Построение эффективной модели организации дистанционного обучения
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Радыгина
Е.
Г. Построение эффективной модели организации дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2022. – № 2 (февраль). – С.
10–23. – URL:
http://e-koncept.ru/2022/221007.htm.
Аннотация. Понятие дистанционного образования связывается с понятиями онлайн-обучения, открытого образования и непрерывного образования, обучения с использованием онлайн- и цифровых технологий. Дистанционное образование считается более гибким и удобным для участников процесса, однако на данный момент в процессе его реализации больше вопросов, чем ответов. Период вынужденного перехода на обучение в дистанционном формате выявил общие проблемы и сформировал новые приоритеты в развитии образования. Одной из актуальных задач является изучение факторов обеспечения результативности обучения в дистанционном формате. Цель исследования – определение элементов построения эффективной системы обучения в дистанционном формате на основе моделирования процесса. Исследование строится на принципах системного и технологического подходов. При осуществлении исследования использовались методы анализа и синтеза, моделирования процессов. Основные проблемы в дистанционном образовании на современном этапе связаны: 1) с техническим обеспечением процесса; 2) подготовленностью студентов и преподавателей к осуществлению образовательного процесса; 3) организацией взаимодействия в процессе проведения занятий; 4) организацией контроля за образовательным процессом и результатами обучения. Теоретическая значимость исследования отражается в построении модели дистанционного образовательного процесса с учетом выделения основных взаимодействующих подсистем (студент, преподаватель, методическая и техническая подсистемы), а также основных функций (планирование, организация, мотивация и контроль). В соответствии с предложенной моделью определены факторы, обеспечивающие эффективность дистанционных форм на каждом этапе обучения. Дистанционное образование не может строиться на тех же принципах, что и классическое очное. Перед учебными заведениями по-прежнему стоит задача разработать курсы в соответствии с потребностями и ожиданиями студентов, для преподавателей – эффективно интегрировать технологии в контент, чтобы способствовать вовлечению и более глубокому освоению учебного материала. Практическая значимость исследования заключается в применении способов планирования, организации, мотивации и контроля в реализации обучения по конкретным дисциплинам (модулям) в процессе дистанционных или смешанных форматов.
Ключевые слова:
высшее образование, модель обучения, обратная связь, дистанционное образование, цифровые технологии, онлайн-обучение, результативность обучения
Похожие статьи
- Особенности организации внеаудиторной воспитательной работы с иностранными учащимися российских вузов в условиях дистанционного обучения (из опыта работы)
- Современное цифровое образование как инструмент повышения конкурентоспособности экономики отрасли
- Опыт дистанционного обучения в Германии и России глазами студента
- Политика и реформы в системе высшего образования стран Африки южнее Сахары
- Развитие дистанционного образования в Узбекистане