Специфика социальной активности человека в условиях цифровизации социума
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Невзорова
А.
В. Специфика социальной активности человека в условиях цифровизации социума // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2024. – № 11 (ноябрь). – С.
330–350. – URL:
http://e-koncept.ru/2024/241194.htm.
Аннотация. Актуальность проблемы социальной активности в условиях цифровизации обусловлена необходимостью систематизации и обобщения педагогического знания об этом явлении вообще и в условиях цифровизации в частности. Педагогика интегрирует достижения других гуманитарных наук с целью более объективного рассмотрения социальных явлений. Социальная активность изучается многими науками, и ее всестороннее рассмотрение с разных позиций может существенно обогатить собственно педагогические представления о ней. В условиях цифровизации аспекты рассмотрения социальной активности включают ее сущность и цели, процессуальную сторону. Формулирование ясных, обобщенных педагогических представлений о социальной активности в цифровой среде необходимо для решения собственно педагогических задач, а также для определения круга компетенций, необходимых для осуществления этой деятельности. Цель исследования – сопоставление и интеграция научных представлений о социальной активности как педагогическом явлении. Цель конкретизируется в следующих задачах: дать педагогическую характеристику социальной активности, разработать уровневый подход к пониманию феномена социальной активности в цифровой среде. В качестве ведущих подходов к исследованию проблемы социальной активности в условиях цифровизации приняты комплексный и компетентностный подходы, поскольку: 1) опора на комплексный подход обеспечивает интегративность, всеобщую связь, взаимодействие и целостность фактов, явлений в обществе, изученных в разных отраслях гуманитарного знания; непротиворечивость логики исследования и обоснованность научных выводов; 2) компетентностный подход позволяет провести анализ сущности социальной активности с точки зрения движущих сил и механизмов ее проявления, с одной стороны, и возможностей приобретения индивидом новых компетенций благодаря вовлеченности в социальную активность, исходя из своих ценностных установок и направленности личности, а также благодаря специфике цифровой среды – с другой. Основной результат статьи – представление нового подхода к характеристике уровней социальной активности, являющегося попыткой охватить всю совокупность проявлений социальной активности в современной цифровой среде. Теоретическая значимость статьи состоит в попытке совокупного применения результатов исследований социальной активности в гуманитарных науках. Практическая значимость статьи состоит в том, что полученный научный результат может стать основой последующего изучения специфических особенностей социальной активности людей в условиях цифровизации.
Ключевые слова:
социальная активность, цифровизация, цифровая среда, дистанционное взаимодействие, уровни социальной активности
Похожие статьи
- Изучение готовности студентов к использованию сети Интернет в образовательной деятельности
- Использование современных цифровых инструментов для повышения познавательной активности на уроках
- Формирование ключевых компетенций при изучении массовых открытых онлайн-курсов
- Возможности формирования компетенций ХХI века при изучении дисциплины «Цифровые технологии в образовании»
- Цифровые инструменты в образовании: современные тенденции