Определение индикаторов развития умений иноязычной деловой коммуникации студентов направлений подготовки в сфере информационных технологий на основании требований образовательных и профессиональных стандартов
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Борщенко
Г.
М. Определение индикаторов развития умений иноязычной деловой коммуникации студентов направлений подготовки в сфере информационных технологий на основании требований образовательных и профессиональных стандартов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2024. – № 11 (ноябрь). – С.
234–246. – URL:
http://e-koncept.ru/2024/241188.htm.
Аннотация. Деловая коммуникация является неотъемлемой частью профессиональной деятельности специалистов в различных областях, однако продолжает ошибочно ассоциироваться в основном с социальными и гуманитарными сферами и недостаточно представлена в учебных программах направлений подготовки в сфере информационных технологий. Согласно образовательным стандартам, способность к деловому общению относится к группе универсальных компетенций, и часто ее развитие соотнесено с дисциплиной «Иностранный язык»; тем не менее, на практике в условиях многопрофильных вузов в рамках данной дисциплины приоритет отдается профессионально ориентированным курсам. Требования профессиональных стандартов в ИТ-сфере содержат обобщенные формулировки к владению иностранным языком, затрудняющие постановку образовательных задач. Эти противоречия указывают на актуальность представленного исследования, цель которого – определение индикаторов развития умений иноязычной деловой коммуникации студентов направлений подготовки в сфере информационных технологий на основании требований образовательных и профессиональных стандартов. Для достижения поставленной цели используются теоретические и эмпирические методы исследования: анализ релевантных публикаций и мировых тенденций в области развития коммуникативных умений; сопоставительный анализ требований образовательных и профессиональных стандартов к умениям выпускников образовательных программ по направлениям подготовки в сфере ИТ, а также их соответствие концепту (иноязычной) коммуникативной компетенции. На основании проведенного анализа публикаций выявлена трансформация номенклатуры, используемой для описания результатов обучения. На основании сопоставительного анализа стандартов уточнены целевые умения, необходимые для осуществления деловой коммуникации в контексте деятельности ИТ-специалистов, впоследствии разделенные на укрупненные группы, сопряженные с компонентами (иноязычной) коммуникативной компетенции по модели Яна ван Эка; определены индикаторы развития целевых умений осуществления иноязычной деловой коммуникации ИТ специалистами, имеющие деятельностный характер, проявляемый в процессе выполнения профессиональных функций. Теоретическая значимость полученных результатов заключается в конкретизации метаобразовательных конструктов (КК/ИКК) применительно к деловому общению в контексте технических профессий. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности оптимизировать образовательные программы и разработать новые дидактические ресурсы в областях, где деловая коммуникация не является профилирующим аспектом. Перспективы дальнейшего исследования – поиск методических решений для активизации аспекта делового общения в целеполагании изучения дисциплины «Иностранный язык» в рамках ИТ-направлений подготовки согласно требованиям отрасли.
Ключевые слова:
коммуникативная компетенция, иноязычное образование, soft skills, деловая коммуникация
Похожие статьи