Содержание аудиторных занятий учебной дисциплины «Введение в языкознание»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зорина Е. Е. Содержание аудиторных занятий учебной дисциплины «Введение в языкознание» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №1 (Январь). – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1206.htm.
Аннотация. Статья раскрывает учебную дисциплину «Введение в языкознание» как предмет профессионального цикла по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки «Иностранный язык». Содержание аудиторных занятий представлено разделами / темами и видами учебной работы, которые соотносятся с технологиями обучения и формой текущего контроля. Система оценки качества освоения студентами учебной дисциплины включает шкалу баллов и фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В статье также приведены примерные задания для проверки знаний студентов в рамках входного контроля и примерного перечня вопросов к экзамену.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Макарова Елена Евгеньевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского и немецкого языков и методики обучения иностранным языкам ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировmakyelena@rambler.ru

Содержание аудиторных занятий учебной дисциплины «Введение в языкознание»

Аннотация. Статья раскрывает учебную дисциплину «Введение в языкознание» как предмет профессионального цикла по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки «Иностранный язык». Содержание аудиторных занятий представлено разделами / темами и видами учебной работы, которые соотносятся с технологиями обучения и формой текущего контроля. Система оценки качества освоения студентами учебной дисциплины включает шкалу баллов и фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. В статье также приведены примерные задания для проверки знаний студентов в рамках входного контроля и примерного перечня вопросов к экзамену.Ключевые слова: «Введение в языкознание», аудиторные занятияв вузе, оценка качествазнаний, иностранныйязык, педагогическое образование.

Учебная дисциплина «Введение в языкознание» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.5) основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки «Иностранный язык». С изучения данной дисциплины, по словам В. Н. Немченко, начинается лингвистическое образование будущих бакалавров, и в этом смысле она является основополагающей [1, с. 3].Данный курс подготавливает студентапервокурсника к изучению других предметов лингвистического цикла, помогает ему понять сущность каждой лингвистической дисциплины. Как утверждает А. А. Гируцкий, он также дает необходимую начальную общелингвистическую подготовку будущему учителю иностранных языков [2, с. 4].Данная дисциплиналогически и содержательнометодически относится к другим дисциплинам данной части, изучаемымна первом курсе вуза: практика устной и письменной речи (Б.3.10), практическая фонетика (Б.3.11) и практическая грамматика (Б.3.12). Прослеживаются также межпредметные связи с дисциплинами базовой части профессионального цикла, в частности с введением в педагогическую деятельность (Б.3.2.1), теорией обучения (Б.3.2.2) и психологией (Б.3.3), способствующим формированию лингвистического мировоззрения.Цельюосвоения учебной дисциплины «Введение в языкознание» является ознакомление студентов с основными разделами, методами и терминологией лингвистической науки; формирование лингвистического мировоззрения на основе многоаспектного анализа языкового материала.Преподавание данной учебной дисциплины имеет не только чисто филологическую и методиколингвистическую направленность, но и учитывает контакты современного языкознания как с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла (история (Б.1.1), культура речи (Б.1.5), политология (Б.1.7)), так и математического и естественнонаучного цикла (современные информационные технологии (Б.2.1), возрастная анатомия, физиология и гигиена (Б.2.3), математика (Б.2.4)).Для изучения дисциплины«Введение в языкознание» студенты должны:1.Знать:основные закономерности взаимодействия человекаи общества;основные закономерности историкокультурного развития человека и человечества;основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе;основные способы математической обработки информации;2.Уметь:анализироватьмировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;использовать естественнонаучные знания в учебной деятельности;использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации в учебной и профессиональной деятельности;использовать современные информационнокоммуникационные технологии для сбора, обработки и анализа информации;3.Владеть:технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний;навыками коммуникации в родной и иноязычнойсреде;основными методами математической обработки информации;способами ориентации в профессиональных источниках информации [3, с. 9‬10].В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результатыобразования:1)владеет навыками восприятия, понимания, а также многоаспектного анализа устной и письменной речи на изучаемом иностранном языке;2)способен использовать языковые средства для достижения коммуникативных целей в конкретной ситуации общения на изучаемом иностранном языке;3)умеет выстраивать стратегию устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке в соответствии с социокультурными особенностями изучаемого языка.Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, из которых 54 часа составляют аудиторные занятия, 90 ‬самостоятельная работа студентов. Тематический план аудиторных занятийучебной дисциплины «Введение в языкознание» представлен ее разделами/темами и видами учебной работы, которые соотносятся с рекомендуемыми технологиями обучения и формой текущего контроля (табл.1).

Таблица 1Тематический план аудиторных занятий учебной дисциплины«Введение в языкознание»

Разделы / темы учебной дисциплиныВид учебной работыЧас.Технология

обученияФорма текущего контроляРаздел 1. Языкознание как наука1.1.Языкознание как наукаЛекция1Технологияпроблемного обученияУстный опрос1.2.Территориальная и социальная дифференциация языкаЛекция1Технологияпроблемного обученияСобеседованиеСеминарское занятие1ТехнологиямодерацииРазделы / темы учебной дисциплиныВид учебной работыЧас.Технология

обученияФорма текущего контроля1.3.Язык как системаЛекция2Технологияпроблемного обученияТестСеминарское занятие1ТехнологиямодерацииРаздел 2. Фонетика и фонология2.1.Физические свойства звуковЛекция2Технологияпроблемного обученияУстный опрос2.2.Классификации звуковЛекция2Технологияпроблемного обученияСобеседованиеСеминарское занятие1Технологиямодерации2.3.Фонетические процессыЛекция2Технологияпроблемного обученияСобеседованиеСеминарское занятие1Технологиямодерации2.4.Учение о фонемеЛекция2Технологияпроблемного обученияСобеседованиеСеминарское занятие1Технологиямодерации2.5.Фонетическое членение речиЛекция2Технологияпроблемного обученияТестСеминарское занятие1ТехнологиямодерацииРаздел 3. Лексикология и лексикография3.1.СловоЛекция1Технологияпроблемного обученияСобеседованиеСеминарское занятие1Технологияпроектного обучения3.2.Лексическое значениеЛекция1Технологияпроблемного обученияСобеседованиеСеминарское занятие1Технологияпроектного обучения3.3.Классификация лексикиЛекция2Технологияпроблемного обученияСобеседованиеСеминарское занятие1Технологияпроектного обучения3.4.Пути изменения словарного состава языкаЛекция2Технологияпроблемного обученияКонтрольная работаСеминарское занятие1Технологияпроектного обученияРаздел 4. Грамматика4.1.ГрамматикаЛекция2Технологияпроблемного обученияУстный опрос4.2.Типы морфемЛекция2Технологияпроблемного обученияСобеседованиеСеминарское занятие1Технологиямодерации4.3.Грамматические значения и грамматические категорииЛекция2Технологияпроблемного обученияСобеседованиеСеминарское занятие1Технологиямодерации4.4.Учение о предложенииЛекция2Технологияпроблемного обученияТестСеминарское занятие2ТехнологиямодерацииРаздел 5. Языковые классификации5.1.Сравнительноисторический методЛекция2Технологияпроблемного обученияСобеседованиеСеминарское занятие1Технологиямодерации5.2.Языковые классификацииЛекция2Технологияпроблемного обученияТестСеминарское занятие1ТехнологиямодерацииРаздел 6. Письмо6.1.ПисьмоЛекция2Технологияпроектного обученияСобеседованиеСеминарское занятие1Технологияпроектного обучения6.2.Графика и орфографияЛекция2Технологияпроектного обученияКонтрольная работаСеминарское занятие1Технологияпроектного обученияИтогоЛекция36

Семинарское занятие18Система оценки качестваосвоения студентами учебной дисциплины содержит шкалу баллов и фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Шкала баллов включает виды текущей аттестации до рубежной аттестации и после нее, а также виды работ и заданий на экзамене (табл.2).

Таблица 2Шкала баллов по учебной дисциплине «Введение в языкознание»

№ п/пПоказателиНорма балловВиды текущей аттестации до рубежной аттестации (37 баллов)1Посещаемость 10 лекций (10 ×0,5 б.)и 5 семинаров (5 ×0,5 б.)7,52Конспектирование (реферирование литературы / источников;аннотирование книг, статей / литературы; обзор литературы / источников / электронных источников по индивидуально заданной проблеме курса; углубленный анализ литературы; изучение нормативных документов; систематизация материала) (5 ×0,5 б.)2,53Подготовка бесед по актуальным темам (4 ×2б.)84Подготовка доклада (1 ×4 б.)45Разработка проекта (работа над подготовительным / заключительным этапом проекта / презентацией; выполнение заданий поисковоисследовательского характера) (1 ×3 б.)36Создание портфолио (1 ×3 б.)37Тест (2 ×2 б.)48Контрольная работа (1 ×5 б.)5Виды текущей аттестации после рубежной аттестации (43 балла)1Посещаемость 8 лекций (8 ×0,5 б.) и 4 семинаров (4 ×0,5 б.)62Конспектирование (реферирование литературы / источников; аннотирование книг, статей / литературы; обзор литературы / источников / электронных источников по индивидуально заданной проблеме курса; углубленный анализ литературы; изучение нормативных документов; систематизация материала) (4 ×2 б.)83Подготовка бесед по актуальным темам (3 ×2,5 б.)7,54Подготовка доклада (1 ×2,5 б.)2,55Разработка проекта (работа над подготовительным / заключительным этапом проекта / презентацией; выполнение заданий поисковоисследовательского характера) (1 ×5 б.)56Создание портфолио (1 ×5 б.)57Тест (2 ×2 б.)48Контрольная работа (1 ×5 б.)5Промежуточная аттестация (80 баллов)Виды работ и заданий на экзамене (20 баллов)1Анализ текста тематики учебной дисциплины52Собеседование по теоретическим основам введения в языкознание103Отчет результатов разработки проекта и создания портфолиопри изучении введения в языкознание5

Шкала перевода баллов:«отлично» ‬80‬100 баллов;«хорошо» ‬70‬79 баллов;«удовлетворительно» ‬60‬69 баллов;«неудовлетворительно» ‬менее 60 баллов [4].Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации направлено на получение данных о достигнутых результатах посредством использования различных видов, форм и методов контроля (табл.3).

Таблица 3Фонды оценочных средств по учебной дисциплине «Введение в языкознание»

№ п/пРезультатВиды контроляФормы и методы контроля1Владеет навыками восприятия, понимания, а также многоаспектного анализа устной и письменной речи на изучаемом иностранном языкеВходной контроль, текущий контроль, рубежный контроль, промежуточная аттестацияУстный опрос, собеседование, тест, контрольная работа2Способен использовать языковые средства для достижения коммуникативных целей в конкретной ситуации общения на изучаемом иностранном языкеВходной контроль, текущий контроль, рубежный контроль, промежуточная аттестацияУстный опрос, собеседование, тест, контрольная работа3Умеет выстраивать стратегию устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке в соответствии с социокультурными особенностями изучаемого языкаВходной контроль, текущий контроль, рубежный контроль, промежуточная аттестацияУстный опрос, собеседование, тест, контрольная работа

Достигнутые результаты необходимы для получения объективной оценки результатов как сформированных специальных компетенций бакалавровпо направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки «Иностранный язык». Для этого ниже приводятся примерные задания для проверки знаний студентов в рамках входного контроля и примерный перечень вопросов к экзамену.

Входной контроль знаний студентов

Вам предложено тестовое задание открытой формы. Прочитайте начало утверждения и закончите его словом или фразой, выражающими сущность утверждения лаконично:1.Отличие общения языкового и неязыкового заключается в…2.Литературный язык ‬это…3.Различие фонетики и фонологии состоит в…4.Редукция ‬это…5.Фонема как единица языка представляет собой…6.Словесное ударение ‬это…7.Типы слов в языке представлены…8.Метафора ‬это…9.Различие антонимов и паронимов заключается в…10.Устаревшие слова и неологизмы представляют собой….11.Части речи ‬это…12.Формы слова представляет собой…13.Производные и непроизводные слова отличаются…14.Сложное синтаксическое целое ‬это…15.Среди этапов и форм развития начертательного письма выделяют…

Примерный перечень вопросов к экзамену.

1.Языкознание как наука. Сущность языка.2.Язык и речь. Язык и общество. Язык и культура.3.Структура языка. Сходства и различия между языком и искусственными знаковыми системами.4.Литературный язык. 5.Искусственные международные языки, эсперанто.6.Фонетика и фонология.7.Аспекты в изучении звуков языка.8.Принципы классификации звуков речи.9.Взаимодействие звуков в речевом потоке.10.Фонетические процессы.11.Фонема как единица языка, ее функции и выделимость.12.Варьирование фонемы, ее дистрибуция, дифференциальные признаки.13.Система фонем и фонетическая система языка.14.Слог как артикуляционноакустическая единица.15.Словесное ударение. Слоговой акцент. Фразовая интонация.16.Лексикология. Слово как предмет лексикологии.17.Слово как единство звуковой формы, морфемного строения и значения.18.Лексическое значение слова и понятия.Значение слова и различия между языками.19.Типы лексических значений слова.20.Понятие о лексикосемантической системе языка.21.Словарный состав языка. Историческое изменение словарного состава языка.22.Пути обогащения словарного состава слова. Историческая лексикология и этимология.23.Основные типы лингвистических словарей, лексикография.24.Грамматика. Основные единицы грамматического строя языка.25.Лексическое и грамматическое значения. Части речи как лексикограмматические классы слов.26.Своеобразие частей речи в разных языках.27.Общее понятие о морфеме. Классификация морфем.28.Синтетические и аналитические формы слова. Способы словообразования.29.Способы выражения грамматических значений.30.Морфологический и этимологический состав слова.31.Аналитические образования.32.Синтетический и аналитический строй языков. Грамматические категории.33.Предложение и словосочетание. Синтаксические единицы языка.34.Предложение как основная коммуникативная и структурная синтаксическая единица языка.35.Актуальное (коммуникативное) членение предложения. Типы простых предложений.36.Сложное предложение. Сложное синтаксическое целое.37.Проблема происхождения языка. Образование языков.38.Основные закономерности развития языков.39.Исторические изменения словарного, грамматического и фонетического состава слова.40.Языки родоплеменного строя. Первые государства и их языки. Языки феодального периода.41.Возникновение наций и национальных языков. Языковые отношения эпохи капитализма. Языковые проблемы в СССР и Российской Федерации.42.Материальное сходство и родство языков. Сравнительноисторический метод в языкознании.43.Языки мира. Классификация языков. Лингвистическая типология.44.Письмо. Основные этапы развития письма.45.Графика и орфография.

Введение в языкознание является основой для дальнейшего детального рассмотрения и анализа языкового материала в ходе изучения других лингвистических дисциплин: теоретической фонетики (Б.3.6), лексикологии (Б.3.7) итеоретической грамматики (Б.3.8) на третьем курсе;истории языка / истории культуры страны изучаемого языка (Б.3.15), стилистики (Б.3.9), лингвострановедения и страноведения (Б.3.13), теории и практики перевода / актуальных проблем семантики (Б.3.16), сравнительной типологии / лексического строя языка (Б.3.17), общего языкознания / истории языкознания (Б.3.18) на четвертомкурсе.Таким образом, освоение содержания аудиторных занятий учебной дисциплины «Введение в языкознание» по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки «Иностранный язык» способствует ознакомлению студентов с основными разделами, методами и терминологией лингвистической науки; формированию лингвистического мировоззрения на основе многоаспектного анализаязыкового материала.

Ссылки на источники1.Немченко В. Н. Введение в языкознание: учебникдля вузов.‬М.: Дрофа, 2008.‬703 с.2.Гируцкий А. А. Введение в языкознание: учебноепособие.‬Минск: ТетраСистемс, 2003.‬288 с.3.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 788.‬25 с.4.Положение о балльнорейтинговой системе оценки успеваемости студентов ВятГГУ.‬URL: http://vggu.ru/sites/default/files/public/polozhenie_o_brs.pdf.

MakarovaElena,PhD in Education, Associate Professor, Department of English and German and Methods of FLT, Vyatka State University of Humanities, Kirovmakyelena@rambler.ruClass Activities at the Lessons of Introduction to LinguisticsAbstract. The article deals with the academic subject ‘Introduction to Linguistics’ as one of the majors for future Bachelors of Arts in Education (Foreign Language). The class activities reveal the topics and types of classwork which correlate with the educational technologies and the type of monitoring. The system of assessing the students’ competence includes a rating scale and assessment procedures for monitoring. The article also establishes some model tasks for the placement test and examination.Keywords:‘Introduction to Linguistics’, class activitiesatuniversity, knowledgequality assessment, a foreign language teacher training.