Использование потенциала информационных технологий в создании мобильной образовательной среды
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Виневская
А.
В. Использование потенциала информационных технологий в создании мобильной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2012. – №9 (Сентябрь). – С.
26–30. – URL:
http://e-koncept.ru/2012/12118.htm.
Аннотация. В статье говорится об использовании информационных технологий в формировании профессиональной мобильности бакалавра педагогики. Выпускник, получивший квалификацию бакалавра педагогики, должен быть подготовлен к проектированию педагогического процесса, к собственной профессиональной деятельности; построению межличностных и деловых отношений; к мобильному взаимодействию с социокультурной и профессиональной средой, созданию собственной мобильной образовательной среды. В статье рассматриваются условия формирования профессиональной мобильности бакалавра педагогики с помощью информационных технологий в ТГПИ им. А. П. Чехова.
Ключевые слова:
информационные технологии, профессиональная мобильность, бакалавр педагогики, формирование профессиональной мобильности, мобильная образовательная среда
Текст статьи
Виневская Анна Вячеславовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального обучения ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт им.А.П.Чехова», г. Таганрогannkurepina@rambler.ru
Использование потенциала информационных технологий в создании мобильной образовательной среды
Аннотация.В статье говорится об использовании информационных технологий в формировании профессиональной мобильности бакалавра педагогики. Выпускник, получивший квалификацию бакалавра педагогики,должен быть подготовлен к проектированию педагогического процесса, к собственной профессиональной деятельности; построению межличностных и деловых отношений; к мобильному взаимодействию с социокультурной и профессиональной средой, созданию собственной мобильной образовательной среды. В статье рассматриваются условия формирования профессиональной мобильности бакалавра педагогики с помощью информационных технологий в ТГПИ им.А.П.Чехова.Ключевые слова:информационные технологии, профессиональная мобильность, бакалавр педагогики, формирование профессиональной мобильности, мобильная образовательная среда.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования как нормативный документ, в котором регламентируются условия качества подготовки выпускника, утверждает эталон будущего педагога –профессионала, работающего в системе общего и специального образования, имеющего системное мышление, способность к осознанной рефлексии, творческую активность, высокий уровень личностного развития, профессиональную мобильность и адаптивность.В силу этого, одной из задач модернизации российской образовательной системы является создание многоуровневой системы высшего образования «бакалавриат–магистратура». Переход высшего образования на многоуровневую систему требует пересмотра процесса организации учебной деятельности. Согласно модели «Российское образование–2020», проекту Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, бакалавриат является фундаментом для последующего выбора как профессионального маршрута (магистратура, система дополнительного образования, работа и др.), так и личностной траектории развития, что свидетельствует о необходимости овладениябакалавром технологиями и приёмами профессионального обучения.
«Бакалавр» –это базовая платформа высшего образования. Звание «бакалавр» дается при получении высшего образования, это образовательная и научная база для многих профессий, в отличиеот звания «специалист», которое является узконаправленным на данную профессию. Деятельность бакалавра педагогики направлена на овладение источниками научной, общекультурной и профессиональной информации, универсальными способами практической и теоретической образовательной деятельности. А выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра педагогики, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научнопрактической литературы в области образования; использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области образования; конструировать содержание обучения на разных ступенях образования; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности различных профессиональных объединений педагогов, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими) [1].Таким образом, можно сказать, что выпускник, получивший квалификацию бакалавра педагогики, подготовлен к проектированию педагогического процесса, к собственной профессиональной деятельности; построению межличностных и деловых отношений; к взаимодействию с социокультурной и профессиональной средой.Однако переход на двухуровневую систему обучения в настоящее время методически не совсем подготовлен. Исследования в области методики обучения бакалавров проходят одновременно с процессом модернизации высшего образования, что, несомненно, вызывает определенные трудности в подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных бакалавров. Как уже было сказано, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования четко указывает на то, что будущий педагог должен владеть различными профессиональными компетенциями, которые очерчиваются как способность и готовность к различным профессиональным видам деятельности, ана смену узкоспециальной подготовке сегодня приходит более широкое профессиональное образование [2]. Вследствие этого, педагогическое образование становится сегодня социокультурным механизмом влияния на ход развития личности и качество полученных результатов, в котором одним из важнейших становится формирование профессионально мобильной личности, способной к максимальной реализации своего потенциала не только в рамках одной профессии, как вертикальная мобильность, но и в условиях смены профессиональной деятельности, как горизонтальная мобильность. Таким образом, одной из важнейших компетенций бакалавра должна быть профессиональная мобильность, которая заключается в готовности к поиску и использованию новой информации, как в социальной жизни, так и в профессиональной среде, в ощущении не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Реализация этой задачи может решаться в формировании профессиональной потребности к мобильности через проектирование инвариантных технологий, овладение, как новым, так и обновленным содержанием образования, способности быстро осваивать новые виды деятельности. Что же будет способствовать тому, чтобы будущий педагог еще в стенах вуза, получая квалификацию бакалавра, интегрировался в меняющийся мир, общество, быстро адаптировался к социальным и профессиональным трансформациям? Одним из ответов на этот непростой вопрос будет то, что в стенах вуза в процессе обучения необходимо создавать мобильную образовательную среду, условия для формирования профессиональноймобильности, возможность для использования в образовательной практике информационнокоммуникационных технологий, к которым сегодня относят технологии elearning, компьютерного обучения, smart education. В педагогике уже широко известен такой термин, как «мобильность», который педагоги заимствовали из социологии. «Мобильность»–понятие, которое широко используется сегодня не только в социологии, но и в науке, и технике. Изначально оно обозначало возможность быстрого реагирования на возникшие изменения, готовность к быстрой реакции и включению в какуюлибо деятельность. Широко известно такое понятие, как «социальная мобильность», которая обозначает переход людей из одних общественных групп в другие. Не так давно это понятие стало использоваться в педагогике. В работах ряда авторов, например, Л.А. Амировой это понятие достаточно давно и успешно используется в педагогике вообще, и в профессиональной педагогике в частности. Так, в своих работах по изучению проблемы профессиональнопедагогической мобильности, развитию профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации, по развитию профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования, автор подробно и обстоятельно исследует явление мобильности в современном образовании, выявляет и научно обосновывает «сущностные характеристики (целостность, комплементарность, когерентность) и структуру (активность, готовность, адаптивность, креативность) профессиональной мобильности педагога как ценностносмыслового конструкталичности, на основе которого осуществляется диагностика уровней развития профессиональной мобильности педагога и проектирование процесса ее дальнейшего развития»[3, с.135].Мы разделяем позицию автора в том, что профессиональная мобильность педагога –это требование времени. Профессиональная мобильность определяется средой, которая создается и формируется в зависимости от субъектсубъектного взаимодействия, целей деятельности субъектов, особенностей их личностей. В этой связи заслуживает внимания позицияМ.А.Пазюковой в том, что в высшем образовании конечная ориентация на подготовку исключительно специалиста, бакалавра или магистра сегодня недостаточна, важно обратить внимание на развитие личности студентабудущего учителя, способной адаптивно реагировать на меняющиеся условия культурнообразовательной среды и отличающейся креативностью, конструктивностью, готовностью к реализации любой формы профессиональной мобильности [4].Выстраивание и апробация возникающих моделей обучения приводит к тому, что формируется потребность во введении новых терминов и понятий, которые могут быть заимствованы из различных наук. И сегодня в образовании существует потребность во введении такой дефиниции как «мобильная образовательная среда», генетически связанной с такими понятиями, как «образовательная среда», «мобильность», «профессиональная мобильность». В данном случае важным является определение сущности и компонентов мобильной образовательной среды. Как известно, существует несколько моделей описания образовательных сред: экологоличностная модель В.А.Ясвина, который определяет образовательную среду как влияния и условия формирования личности по определенному образцу; коммуникативноориентированная модель В.В.Рубцова, которую автор определил как определенная форма сотрудничества между учащимися и педагогом и самими учащимися; антропологопсихологическая модель В.И.Слободчикова, в которой в качестве базового понятия выступает совместная деятельность субъектов образовательного процесса; психодидактическая модель В.П.Лебедевой, В.А.Орлова, В.А.Ясвина, концепция которой заключается в опоре на личностноориентированное образование; экопсихологический подход в построении модели образовательной среды, предложенный В.И.Пановым, основу которого составляет система психологических и педагогических условий и влияний, необходимых для развития потенций каждого [5]. В соответствии со средовым подходом мы определяем, что мобильная образовательная среда –это система, в которую необходимо включить объекты, субъекты, системувзаимодействий (интеракций) и связей, информацию (ее источники, содержание, ресурсы, условия поиска и применения). Таким образом, на сегодняшний день мобильная образовательная среда –это сложно устроенная система, которая должна быть объектом исследования и моделирования современного педагога. Таким образом, мы считаем, что использование современных информационных технологий в образовании привело к тому, что осмысление процесса формирования образовательной среды вышло на новый уровень своего развития. Структура современных образовательных сред усложнилась. Это произошло, прежде всего, за счет введения новых структурных компонентов. Одним из них является мобильность и связные с ней родственные понятия: профессиональная, личностная, академическая, интеллектуальная мобильность, профессионально мобильный тип личности, мобильное обучение, методы, ресурсы, форматы мобильного обучения. Необходимым компонентом мобильной образовательной среды являются информация, ее сбор, содержание, источники, ресурсы, применение,где целесообразно использовать информационные компьютерные технологии. В современной литературе достаточное количество статей о необходимости применения информационных технологий в обучении на разных уровнях. Ведь персональный компьютер, укомплектованныйразнообразным прикладным программным обеспечением,в руках будущего профессионала является мощным развивающим средством, способным быстро реализовывать задачи, на которые при традиционном подходе уходили бы годы. Технологии информационного компьютерного обучения актуальны и в процессе подготовки будущего педагога, т.к. позволяют активно использовать новые знания в практической деятельности для достижениянаилучшего результата. Создаются возможности использования наряду с техническими средствами специализированные программные средства: электронные учебники,программытренажёры,тестовые оболочки,информационные справочники (энциклопедии),демонстрационные (видео и слайдфильмы),учебноигровые средства,мультимедийные программные средства, которые можно использовать для фронтального, группового, индивидуального обучения, а также для самостоятельной работы дома. Далее расскажем о практике использования информационных технологий в образовательном процессе через организацию медиапроекта по созданию электронных учебных пособий для подготовки будущего педагога и реализацию проекта по организации Вебшколы по внедрению инклюзивной формы образования. Как известно, текстовый учебник в бумажном варианте у современного студента уже не вызывает интереса, чего нельзя сказать о его электронном аналоге. Возможно, не стоит долго останавливаться на преимуществах электронного учебника в этой статье, поэтому акцентируем внимание читателя на технологии подготовки электронного учебника или учебного пособия силами самих студентов, которыемы применяем в ТГПИ им.А.П.Чехова. За время обучения по педагогической дисциплине у студента и преподавателя накапливается достаточно большой объем электронных документов, текстов, слайдшоу, презентаций, которые можно использовать в процессе подготовки учебного пособия. Наши учебники и учебные пособия студенты ТГПИ им.А.П.Чехова готовят на базе программы MSOfficePublisher. Изначально определяется актуальность создания электронной книги, подбирается учебный материал в виде текстовых файлов, создается полная текстовая версия содержания учебника, формируется словарная база, производится соотнесение понятий и ссылок на них в применяемых словарях, формируется база учебных презентаций, которые также включаются в содержание учебника. Впоследствии снимаются микрофильмы, необходимые для наглядной иллюстрации освещаемой проблемы, формируется тестовая база и база информационных источников. Электронное учебное пособие удобно в использовании как преподавателем, так и самими студентами, т.к. способствует целостному восприятию всего изучаемого курса, «оживлению» учебного материала через видеои анимационные средства, повышению мотивации обучения, т.к. результат деятельности –это законченный социально значимый продукт. Студенты ТГПИ им.А.П.Чехова подготовили учебные пособия «Специальная педагогика для учителялогопеда», «Технологии педагогической работы учителялогопеда», «Коррекционные сказки». Защита проекта по созданию электронного учебного пособия проходит в форме его презентации. После презентации происходит обсуждение как «чернобелое» оппонирование, в котором принимают участие все слушатели.В ТГПИ им.А.П.Чехова используется проект создания Вебшколы, что является достаточно новой формой применения информационнокоммуникационных технологий в учебном процессе. Эта форма обучения и взаимообучения требует не только материальных затрат, но и изыскания интеллектуальных ресурсов. Вебшкола изначально была создана для взаимообучения, как разновидность самостоятельной работы студентов, а затем она приобрела на факультете педагогики и методики начального образования у студентов, получающихся квалификацию «бакалавр педагогики» широкую популярность. Механизм работы вебшколы достаточно прост. Преподавателем из числа студентов образуется рабочая группа, которая набирается по числу тем, предложенных для самостоятельного изучения. По каждой теме студент проводит вебинар, к которому заранее готовит доклад и презентацию. Вебинар организуется на платформе программного модуля iMind. Время и график проведения вебинаров согласуются с преподавателем и выпадают на вечерние часы. В вебинаре участвует одна группа, хотя при желании могут подключиться и другие слушатели. Студенты ТГПИ им.А.П.Чехова подготовили следующие вебшколы: «Социальная модель понимания инвалидности, «Инклюзивное образование как реализация права на образование», «Ваш ребенок обучается в инклюзивной школе». По мнению профессора В. П. Тихомирова, дистанционное образование и электронное обучение положили начало новому общемировому явлению –smart education. Со слов профессора В. П.Тихомирова, ситуацию в образовании во всем мире сегодня можно назвать «цифровым разрывом». Это означает, что одни страны находятся далеко впереди в информатизации и интернетизации, а другие отстают. К отстающим странам относится и Россия. Поэтому на ближайшие десятилетия нужно ставить задачи получения нового дополнительного эффекта от информационных технологий. С его слов, мы являемся свидетелями постепенной электронизации всех сфер. И в первую очередь речь идет обэффективной организации и результативности самого образовательного процесса [6]. На образовательную арену должно выйти smart education. И проблемой здесь является включение в образовательный контент новых знаний, которые прирастают с неимоверной скоростью, но такая система работы предъявляет абсолютно новые требования к компетенции,как преподавателя вуза, так и будущего бакалавра. Именно поэтому информационные технологии имеют далеко идущие перспективы в образовательном процессе вуза, в формировании профессиональной мобильности будущего бакалавра и создании мобильной образовательной среды.
Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт.–URL: ftp://www.edu.ru/db/portal/spe/archiv_new.htm.
2.Пазюкова М. А. Развитие социальнопрофессиональной мобильности студентов педагогического колледжа: автореф. дис.канд. пед. наук. –Иркутск:Иркут. гос. пед. унт, 2003. –21с. 3.АмироваЛ. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации. –Уфа: Восточный университет, 2006. –460 с.4.Пазюкова М. А. Указ. соч.
5.Савенков А. Образовательная среда//Школьный психолог. –2008.–№19. –С. 4–5.6.Тихомиров В. П., Солдаткин В. И., Лобачев С. Л. Среда ИНТЕРНЕТобучения системы образования России: проект Глобального виртуального университета.–М.: Издательство МЭСИ, 2000. –332с.
Vinevskaya Anna,PhD, vice professor of the TaganrogState Pedagogical Institute named by A.P.Chekhov, Taganrogannkurepina@rambler.ru
Using the potential of information technology to create a mobile learning environmentSummary.In article it is told about use of information technologies in formation of professional mobility of the bachelor of pedagogics. The graduate who has received qualification of the bachelor of pedagogics should be prepared for design of pedagogical process, to own professional activity; to creation of interpersonal and business relations; to mobile interaction with the sociocultural and professional environment, to creation of own mobile educational environment. In article conditions of formation of professional mobility of the bachelor of pedagogics by means of information technologies in TGPI of a name of A.P.Chekhov are considered.Keywords:information technologies, professional mobility, bachelor of pedagogics, formation of professional mobility, mobile educational environment.ISSN 2304120X
Использование потенциала информационных технологий в создании мобильной образовательной среды
Аннотация.В статье говорится об использовании информационных технологий в формировании профессиональной мобильности бакалавра педагогики. Выпускник, получивший квалификацию бакалавра педагогики,должен быть подготовлен к проектированию педагогического процесса, к собственной профессиональной деятельности; построению межличностных и деловых отношений; к мобильному взаимодействию с социокультурной и профессиональной средой, созданию собственной мобильной образовательной среды. В статье рассматриваются условия формирования профессиональной мобильности бакалавра педагогики с помощью информационных технологий в ТГПИ им.А.П.Чехова.Ключевые слова:информационные технологии, профессиональная мобильность, бакалавр педагогики, формирование профессиональной мобильности, мобильная образовательная среда.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования как нормативный документ, в котором регламентируются условия качества подготовки выпускника, утверждает эталон будущего педагога –профессионала, работающего в системе общего и специального образования, имеющего системное мышление, способность к осознанной рефлексии, творческую активность, высокий уровень личностного развития, профессиональную мобильность и адаптивность.В силу этого, одной из задач модернизации российской образовательной системы является создание многоуровневой системы высшего образования «бакалавриат–магистратура». Переход высшего образования на многоуровневую систему требует пересмотра процесса организации учебной деятельности. Согласно модели «Российское образование–2020», проекту Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, бакалавриат является фундаментом для последующего выбора как профессионального маршрута (магистратура, система дополнительного образования, работа и др.), так и личностной траектории развития, что свидетельствует о необходимости овладениябакалавром технологиями и приёмами профессионального обучения.
«Бакалавр» –это базовая платформа высшего образования. Звание «бакалавр» дается при получении высшего образования, это образовательная и научная база для многих профессий, в отличиеот звания «специалист», которое является узконаправленным на данную профессию. Деятельность бакалавра педагогики направлена на овладение источниками научной, общекультурной и профессиональной информации, универсальными способами практической и теоретической образовательной деятельности. А выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра педагогики, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научнопрактической литературы в области образования; использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области образования; конструировать содержание обучения на разных ступенях образования; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности различных профессиональных объединений педагогов, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими) [1].Таким образом, можно сказать, что выпускник, получивший квалификацию бакалавра педагогики, подготовлен к проектированию педагогического процесса, к собственной профессиональной деятельности; построению межличностных и деловых отношений; к взаимодействию с социокультурной и профессиональной средой.Однако переход на двухуровневую систему обучения в настоящее время методически не совсем подготовлен. Исследования в области методики обучения бакалавров проходят одновременно с процессом модернизации высшего образования, что, несомненно, вызывает определенные трудности в подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных бакалавров. Как уже было сказано, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования четко указывает на то, что будущий педагог должен владеть различными профессиональными компетенциями, которые очерчиваются как способность и готовность к различным профессиональным видам деятельности, ана смену узкоспециальной подготовке сегодня приходит более широкое профессиональное образование [2]. Вследствие этого, педагогическое образование становится сегодня социокультурным механизмом влияния на ход развития личности и качество полученных результатов, в котором одним из важнейших становится формирование профессионально мобильной личности, способной к максимальной реализации своего потенциала не только в рамках одной профессии, как вертикальная мобильность, но и в условиях смены профессиональной деятельности, как горизонтальная мобильность. Таким образом, одной из важнейших компетенций бакалавра должна быть профессиональная мобильность, которая заключается в готовности к поиску и использованию новой информации, как в социальной жизни, так и в профессиональной среде, в ощущении не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Реализация этой задачи может решаться в формировании профессиональной потребности к мобильности через проектирование инвариантных технологий, овладение, как новым, так и обновленным содержанием образования, способности быстро осваивать новые виды деятельности. Что же будет способствовать тому, чтобы будущий педагог еще в стенах вуза, получая квалификацию бакалавра, интегрировался в меняющийся мир, общество, быстро адаптировался к социальным и профессиональным трансформациям? Одним из ответов на этот непростой вопрос будет то, что в стенах вуза в процессе обучения необходимо создавать мобильную образовательную среду, условия для формирования профессиональноймобильности, возможность для использования в образовательной практике информационнокоммуникационных технологий, к которым сегодня относят технологии elearning, компьютерного обучения, smart education. В педагогике уже широко известен такой термин, как «мобильность», который педагоги заимствовали из социологии. «Мобильность»–понятие, которое широко используется сегодня не только в социологии, но и в науке, и технике. Изначально оно обозначало возможность быстрого реагирования на возникшие изменения, готовность к быстрой реакции и включению в какуюлибо деятельность. Широко известно такое понятие, как «социальная мобильность», которая обозначает переход людей из одних общественных групп в другие. Не так давно это понятие стало использоваться в педагогике. В работах ряда авторов, например, Л.А. Амировой это понятие достаточно давно и успешно используется в педагогике вообще, и в профессиональной педагогике в частности. Так, в своих работах по изучению проблемы профессиональнопедагогической мобильности, развитию профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации, по развитию профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования, автор подробно и обстоятельно исследует явление мобильности в современном образовании, выявляет и научно обосновывает «сущностные характеристики (целостность, комплементарность, когерентность) и структуру (активность, готовность, адаптивность, креативность) профессиональной мобильности педагога как ценностносмыслового конструкталичности, на основе которого осуществляется диагностика уровней развития профессиональной мобильности педагога и проектирование процесса ее дальнейшего развития»[3, с.135].Мы разделяем позицию автора в том, что профессиональная мобильность педагога –это требование времени. Профессиональная мобильность определяется средой, которая создается и формируется в зависимости от субъектсубъектного взаимодействия, целей деятельности субъектов, особенностей их личностей. В этой связи заслуживает внимания позицияМ.А.Пазюковой в том, что в высшем образовании конечная ориентация на подготовку исключительно специалиста, бакалавра или магистра сегодня недостаточна, важно обратить внимание на развитие личности студентабудущего учителя, способной адаптивно реагировать на меняющиеся условия культурнообразовательной среды и отличающейся креативностью, конструктивностью, готовностью к реализации любой формы профессиональной мобильности [4].Выстраивание и апробация возникающих моделей обучения приводит к тому, что формируется потребность во введении новых терминов и понятий, которые могут быть заимствованы из различных наук. И сегодня в образовании существует потребность во введении такой дефиниции как «мобильная образовательная среда», генетически связанной с такими понятиями, как «образовательная среда», «мобильность», «профессиональная мобильность». В данном случае важным является определение сущности и компонентов мобильной образовательной среды. Как известно, существует несколько моделей описания образовательных сред: экологоличностная модель В.А.Ясвина, который определяет образовательную среду как влияния и условия формирования личности по определенному образцу; коммуникативноориентированная модель В.В.Рубцова, которую автор определил как определенная форма сотрудничества между учащимися и педагогом и самими учащимися; антропологопсихологическая модель В.И.Слободчикова, в которой в качестве базового понятия выступает совместная деятельность субъектов образовательного процесса; психодидактическая модель В.П.Лебедевой, В.А.Орлова, В.А.Ясвина, концепция которой заключается в опоре на личностноориентированное образование; экопсихологический подход в построении модели образовательной среды, предложенный В.И.Пановым, основу которого составляет система психологических и педагогических условий и влияний, необходимых для развития потенций каждого [5]. В соответствии со средовым подходом мы определяем, что мобильная образовательная среда –это система, в которую необходимо включить объекты, субъекты, системувзаимодействий (интеракций) и связей, информацию (ее источники, содержание, ресурсы, условия поиска и применения). Таким образом, на сегодняшний день мобильная образовательная среда –это сложно устроенная система, которая должна быть объектом исследования и моделирования современного педагога. Таким образом, мы считаем, что использование современных информационных технологий в образовании привело к тому, что осмысление процесса формирования образовательной среды вышло на новый уровень своего развития. Структура современных образовательных сред усложнилась. Это произошло, прежде всего, за счет введения новых структурных компонентов. Одним из них является мобильность и связные с ней родственные понятия: профессиональная, личностная, академическая, интеллектуальная мобильность, профессионально мобильный тип личности, мобильное обучение, методы, ресурсы, форматы мобильного обучения. Необходимым компонентом мобильной образовательной среды являются информация, ее сбор, содержание, источники, ресурсы, применение,где целесообразно использовать информационные компьютерные технологии. В современной литературе достаточное количество статей о необходимости применения информационных технологий в обучении на разных уровнях. Ведь персональный компьютер, укомплектованныйразнообразным прикладным программным обеспечением,в руках будущего профессионала является мощным развивающим средством, способным быстро реализовывать задачи, на которые при традиционном подходе уходили бы годы. Технологии информационного компьютерного обучения актуальны и в процессе подготовки будущего педагога, т.к. позволяют активно использовать новые знания в практической деятельности для достижениянаилучшего результата. Создаются возможности использования наряду с техническими средствами специализированные программные средства: электронные учебники,программытренажёры,тестовые оболочки,информационные справочники (энциклопедии),демонстрационные (видео и слайдфильмы),учебноигровые средства,мультимедийные программные средства, которые можно использовать для фронтального, группового, индивидуального обучения, а также для самостоятельной работы дома. Далее расскажем о практике использования информационных технологий в образовательном процессе через организацию медиапроекта по созданию электронных учебных пособий для подготовки будущего педагога и реализацию проекта по организации Вебшколы по внедрению инклюзивной формы образования. Как известно, текстовый учебник в бумажном варианте у современного студента уже не вызывает интереса, чего нельзя сказать о его электронном аналоге. Возможно, не стоит долго останавливаться на преимуществах электронного учебника в этой статье, поэтому акцентируем внимание читателя на технологии подготовки электронного учебника или учебного пособия силами самих студентов, которыемы применяем в ТГПИ им.А.П.Чехова. За время обучения по педагогической дисциплине у студента и преподавателя накапливается достаточно большой объем электронных документов, текстов, слайдшоу, презентаций, которые можно использовать в процессе подготовки учебного пособия. Наши учебники и учебные пособия студенты ТГПИ им.А.П.Чехова готовят на базе программы MSOfficePublisher. Изначально определяется актуальность создания электронной книги, подбирается учебный материал в виде текстовых файлов, создается полная текстовая версия содержания учебника, формируется словарная база, производится соотнесение понятий и ссылок на них в применяемых словарях, формируется база учебных презентаций, которые также включаются в содержание учебника. Впоследствии снимаются микрофильмы, необходимые для наглядной иллюстрации освещаемой проблемы, формируется тестовая база и база информационных источников. Электронное учебное пособие удобно в использовании как преподавателем, так и самими студентами, т.к. способствует целостному восприятию всего изучаемого курса, «оживлению» учебного материала через видеои анимационные средства, повышению мотивации обучения, т.к. результат деятельности –это законченный социально значимый продукт. Студенты ТГПИ им.А.П.Чехова подготовили учебные пособия «Специальная педагогика для учителялогопеда», «Технологии педагогической работы учителялогопеда», «Коррекционные сказки». Защита проекта по созданию электронного учебного пособия проходит в форме его презентации. После презентации происходит обсуждение как «чернобелое» оппонирование, в котором принимают участие все слушатели.В ТГПИ им.А.П.Чехова используется проект создания Вебшколы, что является достаточно новой формой применения информационнокоммуникационных технологий в учебном процессе. Эта форма обучения и взаимообучения требует не только материальных затрат, но и изыскания интеллектуальных ресурсов. Вебшкола изначально была создана для взаимообучения, как разновидность самостоятельной работы студентов, а затем она приобрела на факультете педагогики и методики начального образования у студентов, получающихся квалификацию «бакалавр педагогики» широкую популярность. Механизм работы вебшколы достаточно прост. Преподавателем из числа студентов образуется рабочая группа, которая набирается по числу тем, предложенных для самостоятельного изучения. По каждой теме студент проводит вебинар, к которому заранее готовит доклад и презентацию. Вебинар организуется на платформе программного модуля iMind. Время и график проведения вебинаров согласуются с преподавателем и выпадают на вечерние часы. В вебинаре участвует одна группа, хотя при желании могут подключиться и другие слушатели. Студенты ТГПИ им.А.П.Чехова подготовили следующие вебшколы: «Социальная модель понимания инвалидности, «Инклюзивное образование как реализация права на образование», «Ваш ребенок обучается в инклюзивной школе». По мнению профессора В. П. Тихомирова, дистанционное образование и электронное обучение положили начало новому общемировому явлению –smart education. Со слов профессора В. П.Тихомирова, ситуацию в образовании во всем мире сегодня можно назвать «цифровым разрывом». Это означает, что одни страны находятся далеко впереди в информатизации и интернетизации, а другие отстают. К отстающим странам относится и Россия. Поэтому на ближайшие десятилетия нужно ставить задачи получения нового дополнительного эффекта от информационных технологий. С его слов, мы являемся свидетелями постепенной электронизации всех сфер. И в первую очередь речь идет обэффективной организации и результативности самого образовательного процесса [6]. На образовательную арену должно выйти smart education. И проблемой здесь является включение в образовательный контент новых знаний, которые прирастают с неимоверной скоростью, но такая система работы предъявляет абсолютно новые требования к компетенции,как преподавателя вуза, так и будущего бакалавра. Именно поэтому информационные технологии имеют далеко идущие перспективы в образовательном процессе вуза, в формировании профессиональной мобильности будущего бакалавра и создании мобильной образовательной среды.
Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт.–URL: ftp://www.edu.ru/db/portal/spe/archiv_new.htm.
2.Пазюкова М. А. Развитие социальнопрофессиональной мобильности студентов педагогического колледжа: автореф. дис.канд. пед. наук. –Иркутск:Иркут. гос. пед. унт, 2003. –21с. 3.АмироваЛ. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации. –Уфа: Восточный университет, 2006. –460 с.4.Пазюкова М. А. Указ. соч.
5.Савенков А. Образовательная среда//Школьный психолог. –2008.–№19. –С. 4–5.6.Тихомиров В. П., Солдаткин В. И., Лобачев С. Л. Среда ИНТЕРНЕТобучения системы образования России: проект Глобального виртуального университета.–М.: Издательство МЭСИ, 2000. –332с.
Vinevskaya Anna,PhD, vice professor of the TaganrogState Pedagogical Institute named by A.P.Chekhov, Taganrogannkurepina@rambler.ru
Using the potential of information technology to create a mobile learning environmentSummary.In article it is told about use of information technologies in formation of professional mobility of the bachelor of pedagogics. The graduate who has received qualification of the bachelor of pedagogics should be prepared for design of pedagogical process, to own professional activity; to creation of interpersonal and business relations; to mobile interaction with the sociocultural and professional environment, to creation of own mobile educational environment. In article conditions of formation of professional mobility of the bachelor of pedagogics by means of information technologies in TGPI of a name of A.P.Chekhov are considered.Keywords:information technologies, professional mobility, bachelor of pedagogics, formation of professional mobility, mobile educational environment.ISSN 2304120X