Готовность будущих учителей к формированию функциональной грамотности младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Косикова С. В. Готовность будущих учителей к формированию функциональной грамотности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2025. – № 8 (август). – С. 67–87. – URL: http://e-koncept.ru/2025/251152.htm.
Аннотация. Актуальность представленной в статье работы обусловлена необходимостью решения вопроса подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности, отвечающей требованиям обновленных ФГОС общего образования. Цель исследования – определение структуры и содержательного наполнения готовности будущих учителей начальной школы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Основными подходами к исследованию явились сравнительно-педагогический анализ, систематизация научно-теоретического материала и моделирование. В ходе научной работы были проанализированы актуальные материалы, касающиеся подготовки педагогов к профессиональной деятельности. В зарубежных научных кругах под готовностью будущего педагога подразумевается способность эффективно выполнять профессиональные задачи и добиваться высоких результатов в работе. Отечественные исследователи, в свою очередь, определяют готовность к профессиональной деятельности как овладение будущим учителем набором знаний, умений и навыков, необходимых для качественной организации образовательного процесса. После детального анализа различных трактовок готовности будущих учителей к работе мы пришли к выводу, что способность преподавателя начальных классов формировать функциональную грамотность у учеников представляет собой комплексное качество личности. Оно объединяет в себе ряд индивидуально-психологических и профессионально-педагогических компетенций, которые обеспечивают успешность профессиональной деятельности учителя в области формирования функциональной грамотности у младших школьников. По итогам изучения структуры готовности к педагогической деятельности мы выделили основные компоненты, необходимые будущему педагогу для формирования функциональной грамотности у младших школьников: ценностно-мотивационный, когнитивный, праксиологический и деятельностный. Каждый из этих компонентов был наполнен содержанием, соответствующим исследуемой деятельности. Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении структуры готовности будущего учителя начальных классов к формированию функциональной грамотности младших школьников и ее визуализации в форме модели с детальным описанием содержания. Практическая значимость работы обусловлена необходимостью совершенствования образовательных программ высшего педагогического образования в решении вопроса подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности, отвечающей требованиям обновленных ФГОС общего образования.
Финансирование
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения РФ по теме «Формирование готовности будущих учителей начальных классов к организации образовательного процесса, ориентированного на овладение младшими школьниками функциональной грамотностью» (код (шифр) научной темы OTGE-2025-0020).
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.