Педагогическое взаимодействие преподавателей и студентов вузов в условиях цифровизации
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сергеева
М.
Г., Си
Ф.
Педагогическое взаимодействие преподавателей и студентов вузов в условиях цифровизации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 6 (июнь). – С.
21–35. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251102.htm.
Аннотация. Под влиянием современных информационных технологий высшее образование вступило в эпоху цифрового образования. Подвергаются сомнению традиционно принятые отношения в вузе, когда студент представляет собой объект, а преподаватель является субъектом образовательного процесса. Структура взаимодействия и взаимоотношений между преподавателями и студентами в университетах претерпевает изменения. Если ранее взаимодействие педагога и студента ограничивалось пространством и временем, то в эпоху цифрового информационного образования эти ограничения могут быть сняты. До массового распространения сети Интернет также существовало дистанционное образование (посредством бумажных писем, видеокассет и т. д.), однако такое образование было эпизодическим, односторонним и не могло не только заменить, но также и полноценно дополнить традиционное классно-урочное высшее образование. Тем не менее в наши дни ситуация изменилась, и это актуально рассмотреть не только с точки зрения новых методов образования, но также с позиции изменения характера и направленности коммуникации между студентами и преподавателями как основными участниками образовательного процесса. Цель статьи – подробно раскрыть особенности изменений, технологические достижения и тенденции развития взаимодействия участников образовательного процесса в вузе в эпоху цифрового образования. Настоящая статья носит теоретический характер. В ней используются системный, культурно-исторический и коммуникативный подходы. Результаты исследования позволяют утверждать, что выбор электронных образовательных сред требует четкого соотнесения с форматом педагогической деятельности и ее целевыми установками. Moodle демонстрирует наибольшую эффективность в рамках системного обучения, рассчитанного на продолжительный срок; платформа обеспечивает детализированный контроль академических достижений обучающихся и структурированное накопление образовательной аналитики. В свою очередь, Zoom подходит для организации синхронных занятий: онлайн-лекций и семинаров, где важен немедленный обмен мнениями между участниками. Теоретическая значимость работы: статья вносит вклад в понимание функциональных особенностей цифровых образовательных платформ в контексте трансформации взаимодействия между студентами и преподавателем в наши дни. Практическая значимость работы: результаты исследования могут оказаться полезными для модернизации университетских программ за счет адресного внедрения технологий для корректировки педагогических подходов с учетом синергии асинхронных и синхронных форматов, для повышения качества дистанционного обучения. Новизна исследования состоит в том, что в работе рассматриваются особенности взаимодействия преподавателей и студентов в цифровом взаимодействии в контексте настоящего времени на конкретных примерах.
Ключевые слова:
педагогическое взаимодействие, высшее образование, цифровизация, цифровое обучение, преподаватели и студенты, взаимодействие в образовании
Финансирование
Статья подготовлена при финансовой поддержке Китайского Совета по Стипендиям (CSC). Публикация подготовлена в рамках НИР № 071720-0-000 «Психонейролингвистика в приложении к методике интенсификации процесса обучения иностранным языкам на основе междисциплинарных знаний».
Похожие статьи
- ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Управление самостоятельной работой студентов естественно-научных профилей посредством развития цифровой среды вуза
- Педагогическое взаимодействие в современной цифровой среде: проблема регламентации процесса
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЕБ-СЕРВИСОВ И ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ СТУДЕНТАМИ СВФУ
М.
Г. Сергеева