Удовлетворенность избранной профессией в контексте профессионального становления студентов педагогического и психологического профилей обучения
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Калинина
Т.
В.,
Патрикеева
Э.
Г. Удовлетворенность избранной профессией в контексте профессионального становления студентов педагогического и психологического профилей обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2022. – № 5 (май). – С.
115–129. – URL:
http://e-koncept.ru/2022/221038.htm.
Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена поиском новых форм, методов и технологий профессионального взаимодействия с современными студентами в условиях образовательного пространства высшей школы. Анализ научной психолого-педагогической литературы и опыт авторов статьи позволяют сделать выводы о том, что социально-экономические условия функционирования общества оказывают существенное влияние на ценностно-мотивационный выбор профессии старшеклассниками, способствуют формированию представлений о выбранной профессии, о возможностях саморазвития и самореализации в профессиональной деятельности. Целью статьи является сравнительный анализ результатов изучения удовлетворенности избранной профессией у обучающихся различных направлений и профилей подготовки (будущие педагоги и психологи). Представленное исследование дает возможность обратиться к поиску, отбору и последующему использованию методов и технологий, способствующих эффективному освоению избранной профессии современными студентами. Эмпирическими методами исследования являются следующие психодиагностические методики: «Профессиональная мотивация учащегося» (автор Л. А. Верещагина); методика изучения факторов привлекательности профессии В. А. Ядова (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана); авторская анкета (Э. Г. Патрикеева, Т. В. Калинина), подобранные в соответствии с изучаемой проблематикой. Теоретическая значимость статьи состоит в анализе авторских научных концепций феномена удовлетворенности личности профессиональным выбором; в изучении причин и факторов, влияющих на субъективную качественную оценку обучающимися профессионального выбора; в рассмотрении возможностей вуза в формировании у студентов высокого уровня удовлетворенности выбранной профессией. В качестве практической значимости исследования выступил сравнительный анализ результатов изучения особенностей профессиональной мотивации обучающихся; факторов привлекательности профессии; удовлетворенности студентов разных профилей обучения практической подготовкой, выражающейся в аффективно-эмоциональном и ценностном отношении студента к своему профессиональному выбору. Авторы подчеркивают, что проведение исследований удовлетворенности студентами выбранной профессией способствует эффективному взаимодействию структурных подразделений и участников образовательного процесса вуза, содействует оценке качества образовательной деятельности, позволяет принимать управленческие решения, содействует совершенствованию деятельности вуза.
Ключевые слова:
высшая школа, профессиональная мотивация, студенты, ценностно-смысловая сфера личности, удовлетворенность профессиональным выбором
Похожие статьи
- Роль внеучебной деятельности в условиях пандемии COVID-19 в процессе интеграции студентов в образовательное пространство вуза
- Стратегическая сессия как технология повышения креативности преподавателя вуза и вовлечения студентов в образовательный процесс
- Ценностные ориентации будущих юристов, обучающихся в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга
- Специфика профессионального обучения в условиях развития цифровизации и искусственного интеллекта