Земские школы Тобольской губернии (1917–1919 гг.)
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Угрюмова
М.
В. Земские школы Тобольской губернии (1917–1919 гг.) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2012. – №6 (Июнь). – С.
11–15. – URL:
http://e-koncept.ru/2012/12067.htm.
Аннотация. В статье рассматривается история земской школы Тобольской губернии в 1917–1919 гг. в рамках функционирования земского самоуправления. Определена роль и значение вновь созданной широкой сети земских школ в условиях гражданской войны, экономической и политической нестабильности.
Текст статьи
Угрюмова Мария Викторовна,кандидат исторических наук, доценткафедрыдокументоведения и всеобщей историиГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет», г. Нижневартовск mugruymova@mail.ru
Земские школы Тобольской губернии (1917–1919 гг.)
Аннотация. В статье рассматривается история земской школы Тобольской губернии в 1917–1919 гг. в рамках функционирования земского самоуправления. Определена роль и значение вновь созданной широкой сети земских школ в условиях гражданской войны, экономической и политической нестабильности.Ключевые слова:земская школа, образование, земство.
Важнейшим институтом правовогогосударства и гражданского общества, наряду с независимым судоми равенством всех гражданперед законом, является самоуправление. О гуманной деятельности российских земств сегодня написано немало. Забота о народном здравии, организация и руководство системой народного образования, борьба с нищенством, социальная помощь армии. Список хозяйственных дел земских органов власти можно перечислять бесконечно и он никак не ограничится только тем, что предписывал закон. На местах земство явилось самым ближним к населениюинститутом власти, поэтому решение проблем носило здесь только практический характер. Моральноэтический облик российского земства складывался в сложных политических и экономических событиях, имевших место в начале ХХ века.
Земства сыграли значительную роль в деле народного образования европейской части России. Земские органы самоуправления создали значительную обширную сеть начальных сельских школ. К 1880 г. в сельской местности было открыто около 12 тыс. земских школ, что составило половину школ всех типов в дореволюционной России.К 1911 г. в России насчитывалось 27486 земских начальных училищ, к 1914 г.–чуть более 40 тысяч.В этой связи можно смело утверждать об установлении земствами всеобщего начального образования.Больше половины из них были трехлетними однокомплектными (здесь один учитель обучал не более 50 детей), остальные –четырехлетними двухкомплектными (два учителя обучали более 50 учеников). Начальное земское образование в России было бесплатное.Одноклассные и двуклассные начальные училища, находящиеся в ведении земского самоуправления дореволюционной России,принято называть «земскими школами». Отечественным земствам принадлежит заслуга создания основ всей начальной школы в нашей стране.В земских школах преподавались обязательные дисциплины (чтение, письмо, арифметика,Закон Божий) и факультативные (природоведение, география, история). Земства, имевшие хороший бюджет, снабжали своих учителей лучшими учебниками, учебными материалами, наглядными пособиями. Занятия в земской школе проводились с классом, состоящим из детей нескольких лет обучения, одновременно занимающихся с одним учителем в одной классной комнате. Обучение в земской школе не было обязательным, но даже самые минимальные перспективы и популярность земского начального образованияпризывала крестьян обучать своих детей.Особое внимание земств уделялось делу народного образования в губернии. Школа была общественным институтом, способным помочь молодому поколению приспособиться к усложнившимся условиям жизни.Основная забота в просвещении легла на плечи земств. В результате деятельности земских учреждений появилась доступная населению школа (земская народная школа), распространились новые технологии обучения, возрос образовательный уровень населения. Земствам принадлежит заслуга создания основ начальной школы в России. Участие земских учреждений в народном образовании регулировалось специальными положениями 1864, 1871 и 1874 годов. По первому из них народная школа передавалась из ведения директоров гимназии и штатных смотрителей уездных училищ в ведение уездных и губернских училищных советов, которые решали вопросы о платности и бесплатности обучения, программы и устройства учебных заведений. В 1871 г. инструктора народных училищ получили право отстранятьучителей от должности в случае признания их неблагонадежными. Изданное 25 мая 1874 г. Положение о начальных училищах ставило их под жесткий контроль со стороны правительственных и сословных учреждений. Положение 1874 г. действовало до 1917 г., пока Февраль не принес земской школе существенных изменений. По реформам Временного правительствак земству перешло заведование школьным делом не тольков хозяйственном, но и в учебном отношении. Земства, города и общественные учреждения получили право открывать учебные заведения всех типов для совместного обучения. 8мая 1917 г. подверглось перестройке управление местными учреждениями Министерства просвещения: упразднялись городские, уездные и губернские училищные советы, а их функции перенимали земские управы и городские думы. Первоначально в ведение земств перешли народные училища, а высшие начальные школы остались в подчинении директоров и инспекторов народных училищ.
Программа реформы народного образования, разработанная Временным правительством, на первый взгляд, отразила все многолетние чаяния российских земств и вполне отвечала требованиям демократического государства.
По реформам Временного правительства в июне 1917 г. земское самоуправление и земские школы впервые вместе со всей Сибирью получила Тобольская губерния.Вновь созданные земские органы власти заведовалишкольным делом не только в хозяйственном, но и в учебном отношении. В Тобольской губернии областью народного образования руководил специальный отдел при губернской земской управе, состоящий из заведующего отделом, его секретаря, трех инструкторов школьного дела, инструктора по внешкольному образованию. В целом документы 1918–1919 гг. рисуют не лучшую картину состояния земских школ. У большей части школ не было своих зданий, они располагались в арендованных помещениях. Отсутствовали учебные пособия. Не хватало учителей. Часто занятия в школах прекращались изза нехватки дров, керосина или бумаги[1]. В ведении земства к 1919 г. в губернии находилось более 1100школ. В среднем на уезд приходилось 300–350 начальных училищ, что было в полторадва раза больше чем в феврале 1918 г., когда в ведение земств перешло порядка 700 церковноприходских школ и начальных училищ. Например, в Ишимском уезде насчитывалась 361 земская школа, где обучалосьоколо 25 тыс. детей и взрослых на 310тыс. жителей уезда [2].Педагогический персонал в основном состоялиз лиц, окончивших церковноприходские школы, реже учительские семинарии и Тобольскую духовную семинарию. К 1919 г. учительский состав земских школ Тобольской губернии пополнился учителями, эвакуированными из Пермской губернии, Пензы, Подмосковья и другихмест [3]. Средняя заработная плата учителя за 24 часа в неделю составлялаоколо 4000 руб. в год. Учителяпенсионеры получали 3000 руб. в год [4]. Школы требовали немалых финансовых затрат. В среднем на содержание одного начального училища в год требовалось 2–3 тыс. руб., из которых примерно 240 руб. уходило на наем помещения, 550 –на отопление, 90 –на освещение, 360 –на наем сторожа, 330 –на сохранение и пополнение библиотек, 800 –на приобретение учебных и письменных принадлежностей, канцтоваров, 200 –на приобретение и ремонт мебели, 300 –на косметический ремонт здания, 300 –на оплату общежития учителям [5].Отметим, что не все школы влачили жалкое существование. Там, где общественность и члены земской управыпонимали важность дела народного образования, на содержание школ выделялся самый большой процент земской сметы. Нередко губернское земство выделяло кредиты на ремонт и постройку новых школьных помещений. Немалых затрат требовалмелкий и капитальный ремонт школьных зданий. Насредства Тобольского губернского земства в1918–1919 гг. было построено 24 новых здания для сельских училищ [6].Тем не менее, и школ, и учителей катастрофически не хватало. Население в большей степени оставалось неграмотным.Событием в деле земского народного образования являлось открытие специализированных училищ. Так, в марте 1919 г. в Кургане по решению уездного земского собрания, было открыто районное среднее земледельческоеучилище, которое обслуживало ряд уездов Тобольской(Ишимский, Ялуторовский)и других губерний (Петропавловский, Шадринский, Челябинский) [7].Земские деятели активно работали с учительством, организуя учительские съезды, курсы. Например, летом 1919 г. в Тобольскепри учительской семинарии состоялись земские педагогические курсы, где присутствовало более 80 человек. Участники рассматривали вопросы управления земскими образовательными учреждениями, поведения и дисциплины учащихся, методических инновацийв деле образования,создания дополнительных школьныхкурсов и т. д. Более подробно были разобраны проблемы педагогической психологии, краеведения.Проведение данного мероприятия в масштабах губернии было одобрено местным учительством [8].
Учительские семинары проводились во всех уездах губернии. Организовывались специальные курсы для мусульманских учителей (в губернии за счет земства существовало 180 мусульманских школ). Организация одного такого мероприятия обходилась уездной управе примерно в 70 тыс. рублей. Так, например, тобольской и тюменской уезднымиуправами за счет губернского земствав начале 1919 г. были устроены съезды для учителей мусульманских школ своего уезда, где присутствовало до 50 участников каждый раз [9]. В декабре 1918 г. при тобольской губернской управе начал свою работу ежегодный Совет по народному образованию, учрежденный губернским земским собранием. В функцииСовета входило руководство делом просвещения в губернии, т. е. Совет исполнял роль высшего педагогического органа. Первую сессию губернского совета по народному образованиюпосетили члены уездных учительских союзов, представители губернской и уездныхуправ, преподаватели учительских семинарий Тобольска и Ялуторовска и др. (всего 20 человек). На собрании рассматривались состояние школьных учебников, программ,школьной статистики и т. д. По вопросу школьной статистики, например, были разработаны инструкции по проведению родительских собраний, личные карточки учителя и ученика, положение о волостном и уездном советах народного образования, положение об учебных планах идр.[10].Поскольку доля учителей без специального образования примерно в два разапревышала долю учителей, имеющих его, Советом было решено организовать летние педагогические съезды в каждом уезде [11].Земства закупали для школ губернии учебники и программы, которые разработали выдающиеся педагоги России: К. Д. Ушинский, Ф. И. Булгаков и др. Кроме школ для детей земства создавали специальные воскресные школы для взрослых, библиотеки, читальни, передвижные педагогические выставки, книжные склады. Отделы народного образования занимались и внешкольным образованием вплотную, организуя просветительскую работу среди взрослого населения через вечерние начальные школы, сельские библиотеки, читальни, беседы, лекции, передвижные музеи. Так, в Курганском уезде в 1919г. работало 16 воскресных школ (где обучалось 300 человек), 32 народные библиотеки, велись народные чтения в 30 школах, что уездной управой признавалось недостаточным для поднятия уровня образования среди взрослого населения[12].Событием было создание библиотек при самих земских управах. Это признало, например, местное население Ишимского уезда, когда в феврале 1919 г. при управе открылась библиотекачитальня для общего пользования [13]. Дошкольным образованием (детскими садами, интернатами) также ведали земские отделы народного образования, обеспечивая хозяйственную, финансовую, методическую поддержку. Например,Тарская уездная земская управа содержала Тавризский детский приют.Она поставлялапродовольствие, одежду, обувь, школьные принадлежности для детейсирот ежемесячно на сумму порядка 500 рублей[14].Эта же управа постоянно жертвовала определенные суммы денег Ольгинскому приюту трудолюбия для детейпереселенцев в г. Тобольскеи организовывала сборы подобных пожертвований с населения [15].Земство играло важную роль в деле народного образованиязачастую только благодаря тому, что сами земцы вполне инициативно продвигали к крестьянскому населению в самые отдаленные уголки Тобольской губернии. В условиях гражданской войны оно поддерживало школы и учительство. Земство взяло на себя выдачу жалования учителям, воспитателямучебных заведений, старалось обеспечитьшколы письменными принадлежностями и учебными пособиями. Но в условиях разрухи реальные результаты земской работы в области народного образования были невелики. Это замечали и сами земцы: «В земских школах обучается менее 50% детей школьного возраста, что позволяет нам очень медленно приближаться к всеобщему обучению»[16]. Подобное положение наблюдалось и в других сибирских земствах. Так, по исследованиям Н. А. Яковлевой, более 76,5% детей школьного возраста Алтайской губернии оставались вне школы, причем оканчивали ее лишь 7,9% обучающихся[17]. Работники земских управ старались сделать так, чтобы учеников в земских школах стало больше, поскольку дети бедняков в то время оставались неграмотными. Земцы предлагали семьям, в которых росли два и более мальчика, одного непременно направлять в школу, выдавали денежные субсидии родителям на обучение детей и пр.Многое было сделано земцами и в областиразвития народного образования. За период их деятельности увеличилось количество школ, учащихся, учителей, имевших профессиональное образование, педагогический стаж и т.п. качественные изменения произошли и в системе внешкольного образования. Несмотря на это,тобольское земство (как в прочем и земства европейской России за весь период своего существования) не смогло решить главную проблему –полную ликвидацию неграмотности населения. По всей видимости, не достаточно было времени, благоприятныхусловий и средств на реализацию всех задуманных земских идей в деле народного образования. Население губернии испытывало на себетяжелое налоговое бремя. Именно поэтому крестьянство, в основной своей массе,не поддержало земское самоуправление, так кактобольский крестьянин зачастую связывал земство с новыми налогами и податями. В итоге земские школы оказались на грани экономического краха, безденежья. Финансовый кризис, военныедействия вели к прекращению деятельности и роспуску земских школ.В условиях военного времени земское начальное образование было поставлено перед сложной задачей лавирования между интересамигражданского населения с одной стороны, и воюющего государства –с другой. Немалая заслуга земств Тобольской губернии в том, что в годы политической и экономическойразрухи они сумели быстро организоваться и хоть както поддержать деятельность учебных заведений. Однако, общая обстановка сильно зависела от положения на фронтах.Губернская земская властьобладала недостаточно прочной структурой, многие уезды были заняты красными, часто земства и земские школы не могливосстановить свою работу изза отсутствия кадров и средств. Проведенный анализ деятельности земских школ Тобольской губернии, показывает, что онидля своего времени явилисьдостаточно прогрессивными учреждениями, которые были способны не только понимать, разбираться, но и решать, пусть не всегда с должным знанием дела, находящиеся в их компетенции многие образовательновоспитательные и культурноэтические вопросы и даже некоторые проблемы всей сельской жизни.
История земских школ Тобольской губернии, как важной части деятельности органов местного самоуправления, насчитывает не более двух лет.Больше, почти полвека, длилась борьба за их введение. Тем не менее, земские школы сыграли заметную роль в жизни тобольской деревникак первыйположительный опыт в деле всеобщего начального образования.
Ссылки на источники1.Государственный архив в г. Тобольске.Ф.762. Оп.1. Д.17–2. Л.42.2.Там же. Ф.732. Оп.1. Д.16. Л.5.3.Там же. Ф.762. Оп.1. Д.26. ЛЛ.1–5.4.Там же. Ф.762. Оп.1. Д.26. Л.16 об.5.Там же. Ф.762. Оп.1.Д.25. Л.8 об.6.Там же. Ф.732. Оп.1. Д.19. ЛЛ.38.–39 об.7.Правительственный вестник.–1919.–9 марта.8.Государственный архив в г. Тобольске.Ф.732. Оп.1. Д.40–3. ЛЛ.3–12.9.Сибирская земская деревня. –1919. –10–15 мая.10.Государственный архив в г. Тобольске. Ф.762. Оп.1. Д.18. ЛЛ. 1–70.11.Там же. Ф.762. Оп.1. Д.18. Л.86.12.Там же. Ф.762. Оп.1. Д.18. Л.90.13.Правительственный вестник.–1919.–9 марта.14.Исторический архив Омской области. Ф.Р428. Оп.1. Д.128. Л.5 об.15.Там же. Ф.Р428. Оп.1. Д.128. Л.17.16.Государственный архив в г. Тобольске.Ф.762. Оп.1. Д. 26. Л. 55.17.Яковлева Н.А. Февральская революция и сибирское земство // Грани: еженедельная газета Новоселовского района. –1994. –№171. –С. 200–221.
UgryumovaMaria,candidateofhistoricalscienceslectureroffacultyNizhnevartovskStateUniversityofHumanities, Nizhnevartovskmugruymova@mail.ruZemstvo school of the province of Tobolsk (1917–1919)Abstract.The article considers the history of Zemstvo school Tobolsk province in 19171919, in the framework of the functioning of the local selfgovernment. Define the role and value of a newlycreated a wide network of rural schools in the conditions of civil war, economic and political instability.Keywords: the Zemstvo school, education, the Zemstvo administration.
ISSN 2304120X
Земские школы Тобольской губернии (1917–1919 гг.)
Аннотация. В статье рассматривается история земской школы Тобольской губернии в 1917–1919 гг. в рамках функционирования земского самоуправления. Определена роль и значение вновь созданной широкой сети земских школ в условиях гражданской войны, экономической и политической нестабильности.Ключевые слова:земская школа, образование, земство.
Важнейшим институтом правовогогосударства и гражданского общества, наряду с независимым судоми равенством всех гражданперед законом, является самоуправление. О гуманной деятельности российских земств сегодня написано немало. Забота о народном здравии, организация и руководство системой народного образования, борьба с нищенством, социальная помощь армии. Список хозяйственных дел земских органов власти можно перечислять бесконечно и он никак не ограничится только тем, что предписывал закон. На местах земство явилось самым ближним к населениюинститутом власти, поэтому решение проблем носило здесь только практический характер. Моральноэтический облик российского земства складывался в сложных политических и экономических событиях, имевших место в начале ХХ века.
Земства сыграли значительную роль в деле народного образования европейской части России. Земские органы самоуправления создали значительную обширную сеть начальных сельских школ. К 1880 г. в сельской местности было открыто около 12 тыс. земских школ, что составило половину школ всех типов в дореволюционной России.К 1911 г. в России насчитывалось 27486 земских начальных училищ, к 1914 г.–чуть более 40 тысяч.В этой связи можно смело утверждать об установлении земствами всеобщего начального образования.Больше половины из них были трехлетними однокомплектными (здесь один учитель обучал не более 50 детей), остальные –четырехлетними двухкомплектными (два учителя обучали более 50 учеников). Начальное земское образование в России было бесплатное.Одноклассные и двуклассные начальные училища, находящиеся в ведении земского самоуправления дореволюционной России,принято называть «земскими школами». Отечественным земствам принадлежит заслуга создания основ всей начальной школы в нашей стране.В земских школах преподавались обязательные дисциплины (чтение, письмо, арифметика,Закон Божий) и факультативные (природоведение, география, история). Земства, имевшие хороший бюджет, снабжали своих учителей лучшими учебниками, учебными материалами, наглядными пособиями. Занятия в земской школе проводились с классом, состоящим из детей нескольких лет обучения, одновременно занимающихся с одним учителем в одной классной комнате. Обучение в земской школе не было обязательным, но даже самые минимальные перспективы и популярность земского начального образованияпризывала крестьян обучать своих детей.Особое внимание земств уделялось делу народного образования в губернии. Школа была общественным институтом, способным помочь молодому поколению приспособиться к усложнившимся условиям жизни.Основная забота в просвещении легла на плечи земств. В результате деятельности земских учреждений появилась доступная населению школа (земская народная школа), распространились новые технологии обучения, возрос образовательный уровень населения. Земствам принадлежит заслуга создания основ начальной школы в России. Участие земских учреждений в народном образовании регулировалось специальными положениями 1864, 1871 и 1874 годов. По первому из них народная школа передавалась из ведения директоров гимназии и штатных смотрителей уездных училищ в ведение уездных и губернских училищных советов, которые решали вопросы о платности и бесплатности обучения, программы и устройства учебных заведений. В 1871 г. инструктора народных училищ получили право отстранятьучителей от должности в случае признания их неблагонадежными. Изданное 25 мая 1874 г. Положение о начальных училищах ставило их под жесткий контроль со стороны правительственных и сословных учреждений. Положение 1874 г. действовало до 1917 г., пока Февраль не принес земской школе существенных изменений. По реформам Временного правительствак земству перешло заведование школьным делом не тольков хозяйственном, но и в учебном отношении. Земства, города и общественные учреждения получили право открывать учебные заведения всех типов для совместного обучения. 8мая 1917 г. подверглось перестройке управление местными учреждениями Министерства просвещения: упразднялись городские, уездные и губернские училищные советы, а их функции перенимали земские управы и городские думы. Первоначально в ведение земств перешли народные училища, а высшие начальные школы остались в подчинении директоров и инспекторов народных училищ.
Программа реформы народного образования, разработанная Временным правительством, на первый взгляд, отразила все многолетние чаяния российских земств и вполне отвечала требованиям демократического государства.
По реформам Временного правительства в июне 1917 г. земское самоуправление и земские школы впервые вместе со всей Сибирью получила Тобольская губерния.Вновь созданные земские органы власти заведовалишкольным делом не только в хозяйственном, но и в учебном отношении. В Тобольской губернии областью народного образования руководил специальный отдел при губернской земской управе, состоящий из заведующего отделом, его секретаря, трех инструкторов школьного дела, инструктора по внешкольному образованию. В целом документы 1918–1919 гг. рисуют не лучшую картину состояния земских школ. У большей части школ не было своих зданий, они располагались в арендованных помещениях. Отсутствовали учебные пособия. Не хватало учителей. Часто занятия в школах прекращались изза нехватки дров, керосина или бумаги[1]. В ведении земства к 1919 г. в губернии находилось более 1100школ. В среднем на уезд приходилось 300–350 начальных училищ, что было в полторадва раза больше чем в феврале 1918 г., когда в ведение земств перешло порядка 700 церковноприходских школ и начальных училищ. Например, в Ишимском уезде насчитывалась 361 земская школа, где обучалосьоколо 25 тыс. детей и взрослых на 310тыс. жителей уезда [2].Педагогический персонал в основном состоялиз лиц, окончивших церковноприходские школы, реже учительские семинарии и Тобольскую духовную семинарию. К 1919 г. учительский состав земских школ Тобольской губернии пополнился учителями, эвакуированными из Пермской губернии, Пензы, Подмосковья и другихмест [3]. Средняя заработная плата учителя за 24 часа в неделю составлялаоколо 4000 руб. в год. Учителяпенсионеры получали 3000 руб. в год [4]. Школы требовали немалых финансовых затрат. В среднем на содержание одного начального училища в год требовалось 2–3 тыс. руб., из которых примерно 240 руб. уходило на наем помещения, 550 –на отопление, 90 –на освещение, 360 –на наем сторожа, 330 –на сохранение и пополнение библиотек, 800 –на приобретение учебных и письменных принадлежностей, канцтоваров, 200 –на приобретение и ремонт мебели, 300 –на косметический ремонт здания, 300 –на оплату общежития учителям [5].Отметим, что не все школы влачили жалкое существование. Там, где общественность и члены земской управыпонимали важность дела народного образования, на содержание школ выделялся самый большой процент земской сметы. Нередко губернское земство выделяло кредиты на ремонт и постройку новых школьных помещений. Немалых затрат требовалмелкий и капитальный ремонт школьных зданий. Насредства Тобольского губернского земства в1918–1919 гг. было построено 24 новых здания для сельских училищ [6].Тем не менее, и школ, и учителей катастрофически не хватало. Население в большей степени оставалось неграмотным.Событием в деле земского народного образования являлось открытие специализированных училищ. Так, в марте 1919 г. в Кургане по решению уездного земского собрания, было открыто районное среднее земледельческоеучилище, которое обслуживало ряд уездов Тобольской(Ишимский, Ялуторовский)и других губерний (Петропавловский, Шадринский, Челябинский) [7].Земские деятели активно работали с учительством, организуя учительские съезды, курсы. Например, летом 1919 г. в Тобольскепри учительской семинарии состоялись земские педагогические курсы, где присутствовало более 80 человек. Участники рассматривали вопросы управления земскими образовательными учреждениями, поведения и дисциплины учащихся, методических инновацийв деле образования,создания дополнительных школьныхкурсов и т. д. Более подробно были разобраны проблемы педагогической психологии, краеведения.Проведение данного мероприятия в масштабах губернии было одобрено местным учительством [8].
Учительские семинары проводились во всех уездах губернии. Организовывались специальные курсы для мусульманских учителей (в губернии за счет земства существовало 180 мусульманских школ). Организация одного такого мероприятия обходилась уездной управе примерно в 70 тыс. рублей. Так, например, тобольской и тюменской уезднымиуправами за счет губернского земствав начале 1919 г. были устроены съезды для учителей мусульманских школ своего уезда, где присутствовало до 50 участников каждый раз [9]. В декабре 1918 г. при тобольской губернской управе начал свою работу ежегодный Совет по народному образованию, учрежденный губернским земским собранием. В функцииСовета входило руководство делом просвещения в губернии, т. е. Совет исполнял роль высшего педагогического органа. Первую сессию губернского совета по народному образованиюпосетили члены уездных учительских союзов, представители губернской и уездныхуправ, преподаватели учительских семинарий Тобольска и Ялуторовска и др. (всего 20 человек). На собрании рассматривались состояние школьных учебников, программ,школьной статистики и т. д. По вопросу школьной статистики, например, были разработаны инструкции по проведению родительских собраний, личные карточки учителя и ученика, положение о волостном и уездном советах народного образования, положение об учебных планах идр.[10].Поскольку доля учителей без специального образования примерно в два разапревышала долю учителей, имеющих его, Советом было решено организовать летние педагогические съезды в каждом уезде [11].Земства закупали для школ губернии учебники и программы, которые разработали выдающиеся педагоги России: К. Д. Ушинский, Ф. И. Булгаков и др. Кроме школ для детей земства создавали специальные воскресные школы для взрослых, библиотеки, читальни, передвижные педагогические выставки, книжные склады. Отделы народного образования занимались и внешкольным образованием вплотную, организуя просветительскую работу среди взрослого населения через вечерние начальные школы, сельские библиотеки, читальни, беседы, лекции, передвижные музеи. Так, в Курганском уезде в 1919г. работало 16 воскресных школ (где обучалось 300 человек), 32 народные библиотеки, велись народные чтения в 30 школах, что уездной управой признавалось недостаточным для поднятия уровня образования среди взрослого населения[12].Событием было создание библиотек при самих земских управах. Это признало, например, местное население Ишимского уезда, когда в феврале 1919 г. при управе открылась библиотекачитальня для общего пользования [13]. Дошкольным образованием (детскими садами, интернатами) также ведали земские отделы народного образования, обеспечивая хозяйственную, финансовую, методическую поддержку. Например,Тарская уездная земская управа содержала Тавризский детский приют.Она поставлялапродовольствие, одежду, обувь, школьные принадлежности для детейсирот ежемесячно на сумму порядка 500 рублей[14].Эта же управа постоянно жертвовала определенные суммы денег Ольгинскому приюту трудолюбия для детейпереселенцев в г. Тобольскеи организовывала сборы подобных пожертвований с населения [15].Земство играло важную роль в деле народного образованиязачастую только благодаря тому, что сами земцы вполне инициативно продвигали к крестьянскому населению в самые отдаленные уголки Тобольской губернии. В условиях гражданской войны оно поддерживало школы и учительство. Земство взяло на себя выдачу жалования учителям, воспитателямучебных заведений, старалось обеспечитьшколы письменными принадлежностями и учебными пособиями. Но в условиях разрухи реальные результаты земской работы в области народного образования были невелики. Это замечали и сами земцы: «В земских школах обучается менее 50% детей школьного возраста, что позволяет нам очень медленно приближаться к всеобщему обучению»[16]. Подобное положение наблюдалось и в других сибирских земствах. Так, по исследованиям Н. А. Яковлевой, более 76,5% детей школьного возраста Алтайской губернии оставались вне школы, причем оканчивали ее лишь 7,9% обучающихся[17]. Работники земских управ старались сделать так, чтобы учеников в земских школах стало больше, поскольку дети бедняков в то время оставались неграмотными. Земцы предлагали семьям, в которых росли два и более мальчика, одного непременно направлять в школу, выдавали денежные субсидии родителям на обучение детей и пр.Многое было сделано земцами и в областиразвития народного образования. За период их деятельности увеличилось количество школ, учащихся, учителей, имевших профессиональное образование, педагогический стаж и т.п. качественные изменения произошли и в системе внешкольного образования. Несмотря на это,тобольское земство (как в прочем и земства европейской России за весь период своего существования) не смогло решить главную проблему –полную ликвидацию неграмотности населения. По всей видимости, не достаточно было времени, благоприятныхусловий и средств на реализацию всех задуманных земских идей в деле народного образования. Население губернии испытывало на себетяжелое налоговое бремя. Именно поэтому крестьянство, в основной своей массе,не поддержало земское самоуправление, так кактобольский крестьянин зачастую связывал земство с новыми налогами и податями. В итоге земские школы оказались на грани экономического краха, безденежья. Финансовый кризис, военныедействия вели к прекращению деятельности и роспуску земских школ.В условиях военного времени земское начальное образование было поставлено перед сложной задачей лавирования между интересамигражданского населения с одной стороны, и воюющего государства –с другой. Немалая заслуга земств Тобольской губернии в том, что в годы политической и экономическойразрухи они сумели быстро организоваться и хоть както поддержать деятельность учебных заведений. Однако, общая обстановка сильно зависела от положения на фронтах.Губернская земская властьобладала недостаточно прочной структурой, многие уезды были заняты красными, часто земства и земские школы не могливосстановить свою работу изза отсутствия кадров и средств. Проведенный анализ деятельности земских школ Тобольской губернии, показывает, что онидля своего времени явилисьдостаточно прогрессивными учреждениями, которые были способны не только понимать, разбираться, но и решать, пусть не всегда с должным знанием дела, находящиеся в их компетенции многие образовательновоспитательные и культурноэтические вопросы и даже некоторые проблемы всей сельской жизни.
История земских школ Тобольской губернии, как важной части деятельности органов местного самоуправления, насчитывает не более двух лет.Больше, почти полвека, длилась борьба за их введение. Тем не менее, земские школы сыграли заметную роль в жизни тобольской деревникак первыйположительный опыт в деле всеобщего начального образования.
Ссылки на источники1.Государственный архив в г. Тобольске.Ф.762. Оп.1. Д.17–2. Л.42.2.Там же. Ф.732. Оп.1. Д.16. Л.5.3.Там же. Ф.762. Оп.1. Д.26. ЛЛ.1–5.4.Там же. Ф.762. Оп.1. Д.26. Л.16 об.5.Там же. Ф.762. Оп.1.Д.25. Л.8 об.6.Там же. Ф.732. Оп.1. Д.19. ЛЛ.38.–39 об.7.Правительственный вестник.–1919.–9 марта.8.Государственный архив в г. Тобольске.Ф.732. Оп.1. Д.40–3. ЛЛ.3–12.9.Сибирская земская деревня. –1919. –10–15 мая.10.Государственный архив в г. Тобольске. Ф.762. Оп.1. Д.18. ЛЛ. 1–70.11.Там же. Ф.762. Оп.1. Д.18. Л.86.12.Там же. Ф.762. Оп.1. Д.18. Л.90.13.Правительственный вестник.–1919.–9 марта.14.Исторический архив Омской области. Ф.Р428. Оп.1. Д.128. Л.5 об.15.Там же. Ф.Р428. Оп.1. Д.128. Л.17.16.Государственный архив в г. Тобольске.Ф.762. Оп.1. Д. 26. Л. 55.17.Яковлева Н.А. Февральская революция и сибирское земство // Грани: еженедельная газета Новоселовского района. –1994. –№171. –С. 200–221.
UgryumovaMaria,candidateofhistoricalscienceslectureroffacultyNizhnevartovskStateUniversityofHumanities, Nizhnevartovskmugruymova@mail.ruZemstvo school of the province of Tobolsk (1917–1919)Abstract.The article considers the history of Zemstvo school Tobolsk province in 19171919, in the framework of the functioning of the local selfgovernment. Define the role and value of a newlycreated a wide network of rural schools in the conditions of civil war, economic and political instability.Keywords: the Zemstvo school, education, the Zemstvo administration.
ISSN 2304120X