Опытно-экспериментальная работа по формированию информационной культуры школьников средствами цифровой образовательной среды
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Барахсанова
Е.
А.,
Малгаров
И.
И. Опытно-экспериментальная работа по формированию информационной культуры школьников средствами цифровой образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2024. – № 7 (июль). – С.
86–102. – URL:
http://e-koncept.ru/2024/241107.htm.
Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что формирование информационной культуры школьников является ключевой задачей современного образования, для решения которой следует применять современные средства цифровой образовательной среды (ЦОС). Цель исследования – доказательство эффективности использования средств ЦОС в образовательном процессе общеобразовательной школы для формирования информационной культуры обучающихся. Методами исследования послужили: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по различным аспектам проблемы исследования, анализ содержания нормативно-правовых документов, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, тестирование и анкетирование, качественный и количественный анализ результатов эмпирического исследования, обработка данных с применением методов математической статистики. Теоретическая значимость: определена сущность и структура информационной культуры школьника как динамическая интегративная характеристика личности обучающегося, обладающего мотивационно-ценностными ориентациями, морально-этической ответственностью, рефлексивно-оценочными умениями, способного к информационной деятельности для выполнения учебных задач в цифровой образовательной среде. Практическая значимость: разработан и применен диагностический инструментарий, включающий совокупность валидных методик, которые позволяют оценить уровень сформированной информационной культуры школьников средствами ЦОС в рамках выявленных компонентов (мотивационно-ценностный, информационно-деятельностный, морально-этический, рефлексивно-оценочный). Однородность групп, а также результативность формирования информационной культуры обучающихся подтверждена с использованием статистического метода обработки данных исследования. Новизна: реализованы следующие дидактические средства ЦОС: цифровой образовательный ресурс, онлайн-экскурсии, цифровые книги, развивающие мобильные компьютерные игры, мультипликационные фильмы, школьное телевидение, школьный канал в мессенджере, мобильное приложение для саморазвития. Получена положительная динамика формирования информационной культуры школьников в экспериментальных группах. Представленные дидактические средства ЦОС могут быть использованы при формировании информационной культуры школьников учителями общеобразовательных школ.
Ключевые слова:
педагогический эксперимент, цифровая трансформация образования, информационная культура школьника, средства цифровой образовательной среды