Использование интернет-технологий в организации проектной деятельности студента

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мозгалева П. И., Замятина О. М., Гончарук Ю. О., Савинкина У. С. Использование интернет-технологий в организации проектной деятельности студента // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 3 (март). – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13048.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются интернет-технологии, внедрение которых может способствовать развитию проектной деятельности в Томском политехническом университете: автоматизации процесса оценки компетенций студентов и подбора наиболее подходящих для них проектов.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гончарук Юлия Олеговна,студентка ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томскdivia777@mail.ru

Савинкина Ульяна Сергеевна,студент ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томскsavinkina_ulyana@mail.ru

Мозгалева Полина Игоревна,эксперт отдела элитного образования ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томскmpi@tpu.ru

Замятина Оксана Михайловна,кандидат технических наук, начальник отдела элитного образования, доцент ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томскzamyatina@tpu.ru

Использование интернеттехнологий в организациипроектной деятельности студента

Аннотация. В статье рассматриваются интернеттехнологии, внедрение которых может способствовать развитию проектной деятельности в Томском политехническом университете: автоматизациипроцесса оценки компетенций студентов и подбора наиболее подходящих для них проектов. Ключевые слова: проектная деятельность в университете, оценка компетенций, система рекомендаций.

В современном мире уровень подготовки технического специалиста определяется не только его знаниями, полученными в процессе обучения, но и его компетенциями, то есть умением конвертировать полученные знания, умения и навыки в практику и в реальных условиях производства, организации, компании. Участие студента в различных научных проектах является одним из самых эффективных способов развития навыков практического мышления и командной работы. В Томском политехническом университете в рамках основных образовательных программ введено обязательное участие студентов в проектной деятельности в форме творческих, проблемноориентированных проектов. При реализации проектного метода обучения университет столкнулся с проблемой: большое количество проектов требует больших трудозатрат со стороны руководителей проекта. Целью данной статьи является оценка возможности применения различных Интернеттехнологий и компьютерных систем для автоматизации проектной деятельности университета. Вопервых, необходимо декомпозировать, какие процессы будем брать во внимание при автоматизации проектной работы: описание проекта, распределение ролей в проекте, оценка компетенций студентов, обоснование выбора наиболее подходящих из них, коммуникация внутри проекта. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: характеристика программных средств и Интернет технологий, разработанных для оценки компетенций, выбор из них наиболее соответствующих целям проектной работы, оценка перспектив внедрения выбранных технологий в систему электронного кабинета университета. Организация проектной деятельности в рамках целого университета является сложной многоуровневой задачей, не только методической, но и технической. Важно обеспечить высокий уровень заинтересованности, как студентов, так и преподавателей, что невозможно без формирования четких требований к проекту и его участникам. Для осуществления эффективного взаимодействия между руководителями проектов (преподавателями) и потенциальными участниками проектов (студентами) необходимо внедрение специальной технологии, которая позволила бы как подбирать студентов, соответствующих целям определенного проекта, так и помогать студентам в поисках проектов, связанных с интересующей их тематикой. Эффективный подбор проектов и ролей, которые бы наиболее точно соответствовали навыкам и качествам студентов, предполагает проведение оценки их профессиональных компетенций и предрасположенности к работе в проектах. Таким образом, существует необходимость в программном средстве, которое будет автоматизировать проектную деятельность студентов.Обзор существующих технологийДля выполнения поставленных задач можно выделить блок программных продуктов, позволяющих провести оценку профессиональных компетенций студента, а также дать некоторые рекомендации касательно того, какие компетенции в данный момент нуждаются в развитии и каким образом это можно сделать. Ниже приведено краткое описание рассматриваемых сервисов и возможности их использования в целях проектной деятельности университета.LinkedInДанный ресурс представляет собой профессиональную социальную сеть, целью создания которой является обеспечение взаимодействия профессионалов со всего мира. Позволяет осуществлять поиск работодателей или персонала, находить профессиональные круги по интересам [1].

Плюсами этого сервиса являются удобный поиск по заданным профессиональным навыкам и интересам, возможность коммуникации с иностранными университетами, удобный интерфейс для составления резюме. Может быть использован в проектной деятельности для упрощения поиска соответствий первокурсников и научных руководителей и создания готового резюме для работодателей после выпуска студента.Продукты образовательного бюро «Солинг»Образовательное бюро «Солинг» занимается разработкой образовательных программных продуктов и информационных социальных сетей, в частности, программным обеспечением для оценки компетенций. Первым опытом в этой сфере стало Интернетприложение «Рекомендательная система Вектор», позволяющая проводить пошаговую оценку компетенций, и основанную на, так называемом, «Сервере компетенций».Необходимо отметить, что сам «Сервер компетенций» направлен на фиксацию и репрезентацию набора компетенций участника, и отражает результаты экспертных и личных оценок студентов в деятельностных ситуациях, позволяет агрегировать данные с различных проектов, собирая портфолио компетенций отдельных студентов, позволяет составлять различные рейтинги студентов по запрашиваемым компетентностным наборам, определяя наиболее подготовленных для работы в различных профессиональных нишах [2].Данная система была модифицирована для внедрения вИнтернетпортал «Учебная площадка Школы стипендиатов Потанина» с целью облегчения подготовки стипендиатов к разработке и защите проектов. Сервис предназначен для профессионального самоопределения, оценки способностей и умений, понимания своего профессионального статуса, помощи в определении направления развития [3]. В рамках организации проектной деятельности университета данный сервис может быть внедрен в качестве ресурса для оценки компетенций студентов и подготовки к участию в определенныхпроектах путем установки определенного «вектора развития», то есть направления, в котором студенту следует развивать свои личные качества и компетенции. Прохождение системы «Вектор» поможет понять студенту, сможет ли он заниматься проектной деятельностью, и к выполнению каких функций в команде он на данный момент готов больше всего. Также тестирование позволит выявить профессиональные качества (компетенции), которые находятся в зачаточном состоянии и нуждаются в дальнейшем развитии, а также, что нужно сделать, чтобы развить их. Более того, руководители проектов, в которых студент уже принимал участие, смогут оценить его компетенции. Компания «Образовательное бюро «Солинг»»не остановилась на создании «Вектора» и выпустила на основе платформы «Сервер компетенций» более совершенный сервис оценки компетенций Dev Yourself. Сервис содержит тестовую и рекомендательную систему для оценки личных качеств, базу предлагаемых проектов для развития компетенций, перечень необходимых качеств для той или иной предлагаемой должности в определенной компании. Основусервисасоставляют3основныхблокавсоответствиистремяпоставленнымизадачами.1.Вектор–рекомендательная система. Представляет собой оценочный тест собственных качеств. Определив профессиональные цели, он даст рекомендации, как и где можно развиваться относительно недостаточной компетенции по определенным характеристикам личности.2.Проекты–базапроектов,дляразвитиякомпетенций.Формируетсяреальнымикомпаниямидля«выращивания»специалистанеобходимогоуровня.Представляетсобойсмоделированныеметаигрысзаданнымспискомнеобходимыххарактеристик.3.Компетенции–списоквозможныхкомпетенций,характеристикдляразвития[4].Следует заметить, что оба вышеописанных сервиса реализованы на основе платформы «Сервер компетенций», созданной компанией «Образовательное бюро «Солинг»». Данный сервер предполагает построение сервисов с широким спектромфункциональных возможностей, описанных ниже:1.Компетенционный анализ событий(прецедентов), с возможностью «прозрачного» просмотра обоснованияоценок.2.Анализ деятельности и проявления компетенций.3.Индивидуальный «рост» и развитие сотрудников и учащихся.4.Мониторинг проявления компетенций в больших группах(от 1 до 1000 человек одновременно на проектах любой длительности, и выставление до 100 оценок на человека).5.Возможность создать индивидуальноориентированную структуру компетенций(дерево компетенций).6.Формирование индивидуальных компетенционных профилей.7.Формирование групповых профилей компетенций(сравнение групповыхрезультатов).8.Возможность работы с профессиограммами.Создание профессиограмм и сравнение профилей людей с требованиямипрофессиограмм.9.Возможность просматривать рейтинги людей по профессиограммам.Сравнительный анализ профессиограмм и большихгрупп.10.Агрегация и соединение данныхпо разнопрофильным проектам;11.Контроль качестваобразовательного процесса или трудовой деятельности;12.Интегрирование данных в единой базе данных[5].С помощью сервера компетенций можно оценивать и развивать профессиональные компетенции студентов по нескольким направлениям: аналитические, системные, инженерные, коммуникационные. Причем будет получена не умозрительная,а реальная оценка способностей и навыков студента, выведенная на основе его действий. Данная возможность реализуется засчет использования различных виртуальных тренажеров и проведения метаигр. Таким образом, в рамках работы университета целесообразно будет внедрить платформу «Сервер компетенций»компании «Образовательное бюро «Солинг»», на которой построены как «Вектор»так и DevYourself. На базе данной платформы можно будет создать сервис, полностью ориентированный на цели проектной деятельности университета, позволяющий задать требуемые компетенции для каждого конкретного проекта или группы проектов, а также вести контроль профессионального и личностного роста студентов на уровне групп и институтов. Основным преимуществом сервера компетенций является возможность настроить функционал сервиса под конкретные задачи проектной деятельности университета.Сервис «Эффективно.рф»Эффективно.рф –сервис, который позволяет проводить удаленную оценку компетенций персонала по методике «360 градусов».Суть методики «360 градусов» заключается в том, что оценку сотрудника проводит все его рабочее окружение: руководители, подчиненные, коллеги и клиенты. Результат оценки –рейтинг свойств сотрудника (оценивается мера соответствия занимаемой должности по списку компетенций).Далее производится сравнение: анализ разрывов между внешней оценкой и самооценкой. Это удобный инструмент для руководителя и специалиста по кадрам. Эффективно.рф оценивает уровень компетенций сотрудника, его потенциал, определяет основные направления для личного роста и развития[6]В целях проектной работы университета данный сервис может быть использован в процессе оценки знаний студентов и преподавателей в рамках определенного проекта, так как оцениваться могут лишь определенные аспекты личности, связанные с решением конкретных задач.Система «РЕСУРСК»Экспертная система «РЕСУРСК» предназначена для оценки личностного потенциала и компетенций личности, обеспечивающих ее профессиональную успешность, а также ресурсные возможности профессионального и карьерного роста. «РЕСУРСК» является новейшей разработкой в семействе компьютерных диагностических систем, созданных авторским коллективом компании «ВЫ+МЫ» (г. Томск). Ядром системы является база экспертных знаний, позволяющих оценить уровень выраженности компетенций через интеграцию результатов тестирования. Именно база экспертных знаний делает систему «РЕСУРСК» принципиально отличной от компьютерных программ с набором тестов. С помощью данной системы можно оценивать следующие качества: общие интеллектуальные способности, профессиональную направленность личности, способность генерировать нестандартные идеи, уровень осознания персональной ответственности, ценностные предпочтения личности и др.[7].Данный сервис может быть использован руководителями проектов в качестве инструмента подбора студентов с требуемым уровнем определенных характеристик и компетенций.1С:Зарплата и управление персоналом 8. Оценка компетенцийДля проведения оценки сотрудника на основании модели компетенций в 1С:Зарплата и управление персоналом 8 формируется список компетенций, по которым должна проводиться оценка. Список заполняется автоматически на основании компетенций, привязанных к должности, занимаемой данным сотрудником. Также система позволяет ввести компетенции вручную –методом подбора из списка компетенций[8]. Данный сервис проблематичен в плане интеграции в систему электронного кабинета НИ ТПУ, так как работает только на базе платформы 1С и сложен для настройки под задачи проектной деятельности, поэтому его внедрение в рамках проектной деятельности может быть нерентабельным.Результаты экспертного анализаДля того чтобы выбрать наиболее подходящие для внедрения в работу ТПУ сервисы, необходимо проанализировать и сравнить все варианты имеющихся программных средств. Вышеописанные сервисы были оценены по следующим параметрам: стоимость; возможность использования в проектной деятельности университета; время, затрачиваемое студентом на анализ своих компетенций;разнообразие функционала; возможность интеграции в существующую информационную систему университета; простота и удобство интерфейса. Каждому из параметров был присвоен индивидуальный вес. Анализ описанных сервисов был проведен по методу экспертных оценок. Сущность метода экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. При проведении оценки экспертами выступили как специалисты, занимающиеся организацией проектной деятельности в университете, так и сотрудники Центра «Электронный университет», занимающиеся разработкой и внедрением программных средств, автоматизирующих деятельность томского Политехнического университета. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 1.В результате проведенного исследования выяснилось, что сервер компетенций «Солинг», реализованный в виде сервисов «Рекомендательная система Вектор» и «Dev Yourself», набрал наиболее высокий балл, то есть, по выбранным критериям оценки он лидирует, а значит, наиболее подходит для внедрения в работу Томского Политехнического Университета в рамках развития проектной деятельности.

Таблица 1Сравнительный анализ сервисов

Параметры оценкиВесБаллыLinkedInСервер «Солинг»РЕСУРСК1СЭффекфективтивно.рфСтоимость0,255243Пригодность к проектной деятельности0,255422Время, затрачиваемое на анализ0,144432Разнообразие функционала0,2535423Возможность интеграции0,155555Простота интерфейса0,1544444Суммарная оценка4,254,753,73,13,05

На основе выбранной платформы «Сервер компетенций»планируется сформировать собственный сервис оценки компетенций, который затем будет внедрен в систему электронного кабинета Томского политехнического университета. Электронный кабинет представляет собой webприложение, осуществляющее доступ к информации о студентах и преподавателях. Его главной функцией является контроль текущей успеваемости студентов. Предполагается, что функционал сервиса оценки компетенций будет доступен из электронного кабинета всем студентам университета, откуда они смогут пройти тестирование и выяснить следующее:–какие компетенции у них имеются, и какие им следует активно развивать;–какие роли рекомендованы им для выполнения в проектах;–в какой научной сфере им следует выбрать проект.Также они смогут принять участие в развивающих проектные навыки метаиграх и получить список рекомендуемых для изучения онлайн семинаров и ресурсов по результатам оценки уровня различных компетенций. Преподаватели, в свою очередь, смогут размещать общедоступную информацию о проектах и компетенциях, которые требуются для участия в них, а также вести самостоятельный поиск студентов по заданным компетенциям и выставлять оценки студентам, уже принимавшим участие в их проектах.Развитие проектной деятельности университета имеет огромное значение для научной работы, а также для повышения профессиональных качеств студентов. Обеспечение информационнотехнической поддержки организации проектной работы позволит существенно увеличить эффективность проектной работы ВУЗа и повысить уровень заинтересованности студентов.

Ссылки на источники1.Профессиональная социальная сеть LinkedIn.–URL: http://ru.linkedin.com.2.Образовательное бюро «Солинг». Сервер компетенций. –URL: http://www.soling.su/product/серверкомпетенций.3.Рекомендательная система «Вектор»Фонда Потанина. –URL: http://vector.potanin.cmp4.ru.4.СервисDevYourself. –URL: http://devyourself.ru.5.Образовательное бюро «Солинг». Указ. ист.6.Сервис оценки персонала «Эффективно.рф». –URL:http://эффективно.рф.7.Экспертная система «РЕСУРСК». –URL: http://www.youwe.tom.ru/ittehnologii/resursk.8.1С:Зарплата и управление персоналом.–URL: http://v8.1c.ru/hrm/ocenka/ocenka_kompetentsyi.htm.

Goncharuk Julia,student, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomskdivia777@mail.ruSavinkina Uliana,student, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsksavinkina_ulyana@mail.ruMozgaleva Polina,Expert of Elite Engineering Department, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomskmpi@tpu.ruZamyatina Oxana,PhD, Head of Elite Engineering Department, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomskzamyatina@tpu.ruInternettechnologies for university project activity developmentAnnotation. The article considers Internet technologies the implementation of which can foster the development of project activities in Tomsk Polytechnic University: automation of students’ competencies assessment and the choice of appropriate projects to be accomplished by students.Keywords:university project activity development, competency assessment, recommendation system.

Рекомендовано к публикации

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»