Организация клуба выходного дня как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бучилова И. А., Поступинская Н. Е., Шаркунова В. В., Чадромцева О. Л. Организация клуба выходного дня как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 9 (сентябрь). – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13181.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации клуба выходного дня в муниципальном дошкольном учреждении для семей воспитанников. Определяются формы, направления, содержание, критерии эффективности работы клуба выходного дня.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бучилова Ирина Анатольевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологического образованияФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», Череповецibuchilova@yandex.ru

Поступинская Наталья Евгеньевна,заведующаяМБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 88», Череповецmbdou88@bk.ru

Шаркунова Валентина Вячеславовна,директор туристической фирмы «ВАЛЕНТА», Череповецvalenta3535@yandex.ru

Чадромцева Оксана Леонидовна,экскурсовод туристической фирмы «ВАЛЕНТА», Череповецvalenta3535@yandex.ru

Организация клуба выходного днякак одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации клуба выходного дняв муниципальном дошкольном учреждении для семей воспитанников. Определяются формы, направления, содержание, критерии эффективности работы клуба выходного дня.Ключевые слова:клуб выходного дня, дошкольное учреждение, семья, взаимодействие.

На воспитание ребенка влияет, в первую очередь, его семья. Поэтому одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения на сегодняшний день является обогащение содержания взаимодействия и форм работы педагогов с семьями воспитанников. На наш взгляд, сегодня семье нужна помощь в осознании новых реалий и подлинных жизненных ценностей, поддержка в освоении новых способов общения со своими детьми. Как подчеркивают авторы примерной основной общеобразовательной программы «Мир открытий»Л.Э. Абдуллина, Л.Г. Петерсон,Т.Н. Богуславская и др., современный детский сад призван нести эту просветительскую миссию –он должен стать детскородительским центром, где каждая семья найдет поддержку и помощь в столь трудном вопросе, как воспитание детей [1].Одним из возможных направлений расширения содержания и форм взаимодействия семьи и детского сада является организация досуга семей воспитанников педагогами дошкольного учреждения во время выходных дней. Совместные мероприятия, экскурсии, праздники –достойная альтернатива времяпровождению у экранов телевизоров и компьютеров [2]. Нами разработана программа «Разгадай Череповец», которая может реализовываться в выходные дни для семей воспитанников силами сотрудников дошкольного образовательного учреждения и экскурсоводами турфирмы, работающей с ДОУ по договору. Данная программа, прежде всего, направлена на художественноэстетическое воспитание дошкольников (являющееся приоритетным направлением деятельности ДОУ) через реализацию регионального компонента образовательной программы при тесном взаимодействии специалистов детского сада и семей воспитанников, специалистов турфирмы «Клуб путешествий “Валента”».Художественноэстетическое воспитание, на наш взгляд, может рассматриваться как одно из основных средств духовнонравственного, культурного развития личности дошкольника [3], [4]. Следует отметить, что Вологодская область, город Череповец предоставляют богатое наследие для реализации задач художественноэстетического воспитания дошкольников. Вологодская область издавна славилась народными промыслами: ткачеством, традиционным народным костюмом, кружевоплетением (Вологодское кружево), вышивкой, гончарным искусством, резьбой по бересте, резьбой по дереву, росписью по дереву, кузнечным и ювелирным (Северная чернь) делом.Многие исторические места области связаны с именами писателей и поэтов К. Батюшкова, В. Гиляровского, И. Северянина, Н. Рубцова. Красота природы Вологодского края взрастила художников, поэтов и писателей, ставших известными не только в России, но и далеко за ее границами.Череповец –это родина двух знаменитых братьев: художникабаталиста В.В.Верещагина и Н.В. Верещагина –автора рецепта знаменитого Вологодского масла. В.В.Верещагин, художник, писавший жанровоэтнографические картины, пейзажи, портреты, всемирную славу снискал своими батальноисторическими полотнами, в которых с необыкновенной глубиной и драматизмом изображал войну, несущую неисчислимые страдания народам.Природа Вологодской земли чиста и живительна, насыщена множеством рек, озер, изобилует ягодами, грибами. Леса покрывают более половины территории края.Ключевой проблемой, которую решает проект «Разгадай Череповец», является обеспечение условий для реализации задач художественноэстетического развития дошкольников через создание единого пространства «семья –детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса (взрослым и детям) будет комфортно, интересно, безопасно и полезно.Проект клуба выходного дня для всей семьи, в рамках которого будет реализовываться программа «Разгадай Череповец», долгосрочный, исследовательскотворческий, предполагает организацию культурного досуга семей воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 88» г. Череповца. Проект направлен на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей и родителей (законных представителей) в самовыражении; формирование интереса к продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд), расширение форм их выражения (совместная деятельность ребенка и взрослого (родителя); приобщение к изобразительному и музыкальномуискусству (посещение музеев, выставок, библиотек); формирование интереса и потребности в чтении художественной литературы.Проект состоит из двух этапов: подготовительный (2011–2013 годы)и основной (начиная с сентября 2013год).На подготовительном этапе проведена диагностика воспитанников старшего дошкольного возраста МБДОУ «ДСОВ № 88» на предмет выявления знаний и представлений о родном городе и крае, а также особенностей детскородительских отношений и особенностей проведения досуга в семьях воспитанников в выходные дни.С начала следующего учебного года (2013–2014 годы) планируется осуществление основного этапа программы –проведение мероприятий в рамках деятельности клуба выходного дня для всей семьи. Проект цикличный, план мероприятий разработан на два года, т.е. по нему можно работать с семьями воспитанников старшей и подготовительной групп одновременно в течение двух лет. Далее программа повторяется с возможными изменениями.Ожидаемые результаты реализации проекта.1.Реализация проекта будет способствовать формированию у детей интегративных качеств:–интегративное качество «Любознательный, активный»: интересуются новым, неизвестным в окружающем мире (о родном городе, его истории и культуре; своей семье, местом работы членов семьи, ее историей); задают вопросы взрослым, готовы экспериментировать; способны самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности); в случаях затруднений обращаются за помощью к взрослым; принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;–интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: откликаются на эмоции близких людей и друзей, сопереживают персонажам сказок, историй, рассказов, эмоционально реагируют на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, пейзажи и красоту родного города, мир природы; –интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»: поведение преимущественно определяется на сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо; способны планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; соблюдают правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).–интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»: о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире; повышение уровня сформированности представлений воспитанников о родном городе и крае.

2.В ходе реализации проекта будет создано единое образовательное пространство «семья –детский сад»:–развитие партнерских отношений между педагогами и семьями воспитанников, создание атмосферы сотрудничества в вопросах воспитания и образования детей;–расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ;–обогащение воспитательных умений родителей, повышение качества досуга в семьях воспитанников ДОУ.В ходе реализации программы «Разгадай Череповец» предполагается:–осуществить разработку теоретических основ, локальных нормативных документов по организации работы с семьями воспитанников в рамках деятельности клуба выходного дня;–разработать и апробировать в рамках деятельности клуба выходного дня практический материал по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о городе Череповце, Вологодской области; –разработать и апробировать диагностические методики, направленные на выявление уровня сформированностиу детей старшего дошкольного возраста представлений о родном городе и крае;