовки и различных пространственных характеристик, а также применении полученного изображения в каком-либо объекте проектирования. Выявлено, что разработанные задания способствуют развитию навыков выражения проектных идей графическими средствами. Задания, в которых студент должен применить свой рисунок в каком-либо объекте профессиональной деятельности дизайнера, придает действиям студента осознанный и целенаправленный характер. Приведены примеры рисунков студентов, выполненных в процессе педагогического эксперимента, демонстрирующих смысл заданий. В результате апробации разработанных заданий в экспериментальной группе зафиксировано повышение числа студентов, показавших высокий уровень готовности к использованию рисунка в профессиональной деятельности дизайнера. Опыт работы со студентами показал, что выполнение заданий по преобразованию изображения объекта расширяет круг создаваемых художественных образов и использование их в дизайн-проектировании. Разработанный комплекс заданий определен к использованию в процессе обучения рисунку дизайнеров. Предназначен для преподавателей рисунка и учебных заведений, осуществляющих художественно-прикладную подготовку студентов.
Ключевые слова:
рисунок, рисунок для дизайнеров, преподавание рисунка, преобразование изображения, рисунок в проектной деятельности