Особенности формирования технической культуры у учителей различных педагогических специальностей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Киселева О. М., Тимофеева Н. М., Быков А. А. Особенности формирования технической культуры у учителей различных педагогических специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 8 (август). – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13157.htm.
Аннотация. Рассматриваются проблемы формирования технической культуры учителей в зависимости от их педагогического профиля. Определены различия при подготовке учителей к использованию современных технических средств обучения в образовательном процессе с учетом специфики преподаваемых предметов и отличия специальных способностей. Для учителей гуманитарного профиля предложены цели и содержание курса информатики. Для каждого педагогического профиля определены технические средства, которые необходимо освоить в первую очередь.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Быков Александр Александрович,кандидат педагогических наук, доцент кафедрыинформационных технологий ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г.Смоленскasersony@yandex.ru

Киселева Ольга Михайловна,кандидат педагогических наук, доцент кафедрыинформационных технологий ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г.Смоленскfoxy03@yandex.ru

Тимофеева Наталья Михайловна,кандидатпедагогических наук, заместитель декана физикоматематическогофакультета, доцент кафедры методики обучения математике, физике и информатике ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск nat.timopheeva@yandex.ru

Особенности формирования технической культуры уучителейразличныхпедагогическихспециальностей

Аннотация.Рассматриваются проблемы формирования технической культуры учителей в зависимости от их педагогического профиля. Определены различия при подготовке учителей к использованию современных технических средствобучения в образовательном процессе с учетом специфики преподаваемых предметов и отличия специальных способностей. Для учителей гуманитарного профиля предложены цели и содержание курса информатики.Для каждого педагогического профиля определены технические средства, которые необходимо освоить в первую очередь.

Ключевые слова: техническая культура, педагогический профиль, технические средства обучения, технические способности.

Педагогические специальности по профилю можно разделить на гуманитарные, естественнонаучные и технические. Несмотря на то, что мы говорим о необходимости формирования технической культуры у учителей всех профилей, отличия в подходе к решению данной задачи всетаки есть. Это определяется и различиями при подготовке в вузе, спецификой преподаваемого предмета и отличием специальных способностей, необходимых для успешной деятельности в своем профиле. Специальные педагогические способности определяются как индивидуальнопсихологические особенности личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств и личности воспитанника [1]. К специфическим педагогическим способностям А. И. Щербаков относит перцептивные способности (педагогическое прогнозирование и адекватность восприятия учителем ученика) [2].Большое значение в развитии проблемы педагогических способностей имеют исследования В. А. Сластенина. Педагогические способности раскрываются им во взаимосвязи с общей структурой личности учителя. Исследования педагогических способностей во взаимосвязи с педагогическими умениями, навыками и свойствами личности проводятся в целях построения четкой модели учителя [3].Рассмотрим процесс формирования технической культуры у учителей гуманитарного профиля. В образовательном стандарте для этого можно использовать три дисциплины: «Математика и информатика», «Аудиовизуальные технологии обучения» и «Методика обучения предмету».

Обучение информатике для учителей гуманитарного профиля должно быть предметно ориентированным, т. е. предполагать получение знаний и навыков в области предметных приложений информатики. При обучении информатике учителей гуманитарного профиля необходимо исходить из следующих целей.Общеразвивающая цель: человека XXIвека необходимо подготовить к использованию вычислительной техники в жизни, создать структуру сознания человека информационного общества.Предметная цель: учителяXXIвека нужно обучить методологии познания, основанной на современных методах познания действительности, сформировать структуру информационнотехнического сознания, предполагающую использование учителем новых информационных технологий.Технологическая цель: учитель XXIвека будет работать с детьми нового поколения, не мыслящими свою жизнь без компьютера. А значит, и педагогические технологии должны соответствовать уровню этих детей. Естественно, это задача курса новых информационных технологийв образовании, который, однако, должен строиться только на базе курса информатики.Из всего этого следует, что, вопервых, учитель гуманитарного профиля должен овладеть определенной, причем разветвленной и глубокой, системой теоретических знаний по информатике; вовторых, должен быть квалифицированным пользователем компьютера; втретьих, должен знать, как использовать средства и методы информатики в своей предметной деятельности, и обладать умениями и навыками практического применения этих знаний.Таким образом, можно предложить следующее содержание курса информатики для подготовки учителей гуманитарного профиля. Структура и содержание теоретической части курса информатики1.Введение. Информатика как научная дисциплина. Роль информатики в современном обществе. Понятие информации. Хранение, передача и обработка информации. Понятие электронного образовательного ресурса. Информационное взаимодействие в компьютерных сетях (электронная почта, телеконференции, системы персонального вызова); организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов [4].2.Теоретические основы информатики. История развития вычислительной техники. Структура современных компьютеров. Центральные и периферийные устройства компьютера. Обработка информации в компьютере. Перспективы развития компьютерной техники.Понятие гипертекста.Проблема распознавания текста.Машинный перевод.3.Компьютер как средство автоматической обработки информации. Структура программного обеспечения современных компьютеров. Системное программное обеспечение. Операционные системы. Прикладное программное обеспечение. Обработка текстовой информации. Текстовые процессоры и издательские системы. Базы данных. Системы управления базами данных. Информационнопоисковые системы. Электронные таблицы и табличные процессоры. Обработка графической информации. Гипертекстовые системы.Компьютер как средство хранения информации и как инструмент исследования. Компьютерные словари. Компьютерные справочники и картотеки. Вычислительная техника в гуманитарных исследованиях. Количественные методы в гуманитарных исследованиях. Использование информационных моделей в гуманитарных науках. Методы информатики в педагогических исследованиях.Структура и содержание практической части курса информатики1. Работа с аппаратным обеспечением персонального компьютера. Овладение основными навыками работы с персональным компьютером (включение/выключение компьютера, работа с дисководом, устройствами ввода и вывода информации: клавиатурой, дисплеем, принтером). 2. Базовое программное обеспечение. Операционные системы. Оболочки операционной системы. 3. Прикладное программное обеспечение. Текстовый редактор. Электронные таблицы. Табличные процессоры. Базы данных. Структура баз данных. Системы управления базами данных. Интегрированная среда для решения прикладных задач. Графические редакторы. Гипертекстовые системы. Машинный перевод. Создание компьютерных словарей, каталогов и картотек по дисциплинам. Разработка и реализация информационных моделей применительно к лингвистическим, литературоведческим, языковым, историческим исследованиям.Цели и задачи при обучении информатике учителей естественнонаучного профиляявляются такими же, как и для учителей гуманитарного профиля. Отличие должно быть в теоретической и практической подготовке. Для учителей естественнонаучного профиля в курс информатики необходимо включить более глубокое изучение программныхсредств, позволяющих осуществлять моделирование различных процессов и явлений. Например, таких как Mathcad, Mapleи MATLAB, но изучать следует не весь программный пакет, а только ту его часть, которая связана именно с процессами моделирования. Это можно сделать за счет уменьшения времени изучения издательских систем и программпереводчиков.Анализ содержания и возможностей программ моделирования показал, что многие из них могут быть с успехом включены в практику традиционного преподавания и в систему дидактического обеспечения разнообразных видов учебной деятельности школьников, в том числе и в систему их самообразования. Многие объекты виртуальной среды могут использоваться как наглядные средства при изложении учителем различных вопросов учебной программы по естественнонаучным предметам, особенно тех, где представить сам объект или процесс либо невозможно, либо требует сложного и дорогостоящего лабораторного оборудования. Компьютерные интерактивные модели могут эффективно применяться с целью предварительной отработки у учащихся ряда экспериментальных действий и операций, формирования у них общих подходов к планированию и проведению отдельных этапов экспериментального исследования, а также контроля уровня сформированности у школьников умений и навыков в выполнении естественнонаучного эксперимента [5]. Динамические манипулятивные модели виртуальной среды (модели объектов и процессов природы, технических объектов и технологических процессов), собственно моделирующие предметные среды позволяют организовывать исследовательскуюитворческуюпроектнуюдеятельностьучащихсяпопредмету [6].

В этой ситуации учителя необходимо обеспечить подробной информацией о возможностях существующих программ моделирования, продемонстрировать возможные варианты организации учебной работы с использованием данных программ. Для учителей технического профиля информатика является основным предметом преподавания, поэтому концепция их обучения информатике разработана и успешно применяется на практике. В образовательном стандарте данного профиля существуют дисциплины «Программное обеспечение ЭВМ» и «Архитектура компьютера», направленные также на обучение учителя работе с компьютером и базовым программным обеспечением. Кроме этого, для технического профиля организуется большое количество спецкурсов, в ходе которых изучаются различные компьютерные программы, которые можно широко использовать в образовательном процессе, например, программы компьютерногомоделирования, планирования, программирования и т.д.При подготовке учителя к использованию технических средств обучения в учебновоспитательном процессе необходимо также учитывать педагогический профиль. Для учителей гуманитарного профиля при формировании навыков работы с современной техникой больше внимания необходимо уделить звуковым средствам обучения. Звуковые технические средства –это комплексы аппаратуры, обеспечивающие запись и воспроизведение звука. Особенно это касается учителей иностранных языков, русского языка и литературы, истории и родного языка. В качестве дополнительной учебной техники учителя гуманитарного профиля должны приобрести навыки работы с видеомагнитофоном, сканером, принтером, слайдпроектором и мультимедийным проектором, познакомиться с техническим оснащением лингафонных кабинетов и языковых лабораторий.При обеспечении наглядности изучаемого материала для предметов естественнонаучного цикла большее значение имеет видеотехника исредства экранной проекции.К дополнительной учебной технике, которую должны изучить учителя естественнонаучного профиля, можно отнести звуковые технические средства. Это связано с тем, что аудиотехника на занятиях по предметам естественнонаучного цикла используется в основном для проведения диктантов, организации самостоятельной работы учащихся или при изучении отдельных тем, например, «Звуковые колебания и волны»[7].Основным техническим средством обучения для учителей технического профиля является компьютер. Учителя должны освоить принципы его работы, научиться подключать к нему различные периферийные устройства, такие как сканер, принтер, модем и т.д., уметь устанавливать необходимое программное обеспечение, подключать компьютер к глобальной сети Интернет, настраивать локальные компьютерные сети. В качестве дополнительных технических средств учителя технического профиля должны освоить мультимедийный проектор иоверхедпроектор. Для учителей каждого профиля необходимо определить уровень технических способностей. Учителям, показавшим низкий уровень технических способностей, необходимо несколько раз подробно объяснить и показать правила работы с современными техническими средствами обучения, а также поэтапно проконтролировать усвоение навыков работы с ними. Кроме этого, необходимо провести диагностику уровня технической тревожности (технофобии) у учителей. Техническая тревожность довольно распространенное явление, особенно у учителей пожилого возраста, чаще всего оно связано с боязнью испортить техническое средство в результате его неправильного использования. Это во многом связано с новизной и неосвоенностью предлагаемого средства обучения. К учителям, показавшим высокий уровень технической тревожности, нужен особый подход. Вопервых, необходимо создать для них адекватную мотивацию, заинтересованность, помощь в определении места современной техники в собственной педагогической деятельности. Вовторых, обучение для таких учителей требует организации возможности переноса знаний и умений, приобретенных ранее в новую ситуацию, возникновения связей прежнего интеллектуального опыта с приобретаемым. Втретьих, необходим некий «адаптационный период», в ходе которого технический методист несколько раз пошагово показывает этапы работы с техническим средством, каждый раз предлагая учителю самому реализовать один из этапов. Этот период должен быть не лимитирован временем и лишен контрольных процедур. Проведя анализ существующих разработок в области использования технических средств в образовательном процессе, мы пришли к выводу, что в системе образования наметилось много новых проектов, основанных на широком использовании возможностей современной техники. Но для выполнения основной задачи –формирования технической культуры учителей –требуется разработка новых концепций, обеспечивающих изменения на уровне парадигм. Такая измененная образовательная система, в которой возможности современной техники будут взвешенно и разумно сочетаться с достижениями педагогики, предоставит учителям и учащимся новые возможности и преимущества.Основной содержательной частью программного обеспечения для системы формирования технической культуры с точки зрения процесса обучения являются компьютерные обучающие программы. Они должны разрабатываться на основе общей парадигмы функциональных требований к средствам обучения для данной методики. Так, например, в качестве вспомогательного материала к информационному содержанию системы формирования могут использоваться базы данных или иные хранилища информации, а подсистема контроля знаний может содержать механизм, настраиваемый на уровень обучаемого.Таким образом, реализация компьютерной поддержки процесса обучения является органически взаимосвязанной процедурой с разработкой системы формирования технической культуры. При этом последовательно ставятся и решаются следующие задачи:

необходимость использования компьютера;

полная или частичная компьютеризация учебного процесса;

обеспечение курса соответствующими программноаппаратными средствами;

разработка программного обеспечения учебного назначения в соответствии с информационнометодическими разработками;

разработка программного обеспечения для сопровождения учебного процесса;

реализация учебного эксперимента на основе разработанной системы формирования технической культуры;

корректировка программного обеспечения учебного назначения.Несмотря на различные подходы к проектированию систем обучения, все они должны обладать главным требованием –адекватностью содержания. Адекватность содержания подразумевает: соответствие содержания системы обучения государственному образовательному стандарту; полноту представления учебного материала; поддержку различных форм обучения, контроля ивидов занятий.Проектирование системы формирования технической культуры учителя невозможно в рамках отдельнойучебной дисциплины и требует рассмотрения целостной картины предметной деятельности. Процесс обучения в разрабатываемой модели должен обеспечить вовлечение в процессы познания всей личности учителя на уровне творческого, диалогического мышления и социальной активности, как это имеет место в реальной практической деятельности. Учебная информация должна усваиваться в процессе деятельности по ее обработке, показывающей возможности ее будущего практического использования. Учебная информация подается как основа, средство для выполнения компетентных действий. Для успешного формирования технической культуры перед учителями необходимо моделировать проблемные ситуации, в которых они самостоятельно могут открывать новые знания и усваивать новые приемы деятельности. Система должна моделировать систему переходов от учебной к учебнопрактической деятельности.

Ссылки на источники1.КиселеваМ.П. Поиск нравственных ориентиров воспитания в условиях социальноэкономических перемен в истории отечественной педагогики// Концепт. –2013. –№ 05 (май). –ART 13097. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13097.htm. 2.Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования.–Л.: Просвещение, 1967. –267 с.3.Сластенин В. А. Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки. –М.: Просвещение, 1976. –130 c.4.Тимофеева Н. М., Киселева О. М. Построение концептуальной модели учебных словарей по педагогическим дисциплинам // Современные научные исследования. Выпуск 1. –Концепт. –2013. –ART 53649. –URL:http://ekoncept.ru/article/1066.5.Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике. М.: Высшая школа, 2004. –223 с. 6.Мухина С.А.,СоловьеваА.А.Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. –РостовнаДону: Феникс, 2004. –384 с.7.Журин А. А.,БондаренкоЕ.А., Милютина И.А. Технические средства обучения в современной школе. –М.: «ЮНВЕС», 2004. –416 с.

Bykov Alexander,Ph.D., assistant professor of information technology, Smolensk State University, Smolenskasersony@yandex.ruKiseleva Olga,Ph.D., assistant professor of information technology, Smolensk State University, Smolenskfoxy03@yandex.ruTimopheeva Natalia,Ph.D., deputy dean of the faculty of physics and mathematics, assistant professor of methods of teaching mathematics, physics and computer science, Smolensk State University, Smolensknat.timopheeva @ yandex.ruFeatures of formation of teachers' technical culture considering different pedagogical specialtiesAbstract.The problem of the formation of teachers' technical culture according to their pedagogical profile is considered. Differences in the preparation of teachers for using modern means of training in the educational process are identified, the peculiarities ofsubjects and the differences in special abilities are taken into account. The objectives and the course content of informatics are suggested to teachers of humanitarian profile. The technical tools which should be learned firstly are defined for each pedagogical profile.Keywords: technical culture, pedagogical profile, technical means of training, technical abilities.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»