Особенности эмоционального интеллекта у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шалагинова
К.
С., Декина
Е.
В.
Особенности эмоционального интеллекта у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 5 (май). – С.
1–16. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251077.htm.
Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы связана с ростом числа трудных жизненных ситуаций в жизни современных подростков и их семей, отсутствием путей и механизмов гарантированной защиты школьников от попадания в подобные ситуации, необходимостью поиска путей и технологий выстраивания превентивной работы. Цели исследования: провести анализ особенностей развития эмоционального интеллекта у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, наметить мишени и основные направления психолого-педагогического воздействия. Теоретико-методологическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей в области эмоционального интеллекта, вопросах поведения и совладения в трудных жизненных ситуациях. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации); эмпирические (тестирование, методы количественного и качественного анализа). В исследовании приняли участие 128 школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте 13–15 лет. Диагностическая программа включала четыре методики. Согласно полученным данным, подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, отличает достаточно низкий уровень осведомленности в вопросах эмоционального интеллекта, прослеживается тенденция к средним значениям показателей у большей части опрошенных, что трактуется как весьма положительная тенденция, проявляющаяся в стремлении подростков разобраться в себе, в своих внутренних переживаниях. Новизна публикации связана с выявлением особенностей эмоционального интеллекта подростков, находящихся в трудной ситуации, обозначением мишеней психолого-педагогического воздействия, обоснованием и подбором наиболее эффективных методов и технологий работы. Теоретическая значимость работы состоит в изучении особенностей эмоционального интеллекта подростков, выявлении специфики проявления эмоционального интеллекта подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Практическая значимость: разработанная диагностическая программа может использоваться для оценки эмоционального интеллекта подростков, результаты исследования могут быть положены в основу разработки психолого-педагогических программ развития эмоционального интеллекта подростков в трудной жизненной ситуации.
Ключевые слова:
подросток, трудная жизненная ситуация, эмоциональный интеллект, понимание эмоций, управление эмоциями, совладение с трудностями
Похожие статьи
- ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
- Межличностное доверие старшеклассников с разным уровнем эмоционального интеллекта
- ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АГРЕССИИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ МАКИАВЕЛЛИЗМА
- Исследование эмоционального интеллекта предпринимателей малого бизнеса в сфере торговли
- Эмоциональный интеллект менеджеров по продажам
К.
С. Шалагинова