Формирование культуры здоровья будущего педагога

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Толмачева В. В. Формирование культуры здоровья будущего педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S2. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13521.htm.
Аннотация. В представленной статье отражаются некоторые аспекты формирования культуры здоровья будущего педагога. Рассматриваются основные этапы развития содержания культуры здоровья будущего педагога, а также показатели положительной динамики состояния здоровья будущих специалистов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Толмачева Вера Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогическийинститут», г.Шадринскvvtolmacheva@yandex.ru

Формированиекультуры здоровья будущего педагога

Аннотация.В представленной статье отражаются некоторые аспекты формирования культуры здоровья будущего педагога. Рассматриваются основные этапы развития содержания культуры здоровья будущего педагога, а также показатели положительной динамики состояния здоровья будущих специалистов.Ключевые слова:здоровье, культура, культура здоровья, будущий педагог.

Сохранение здоровья подрастающего поколения является одной из приоритетных задач процесса образования и воспитания на всех уровнях. Однако сохранение здоровья детей напрямую зависит от наличия сформированной культуры здоровья педагогов. Педагогическое образование нацелено на воспитание педагогов, чьи жизненные приоритеты, круг интересов и кругозор, чьи профессиональные и личностные качества будут в значительной мере определять развитие учащихся образовательных учреждений. И поскольку этим профессионально подготовленным молодым педагогам предстоит в будущем формировать культуру подрастающего поколения, становится понятной та особая социальная значимость, которая отличает высококвалифицированный и ответственный труд работников системы образования. Реформирование системы образования предполагает воспитание такого поколения педагогов, которые готовы к решению новых социокультурных задач по содействию детям в разностороннем их развитии.Педагогическое образование на всех его уровнях должно обеспечивать достаточнуюшироту кругозора учащихся. При этом актуально становление широкого естественнонаучного мировоззрения, формирование заинтересованного и активного мировосприятия, а также определение детьми для себя наиболее важных, высших ценностей в жизни и достойных нравственных жизненных ориентиров[1].Пристальное внимание к проблеме здоровья, выдвижение данного аспекта в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя необходимость исполнения соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию. Отсюда возникает необходимость воспитания культуры здоровья у человека.Культура здоровья ‬важнейшая составляющая общей системы культуры. В современном мире она приобретает ведущее значение среди глобальных проблем современности, определяющих будущее человечества. Это обусловлено тем, что эволюция возможна только в здоровом обществе, которая, как утверждают учёные, осуществляется в настоящее время и будет далее проходить в рамках теории культурного освоения мира. Как и культура, культура здоровья представляет собой совокупность достижений человечества в разнообразных сферах: идеологии, образовании и воспитании, науке, искусстве, литературе и т.д. Вместе с тем, культура здоровья имеет свою привилегию, прежде всего, в том, что она вбирает в себя многие области человекознания, синтез достижений которых привел к возникновению междисциплинарной отрасли науки, практики и образования, получившей название валеологии.Еще в конце прошлого века В. Солоухин, рассматривая проблему связи культуры и здоровья утверждал, что «...культурный человек не может позволить себе болеть; следовательно, высокий уровень заболеваемости населения… является показателем низкого уровня их культуры».Интересный, с нашей точки зрения, подход к рассмотрению проблемы здоровья, к формированию его культуры предложил В.М.Розин. Он понимает и трактует здоровье как феномен культуры, как фактор социальной эволюции. По определению автора «здоровье не является естественным феноменом, это социальный артефакт, неразрывно связанный с социальными и медицинскими технологиями». В целом, можно сказать, что культура здоровья личности ‬это потребность и способность индивида к максимальной самореализации в качестве социально ‬и индивидуально значимого субъекта на основе использования средств, отпущенных природой и преобразованных в соответствии с этими целями и принципами культурособразности в пределах их нормального функционирования.Анализируя сложившуюся ситуацию, многие ученые (Л.И. Алешина, Н.П. Абсакалова, Е.О. Авчинникова, В.Ф. Базарный, Э.Н. Вайнер, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, С.Ю.Лебедченко, Л.М. Митина, Е.В. Степкина, Е.А. Шульгин и др.) приходят к выводу, что нельзя сводить проблему культуры здоровья только к внешним биологическим, экологическим, социальноэкономическим причинам ухудшения условий жизни. Ключевую проблему составляют низкая престижность здоровья, недостаточное осознание его ценности, незнание и неумение применять на практике средства формирования и сохранения здоровья, осуществлять профессиональную деятельность на основе здоровьесберегающих принципов, что влечет за собой стрессовуютактику обучения и воспитания [2].Становится очевидным, что для решения проблемы сохранения здоровья усилий специалистов в области медицины недостаточно. Социальный заказ на поиск путей укрепления здоровья, сохранения трудового потенциала педагогов должен быть адресован и педагогической науке (Н.Г. Блинова, Э.М. Казин, Н.А. Литвинова, Л.Г. Татарникова и др.).В связи с этим одним из приоритетных направлений модернизации системы педагогического образования на современном этапе должно стать не только сохранение здоровья всех субъектов образовательного процесса, но и формирование у будущих педагогов культуры здоровья как важнейшей профессиональной ценности. В период обучения в вузе важно сформировать у будущих педагогов отношение к своему здоровью как к необходимому условию осуществления профессиональной деятельности, способствовать осознанию студентами значимости профессионального здоровья для здоровьесберегающей направленности педагогической деятельности, признанию будущими педагогами личной ответственности и активной роли в сохранении, преобразовании собственного профессионального здоровья.В педагогической науке сложились теоретические предпосылки исследования культуры профессионального здоровья будущего педагога в период вузовского обучения. Ряд работ посвящен проблеме формирования культуры здоровья, здорового образа жизни личности, валеологической, двигательной культуры будущего педагога (Т.Н. Журина, И.В. Ильина, С. Ю. Лебедченко, М.Н. Магин, И.И. Новоселова, Е.В.Перевозчикова, Т.И. Прокопенко, Н.А. Тригуб и др.). Особенности мотивации, направленности на здоровый образ жизни стали предметом исследования Л.И.Алешиной, А.С. Вульфовича и др. Выявлены закономерности формирования валеологического самосознания (Е.В.Степкина), валеологических потребностей студентов (И.И. Парчевская), готовности к валеологической работе со школьниками (И.Ю. Глинянова), валеопсихологической компетентности (Т.А. Глухих), здорового образа (стиля) жизни будущего учителя (Н.П. Абсакалова, Е.О. Авчинникова, А.В.Левченко, Е.В. Перевозчикова идр.).Согласно полученным данным, одной из ведущих проблем формирования у студентов культуры здоровья является воспитание ценностных ориентаций на здоровую жизнь. Так, И.А. Зимняя, Б.Н. Бондаренко, Н.А. Морозова рассматривая систему ценностей у студентов вузов, указывают, что респонденты относят «здоровье» к ценностям жизненного «я». Однако фактически в большинстве анализируемых ими ценностных ориентаций здоровье присутствует либо как предпосылка, составляющая часть, либо как условие таких ценностей как жизнь, семья, труд, добро, чувства. Необходимо добиться, чтобы стремление человека к улучшению своего здоровья являлось его естественной потребностью. В нашем государстве, к сожалению, еще не выражена в достаточной степени положительная мотивация здоровья (Е.В. Перевозчикова, 2001).Как отмечает в своих исследованиях С. Н. Горбушина всвоем качественном развитии содержания культуры здоровья будущий педагог проходит следующие уровни становления субъектности: адаптивный, репродуктивный, репродуктивнотворческий, творческий. Обобщенным критерием его культурного развития служит степень активности при формировании системы мировоззренческого отношения к миру культуры здоровья и презентация ее в виде совокупности личностнопрофессиональных качеств. Особымобразом сконструированная система гуманитарного вуза, в которой факторы образовательной среды структурированы в направлении оздоровления образовательного процесса, сферы досуга и развития физической культуры студентов, их жилищнобытовых условий жизни, диспансеризации и профилактической работы в медицинских учреждениях (поликлинике, санаториипрофилактории и др.), способствует эффективному становлению культуры здоровья студентов [3].Как отмечает в своих исследованиях И.Ф.Исаев, Е.И. Ерошенкова, И.Г.Комарова, Е.Н. Кролевецкая и др., культура здоровья будущего специалиста рассматривается в роли личностного интегративного образования, детерминирующего образ его жизни и обеспечивающего сохранение и укрепление его здоровья. О наличии культуры здоровья поэтому можно судить на основе положительной динамики в состоянии здоровья студентов. Первым показателем положительной динамики состояния здоровья будущих специалистов является снижениеуровня заболеваемости студентов в течение учебного года.Заболеваемостьотражает состояние потери субъектом здоровья и может носить ситуативный, временный характер, а может быть устойчивой или переходить в хронический характер. Но в любом случае отсутствие или снижение частоты заболеваний является объективным показателем укрепления здоровья человека. Частота заболеваний студентов может фиксироваться двумя основными способами:путем учета пропусков учебных занятий по болезни старостами учебных групп и сбора документов, подтверждающих факт заболевания ипутем отражения факта заболевания и его длительности в медицинских карточках студентов у лечащих врачей. Вторым показателем положительной динамики состояния здоровья является уменьшение степени распространенностивредных привычек среди студентов академической группы. Наличие илиотсутствие у студентов таких вредных привычек, как употребление алкоголя, наркотических и психотропных веществ, привычка к активным развлечениям в ночное время и др. рассматривались в контексте исследования нашей проблемы в двух наиболее значимых аспектах. Вопервых, наличие или отсутствие таких вредных привычек у будущих специалистов выступает само по себе в качестве показателя социального благополучия, социального компонента их здоровья. А вовторых, наличие или отсутствие этих привычек является показателем, характеризующим потенциальные возможности личности в укреплении своего психического и физического здоровья (при отсутствии этих привычек), или же отражающим негативные перспективы в его снижении, повышении риска потери этого здоровья, сужении возможностей для его укрепления (при наличии негативных привычек). В качестве третьего показателя состояния здоровья студентов выступают позитивныеизменения в их психоэмоциональном состоянии, которые оцениваются по уровню личностной и ситуативной тревожности, а также по уровню депрессивного состояния. Стратегия оздоровления образования, усиления его культурного статуса при воспитании физически крепкой и духовно защищенной личности обусловливает потребность появления педагогаособого типа: высокообразованного профессионаласпециалиста, осознающего равноценность развивающего значения для подрастающей личности культуры, образования и здоровья; способного поддержать ребенка в определении им жизненных целей, идеалов и практик жизнедеятельности как носитель культуры здоровья и субъект инновационных решений при конструировании культурнообразовательного пространства для развития и саморазвития детей. В целом, можно сказать, что решение задач здоровье сохраняющего образования (здоровье человека и здоровье среды) сводитсяк реализации единой системы непрерывного образования и воспитания ‬междисциплинарного направления, ориентированного на понимание и решение проблем взаимодействия человека и окружающей среды, формирование ответственности к своему здоровью и окружающей среде [4].Основная цель такого образования ‬формирование культуры здоровья, посредством повышения здоровья сохраняющей компетенции, поддержание развития личности с выраженным полифункциональным профилем, так как образование, претендующее на инновационность,может развиваться только на научных исследованиях, учитывающих тенденции биологического, технического, социального и культурного миров.

Ссылки на источники1.Бахтин Ю. К.,СопкоГ. И., Пазыркина М. В.Формирование культуры здоровья ответственная задача учреждений народного образования // Молодой ученый. ‬2012. ‬№4. ‬С. 445‬447.2.Гончарова Н. В. Формирование культуры профессионального здоровья будущего учителя : дис. ... канд. пед. наук. ‬Волгоград, 2005.‬202 с.3.ГорбушинаС. Н. Мировоззрение детерминанты формирования культуры здоровья будущего учителя: автореф. …дра пед.наук. ‬Ижевск, 2005. ‬46 с.4.ЦаревскийЛ.П. Здоровьесохраняющее образование: инновационные, креативные и социокультурные аспекты. ‬М.,2003.

TolmachevaVera,Candidate of pedagogical sciences, the senior lector Snadrinsk Stat Teacher Training Institute, Snadrinskvvtolmacheva@yandex.ruBuilding a culture of health of future teachersAbstract.The article reflects some aspects of the formation of the culture of the health of a future teacher. Considered are the main this is an Ethnography of development of the content of the health culture of the future teachers, as well as the representatives of the positive dynamics of health status of the future specialists.Keywords:health, culture, the culture of health, the future teacher.

Рекомендовано к публикации: Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»