Учебное видео как форма проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса геометрии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Саяпова О. В., Горев П. М. Учебное видео как форма проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса геометрии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2011. – 4 квартал 2011. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2011/11403.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации проектной деятельности учащихся средствами работы над учебным видео. Авторы предлагают также список тем возможных проектов учащихся, для которых может быть использована предложенная технология работы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Горев Павел Михайлович,кандидат педагогических наук, доценткафедры математического анализа и методики обучения математикеВятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ), г. Кировpavelgorev@mail.ru

Саяпова Ольга Владимировна,учитель математики и информатики МОУ СОШ № 3, г. Усинск, Республика Комиsapfira.87@mail.ru

Учебное видео как форма проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса геометрии

Аннотация.Статья посвящена вопросам организации проектной деятельности учащихся средствами работы над учебным видео. Авторы предлагают также список тем возможных проектов учащихся, для которых может быть использована предложенная технология работы.Ключевые слова:обучение геометрии, проектная деятельность, учебный проект, наглядность в обучении, практикоориентированные задачи.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. В этой ситуации задачей системы образования является подготовка людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Но сейчас выпускники школ в большинстве своем не приспособлены к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной и политической жизни общества. Это доказывают международные исследования последнего десятилетия, например исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA, осуществляемой Организацией экономического сотрудничества и развития OECD, и Международного сравнительного исследования учебных достижений школьников TIMSS. По всем направлениям исследования PISA2006 результаты российских учащихся статистически значимо ниже, чем результаты по странам OECD или чем средние международные результаты. В частности, рейтинг российских учащихся по математической грамотности среди своих сверстников из 57 стран составляет 32–36еместо среди других стран. По сравнению с результатами предыдущих циклов, в исследовании по математике не произошло существенных изменений: состояние математической грамотности российских учащихся осталось на том же невысоком уровне, который был зафиксирован на предыдущих этапах исследования в 2000 и 2003 гг. [1].Сравнение результатов России с результатами других стран явно показывает отличие приоритетов отечественного общего образования от приоритетов, характерных для многих стран. Результаты международных сравнительных исследований учебных достижений школьников TIMSS (1995, 1999, 2003 и 2007 гг.) свидетельствуют, что уровень предметных знанийи умений российских восьмиклассников не ниже или превышает уровень учащихся многих стран, которые в исследованиях PISA (в 2000, 2003, 2006гг.) показали существенно более высокий уровень умения применять свои знания в ситуациях, отличных от учебных. Это говорит о том, что в настоящее время, обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система обучения мало способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, то есть решать задачи практического содержания [2].В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему, вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стран или появлялись новые концепции. Например, развивающее обучение Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, система Л.В.Занкова. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностноориентированного обучения, такие как, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, «портфель ученика», индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению, проектная деятельность учащихся. Хотя проектная деятельность учащихся не является новшеством, в нашей стране она долгое время не использовалась. Эта педагогическая технология может эффективно применяться, при этом не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Сейчас проектная деятельность учащихся широко применяется в средних и высших профессиональных учебных заведениях по различным учебным дисциплинам;в школах она начала применяться сравнительно недавно [3].Для эффективного использования проектной деятельности учащихся в школе, в частности по математике, необходимы соответствующие методики, которые пока практически отсутствуют, а существующие –мало адаптированыпод конкретных учащихся, учителей и учебный план.Мы предлагаем вариант методики использования проектной деятельности учащихся по геометрии, который, на наш взгляд, формирует навыки решения практических задач, выходящих за пределы учебных ситуаций. Конечный продукт такой проектной деятельности учащихся будет представлен в форме учебного видео. Вовлекаясь в деятельность создания учебного видео по решению какихлибо практических задач, ученик лучше усваивает навыки решения таких задач. Также такая проектная деятельность весьма эффективна и для закрепления знаний учащихся по какойлибо теме школьного курса математики. Отметим, что учебное видео относится к экраннозвуковым средствам обучения, которые занимают особое место среди других средств обучения, так как они оказывают наиболее сильное обучающее воздействие, обеспечивая наглядность, достоверность, позволяют проникать в сущность процессов и явлений, раскрывают их в развитии и динамике. Видеотехника имеет и большие педагогические возможности. Так называемый эффект присутствия особенно способствует повышению мотивации в обучении. Учебное видео даёт не только определенную сумму знаний, но и рождает в воображении учеников визуальные, музыкальнослуховые и прочие образы, заставляет интенсивнее мыслить и находить адекватные способы для передачи содержания просмотренного видеоматериала. Предлагаем следующие этапы проектной деятельности учащихся по созданию учебного видео по геометриии возможности их реализации.Помимо непосредственного выполнения проекта, проектная деятельность включает также предварительную подготовку учителя к ее организации, которая заключается в определении дидактических целей проектирования и подразумевает поиск ответов на ряд вопросов такого характера:Какая тема школьного курса геометрии вызывает наибольшие затруднения у учащихся?Материал какой темы школьного курса геометрии содержит недостаточно практических задач?Какие результаты можно ожидать при окончании проекта?Сколько времени потребуется для выполнения проекта?Какие знания потребуются учащимся для выполнения проекта, каким умениям надо будет их научить?При организации непосредственной проектной деятельности школьников выделяется несколько этапов:1)выбор темы и постановка задачи проекта;2)выдвижение первоначальных идей;3)выбор лучшейидеи;4)планирование проектного задания;5)непосредственное изготовление проекта;6)оценка и защита проекта.Этап I. Выбор темы и постановка задачи проекта. Выбрать тему проекта можно разными способами. Например, можно ориентироваться на изучаемую в данный момент тему, или низкий уровень знаний по какойлибо теме, или на подготовку к итоговой аттестации и так далее. В том или ином случае необходимо определить, какие задачи практического содержания возможны для выбранной темы. Проект обычно начинается с мотивации учащихся на данную деятельность. Мотивами осуществления данного вида проектной деятельности учащихся являются: 1)закрепление и углубление знаний по определенной теме;2)формирование условий для развития умения решать задачи практического содержания;3)использование учителями на уроках математики в качестве средства обучения созданных учебных фильмов, то есть реальная польза от созданных учащимися проектов. Затем необходимо познакомить учащихся с таким представлением результата проекта, как учебное видео. Для многих учащихся он окажется новым, поэтому важно показать отличие учебного видео от других видеопродуктов. Затем рекомендуется показать пример учебного видео и прокомментировать данные отличия, чтобы ученики не только услышали, но и увидели их. К концу данного этапа школьники должны сформулировать проектное задание. Этап II. Выдвижение первоначальных идей. На этом этапе необходимо определить способы и объекты, с помощью которых будут решаться поставленные практические задачи. Здесь важно не «навязывать»учащимся свою идею. Идея включает в себя понимание цели и пути её достижения. Чем больше выдвигается идей, тем больше возможностей найти самый верный путь удовлетворения проблемы. Под «идеей» здесь понимается начальное размышление учащихся о том, как можно решить те или иные практические задачи из школьного курса геометрии. При выработке идей происходит свободное самовыражение учащихся, развивается их творчество, способность генерировать идеи. Этот этап удачно организуется на основе процедуры «мозговой штурм», которая является одним из наиболее простых методов активизации перебора вариантов, быстрого генерирования идей для решения проблемы. В основе «мозгового штурма» лежит разделение процессов генерирования идей и их оценки. Метод учитывает психологию не только отдельного человека, но и группы. Дело в том, что в группе люди поиному реагируют на проблемы, чем человек, рассуждающий в одиночестве; к тому же в группе снимаются определенные ограничения, резко возрастает возбуждение.«Мозговой штурм» сопровождается быстрым произвольным записыванием идей на доску, что помогает «освободить дорогу» для другой идеи, позволит идее «всплыть» на поверхность. На этом этапе важно «сгенерировать» как можно больше идей. Оценка высказанных идей будет произведена позже, тогда из них можно будет выбрать наиболее интересную.Этап III. Выбор лучшей идеи. В результате данного этапа учащиеся должны выбрать одну идею из всего множества,предложенных ранее, которая и будет реализована в конечном продукте проекта. Задача учителя на этом этапе –помочь школьникам в процедуре отбора и оценки выдвинутых идей.Оценить идею можно на основе требований, которые предъявляются к тому или иному объекту. Наиболее существенные требования к каждому объекту называются критериями. Критерий –этопризнак (показатель), на основании которого производится оценка. Следовательно, задачей учителя на этом этапе проектной деятельности будет помощь учащимся в выборе системы критериев для оценки. Учитель может задавать учащимся вопросы, ответы на которые помогут им сформулировать критерии. Например, при выборе способа для измерения вопросы могут быть следующие:Какой из способов самый простой в плане реализации? Какой сложный?Какой из способов интересен по своей реализации и демонстрации?Какие из способов требуют минимальных затрат?Для оценки способа измерения объекта можно использовать следующую систему критериев: реализуемость способа; материалоёмкость; новизна; научность; приборы и материалы, используемые при съёмке, и другие. Договорившись о системе критериев, школьники приступают к отбору лучшей идеи из всего массива наработанного. Задача учителя –помочь школьникам выбрать процедуру оценки идей с помощью системы критериев. Для этого существует несколько приёмов.1)Качественная оценка идей. Учащийся пишет свои комментарии «за» и «против» рядом с каждой идеей. Лучшей считается та идея, которая набрала больше «за».2)Синтезирование новой идеи посредством комбинации лучших характеристик нескольких предыдущих идей. Это проще сделать, если все идеи изображены наодном листе или доске и их можно охватить одним взглядом.3)Приём «матрица принятия решений». Учащийся присваивает определённое количество баллов каждой идее по отношению к критериям и заносит их в таблицу –«матрицу». Каждая идея оценивается по пятибалльной шкале. Подсчитывается количество баллов, набранных каждой идеей по всем критериям, выбирается идея, набравшая наибольшее число баллов.Этап IV. Планирование проектного задания, или непосредственно «проектный этап». В процессе этогоэтапа происходит разработка проекта, а именно: 1)определяются необходимые ресурсы: временные, финансовые, трудовые, материальные (видеокамера, рулетка и др.), информационные (учебники, книги, электронные ресурсы и т. д.); для наглядности эти данные можно графически структурировать;2)составляется планграфик выполнения отдельных работ по изготовлению видеофильма: написание сценария, съёмка, монтаж, озвучивание, презентация;3)распределяются обязанности участников проекта: выбираются режиссер, оператор, монтажер, актеры, ответственный за инвентарь и другие;пишется сценарий к учебному видео, который должен содержать подробное описание действий и слов учащихся при съемке и озвучивании учебного видео.

Сценарий должен отражать понятный и логичный рассказ о самом решении задачи. Рекомендуем для примера показать учащимся сценарий к какомулибо учебному видео.Задача учителя на этом этапе –помочь учащимся как можно детальнее разработать технологическую карту проекта, распределить обязанности, определить недостающие ресурсы, организовать написание сценария.Этап V. Непосредственное изготовление проекта. Школьники приступают к индивидуальному, коллективному или групповому выполнению задуманного проекта. На этом этапе важно координировать их деятельность, поддерживать мотивацию, развивать рабочие контакты участников. Скорее всего, потребуется организация одного или нескольких промежуточных отчётов участников, проведение индивидуальных или групповых консультаций для них. На этом этапе важно обращать внимание школьников на технологическую карту проекта и не допускать отклонений от задуманного.Главной составляющей этого этапа является съёмка видеоматериала, поскольку на его основе осуществляются все остальные этапы, а именно: монтаж, составление математической модели, озвучивание.Какпоказывает опыт, съемка должна быть подробной, включающей несколько вариантов подачи материала во избежание последующей досъёмки или пересъемки материала. Следует учесть и домашнюю работу учащихся над проектом. Монтаж отснятого материала, в принципе, могут осуществлять не все участники групп, достаточно нескольких, но в процессе монтажа должны участвовать все, подсказывая, обсуждая задачу. Это вызвано умением работать с прикладными программными средствами для обработки видео. Можно воспользоваться такими программными средствами как, WindowsMovieMaker, или SonyVegas, или Ulead MediaStudio. Интерфейсы этих программ схожи, поэтому, изучив однуиз них, несложно научиться работать с другой[4]. Обязанности монтажера можно разделить: например, один обрабатывает отснятый материал, второй –готовит слайды для математической модели и т. д. Построение математической модели заключается в фиксации внимания учащихся на том, что лишние детали задачи отбрасываются. На видео это можно показать анимацией, при которой будут постепенно исчезать не существенные для решения задачи предметы. Например, здание превращается в прямоугольный параллелепипед, исчезают стены, окна и другие несущественные для задачи объекты; дерево превращается в вертикальный отрезок. Моделируя, школьники учатся «отбрасывать» эти ненужные объекты. Таким образом, учащиеся «видят» процесс абстракции, отвлечения от второстепенных, несущественных черт задачи, сводят ее к стандартной, решать которую они умеют. Собрав в соответствии со сценарием в единое целое видео, приступаем к его озвучиванию, которое также записывается по сценарию. Для записи голоса потребуется микрофон и программные средства. Можно воспользоваться стандартным средством, а можно специальным, например, таким как, Sound Forge, которое позволит обработать записанное аудио. Записанное и обработанное аудио затем накладывается на подготовленное видео, и производятся их состыковки.Помимо работы с видео необходимо подготовить отчет по проделанной работе, в который включаются: обоснование выбора темы, описание проекта и хода работы над ним. Этап VI. Оценка и защита проекта. Это последний, экспертный этап проектной деятельности учащихся: защита выполненных проектов, самооценка и рефлексия своей деятельности участниками, экспертная оценка, предложения по совершенствованию деятельности. Проект оценивают не только по результатам практической работы. Не менее важно при этом развивать и оценочную деятельность школьников: как они сами оценивают работу, что получилось, а что нет, чему научились в ходе проекта, что не удалось сделать, перспективы улучшения своего проекта.Важный момент этого этапа –осмысление учащимися сделанного. Здесь формируется их отношение к самостоятельной деятельности. Правильная организация этого этапа состоит: 1) в помощиучащимся оценить проект самостоятельно;для этого им предлагают ответить на следующие вопросы.Обращаясь к критериям: соответствует ли им выбранная вами идея?Обращаясь к оценке: каковы комментарии посторонних людей и тех, кто будет использовать ваше учебное видео?Обращаясь к полученным результатам: как улучшить видео? Что изменить?2) в помощи школьникам оценить процесс проектирования. Для этого можно задать им следующие вопросы.Правильно ли вы сформулировали задачу проекта?Соответствовало ли ваше исследование поставленным целям?Обосновали ли вы каждый из критериев?Разнообразны ли были идеи? Учитывали ли они местные условия?Обосновали ли вы своё решение при выборе одной из них?Была ли достаточно полной проработка выбранной идеи?Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?Что могло бы быть сделано подругому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?3) в помощи учащимся подготовить проект к презентации. Презентация, или защита, проекта –завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки проектов учащихся –тех видеофильмов, если их несколько, которые они сняли. Выставка сопровождается выступлениями школьников с рассказом о своём видеофильме. Весьма важный вопрос –оценка выполненных проектов, она должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками. При этом поощрён должен быть каждый участник проекта. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект «победил» в какойлибо номинации (например, «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Весёлый проект», «Оригинальный проект», «Дружный проект» и др.). Помимо личных наград можно предложить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, поход в театр (на выставку, в музей), пикник и т. п. В таблице мы предлагаем темы проектных работ из курса геометрии средней школы с указанием теоретического материала, знание которого необходимо для проведения этой работы, и класса на который будет ориентирован видеофильм. Все темы, приведенные в таблице подразумевают решение задач практического содержания [5].№Кл.Наименование работИспользуемый материал ПОСТРОЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР17Провешивание прямойПонятие о прямой линии27Измерение и построение углов при помощи астролябииПонятие градусной меры угла37Построение прямых углов:1)при помощи экера (два случая);2)методом засечек (два случая);3)при помощи египетского треугольникаПонятие о прямом угле.Построение перпендикуляра кпрямой из точки, взятой на прямой и вне её47Способы построения параллельных прямыхПонятие о параллельных прямых68Применение теоремыПифагора при построении прямого углаТеорема ПифагораИЗМЕРЕНИЕ ПЛОЩАДЕЙ581)при помощи палетки;2)по координатам вершин;3)по координатам планиметровПонятие площадиОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫСОТЫ ПРЕДМЕТА8

7

78888Определение высоты предмета, к основанию которого можно подойти:1)при помощи прямоугольного равнобедренного треугольника;2)при помощи эклиметра (2 случая);3)при помощи тени;4)при помощи высометра лесовода;5)при помощи зеркала;6)способом Жюля ВернаСвойства прямоугольного равнобедренного треугольника.Построение прямоугольного равнобедренного треугольника и решение прямоугольного треугольника.Подобие треугольников9

988Определение высоты предмета, к основанию которого подойти нельзя:1)при помощи эклиметра;2)при помощи высометра лесовода;3)при помощи зеркалаПостроение косоугольного и прямоугольного треугольников.

Решение треугольников109Определение глубины оврага (нивеллирование)

СЪЁМКА ПЛАНА117Съёмка плана застроенного участка методом триангуляцииПостроение треугольника по трём сторонам127Съёмка плана обходомПрименение масштаба138Съёмка плана с магистрали методом координатПостроение многоугольника по координатам его вершин149Маршрутная съёмкаПонятие об азимуте и румбах159Глазомерная съёмка плана местности обходом при помощи румбовПонятие об азимуте и румбах168Мензульная съёмка плана полярным способомПодобное преобразование178Мензульная съёмка плана с базиса методом засечекПодобное преобразованиеОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ ДВУМЯ ТОЧКАМИ18

7

7

789

9Определение расстояния между двумя точками, одна из которых недоступна:1)построением прямоугольного равнобедренного треугольника;2)построением равных прямоугольных треугольников;3)построением равных косоугольных треугольников;4)построением подобных треугольников;5)построением и решением прямоугольного треугольника;6)построением и решением косоугольного треугольника

Равенство и построение треугольников.

Построение и подобие треугольников.Решение прямоугольных треугольников