Технология группового наставничества в рамках реализации комплексного подхода
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бахарева
Е.
А., Кусова
М.
Л., Королько
В.
А.
Технология группового наставничества в рамках реализации комплексного подхода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 8 (август). – С.
52–66. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251151.htm.
Аннотация. В условиях многоязычной образовательной среды необходимость разработки эффективных методов и технологий обучения иностранцев русскому языку особенно актуальна. Технология группового наставничества – это одна из инновационных педагогических практик, которая позволяет в значительной мере усовершенствовать качество обучения и способствует преодолению языкового барьера. Цель статьи – исследование и обоснование эффективности технологии группового наставничества как части комплексного подхода в обучении русскому языку как иностранному. Основным методом исследования стал эксперимент, проведенный на базе подготовительного факультета Уральского государственного экономического университета (далее – УрГЭУ), где была реализована описываемая технология. В эксперименте участвовали иностранные слушатели с различным уровнем владения русским языком (A1 и B1). Методология включала в себя диагностику языковой подготовки до и после эксперимента, наблюдение за динамикой языковой активности, а также анкетирование обучающихся для выявления их отношения к методам группового наставничества. Основные результаты исследования показали, что применение технологии группового наставничества обеспечивает более высокий уровень языковой успешности, адаптации и мотивации среди иностранных слушателей. Группа, состоящая из наставников и наставляемых, показала лучшие результаты по всем категориям тестирования (грамматика, лексика, говорение, письмо) по сравнению с группой, которая обучалась по традиционным методикам. Также участники группы наставничества продемонстрировали более высокую степень преодоления языкового барьера при общении с носителями русского языка и большую удовлетворенность процессом обучения. Теоретическая значимость статьи заключается в уточнении концепции группового наставничества как педагогической технологии в контексте комплексного подхода в обучении русскому языку как иностранному (далее – РКИ). Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы для дальнейшего улучшения учебных программ для иностранных обучающихся и разработки методических рекомендаций для других образовательных учреждений, обеспечивающих эффективную языковую и социокультурную адаптацию в России.
Ключевые слова:
мотивация, межкультурная коммуникация, комплексный подход, русский язык как иностранный, социокультурная адаптация, подготовительный факультет, технология группового наставничества, языковая успешность
Похожие статьи
- Работа с текстами страноведческого характера на занятиях с иностранными студентами, изучающими русский язык
- К ПРОБЛЕМЕ УЧЕТА ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОТБОРЕ ЛЕКСИКИ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ПОДГОТОВКИ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ АВИАЦИОННОГО ВУЗА
- РОЛЬ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ (НА ПРИМЕРЕ КОРЕЙСКИХ СТУДЕНТОВ)
- Концептуальные основы исследования самостоятельного формирования иноязычной компетенции студентов
Е.
А. Бахарева