Концептуальные основы исследования самостоятельного формирования иноязычной компетенции студентов
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фидарова
К.
К., Гайсина
А.
Р., Калабекова
С.
В.
Концептуальные основы исследования самостоятельного формирования иноязычной компетенции студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 6 (июнь). – С.
337–353. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251122.htm.
Аннотация. Современная система высшего образования предъявляет все более высокие требования к уровню подготовки выпускников, особенно в условиях глобализации и растущей мобильности профессиональных кадров. В этих условиях особую актуальность приобретает формирование у студентов устойчивых навыков самообразования, что становится неотъемлемой частью профессиональной подготовки. Одним из приоритетных направлений выступает развитие иноязычной профессиональной компетенции как средства интеграции в международное профессиональное сообщество. Иноязычная компетенция рассматривается не только как владение иностранным языком, но и как комплексная категория, включающая способность использовать язык в профессиональной и межкультурной коммуникации. Целью настоящего исследования является анализ концептуальных основ самостоятельного формирования иноязычной компетенции у студентов, а также изучение методологических подходов, направленных на ее развитие в контексте высшего образования. Основное внимание уделяется самостоятельной учебной деятельности обучающихся, способствующей формированию не только языковых навыков, но и универсальных компетенций – критического мышления, информационной грамотности и способности к самоорганизации. В работе использованы теоретические методы: анализ научной и учебной литературы, сравнительный, системный и структурно-функциональный подходы. В результате выявлены ключевые структурные компоненты иноязычной компетенции – лингвистический, коммуникативный, прагматический и социокультурный. Представлены уровни сформированности компетенции и практико-ориентированные рекомендации по ее развитию. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении структуры иноязычной компетенции и выделении ее компонентов в контексте профессиональной подготовки. Практическая значимость состоит в разработке рекомендаций по стимулированию автономной учебной деятельности студентов. Научная новизна заключается в комплексном подходе к анализу самообразовательных стратегий формирования иноязычной компетенции с учетом современных требований к педагогической подготовке.
Ключевые слова:
мотивация, профессиональная подготовка, коммуникативные навыки, методология, иноязычная компетенция, социокультурная адаптация, лингвистическая компетенция, самостоятельное обучение, образовательные стратегии, когнитивные подходы
Похожие статьи
- Вовлечение студентов в разработку стратегий освоения содержания профессиональной подготовки
- ДИАЛОГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ
- Технология группового наставничества в рамках реализации комплексного подхода
- Из опыта использования внеклассных мероприятий по английскому языку со студентами I курса направления подготовки «Начальное образование и образование в предметной области Английский язык»
- НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУПП ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ РУССКИЙ ЯЗЫК
К.
К. Фидарова