Инклюзивное образование: теоретические основы и модели реализации
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фидарова
К.
К., Гайсина
А.
Р., Калабекова
С.
В.
Инклюзивное образование: теоретические основы и модели реализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 10 (октябрь). – С.
223–236. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251205.htm.
Аннотация. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена глобальным стремлением общества к обеспечению равных прав и возможностей в образовании для всех детей, независимо от их физических, интеллектуальных, социальных или культурных особенностей. Инклюзивное образование становится ключевым направлением модернизации образовательных систем во всем мире, что закреплено в международных документах, включая Конвенцию ООН о правах инвалидов. Вместе с тем, несмотря на нормативную поддержку, практическая реализация инклюзии сталкивается с рядом вызовов, связанных с недостаточной подготовкой педагогов, слабой ресурсной базой и сохраняющимися стереотипами, что делает необходимым углубленный теоретический анализ основ и моделей ее функционирования. Цель статьи – систематизировать теоретические основы инклюзивного образования и проанализировать ведущие модели его реализации в мировой и отечественной практике. Исследование опирается на теоретические подходы, включая социально-культурную теорию Л. С. Выготского, концепцию универсального дизайна обучения (UDL), теорию множественных интеллектов Г. Гарднера и социальную модель инвалидности, а также методы контент-анализа, сравнительного анализа и синтеза научной литературы. Основные результаты исследования включают выявление ключевых принципов инклюзивного образования – доступности, индивидуализации, участия и уважения к разнообразию; классификацию международных моделей (финская, американская, британская) и их сравнение с российской практикой; выделение факторов эффективности, таких как государственная поддержка, профессиональная подготовка педагогов и формирование инклюзивной культуры в школе. Показано, что успех инклюзии зависит не столько от наличия специальных программ, сколько от системного подхода, объединяющего законодательство, кадровое обеспечение и изменение ценностных установок. Теоретическая значимость работы заключается в комплексном осмыслении инклюзивного образования как педагогической философии, а не только организационной формы. Практическая значимость состоит в выработке рекомендаций по адаптации лучших международных практик в условиях российской системы образования. Научная новизна исследования заключается в интеграции разнородных теоретических концепций в единую аналитическую рамку и проведении детального сравнительного анализа моделей инклюзии с акцентом на переносимые элементы для стран с переходной системой образования.
Ключевые слова:
инклюзия, инклюзивное образование, подготовка педагогов, доступная среда, особые образовательные потребности, теоретические основы, модели реализации, универсальный дизайн обучения
Похожие статьи
- Эмпатия как условие реализации принципов инклюзивного образования
- Теоретико-методологические основы инклюзии в образовании
- Внедрение адаптированных образовательных программ для студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе
- Иллюзия инклюзии?..
- Перспективы развития инклюзивного образования в современном начальном образовании
К.
К. Фидарова