Развитие читательской грамотности обучающихся основной школы как условие преодоления рисков учебной неуспешности по математике
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шашкина
М.
Б.,
Тумашева
О.
В.,
Кирнасова
С.
В. Развитие читательской грамотности обучающихся основной школы как условие преодоления рисков учебной неуспешности по математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2024. – № 10 (октябрь). – С.
186–199. – URL:
http://e-koncept.ru/2024/241163.htm.
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью развития читательской грамотности обучающихся не только в процессе изучения гуманитарных предметов, но и в процессе обучения математике. Результаты российских и зарубежных исследований убедительно свидетельствуют о негативном влиянии недостаточно сформированной читательской грамотности на качество математической подготовки обучающихся основной школы. Читательская грамотность на этой ступени обучения тесно связана с развитием мышления обучающихся. И недостатки развития умений работы с информацией, навыков смыслового чтения могут привести к ситуации учебной неуспешности, в том числе по математике. Цель статьи – выявить компоненты читательской грамотности, имеющие ключевое значение для обучающихся с рисками учебной неуспешности, и описать способы их формирования в процессе обучения математике. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме формирования читательской грамотности была определена структура читательской грамотности. Результаты диагностических работ по оценке читательской грамотности и всероссийских проверочных работ по математике позволили выявить актуальный перечень дефицитов в сформированности отдельных действий – компонентов читательской грамотности обучающихся с рисками учебной неуспешности – и разработать научно обоснованный подход к ее формированию, который представлен в виде модели. Приведены методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся с рисками учебной неуспешности, описаны дидактические условия реализации модели в процессе обучения математике. Материал статьи частично апробирован в образовательной практике и содержит описание эффективных способов формирования читательской грамотности обучающихся с рисками учебной неуспешности. Теоретическая значимость статьи заключается в исследовании новых аспектов проблемы развития читательской грамотности школьников. Результаты исследования расширяют подходы к решению проблемы формирования читательской грамотности обучающихся и задают вектор поиска новых результативных методических решений. Практическая значимость заключается в возможности использования представленных результатов для совершенствования подходов к проектированию содержания и организации деятельности обучающихся на уроках математики в основной школе.
Ключевые слова:
обучение математике, читательская грамотность, стратегии смыслового чтения, обучающиеся с рисками учебной неуспешности
Финансирование
работа выполнена в рамках научного проекта № 2023021409292 «Эффективные методические практики обучения математике, обеспечивающие достижение метапредметных результатов обучающихся с рисками учебной неуспешности», при поддержке Красноярского краевого фонда науки.