Готовность педагога к взаимодействию с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам цифровой социализации
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Воронова
А.
А., Сень
Е.
А.
Готовность педагога к взаимодействию с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам цифровой социализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 10 (октябрь). – С.
170–184. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251202.htm.
Аннотация. В условиях активной цифровизации образования особое значение приобретает взаимодействие педагогов и родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам цифровой социализации. Отечественные и зарубежные ученые отмечают важность цифровой социализации детей и подростков, выделяют ее особенности, ее компоненты, педагогические аспекты ее осуществления на практике. Цель данной статьи – выявление готовности педагога к данному взаимодействию согласно аспектам, выделенным на этапе теоретического изучения проблемы на основе анализа отечественных и зарубежных источников. В исследовании используется системный подход, позволяющий изучать явления педагогической практики как системы, состоящие из различных компонентов, взаимосвязанных между собой. Среди методов исследования используются анализ, обобщение и систематизация результатов теоретического изучения проблемы, а также опрос, направленный на выявление разных сторон готовности педагогов к взаимодействию с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам цифровой социализации. Метод опроса был выбран как наиболее эффективный способ получения репрезентативных данных о реальной педагогической практике обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в различных образовательных учреждениях РФ. На основе анализа результатов опроса педагогов разных российских регионов в статье представляются актуальные вопросы взаимодействия учителей и родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это и организационно-методические вопросы, и вопросы содержательные. Результаты исследования показали, что важными факторами, препятствующими успешной цифровой социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выступают недостаточная компетентность педагогов в области цифровой социализации и отсутствие систематичной работы, направленной на информирование родителей по вопросам цифрового воспитания и обучения. Теоретическая значимость статьи раскрывается в линиях обобщения актуальных аспектов взаимодействия педагогов и родителей по вопросам цифровой социализации, уточнения значимых сторон этого взаимодействия в настоящее время. Практическая значимость результатов исследования, представленных в статье, заключается в определении векторов выстраивания взаимодействия педагогов и родителей для организации эффективной цифровой социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данные будут полезны учителям, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разработчикам курсов повышения квалификации, ученым, проводящим исследования в направлении профессионального развития учителей.
Ключевые слова:
взаимодействие, педагоги, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, цифровая социализация, работающие с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, готовность педагогов, цифровое обучение и воспитание, аспекты цифровой социализации, родители обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Финансирование
Публикация подготовлена по результатам выполнения исследования в рамках государственного задания на тему «Взаимодействие педагогов и родителей: методическое сопровождение цифровой социализации обучающихся с ОВЗ», реализуемого при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ (дополнительное соглашение № 073-03-2025-054/3 от 16.06.2025)
Похожие статьи
А.
А. Воронова