Формирование мотивации к изучению иностранного языка у студентов в высшем учебном заведении

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Москвина Ю. А., Григорьева А. В. Формирование мотивации к изучению иностранного языка у студентов в высшем учебном заведении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 7 (июль). – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13153.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на уровень мотивации студентов к изучению иностранного языка, анализируются методы повышения мотивации. Кроме того, приводятся примеры методологических разработок учебных и воспитательных мероприятий, направленных на то, чтобы заинтересовать студентов изучением иностранного языка.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Москвина Юлия Александровна, преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения», г.Екатеринбургmoskvina_yuliya@bk.ru

Григорьева Александра Викторовна, преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурных коммуникаций ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения», г.Екатеринбургgrigoreve_a@mail.ru

Формирование мотивации к изучению иностранного языкау студентов в высшем учебном заведении

Аннотация. В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на уровень мотивации студентов к изучению иностранного языка, анализируются методы повышения мотивации. Кроме того, приводятся примеры методологических разработок учебных и воспитательных мероприятий, направленных на то, чтобы заинтересовать студентов изучением иностранного языка. Ключевые слова: мотивация студентов, образовательная парадигма, воспитательная деятельность, учебная деятельность.

Проблема интеграции российской высшей школы в международное образовательное пространство в значительной степени определяется ее способностью следовать нормам или стандартам, сложившимся в мире. Это тем более важно в ситуации, когда российские вузы, длительное время бывшие лидерами в области международного образования, утратили эти позиции [1]. В значительной степени это происходит изза снижения качества обучения иностранному языку. Нельзя участвовать в международных конференциях, обменах, публиковаться в зарубежных изданиях без знания иностранного языка. В данной статье мы раскроем не только причины изменения роли иностранного языка в вузе, но и дадим рекомендации по повышению уровня мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Во многом, изменения качества преподавания связаны со сменой парадигмы образования, требующей модернизации всего учебного процесса, к созданию новых государственных образовательных стандартов, стандартов третьего поколения. На данный момент общество переживает кризис смены старой парадигмы на новую, когда еще не отработан инструментарий методики преподавания, когда студенты психологически не готовы к последним тенденциям в системе образования. Прежняя, традиционная, парадигма требовала от студента формирования знаний и умений для выполнения множества заданий по конкретному предмету. Итоговой оценкой результатов учебной деятельности студентов становилась оценка на государственном экзамене. Данная парадигма, которая сформировалась как результат становления советской системы образования, после распада СССР неоднократно подвергалась критике. Ее характеризовали как инертную, замкнутую и автономную. Инертность традиционной модели определяется отставанием критериев качества от динамичных изменений требований внешней среды. Таким образом, традиционная модель недостаточно учитывает соответствие самих образовательных стандартов требованиям внешней среды: рынка труда в частности и социокультурной ситуации в целом. В результате обучающиеся могут демонстрировать качественность образовательной услуги –высокий уровень учебных достижений, а затем попасть в ситуацию неактуализированных знаний и навыков в реальной жизни (безработный или неконвертируемый «краснодипломник») [2].Активно внедряемая в настоящее время модель оценки качества образовательных услугосновывается на принципах TQM –всеобщего управления качеством. Суть этой модели заключается в том, что оценка основывается на степени удовлетворенности потребителей качеством получаемой услуги.Основным достоинством данной модели является ориентация на потребности и требования внешней среды–потребителей и заказчиков образовательных услуг, которая участвует в формировании критериев качества. С другой стороны, это достоинство оборачивается системным методологическим недостатком, что и происходит в современных вузах [3]. Данная парадигмапредусматривает сокращение количества часов на практические занятия и увеличение часов самостоятельной работы студентов, что подразумевает самостоятельное овладение новым материалом в больших объемах без объяснений со стороны преподавателя.Во многих школах до сих пор используется традиционная парадигма, которая противоречит современным методам образования. Студентпервокурсник, испытывающий трудности адаптации в новом для него социуме, зачастую не может приспособиться ктребования системы высшего образования. В большей степени это касается английского языка. Студенты, обладающие навыками базовой программы (чтение, перевод на русский язык), не способны к коммуникации, поэтому преподавателям в университете, вместо проведения практических занятий по программе, приходится объяснять материал школьной программы.Еще одним немаловажным фактором, определяющим низкий уровень владения иностранным языком, является отсутствие мотивации к изучению. Положительные тенденции развития вузовского образования: а именно, предоставление определенной свободы в выборе содержания и системы подготовки, форм и методов обучения; развитие сети международных контактов –свидетельствуют о максимальной востребованности языковой подготовки студентов неязыковых факультетов. Следовательно, необходимо создать благоприятные условия для эффективной языковой подготовки студентов, что, в свою очередь, определяет комплекс задач научно–методического характера, реализуемых в учебных программах. Одной из поставленных задач является формирование интереса к изучению иностранных языков, которая рассматривается как необходимая составляющая глобальной стратегии личностного и профессионального становления и развития личности студента. В реальном образовательном пространстве изучение иностранных языков традиционно определяется двумя базовыми направлениями: стандартной образовательной программой для технических вузов и углубленными программами для языковых вузов. Это приводит к тому, что проблема повышения мотивации к обучению иностранным языкам в технических вузах остается на периферии психологопедагогического знания. Кроме того, отсутствие координации теории и методики преподавания, недостаточное наличие учебников для неязыковых вузов с международными стандартами лингвистической подготовки специалистов –затрудняет процесс формирования интереса к изучению иностранных языков. Так, на сегодняшний день большинство выпускников технических вузов могут читать литературу со словарем, воспроизводить заученные темы, но испытывают значительные трудности в изложении собственных мыслей, взглядов на иностранном языке, что приводит, в свою очередь, к существенным коммуникативным сбоям в профессиональном деловом общении [4]. Комплекс этих факторов, обуславливающих обучение иностранному языку в вузе, снижает мотивацию студентов к его изучению.Формирование интереса к учебной деятельности зависит от содержания и организации педагогических условий учебной деятельности студентов. Эта деятельность должна быть организована педагогически и психологически так, чтобы постоянно вызывать и поддерживать мотивацию, переживать ее и управлять ею, тогда как мотивация это есть по А.Н. Леонтьеву «мотор деятельности»[5]. В данной статье мы рассмотрим способы, которые способствуют повышению мотивации студентов. На мотивацию студентов оказывает влияние два направления деятельности, которые реализуются в системе высшего образования: воспитательная и учебная. Воспитательная работа в вузе является одним из важнейших направлений его деятельности, поскольку формирует у будущего специалиста необходимые моральные ценности. Каким же образом следует использовать методы воспитательной работы для повышения мотивации студентов к изучению иностранному языку? Воспитательная работа реализуется через комплекс воспитательных мероприятий, которые могут быть разделены на развлекательные, обучающие, патриотические. В этом контексте для нас представляют интерес развлекательные воспитательные мероприятия. Основной задачей данных мероприятий будет являться формирование заинтересованности у студентов, прежде всего первокурсников, к иностранному языку. Иностранный язык станет не просто скучным академическим предметом, но и средством для выражения себя в условиях игровой деятельности. Особой популярностью у студентовпервокурсников пользуются мероприятия, носящие соревновательный характер (соревнования между факультетами, специальностями на факультетах, индивидуальные соревнования и т.д.). Ниже мы приведем варианты воспитательных мероприятий, которые будут проводиться на иностранном языке.Одно из наиболее интересных мероприятий –это конкурс песни на иностранном языке, который обычно проводится в три этапа и длится две недели. На первом этапе студенты исполняют песню на любом иностранном языке (английский, французский, немецкий). По результатам первого этапа в полуфинал конкурса попадают номера, которым жюри поставило наиболее высокие оценки. Финал представляет собой выступления наиболее ярких номеров и подведение итогов конкурса. Конферанс и объявление результатов осуществляется на иностранном языке. Еще одним ярким примером служит проведение мероприятия, посвященного культуре стран изучаемого языка. Данное мероприятие носит как развлекательный, так и обучающий характер, поскольку, как правило, приурочено к одному из национальных или религиозных праздников.В качествепримера наиболее интересных праздников для проведения воспитательного мероприятия могут служить: Хэллоуин, Рождество, День дурака, и т.д.). Рождество, один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения Иисуса Христа от Девы Марии, празднуется 25 декабря. Для того чтобы подготовить данный праздник студентам необходимо изучить информацию о том, как проходит Рождество в Англии, Америке, Канаде, Германии или Франции. Им необходимо подготовить небольшие доклады на данную тему, выяснить, какие блюда являются традиционными для праздничного ужина у Англичан, Американцев, Канадцев, Немцев и Французов, выписать рецепты их приготовления и подготовить одно из блюд, чтобы угостить им своих одногруппников. Например, можно приготовить праздничный пирог, по старинному обычаю, его начиняют различными предметами, предсказывающими судьбу на ближайший год тому, в чьем куске окажется этот предмет. Кольцо означает скорую свадьбу, монета –грядущее богатство, а подковка –удачу в новом году. Кроме всего прочего студентам предлагается подготовить поздравления с Рождеством каждому сокурснику и преподавателю. Все доклады, текст рецептов, а также поздравлений готовятся на иностранном языке.День дурака или День смеха–всемирный праздник, отмечаемый первого апреля. Во время этого праздника принято разыгрывать друзей и знакомых, или просто подшучивать над ними. Обычно в Великобритании розыгрыши устраиваются только до полудня, те, кто шутит после этого времени, называются «апрельскими дураками». Хэллоуин отмечаетсяс 31 октября на 1 ноября, в канун Дня всех святых. Дети и взрослые надевают маски, костюмы, берут с собой «светильник Джека» и ходят от одной двери к другой, требуя от хозяев угощение (деньги или еду) и мелко шалят. Для того чтобы подготовить данное мероприятие студентам необходимо приготовить карнавальные костюмы, основной темой которых является разная нечисть или сверхъестественные персонажи, такие как вампиры, оборотни или ведьмы. Необходимой атрибутикой Хэллоуина также являются игры и гадания, информацию о которых студенты подготавливают самостоятельно на английском языке. Данное мероприятие может быть проведеноодновременнов нескольких группах на параллели. Во время занятий английским языком некоторые учащиеся переодеваются в тематические костюмы, надевают маски и заходят к студентам других групп и произносят фразу «trickortreat», что означает шутка или угощение. Учащиеся должны либо угостить их, либо выполнить какоенибудь задание (например, разгадать кроссворд по тематике праздника и т.д.). Также во время пар, а если есть возможность, то после занятий, студенты вместе с преподавателем просматривают фильм на английском языке, выполняют задания по данному фильму, а после этого проводят тематическую вечеринку с танцами, конкурсами и гаданиями.Кроме того, что рассказ о традициях ведется на иностранном языке, зачастую он сопровождается театральной постановкой. Таким образом, действо привлекает как студентов, знающих иностранный язык, так и тех, кто им владеет в недостаточной мере. В качестве конферансьеи актеров выступают сами студенты. Во время мероприятия рекомендуется проводить конкурсы со зрительным залом, в которых нужно будет проявить коммуникативные навыки. Комплекс данных мероприятий позволяет задействовать две группы студентов, которые в условиях учебной аудитории обычно не взаимодействуют. Это студенты, обладающие коммуникативными навыками (конферансье, актеры), а также студенты, владеющие иностранным языком на базовом уровне (зрительный зал, конкурсанты). Хотя данные мероприятия не будут занимать значительного места в календарнотематическом плане отдела воспитательной работы, они смогут решить сразу две задачи: воспитательную и учебную.Следующим направлением, в котором следует разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение мотивации студентов, является учебная деятельность. Несмотря на отсутствие развлекательной составляющей, методы представляются более разнообразными. В системе учебной деятельности повышение мотивации студентов осуществляется следующими способами: обмен студентами, приглашение зарубежных лекторов, проведение научнопрактических конференций на иностранном языке, публикации статей в международных изданиях, защита курсовых и дипломных работ на иностранном языке. Все вышеперечисленные формы взаимодействия со студентами активно используются в ведущих вузах страны. Со своей стороны, хотелось бы привести пример практического занятия по иностранному языку, в основе которого лежит ролевая игра. Например, занятие, в ходе которого студенты обучаются проведению и прохождениюсобеседования на иностранном языке. Студенты делятся на две команды: команда работодателей и команда соискателей на должность. Каждый студентHRменеджер получает индивидуальную карточку с требованиями к вакансии. Каждый студентсоискатель–карточку с навыками, качествами и квалификацией, которыми он обладает. В ходе игры HRменеджер и соискатель должны составить пару: вакансия и идеальный кандидат. В ходе данной ролевой игры у студентов развиваются следующие умения и навыки: собирать, систематизировать и интерпретировать полученную информацию; строить речевое и неречевое поведение в соответствии с нормами общения, принятыми в странах изучаемого языка; понимать информацию в процессе общения, в том числе с использованием паралингвистических средств языка; выражать собственное мнениеили суждение по проблемам; адекватно реагировать на вопросы собеседника.Данное умение является практически необходимым для каждого соискателя на современном рынке труда, так как большинству работодателей требуются специалисты не только хорошо ориентирующиеся в своей профессиональной сфере, но и также владеющие иностранным языком не ниже уровня intermediate.На данном этапе развития международных отношений специалист должен и уметь вести переписку на иностранном языке, знать единицы профессиональной лексики, и проводить переговоры с зарубежными партнерами, а также владеть навыками делового общения. В данной статье мы рассмотрели факторы, которые оказывают влияние на уровень мотивации студентов к изучению иностранного языка, проанализировали методы повышения мотивации. В техническом вузе очень сложно мотивировать студентов на изучение иностранного языка. Иностранный язык, по мнению большинства студентов, лишь вспомогательная дисциплина, изучение которой является не столь важным, как других предметов. Во многом данная позиция объясняется наличием сложных профильных предметов, да и отсутствием прикладной составляющей иностранного языка. Именно поэтому так важно показать студентам, что иностранный язык может быть применим в повседневной жизни, что изучение иностранного языка может выражаться не только в «зазубривании» текстов, но и в качестве выполнения интересных творческих заданий. Данные задания повышают не только уровень владения иностранным языком, но и развивают креативность у студентов. В тексте статьи приведены примеры методологических разработок учебных и воспитательных мероприятий, направленных на то, чтобы заинтересовать студентов изучением иностранного языка. Эти мероприятия были выбраны в качестве наиболее яркого примера национального праздника стран изучаемого языка. Такие мероприятия проходят на основе сотрудничества трех структурных подразделений вуза: отдела воспитательной работы, кафедры иностранного языка и отдела международной деятельности.

Ссылки на источники1.Дмитриев Н.М.Экспортный потенциал российских вузов. –М., 2003. –336 с.2.Каспаржак А.Г. Причины наших неудач в исследовании PISA, или устроит ли нас негарантированный результат? // Как узнать, что происходит в образовании: сб. статей. –М.: Логос, 2006. –С.228–240.Кашпур В.В. Качество школьного образования: ключевые характеристики в представлениях стейкхолдеров образовательной системы Томского региона // ВестникТомскогогос. унта. –2012.–№358. –С. 136–140.4.Башмакова И.С. Формирование интереса к изучению иностранного языка у студентов неязыковых вузов // Материалы международной научнотехнической конференции ААИ «Автомобилеи тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров», посвященной 145летию МГТУ«МАМИ». –С. 382.5.Тамже.

Moskvina Yuliya, English language lecturer of Foreign languages and intercultural communications chair of the Urals State University of Railway Transport, Yekaterinburg, Russiamoskvina_yuliya@bk.ruGrigoreva Alexandra, English language lecturer of Foreign languages and intercultural communications chair of the Urals State University of Railway Transport, Yekaterinburg, Russiagrigoreve_a@mail.ruThe formation of the motivation to study a foreign language of the students of higher educational establishmentsAbstract. In the article the factors that influence on the motivation to study a foreign language of the students of higher education establishments are consideredand the methods of improving motivation are analyzed. In addition, the examples of methodological development of training and educational activities aimed at making students interested in learning a foreign language are done.Keywords:motivation of students, educational paradigm, educational activity, training activity.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук