Внеклассная работа по русскому языку в условиях поликультурного образовательного пространства
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жажева
Д.
Д.,
Жажева
С.
А. Внеклассная работа по русскому языку в условиях поликультурного образовательного пространства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 1 (январь). – С.
21–25. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14005.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о внеклассной работе по русскому языку в условиях поликультурного образовательного пространства. Даются формы организации работы, методические и дидактические принципы обучения русскому языку.
Ключевые слова:
процесс обучения русскому языку, образовательные программы, интерактивные методы, коммуникативная культура, лингвистические компетенции
Похожие статьи
Текст статьи
Жажева Саида Аслановна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкопpedagog84@mail.ru
Жажева Дариет Долетчериевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподаванияФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп
Внеклассная работа по русскому языку
в условиях поликультурного образовательного пространства
Аннотация.В статье рассматривается вопрос о внеклассной работе по русскому языку в условиях поликультурного образовательного пространства. Даются формы организации работы, методические и дидактические принципы обучения русскому языку.Ключевые слова: коммуникативная культура, процесс обучения русскому языку, образовательные программы, лингвистические компетенции, интерактивные методы.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения ивоспитания (по предметным областям).
Изменения, происходящие в нашем обществе, особенно остро отражаются в системе школьного обучения в России. Разработка и введение в действие Стандартов нового поколения тесно связаны с доминирующим в настоящее время в мировой практике компетентностнодеятельностным подходом в обучении языку. Сегодня совершенно очевидно, что знания не передаются, а получаются в процессе личностнозначимой деятельности, поэтому мы говорим о необходимости формирования не отдельной системы знаний, умений и навыков, а комплекса компетентностей, которые будут сформированы у школьников на основе обновленного содержания и в процессе их учебной деятельности. В последнее время в лингводидактике разрабатываются идеи рассмотрения результатов образовательной деятельности через различные компетенции, причем и через универсальные, заложенные в содержание образования (общенаучная, инструментальная, общекультурная и др.), и через личностные, связанные с процессом становления личностных качеств. Именно поэтому определяющими компетенциями для блока лингвистических дисциплин сегодня становятся не только языковая, дискурсивная, разговорная, коммуникативная, но и социальноличностные, например, социолингвистическая, культуроведческая, стратегическая и мыслительная компетенции. Можно заметить и тот факт, что в качестве основной цели обучения любому языку сегодня уже выдвигается не коммуникативная, а межкультурная компетенция. Таким образом, результат обучения языку мыслится не столько в коммуникативной сфере, сколько в сферах социальноличностных компетенций, а сам процесс обучения языку становится осуществлением на практике диалога культур.Целостное поликультурное образовательное пространство это не просто институт формирования знаний, умений, навыков, а сфера совместной жизнедеятельности педагогов и учащихся, родителей, в которой осуществляется объединение общекультурного, социального, собственно образовательного и личностного начал. При проектировании модели поликультурного образовательного пространства необходимо найти такие механизмы, которые обеспечивали бы целостность как мирового, так и государственного культурного пространства, не ограничивая при этом возможности развития составляющих его элементов.Так как одной из составляющих этнокультурной компетенции является коммуникативная компетенция, то необходимо осуществить связь речевой среды и поликультурной, на основании чего будут проведены следующие мероприятия: формирование и совершенствование мыслительной деятельности учащихся на основе коммуникативных умений, создание условий для активной речевой деятельности, введение новых форм рефлексивной и оценочной деятельности с точки зрения речевого уровня; введение дискуссионных форм внеклассной деятельности.Для внеклассных занятий по русскому языку, как, впрочем, и по другим предметам, не существует какойлибо программы. В зависимости от особенностей своего класса, возможностей школы, даже своих личных склонностей учитель решает, чем он будет заниматься с детьми во внеурочное время. Однако при любом выборе темы работы необходимо учитывать изучаемый на уроках материал и ориентироваться на обязательную учебную программу. Связь классных и внеклассных занятий является необходимым требованием при организации последних.Анализ программ и учебных пособий по русскому языку показал, что внеклассным занятиям по данному предмету не уделяется должного внимания. Основной формой организации работы в усвоении программного материала остаётся урок. Но, планируя учебновоспитательный процесс, учителю не стоит сосредотачивать своё внимание только на данную форму. Ему важно понимать тот факт, что назначение предмета «русский язык»состоит не только в том, чтобы «…способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению материала, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников» [1] и т.д., сколько в том, чтобы привить любовь к «языковому познанию». Внеклассная работа является вполне эффективным средством при выборе нужного ключа в реализации последнего. В руках грамотного педагога он позволяет раскрыть многие задачи психологического, а также педагогического и методического плана, которые в полной мере не всегда могут реализовать уроки.Назначение предмета «Русский язык»в начальной школе состоит в том,чтобы заложить основы функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь осознать себя носителем языка [2]. Данное положение включает в себя внеклассную работу по русскому языку, делая их глубже и содержательнее, усиливая их воспитательную функцию. Поэтому считаем, что в разработке программ и учебников по русскому языку авторамсоставителям стоит уделять особое внимание её роли.Внеклассная работа по русскому языку в школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка, обучение речевому общению на русском языке, что предусматривает исполнение активного словаря учащихся, отработку навыков правильного произношения русских звуков, формирование умений правильного построения предложений, сообщение знаний о грамматическом строе русского языка, привитие орфографических и пунктуационных навыков и т.д. Это единство целей делает внеклассную работу серьезным дополнением к урокам русского языка [3].Целью внеклассной работы определяются ее конкретные образовательные и воспитательные задачи, основными из которых являются:развитие у детей интереса к предмету «Русский язык», к живому русскому языку, к речи, к литературе на русском языке;углубление знаний о языке, получаемых на уроках, повышение качества этих знаний и языковых умений; расширение запаса знаний учащихся в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка и борьба за культуру устной и письменной речи;формирование первичных орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков;развитие устной и письменной связной речи учащихся с одновременным развитием их логического мышления,формирование первоначальных умений работать со словарями, привитие элементарных навыков самостоятельной работы с книгой;развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях свободной инициативы, приучение детей пользоваться дополнительной литературой, разными материалами, развитие способности самообразования;развитие индивидуальных склонностей и одаренности детей, которые проявляют раннюю склонность к языковым предметам;развитие и совершенствование педагогических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости;развитие индивидуальныхспособностей учащихся; воспитание чувства патриотизма, формирование интернационалистского сознания, развитие нравственного и эстетического идеала и т. д., которые в совокупности составляют сущность воспитания учащихсявоспитание у слабо успевающих учеников веры в свои силы, в возможности преодоления отставания по русскому языку.Роль внеклассных занятий повышает социальную функцию обучения, они включают детей в широкие потоки жизни, приобщают к массовым видам деятельности, расширяют круг общения.Внеклассную работу следует отграничивать от учебной помощи отстающим; впрочем, для тех, кто помогает отстающим, это все внеклассная деятельность, причем очень благородная. Выполнение домашних заданий также не включают в систему внеклассной работы.Перечисленные задачи внеклассной работы по русскому языку могут быть успешно выполнены лишь при соблюдении специфических методических принципов ее организации и при удачном определении ее содержания.Внеклассные занятия должны расширять лингвистический кругозор школьников и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважениек русскому народу и интерес к его языку, должны прививать учащимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополняя знания по русскому языку.К специфическим принципам внеклассной работы в методической литературе относят принципы: взаимосвязи классных и внеклассных занятий, научной углубленности, практической направленности, занимательности, добровольности и равного права как сильных, так и слабых учащихся на участие во внеклассной работе, индивидуального подхода к каждому и развития творческих способностей, связи с внеклассной работой по родному языку.Повышению интереса к внеклассной работе способствует занимательность. «Занимательность (но ни в коем случае не развлекательность) внеклассных занятий, пишет Н.М.Шанский, должна быть лишь педагогическим средством, но не целью работы»[4]. Занимательность внеклассной работы связана с формой ее проведения, выбором методов и приемов работы, с использованием ТСО и наглядности, интересных заданий, лингвистических игр, с привлечением интересных фактов.Принцип равного права на участие во внеклассной работе всех учащихся требует сугубо индивидуального подхода к каждому ученику, оказания максимальной помощи, подбора специальных заданий, упражнений, форм работы над русской речью.Во внеклассных занятиях должны широко использоваться межпредметные связи. Такие связи осуществляются между русским и родным языками, русской и родной литературами. Можно использовать также знания, полученные на уроках иностранного языка, истории, географии. Например, учащиеся могут подготовить сообщение о порядке слов в предложении русского и изучаемого иностранного языка, о роде заимствованных существительных и т. д. Знания по истории могут быть использованы в сообщениях о происхождении письменности, книгопечатания, о заимствованных словах. Межпредметные связи способствуют как более прочному усвоению званий и умений, так и активизации естественной речевой деятельности школьников.Для стимулирования речевой активности учащихся и обогащения их речи весьма полезно посещение кино, театра, прослушивание радиои телепередач, чтение газет и журналов на русском языке.Содержание внеклассной работы определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков учащихся. Обычно их интересуют такие вопросы, как возникновение русского языка, его развитие и роль в современном мире, языки мира, образование слов и их этимология. Эти внепрограммные вопросы могут бытьвключены во внеклассные занятия для учащихся старших классов.В школьной практике сложились определенные формы внеклассной работы, которые делятся на индивидуальные, групповые и массовые. Одни из них являются постоянно действующими, другие эпизодическими.Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 78муклассам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеклассной работы развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для учащихся. И развитие этого интереса нужно начинать уже в начальном звене школы. Понятно, что он развивается прежде всего на уроках, но несомненно и то, что внеклассная работа предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.Интерес, по мнению методистов, это «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке»[5]. У учащихся одного и того же класса познавательный интерес часто проявляется поразному. Выделяются три уровня познавательного интереса. Элементарным уровнем принято считать «открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой на уроке». Более высоким считается интерес к познанию существенных свойств предметов и явлений. Этот уровень требует поиска, оперирует имеющимися знаниями, догадками. Наиболее высокий уровеньпознавательного интереса составляет интерес школьника к причинноследственным связям, к выявлению закономерностей, установлению общих принципов явлений, действующих в разных условиях.Опытный учитель всегда может установить, на каком уровне в настоящий момент находится познавательный интерес каждого ученика. Уровень познавательного интереса выражается, прежде всего, в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивнофактологической, описательнопоисковой или творческой. Ведя ученика по ступеням от одного вида деятельности к другому, учитель развивает познавательный интерес школьника.Исходя из основной целей внеклассной работы по русскому языку, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:воспитание коммуникативной культуры школьников;расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;поддержка и воспитание веры всвои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимания к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи и т. д. Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Это принцип добровольного участия школьников во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников.Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так, широко используется во внеклассной работе и слово учителя, и беседа, и самостоятельная работа ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.Формы организации внеклассной работы по русскому языку разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, олимпиады и т. д. Многие из этих форм к настоящему времени перестали считаться пригодными лишь для внеклассной работы, и в практике преподавания русского языка все чаще учителя проводят урокиигры, урокипутешествия, урокиконференции, урокисказки и т. д., апробированные сначала во внеклассной работе по предмету [6].Внеклассная работа может быть организована в школе поразному. Это и эпизодические мероприятия, проводимые в отдельных классах, и общешкольные мероприятия, и систематические занятия, например, кружка, клуба. Следует заметить, что проведение эпизодических мероприятий обычно вызывает у учащихся кратковременный интерес низшего уровня, интерес к факту мероприятия, а не к предмету. Поэтому эффективность такой работы сравнительно мала. Принцип системности требует, чтобы внеклассная работа представляла собой единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между собой тематически. Давно доказано, что наиболее эффективна внеклассная работа по русскому языку, когда учитель отбирает для работы с учащимися материал по какомуто одному разделу языка, более или менее обширному, в соответствии с возрастом школьников и во взаимосвязи с изучаемым в урочное время материалом.Вопрос об организации внеклассной работы в школе решается на методическом объединении учителейсловесников, где и выбирается тема, по которой будет вестись работа в учебном году, составляется план, в котором перечисляются планируемые мероприятия по классам, сроки их проведения и ответственные за выполнение.Одним из нейтральных вопросов организации внеклассной работы порусскому языку является определение ее содержания. В соответствии с принципом связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого по программе.Наряду с этим на внеклассных занятиях можно рассматривать и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программой по русскому языку, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их лингвистического кругозора.Таким образом, содержание внеклассной работы по русскому языку составляют два круга вопросов:вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку и способствующие привитию практических навыков русской речи;вопросы, не связанные с учебным материалом, предусмотренные программой, способствующие расширению общего кругозора учащихся, представляющие дополнительный материал для речевой тренировки.
Ссылки на источники1.Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.М.:Просвещение, 1978.2.Ушаков Н. Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. М.:Просвещение, 1967.3.Ушаков Н. Н.,Суворова Г. И. Внеурочная работа по русскому языку.М., 1985.4.Шанский Н.М. Занимательный русский язык. Ч.1. М., 1996.5.ЩукинаГ. И. Активизацияпознавательнойдеятельностивучебномпроцессе. М.,1979.6.Тамже.
Saida Zhazheva,candidateof Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of the Russian language and methods of training, Adyghe State University, Maykoppedagog84@mail.ruDariet Zhazheva,candidateof Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of the Russian language and methods of training, Adyghe State University, MaykopExtracurricular activities in the Russian language in conditions of multicultural educational spaceAbstract. The authors view the problem of extracurricular activities in the Russian language in conditions of polycultural educational space, give the forms of activities organization, methodical and didactic principles of the Russian language training.Keywords: communicative culture, process of the Russian language training, educational programs, linguistic competences, interactive methods.References:16RussianSources.
Рекомендовано к публикации:ГоревымП.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Жажева Дариет Долетчериевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподаванияФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп
Внеклассная работа по русскому языку
в условиях поликультурного образовательного пространства
Аннотация.В статье рассматривается вопрос о внеклассной работе по русскому языку в условиях поликультурного образовательного пространства. Даются формы организации работы, методические и дидактические принципы обучения русскому языку.Ключевые слова: коммуникативная культура, процесс обучения русскому языку, образовательные программы, лингвистические компетенции, интерактивные методы.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения ивоспитания (по предметным областям).
Изменения, происходящие в нашем обществе, особенно остро отражаются в системе школьного обучения в России. Разработка и введение в действие Стандартов нового поколения тесно связаны с доминирующим в настоящее время в мировой практике компетентностнодеятельностным подходом в обучении языку. Сегодня совершенно очевидно, что знания не передаются, а получаются в процессе личностнозначимой деятельности, поэтому мы говорим о необходимости формирования не отдельной системы знаний, умений и навыков, а комплекса компетентностей, которые будут сформированы у школьников на основе обновленного содержания и в процессе их учебной деятельности. В последнее время в лингводидактике разрабатываются идеи рассмотрения результатов образовательной деятельности через различные компетенции, причем и через универсальные, заложенные в содержание образования (общенаучная, инструментальная, общекультурная и др.), и через личностные, связанные с процессом становления личностных качеств. Именно поэтому определяющими компетенциями для блока лингвистических дисциплин сегодня становятся не только языковая, дискурсивная, разговорная, коммуникативная, но и социальноличностные, например, социолингвистическая, культуроведческая, стратегическая и мыслительная компетенции. Можно заметить и тот факт, что в качестве основной цели обучения любому языку сегодня уже выдвигается не коммуникативная, а межкультурная компетенция. Таким образом, результат обучения языку мыслится не столько в коммуникативной сфере, сколько в сферах социальноличностных компетенций, а сам процесс обучения языку становится осуществлением на практике диалога культур.Целостное поликультурное образовательное пространство это не просто институт формирования знаний, умений, навыков, а сфера совместной жизнедеятельности педагогов и учащихся, родителей, в которой осуществляется объединение общекультурного, социального, собственно образовательного и личностного начал. При проектировании модели поликультурного образовательного пространства необходимо найти такие механизмы, которые обеспечивали бы целостность как мирового, так и государственного культурного пространства, не ограничивая при этом возможности развития составляющих его элементов.Так как одной из составляющих этнокультурной компетенции является коммуникативная компетенция, то необходимо осуществить связь речевой среды и поликультурной, на основании чего будут проведены следующие мероприятия: формирование и совершенствование мыслительной деятельности учащихся на основе коммуникативных умений, создание условий для активной речевой деятельности, введение новых форм рефлексивной и оценочной деятельности с точки зрения речевого уровня; введение дискуссионных форм внеклассной деятельности.Для внеклассных занятий по русскому языку, как, впрочем, и по другим предметам, не существует какойлибо программы. В зависимости от особенностей своего класса, возможностей школы, даже своих личных склонностей учитель решает, чем он будет заниматься с детьми во внеурочное время. Однако при любом выборе темы работы необходимо учитывать изучаемый на уроках материал и ориентироваться на обязательную учебную программу. Связь классных и внеклассных занятий является необходимым требованием при организации последних.Анализ программ и учебных пособий по русскому языку показал, что внеклассным занятиям по данному предмету не уделяется должного внимания. Основной формой организации работы в усвоении программного материала остаётся урок. Но, планируя учебновоспитательный процесс, учителю не стоит сосредотачивать своё внимание только на данную форму. Ему важно понимать тот факт, что назначение предмета «русский язык»состоит не только в том, чтобы «…способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению материала, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников» [1] и т.д., сколько в том, чтобы привить любовь к «языковому познанию». Внеклассная работа является вполне эффективным средством при выборе нужного ключа в реализации последнего. В руках грамотного педагога он позволяет раскрыть многие задачи психологического, а также педагогического и методического плана, которые в полной мере не всегда могут реализовать уроки.Назначение предмета «Русский язык»в начальной школе состоит в том,чтобы заложить основы функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь осознать себя носителем языка [2]. Данное положение включает в себя внеклассную работу по русскому языку, делая их глубже и содержательнее, усиливая их воспитательную функцию. Поэтому считаем, что в разработке программ и учебников по русскому языку авторамсоставителям стоит уделять особое внимание её роли.Внеклассная работа по русскому языку в школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка, обучение речевому общению на русском языке, что предусматривает исполнение активного словаря учащихся, отработку навыков правильного произношения русских звуков, формирование умений правильного построения предложений, сообщение знаний о грамматическом строе русского языка, привитие орфографических и пунктуационных навыков и т.д. Это единство целей делает внеклассную работу серьезным дополнением к урокам русского языка [3].Целью внеклассной работы определяются ее конкретные образовательные и воспитательные задачи, основными из которых являются:развитие у детей интереса к предмету «Русский язык», к живому русскому языку, к речи, к литературе на русском языке;углубление знаний о языке, получаемых на уроках, повышение качества этих знаний и языковых умений; расширение запаса знаний учащихся в области лексики, фразеологии, грамматики, стилистики русского языка и борьба за культуру устной и письменной речи;формирование первичных орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков;развитие устной и письменной связной речи учащихся с одновременным развитием их логического мышления,формирование первоначальных умений работать со словарями, привитие элементарных навыков самостоятельной работы с книгой;развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях свободной инициативы, приучение детей пользоваться дополнительной литературой, разными материалами, развитие способности самообразования;развитие индивидуальных склонностей и одаренности детей, которые проявляют раннюю склонность к языковым предметам;развитие и совершенствование педагогических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости;развитие индивидуальныхспособностей учащихся; воспитание чувства патриотизма, формирование интернационалистского сознания, развитие нравственного и эстетического идеала и т. д., которые в совокупности составляют сущность воспитания учащихсявоспитание у слабо успевающих учеников веры в свои силы, в возможности преодоления отставания по русскому языку.Роль внеклассных занятий повышает социальную функцию обучения, они включают детей в широкие потоки жизни, приобщают к массовым видам деятельности, расширяют круг общения.Внеклассную работу следует отграничивать от учебной помощи отстающим; впрочем, для тех, кто помогает отстающим, это все внеклассная деятельность, причем очень благородная. Выполнение домашних заданий также не включают в систему внеклассной работы.Перечисленные задачи внеклассной работы по русскому языку могут быть успешно выполнены лишь при соблюдении специфических методических принципов ее организации и при удачном определении ее содержания.Внеклассные занятия должны расширять лингвистический кругозор школьников и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважениек русскому народу и интерес к его языку, должны прививать учащимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополняя знания по русскому языку.К специфическим принципам внеклассной работы в методической литературе относят принципы: взаимосвязи классных и внеклассных занятий, научной углубленности, практической направленности, занимательности, добровольности и равного права как сильных, так и слабых учащихся на участие во внеклассной работе, индивидуального подхода к каждому и развития творческих способностей, связи с внеклассной работой по родному языку.Повышению интереса к внеклассной работе способствует занимательность. «Занимательность (но ни в коем случае не развлекательность) внеклассных занятий, пишет Н.М.Шанский, должна быть лишь педагогическим средством, но не целью работы»[4]. Занимательность внеклассной работы связана с формой ее проведения, выбором методов и приемов работы, с использованием ТСО и наглядности, интересных заданий, лингвистических игр, с привлечением интересных фактов.Принцип равного права на участие во внеклассной работе всех учащихся требует сугубо индивидуального подхода к каждому ученику, оказания максимальной помощи, подбора специальных заданий, упражнений, форм работы над русской речью.Во внеклассных занятиях должны широко использоваться межпредметные связи. Такие связи осуществляются между русским и родным языками, русской и родной литературами. Можно использовать также знания, полученные на уроках иностранного языка, истории, географии. Например, учащиеся могут подготовить сообщение о порядке слов в предложении русского и изучаемого иностранного языка, о роде заимствованных существительных и т. д. Знания по истории могут быть использованы в сообщениях о происхождении письменности, книгопечатания, о заимствованных словах. Межпредметные связи способствуют как более прочному усвоению званий и умений, так и активизации естественной речевой деятельности школьников.Для стимулирования речевой активности учащихся и обогащения их речи весьма полезно посещение кино, театра, прослушивание радиои телепередач, чтение газет и журналов на русском языке.Содержание внеклассной работы определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков учащихся. Обычно их интересуют такие вопросы, как возникновение русского языка, его развитие и роль в современном мире, языки мира, образование слов и их этимология. Эти внепрограммные вопросы могут бытьвключены во внеклассные занятия для учащихся старших классов.В школьной практике сложились определенные формы внеклассной работы, которые делятся на индивидуальные, групповые и массовые. Одни из них являются постоянно действующими, другие эпизодическими.Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 78муклассам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому главная задача внеклассной работы развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие познавательного интереса к русскому языку оказывается столь важным для учащихся. И развитие этого интереса нужно начинать уже в начальном звене школы. Понятно, что он развивается прежде всего на уроках, но несомненно и то, что внеклассная работа предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.Интерес, по мнению методистов, это «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке»[5]. У учащихся одного и того же класса познавательный интерес часто проявляется поразному. Выделяются три уровня познавательного интереса. Элементарным уровнем принято считать «открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой на уроке». Более высоким считается интерес к познанию существенных свойств предметов и явлений. Этот уровень требует поиска, оперирует имеющимися знаниями, догадками. Наиболее высокий уровеньпознавательного интереса составляет интерес школьника к причинноследственным связям, к выявлению закономерностей, установлению общих принципов явлений, действующих в разных условиях.Опытный учитель всегда может установить, на каком уровне в настоящий момент находится познавательный интерес каждого ученика. Уровень познавательного интереса выражается, прежде всего, в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивнофактологической, описательнопоисковой или творческой. Ведя ученика по ступеням от одного вида деятельности к другому, учитель развивает познавательный интерес школьника.Исходя из основной целей внеклассной работы по русскому языку, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:воспитание коммуникативной культуры школьников;расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;поддержка и воспитание веры всвои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах: внимания к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи и т. д. Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работы по предмету. Это принцип добровольного участия школьников во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников.Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так, широко используется во внеклассной работе и слово учителя, и беседа, и самостоятельная работа ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.Формы организации внеклассной работы по русскому языку разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, олимпиады и т. д. Многие из этих форм к настоящему времени перестали считаться пригодными лишь для внеклассной работы, и в практике преподавания русского языка все чаще учителя проводят урокиигры, урокипутешествия, урокиконференции, урокисказки и т. д., апробированные сначала во внеклассной работе по предмету [6].Внеклассная работа может быть организована в школе поразному. Это и эпизодические мероприятия, проводимые в отдельных классах, и общешкольные мероприятия, и систематические занятия, например, кружка, клуба. Следует заметить, что проведение эпизодических мероприятий обычно вызывает у учащихся кратковременный интерес низшего уровня, интерес к факту мероприятия, а не к предмету. Поэтому эффективность такой работы сравнительно мала. Принцип системности требует, чтобы внеклассная работа представляла собой единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между собой тематически. Давно доказано, что наиболее эффективна внеклассная работа по русскому языку, когда учитель отбирает для работы с учащимися материал по какомуто одному разделу языка, более или менее обширному, в соответствии с возрастом школьников и во взаимосвязи с изучаемым в урочное время материалом.Вопрос об организации внеклассной работы в школе решается на методическом объединении учителейсловесников, где и выбирается тема, по которой будет вестись работа в учебном году, составляется план, в котором перечисляются планируемые мероприятия по классам, сроки их проведения и ответственные за выполнение.Одним из нейтральных вопросов организации внеклассной работы порусскому языку является определение ее содержания. В соответствии с принципом связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого по программе.Наряду с этим на внеклассных занятиях можно рассматривать и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программой по русскому языку, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их лингвистического кругозора.Таким образом, содержание внеклассной работы по русскому языку составляют два круга вопросов:вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку и способствующие привитию практических навыков русской речи;вопросы, не связанные с учебным материалом, предусмотренные программой, способствующие расширению общего кругозора учащихся, представляющие дополнительный материал для речевой тренировки.
Ссылки на источники1.Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах.М.:Просвещение, 1978.2.Ушаков Н. Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. М.:Просвещение, 1967.3.Ушаков Н. Н.,Суворова Г. И. Внеурочная работа по русскому языку.М., 1985.4.Шанский Н.М. Занимательный русский язык. Ч.1. М., 1996.5.ЩукинаГ. И. Активизацияпознавательнойдеятельностивучебномпроцессе. М.,1979.6.Тамже.
Saida Zhazheva,candidateof Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of the Russian language and methods of training, Adyghe State University, Maykoppedagog84@mail.ruDariet Zhazheva,candidateof Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of the Russian language and methods of training, Adyghe State University, MaykopExtracurricular activities in the Russian language in conditions of multicultural educational spaceAbstract. The authors view the problem of extracurricular activities in the Russian language in conditions of polycultural educational space, give the forms of activities organization, methodical and didactic principles of the Russian language training.Keywords: communicative culture, process of the Russian language training, educational programs, linguistic competences, interactive methods.References:16RussianSources.
Рекомендовано к публикации:ГоревымП.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»