Теоретико-методологические и методико-технологические аспекты становления экологической культуры будущих специалистов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Морозова Н. В. Теоретико-методологические и методико-технологические аспекты становления экологической культуры будущих специалистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №4 (Апрель). – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1234.htm.
Аннотация. В статье приводится обоснование необходимости формирования экологической культуры специалистов в контексте их будущей профессиональной деятельности. Рассматриваются методологические основания разработки системно-педагогической модели формирования экологической культуры, раскрываются ключевые понятия и предлагается универсальная модель поэтапного формирования экологической культуры будущих специалистов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Морозова Наталья Владимировна,начальник организационнометодического отдела Центра развития профессионального образования ГОУ ВПО «Академия социального управления»Московской области, г. Москваmorozovanat@bk.ru

Теоретикометодологические и методикотехнологические аспекты становления экологической культуры будущих специалистов

Аннотация. В статьеприводится обоснование необходимости формирования экологической культуры специалистов в контексте их будущей профессиональной деятельности. Рассматриваются методологические основания разработки системнопедагогической модели формирования экологической культуры,раскрываются ключевые понятия и предлагается универсальная модель поэтапного формирования экологической культурыбудущих специалистов.Ключевые слова:профессиональное образование, экологическая подготовка, экологическая грамотность, экологическая образованность,экологическая составляющая профессиональной компетентности, экологическая культура.

Одним из феноменовсовременного общества является стремление к признанию приоритета интересов личности.На этом фоне усиливается внимание к процессам социального характера, связанным с деятельностью человека и его жизнеобеспечением. Это происходит в условиях ухудшения мировойэкологической ситуации, характеризующейся вступлением в действие факторов глобальных масштабов, затрагивающих жизненные интересы всех народов и требующих их преодоления усилиями всего человечества.Несмотря на то, что история исследования проблем экологического кризиса насчитывает уже почти сто лет, потребность в экологически здоровой окружающей среде стала актуальной лишь недавно и входит в систему ценностей преимущественно развитых стран. ЮНЕСКО, осознавая важность проблемы, объявило десятилетие с 1995г. по 2005 г. десятилетием образования в области окружающей среды. Решение экологических проблем с точки зрения выживания человека определяет в значительной мере экологическую безопасность, которая является одним из основных ориентиров моделей устойчивого развития общества, разрешающих социоприродные противоречия.Таким образом, в настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новойкультуры ‬экологической [1]. Отсюда обозначилась актуальность нашего научного исследования, целью которого является формирование экологической культуры человека, что позволяет разрешить имеющиеся экологические проблемы.При этом, исходя из вышесказанного, содержание экологической культуры должно быть таково, чтобы минимизировать наносимый вредприроде и обеспечить ненасильственное взаимодействие человека, общества и природы.С этих позиций мы ориентируемся на представление об экологической культурекак таком виде культуры, который способствует сохранению и развитию системы «общество ‬природа» [2]. При этом учитывается, что экологическая культураявляется многоаспектнымпонятием, поскольку она органичносвязана не только с сущностью личности в целом, но и с ее различными сторонами и качествами.Исходя из работученых (И.Д.Зверев, Н.Ф.Реймерс, В.В.Мосолов, Е.Н.Никанорова, Н.А.Бирюкова), нами принятопредставление об экологической культуре как части общей культуры, которая является системойследующих взаимосвязанных компонентов: экологическое знание, экологическое сознание, экологическое отношение, экологическая деятельность.При этом экологическое сознание, как высшая форма психического отражения действительности, которая свойственна общественно развитому человеку, обеспечивает формированиеэкологического мышления, а экологическое мировоззрение, являясь ядром экологического сознания, влияет на развитие экологического мышления. Для сохранения природы важным является ответственное отношение к нейради нее самой,в основе которого лежит непрагматическое ценностное отношение [3]. Деятельность личности выступает основным фактором ееразвития и формирования, отношенияк окружающему миру. Под природоориентированной деятельностью понимаетсяпознавательнопрактическая деятельность, направленная на общение с природой, формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, развитие волевых качеств учащихся,восприятие ими облагораживающего воздействия природы,стремление к познанию мира в единстве с нравственноэстетическими переживаниями, выработку норм поведения в природе, исключающихнанесение ей вреда или ущерба, еезагрязнения и разрушения [4].Приобретенные человеком экологические знания, сформированное унего экологическое отношение, реализуемая им экологическая деятельность трансформируютсяв повседневное экологически оправданное поведение, которое определяет сформированность экологической культуры.В таком составе экологическая культура формируется у человека всю жизнь, но при формировании этих компонентов у обучающихся образовательного учреждения их содержание регламентируется как временными рамками, так и ограничением возможностей (ресурсов, условий), имеющихся у образовательного учреждения. Кроме тогонеобходимо учитывать специфику содержания этих компонентов, определяемую профилем подготовки.Исходя из идеи непрерывности экологического образования, в нашей работе мы рассматриваем организацию экологического обучения специалиста в образовательном учреждении как важную подсистему его пожизненного образования.По проблеме формирования экологической культуры у будущих специалистоврядом ученых раскрыты отдельные аспекты экологизации содержания образования.Разработаны:

‒технология моделирования содержания интегрированных курсов естественнонаучных дисциплин (физика, биология, география) средней школы на основе логикокатегориального подхода «Электромагнитная экология»(О.В. Бузова); ‒технология обучения разделу «Основы медицинской экологии» (И.В.Федосейкина); ‒курс «Основы профессиональной культуры инженера»(О.А. Таран);

‒содержание интегрированного предмета «Биология с основами экологии и ОБЖ»и спецкурса «Экологическое краеведение» (А.С. Федотов);‒учебнометодические пособия«Экологическая культура социального работника», «Сборник деловых игр и тренинговых занятий по формированию экологической культуры социальных работников»(Т.И. Пчельникова) и др.Особую значимость для нашего исследования имеют разработанные дидактические модели, направленные на формирование экологической культуры специалистов.Так, А.В.Демина предлагает модельформирования экологической культуры менеджера, которая состоит из ряда взаимосвязанных блоков, отражающих логику построения педагогического процесса. Целевой блок модели ориентирован на реализацию дидактических принципов и включает задачи, позволяющие наиболее полно реализовать компетентностный подход к подготовке менеджеров; содержательный блок модели включает в себя учебнометодический комплекс учебной дисциплины «Экологическая культура управления»; организационнодеятельностный блок предполагает использование специально отобранных форм, методов и средств для достижения поставленной цели; результативный блок предусматривает достижение студентами среднего и высокого уровня сформированности экологической культуры [5]. Модель формирования экологической культуры студентовмедиков, предложенная Н.А. Бирюковой,состоит из целевого компонента, включающего цели экологического образования, которые реализуются в результате взаимодействиясотрудничества педагога и студента через содержание экологического образования, методы, средства и формы обучения и воспитания, используемые для этих целей педагогические технологии (операционнодеятельностный компонент). Оценочнорезультативный компонент модели включает оценку результатов на различных этапах образовательного процесса, коррекцию и совершенствование одного или нескольких компонентов модели, позволяющих в итоге достигнуть запланированного результата[6].

Таким образом, в данных моделях формирование экологической культуры раскрывается в рамках конкретного профиля подготовки (управленческого, медицинского), в них не выявлены системные основания для обоснования механизма процесса становления экологической культуры специалистов, а значит, этимодели не отражают универсальность и системность процессаформирования экологической культуры будущих специалистов.Предлагаемая намимодель формирования экологической культуры основана на выявленных нами представлениях о сущности, структуре экологическойкультуры исистемной экологизациисодержания образования.В нашем исследовании, для реализации системного подхода мы использовали принципы экологического образования как важной составляющей системнопедагогической модели формирования экологической культуры будущих специалистов, а именно:гуманизации, непрерывности,преемственности,научности,интегративности,междисциплинарности, региональности.При реализации принципа непрерывности мы опирались на структуру становления личности, предложенную Б.С.Гершунским, а именно: грамотность →образованность →профессиональная компетентность →культура.При создании модели формирования экологической культуры будущих специалистов мы основывались на принципах непрерывности и преемственности разработок по этойпроблеме в общем и профессиональном образовании.Наиболее сущностной является авторская концепция коллектива ученых и педагогов во главе с академиком РАО И.Д.Зверевым, которые предлагают три модели реализации структуры содержания: многопредметную, однопредметнуюи смешанную.С учетом специфики организации профессионального образования смешанная модель экологизации содержания нам представляется наиболее приемлемой. Онапозволяетне только ввестиспециальныедисциплиныэкологического содержания и экологизациюучебных дисциплин естественнонаучного, гуманитарного, профессионального циклов, но и факультативыэкологической направленности и организоватьвнекласснуюдеятельностьв этомнаправлении.Не менее важным системообразующим основанием является модель контекстного обучения, предложенная А.А. Вербицким и Т.Д.Дубовицкой, которую мы использовали для реализации принципов научности, интегративности и междисциплинарности. Авторы модели рассматривают контекст как «систему внутренних и внешних факторов и условий поведения и деятельности человека, влияющих на особенности восприятия, понимания и преобразования конкретной ситуации, определяющих смысл и значение этой ситуации как целого и входящих в него компонентов»и выделяют следующие контексты: социокультурный, научного знания, учебного предмета, дидактический (учебнопедагогического взаимодействия), личностной значимости [7].Социокультурный контекст представляет собой весь совокупный общественноисторический опыт человечества и выступает предпосылкой и результатом становления человека и личности как субъекта социальных отношений. Поэтому современный контекст научного знания в содержании образования характеризуется антропоцентризмом, интеграцией, различных областей научного знания, интеграцией науки и практики, науки и искусства [8].Учебные предметы традиционно являются своеобразной упрощенной «проекцией»научного знания. Они выступают, прежде всего, в знаковой форме теоретического материала и практических заданий для обучающихся, представленных в виде определенных текстов. Важно,чтобы научное обоснование содержания учебных предметов было, прежде всего, педагогическим. Таким образом, контекст учебного предмета имеет несколько дидактических аспектов, учет которых важен при определении содержания образования в целом. Основными из них являются: дифференцированный подход, индивидуализация обучения, воспитывающий потенциал учебного предмета, его профессиональная направленность [9].Дидактический контекст (контекст учебнопедагогического взаимодействия) обеспечивается организованным и технологически структурированным взаимодействием субъектов образовательного процесса, в ходе которого осуществляется динамическая развертка содержания учебного предмета в различных формах активности учителя (преподавателя) и учащихся (студентов). Контекст личностной значимости содержания образованияи самой учебнопознавательной деятельности представляет собой совокупность потребностей, стремлений, мотивов обучающегося, определяющих направленность и избирательность его восприятия, отношение к объективной и субъективной реальности, обуславливающих активность и смысл его деятельности.Следовательно, содержание образования и используемые для его реализации формы, методы и средства должны быть личностно значимыми для обучающихся, являться для них личностной ценностью, усваиваться на уровне личностных смыслов. Только тогда обучение будет внутренне мотивированным, обеспечивая активное вовлечение учащегося в овладение материалом.Таким образом, всоответствии с представленнымиметодологическими основаниями нами предложена системнопедагогическая модель формирования экологической культуры в образовательном учреждении, отражающая последовательные этапы формирования экологической культуры специалиста и реализующая соответствующие ее компонентам цели экологического обучения специалистов. В соответствии с ними определяются контексты содержания экологического обучения будущих специалистов (личностнозначимый, научный, профессиональный, мировоззренческий и поведенческий). В соответствии с данными контекстами строится деятельность коллектива образовательного учреждения, которая направлена на модернизацию содержания образования с целью формирования экологической культуры обучающихся.При раскрытии данных контекстов в условиях конкретного образовательного учреждения вводятся предметы экологической направленности (как обязательные, так и факультативные иэлективные курсы), интегрированные (с экологическими) предметы, в традиционные предметы включаются отдельные элементы экологического содержания (модули, темы, подтемы, учебные элементы), в практическое обучение включается содержание экологической деятельности, подбираются оптимально реализующие это содержание формы и методы обучения, а для оценки результатов обучения‬методы контроля. Осуществляется расширение образовательной среды в целях формирования экологической культуры специалистов за счет использования потенциала внеучебной деятельности (кружки, экскурсии и пр.).Системнопедагогическая модель ориентирована на непрерывное экологическое становление личности обучающегося в профессиональном образовательном учреждении и может быть реализована в рамках любой профессиональной образовательной программы. В соответствии с этим, цели поэтапной экологизации профессионального образования находятся во взаимосвязи с этапами становления личности и определяются как последовательное формирование у обучающихся экологической грамотности, экологической образованности, экологического компонента профессиональной компетентности,экологической культуры. Содержание экологической подготовки на каждом этапе дополняет предыдущее с тем, чтобы при окончании образовательного учреждения можно было говорить о том или ином уровне экологической культуры выпускника. Ведь экологическая культура, по мнению Б.Т.Лихачева,‬главный системообразующий фактор,способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности, что очень важно в современном мире.Первый этап формирования экологической культуры ‬это развитие экологической грамотности, которая является важнейшей составной частью функциональной грамотности современного человека, позволяющей ему существовать в системе «природа‬общество». «Минимальная функциональная грамотность означает повышаемый по мере развития общества и роста потребностей личности уровень знаний и умений, в частности умения читать и писать, необходимый для полноправного и эффективного участия в экономической,политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития»‬даетопределение функциональной грамотности А.С. Тангян [10]. Следовательно, экологическая грамотность предполагает наличие у индивида базовых социальнобытовых экологических знаний и умений,необходимых для осмысления конкретных экологических ситуаций, возникающихв повседневной жизни, способность и готовность совершать элементарные природоохранительные действия и адекватные поступки в ситуациях экологического характера.

На наш взгляд, содержание экологическойграмотности как минимальной необходимой ступенив экологическом становлении личности определяетсяв рамках личностного контекста. Как считаютВ. А.Ермоленко, С. Ю. Черноглазкин, Р. Л. Перченок [11],экологическая грамотность связана с формированием обыденных (социальнобытовых) знаний и умений в области экологии, введением в практическую социальнобытовую экологию, где осваиваются элементарные знания об экологии жилища, поселений, пищи, досуга, производственных процессов и трудовой деятельности людей. При этом наиболее оптимальными формами организации получения вышеперечисленных знаний и умений являются экскурсия и экологическая тропа. Экологическая экскурсия(от лат.excursio‬поездка) ‬это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексовили учреждений культуры в образовательных целях. Например, для будущих садовников экскурсияна предприятия по профилю выбранной профессиипроводитсяв питомник растений, где они знакомятся со способами профессиональной посадки и ухода за растениями. Помимо этого, в ходе экскурсий на промышленные предприятияобучающиесяузнают об источниках загрязнений и их составе, о последствиях загрязнения окружающей среды и влиянии отходов на экологическую обстановку города, а также о способах утилизации и ликвидации загрязнителей. При этом формируется элементарное умение предвидеть последствия некоторых человеческихдействий по отношению к окружающей средеи находить способы уменьшения влияния различных видов загрязнений на здоровье человека.Значительную роль в формировании экологической грамотности играет посещение экологических экспозиций в учреждениях культуры: музеевприроды, краеведческихмузеев, национальныхпарков, заповедникови т.д. Экологические экспозиции (термин «экспозиция»происходит от лат. exposition‬изложение, описание) ‬это специфическая форма демонстрации объектов и материалов на экологическую тему, представленных по определенной системе, служащая целям экологического образования. Например, таковойявляетсяпроблемная экспозиция в музее им. Тимирязева в Москве, отражающая сегодняшнюю ситуацию на уровне организма, популяции, сообществ, экологической системы, биосферы в целом, построеннаяна основе идей В.И.Вернадского и представлений современной экологической науки.Важной формой развития экологической грамотности будущих специалистов являютсяэкскурсии в мир природы. На экскурсии обучающиеся учатся ориентироваться на местности, наблюдать мир природы,делать сопоставления. Здесь формируется система представлений о природных комплексах (биоценозах). Экскурсия позволяет в полной мере раскрывать эстетический и познавательный потенциал мира природы, формировать субъективнонепрагматическое отношение к нему, осваивать ряд природоохранительных технологий и, главное, стратегию индивидуального поведения в природной среде.

Учебнаяэкологическаятропа‬это специальнооборудованнаяв образовательных целях природная территория,накоторойсоздаютсяусловия для выполнения системы заданий,организующихинаправляющихдеятельность обучающихся вприродном окружении. Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой природы, но и антропогенный ландшафт. Особенность процессаэкологическогообученияивоспитаниянатропах природы состоитвтом,чтоонстроитсянаосновенепринужденного усвоения информации, ценностных ориентациииидеалов,нормповеденияв природном окружении. Достигается это путем органичногосочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы. Наряду с решением задач обучения, воспитания и отдыха тропыприродыпри умелой их организации способствуют и охранеприроды.Ониявляютсясвоего родарегуляторомпотокаотдыхающих,распределяяихвотносительно безопасныхдляприродынаправлениях.Крометого,тропаобеспечивает возможность соблюдения природоохранного режима наопределеннойтерритории, так как облегчает контрользапосещениемивыполнениемустановленных правил.Обычно учебная экологическая тропа посещается организованно, под руководством экскурсовода. Однако при наличии специально разработанных буклетовпутеводителей возможно и самостоятельное ознакомление с экспозицией тропы.Для обучающихся первого курсаприформировании экологической грамотности целесообразно посещение разработанных (готовых) экологических троп под руководством педагога;для обучающихся старших курсов, когда речь идет о формировании экологической образованности,возможен вариант, прикоторомобучающиеся самостоятельно знакомятся с экспозициями экологической тропыилисоздаютее.С целью реализации следующего этапа формирования экологической культурыу будущих специалистов‬экологической образованности‬разработан и реализован в учебном процесседля обучающихся первого курса интегративный курс «Экология», который не только обобщает и систематизирует знания, полученные обучающимися в школе, но и дает общие философские представления, обеспечивая формирование основ современного миропонимания. Данный курс также позволяет ввести раздел в дисциплину «Экологические аспекты выбранной профессии». На втором курсе обучающимся читаетсяспецкурс «Экологические основы природопользования», содержание которого формирует экологические знания научного характера. Изучение курса ведет к пониманию ответственности будущего специалиста за результаты своей профессиональной деятельности в связи с сохранением гармоничных отношений в системе «природа‬человек‬общество», развивает его способность к анализу экологической ситуации и альтернативному мышлению. На втором курсе процесс формирования экологической культуры охватывает не только профессиональные,но и общеобразовательные дисциплины: естественнонаучные (биология, химия, физика, математика), гуманитарные (русский язык и литература, история) и социальноэкономические (география, обществознание).Помимо общеобразовательного курса химии вучебные планы образовательного учреждениявводятся интегративные факультативы. Обучающимся первого и второго курса на выбор предлагаются:‒курс «Экология − химия ‬ОБЖ», дающий представления о всевозможных химических загрязнителях, их воздействии на живые организмы и способы уменьшения их вредности;‒курс «Экология нашего города», который знакомит не только с природопользованием и экологическими проблемами района, но и дает возможность принять участие в мониторинге воздуха, воды, почвы города с использованием лабораторного оборудования, составить экологический паспорт образовательного учреждения, а также выступить с сообщением о полученных результатах по экологическому состоянию на конференциях, экологических чтениях.Формирование экологической культуры будущих специалистов на этапе формирования экологического компонента профессиональной компетентности основанона реализации принципа интегративности, который является одним из ведущихприпостроениимодели.Большое значение имеет интеграция курса «Экология»с профессиональными и специальными дисциплинами, которые относятся к профессиональному блоку. Такая интеграция способствует формированию адекватных стратегий и конкретных технологий взаимодействия с природными объектами. Кроме того, нами разработан цикл бинарных занятий по предметам «Этика»и «Экология», позволяющий наполнить этические нормы экологическим содержанием и сориентировать обучающихся на правильное решение экологических проблем.Нами осуществляется интеграция дисциплин «Бизнеспланирование»и «Экологические основы природопользования»при обучении экономическим профессиям. При составлении бизнесплана будущего предприятия учитываются не только возможные промышленные загрязнения и, соответственно, возможные пути их утилизации, но и пути получения дополнительной прибыли за счет использования отходов в качестве сырья для других производств, что важно и в аспекте решения проблемы безработицы. Для этих же групп обучающихся нами предусмотрена интеграция предметов «Экология»и «Право», осуществляемая посредством разработки и проведения ролевой игры «Экологическое право». В еерамках моделируется экологически кризисная ситуация,обучающиеся с разных позиций разрабатывают систему природоохранных мер по еепредупреждению и разрешению.Для групп операторов ЭВМ нами проводится интеграция предметов «Информационные технологии»и «Экология», в рамках которой при помощи специальных компьютерных программ можно добиться не только большей наглядности экологического обучения, но и открыть принципиально новые возможности для экологического исследования и принятия решений в сымитированных экологических ситуациях, что в реальных условиях сделать достаточно затруднительно. Решение, принятое в ходе анализа ситуации, может быть реализовано в виде учебного проекта. Учебный проект ‬это творческая, в значительной мере самостоятельная деятельность обучающихся, подразумевающая:‒поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, анализ и обобщение собранного материала;‒выработку гипотез собственных исследований, экспериментальную проверку или сбор экспериментальных данных, теоретическое обоснование выдвинутых идей;‒социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностноиндивидуальную позицию.

Особый интерес представляют телекоммуникационные образовательные проекты и конференции, участники которых под руководством педагоговкоординаторов получают не только навыки работы в сети, но иобмениваются результатами самостоятельных исследований, обсуждают проблемы и возможные варианты их решения.Необходимо учесть, что на сегодняшний день ни одно преобразование учебновоспитательного процесса невозможно рассматривать без подготовки и грамотного использования информационных ресурсов в глобальной сети Интернет. Онидают не только доступ к информации из всех банков данных, участие в сетевых инициативах (проектах, викторинах, конкурсах), интерактивное общение, обсуждение экологических проблем [12];для будущих операторов ЭВМ и ВМ это еще и возможность развить профессиональные практические умения и навыки.

Для будущих садовников формирование профессиональных умений и навыков реализуется в рамках экологоориентированной практики, где они занимаются экологическим мониторингом.Естественно, что из года в год будут наблюдаться и фиксироватьсяизменения в показателях той или иной программы мониторинга.Поиск и объяснение их причин, установление взаимосвязей, выявлениезакономерностей‬весьма серьезная часть выполнения этих программ.Каждая группа, заканчивая очередную программу мониторинга,должнапроанализировать, что было зафиксировано в предыдущие годы,сделать свои выводы и заключения относительно развития экологическойситуации, наметить необходимые меры по ее улучшению, составить отчет по итогам мониторинговых исследований.Последний этап становления и развития экологической культуры выражается в экологически оправданном поведении обучающихся и осуществляется путем:‒включения содержания экологических спецдисциплин в профессиональную подготовку;‒включения опыта исследовательской работыи пропагандистская экологическая работа;‒осуществления природоохранной деятельности.Так, особоезначение имеет введение в учебный план образовательной программы подготовки менеджеров спецдисциплин экологической направленности, например, такойкак«Экологический менеджмент», основными задачами которойявляются:‒приобретение навыков анализа состояния окружающей природной среды региона и предприятия; ‒формирование принципов, методов и подходов для организации экологизации производственных процессов и выпуска экологически чистой продукции; ‒выработка устойчивых взглядов обучающихся на экологизацию производства предприятий как на основу экономического и социального процветания общества.В контексте интеграции учебной и внеучебной работы большое значение отводится научноисследовательской деятельности обучающихся. Особой популярностью среди обучающихся пользуетсяэкспедиция, которая предоставляет уникальную возможность для решения образовательных, воспитательных, оздоровительных, социальных, психологических и других задач. Комплексная форма экспедиционной деятельности дает обучающимся универсальную подготовку. Они не только осваивают методику исследования различных объектов, получают навыкиобработки, описания, простейшей реставрации находок, основы топографической съемки местности, построения планов и чертежей. Комплексный характер экспедиций обусловлен и содержанием исследовательских программ (краеведение, экология, археология и т.д.) и организацией практической природоохранной деятельности (уборка мусора вдоль береговой линии, благоустройство родников и т.п.).В связи с этим интересен опыт обучающихся по профессии«Садовник», которые сами связывают и выстраивают жизнедеятельность своей группы в соответствии с датами экологического календаря. В эти дни проводятся акции, выставки плакатов, фотои видеорепортажей по экологической обстановке в учебномзаведениии районе, презентация экологических проектов. Помимо этого обучающимися данной профессии создаются экологические дизайны интерьера образовательного учреждения.Ежемесячно в стенах образовательного учреждения силами обучающихся старших курсов выпускается газета «Экологический вестник», информирующая об экологических новостях образовательного учреждения, города, мира.Для оценки уровня сформированности экологической культурыобучающихсяна начальном, промежуточном и итоговом этапах еестановления используютсяследующие методы и методики:‒устные и письменные опросы: тестовый контроль, контрольный срез, самостоятельная работа и т.д.;‒лабораторнопрактические работы;‒олимпиады по экологии;‒интеллектуальные марафоны;‒оценка проектов по проблемам экологии;‒дневник производственной практики, отчет о производственной практике;‒зачеты, междисциплинарные экзамены, экзамены по экологическим общеобразовательным, общепрофессиональным, профессиональным дисциплинам;‒итоговая квалификационная (для профессий начального профессионального образования) и дипломная (для профессий среднего профессионального образования) работа, а также анкетирование, наблюдение и экспертные оценки межличностных отношений и поведения обучающихся.Таким образом, комплексный подход к методам оценки формирования экологической культуры, основанный на предложенной системнопедагогической модели, обеспечивает качественную подготовку специалистов.

Ссылки на источники1‬2. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. ‬М.: Академия. ‬2000. ‬280с.3.Кушнир Т.Л. Формирование у подростков ответственного отношения к природе: автореф. … канд. пед. наук.‬Москва, 2010.‬27 с.4.Гагарин А.В. Природоориентированная деятельностьучащихся как ведущее условие формирование экологического сознания: монография.‬М.: Издво РУДН, 2005. ‬195с.5.Демина А.В. Формирование экологической культуры менеджера при подготовке в вузе:дис.…канд. пед. наук.‬Саратов, 2009.‬191 с.6.Бирюкова Н.А. Становление и развитие системы непрерывного экологического образования в России (на примере медицинского профессионального образования): автореф. дис.…дра пед. наук.‬Москва, 2006.‬40с.7‬9. Вербицкий А.А., Дубовицкая Т.Д. Контексты содержания образования: монография. ‬М.: Альфа, 2003. ‬80 с.10.Тангян С.А.Образование на пороге XXI века //Педагогика. ‬1995.‬№1.‬С.11‬13.11.Ермоленко В.А., ПерченокР.Л., Черноглазкин С.Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях:пособие для работников системы образования.‬М.: Институт теории образования и педагогики РАО, 1999. ‬228 с.12.Ермаков Д.С., Калинин В.Б. Интернетресурсы для экологического образования//Вестник АсЭко. ‬2000.‬№2.‬С.13‬18.

Morozova Natalia,The chief of organizationalmethodical department the center of development of vocational trainingGOU VPО «Academy of social management»Moscow Region, Moscowmorozovanat@bk.ruTheoretical, methodological and methodical and technological aspects of gettingecological culture among future professionalsAbstract. In article necessity of formation of ecological culture of experts for a context of their future professional work is described, the methodological bases of working out of systempedagogical model of formation of ecological culture are considered. Key concepts reveal and the universal model of stagebystage formation of ecological culture of the future experts is offered.Keywords:vocational training, ecological preparation, ecological literacy, ecological erudition, ecological component of professional competence, ecological culture.

Рецензент: Ермоленко Валентина Андреевна, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела философии образования и методологии педагогики Учреждения Российской академии образования «Институт теории и истории педагогики»