Социально-экологическая компетентность как универсальная интегративная характеристика выпускника педагогического вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Толмачева В. В. Социально-экологическая компетентность как универсальная интегративная характеристика выпускника педагогического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 6 (июнь). – С. 79–90. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231049.htm.
Аннотация. Представленная статья посвящена актуальной проблеме социально-экологического образования в системе высшего педагогического образования с позиций его содержательного наполнения и определения образовательных результатов. Процесс социально-экологического образования ориентирован на формирование у выпускника вуза системы компетенций, позволяющих ему решать профессиональные задачи не только четкой предметной ориентации, но и те из них, что связаны с универсальными характеристиками, в частности, социально-экологической направленности. Целью статьи является обоснование компонентного состава и содержательного наполнения такой интегративной характеристики выпускника педагогического вуза, как социально-экологическая компетентность. Степень научной проработанности проблемы формирования социально-экологической компетентности выпускника вуза позволяет определять ее как некую интегративную характеристику, базирующуюся на ценностно-мировоззренческой основе. Выпускник, обладающий сформированной социально-экологической компетентностью, характеризуется системностью знаний, сформированностью ориентировочной и деятельностной структуры, а также субъектной позицией относительно решения проблем, связанных с охраной окружающей среды, а также принятием последствий своих решений. Исследования О. С. Анисимова, Д. С. Ермакова, С. В. Алексеева, Т. А. Орешкиной, С. Н. Глазачева, А. И. Субетто, О. А. Нечаевой, О. Е. Перфиловой, Е. Н. Чеканушкиной, Е. Г. Шароновой и других позволяют определить структуру социально-экологической компетентности будущего педагога с позиций системности и интегративности, где каждый из выделенных компонентов не может существовать вне связи с другими. Разность подходов в словесном обозначении компонентов не препятствует выделению их содержательной общности в виде совокупности мотивационного, ценностного, когнитивного, практического компонентов. Теоретическая значимость статьи состоит в обобщении и анализе сложившихся на сегодняшний день взглядов зарубежных и отечественных ученых относительно содержательного наполнения социально-экологической компетентности. Взяв за основу имеющиеся научные разработки, автор выделяет в качестве ключевой характеристики готовности к решению профессиональных задач социально-экологическое образование. С позиций аксиологического, компетентностного и междисциплинарного подходов обоснован авторский взгляд на проблему определения сущности компонентного наполнения социально-экологической компетентности выпускника вуза в виде мотивационно-ценностного, когнитивного, ориентировочно-рефлексивного и деятельностного компонентов, что составляет научную ценность статьи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.