Формирование здорового образа жизни студентов ДонГАУ посредством занятий физкультурой и спортом
Международная
публикация
Выпуск:
ART 86912
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Семенченко
В.
В.,
Пономарева
Е.
В.,
Луценко
Е.
Ю. Формирование здорового образа жизни студентов ДонГАУ посредством занятий физкультурой и спортом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2016. – Т. 15. – С.
61–65. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/86912.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования здорового образа жизни студентов Дон ГАУ. Установлено, что содержание и специфика физкультурно-спортивной деятельности позволяют раскрыть многие вопросы здорового образа жизни не только с информационной, но и с эмоциональной точки зрения студентов. В процессе занятий физической культурой и спортом особую роль приобретает личная установка преподавателя не только на сбережение здоровья и безопасность обучающихся, но и на развитие их стремлений, потребностей и умений.
Похожие статьи
- Физическая культура и спорт в жизни современного человека как феномен повседневности
- РОЛЬ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА НА ПРИМЕРЕ СМОЛЕНСКОГО ФИЛИАЛА РЭУ ИМ. Г. В. ПЛЕХАНОВА
- Кубанский государственный университет – территория здоровья
- Методология проектирования научной картины здоровья и здоровьетворения
- Формирование у учащихся ценностного отношения к здоровому образу жизни
Текст статьи
Семенченко Валерий Васильевич,старший преподаватель кафедры физического воспитания, Донской государственный аграрный университет, п. Персиановскийserg172802@mail.ru
Пономарева Елена Владимировна,старший преподаватель кафедры физического воспитания, Донской государственный аграрный университет, п. Персиановский
Луценко Екатерина Юрьевна,преподаватель кафедры физического воспитания, Донской государственный аграрный университет, п. Персиановскийkatya.tsul099@mail.ru
Формирование здорового образа жизни студентов Дон ГАУ физкультурой и спортом
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования здорового образа жизни студентов Дон ГАУ. Установлено, что содержание и специфика физкультурноспортивной деятельности позволяют раскрыть многие вопросы здорового образа жизни не только с информационной, но и с эмоциональной точки зрения студентов. В процессе занятий физической культурой и спортом особую роль приобретает личная установка преподавателя не только на сбережение здоровья и безопасность обучающихся, но и развитие их стремлений, потребностей и умений. Ключевые слова: Физкультура, спорт, здоровый образ жизни, культура здоровья, учащаяся молодежь.
Проблема формирования у молодых людей сознательного отношения к здоровому образу жизни всегда волновала родителей, воспитателей и педагогов еще с древнейших времен. В истории воспитания молодежи известно множество различных форм и методов по этому направлению. С точки зрения современной науки, образ жизни это набор качественных характеристик личности человека, а именно возраст, пол, статус, образование, профессия. Если суммировать все вышесказанные точки зрения по проблеме категории «здоровье» с позиций целостного и комплексного подхода, то на основе этого можно выделить три главных компонента категории «здоровье»: биологический компонент, когда «здоровье» предполагает саморегуляцию организма, наличие гармонии всех физиологических процессов, тем самым способность к адаптации в самых неблагоприятных природных и средовых условиях; социальный компонент, когда здоровье служит мерой социальной адаптации, деятельного отношения человека, как индивида к окружающему обществу; личностный компонент или психологический здоровье это не только сопротивляемость любым заболеваниям, не только состояние личности, но и стратегия жизни человека, которая направлена на адекватное преодоление стрессовых ситуаций [2].По нашему мнению, здоровье представляет собой гармонизацию личности с другими людьми, то есть построение таких отношений, которые бы предупреждали или исключали конфликтные ситуации, а также неконтролируемые эмоции, содержали гармонию с окружающей средой. Учитывая все вышесказанное, можно определить здоровье, как некий системообразующий фактор формирования личности, определяющий ее становление, функционирование и развитие в обществе. Если применять этот подход к личности студента образовательной организации, то можно сделать вывод о том, что здоровье студента представляет собой проявление целостности всех элементов, которые составляют благополучие личности, а именно психологическое, физическое, нравственное. В общем контексте нашего исследования это положение является важным, так как оно подтверждает необходимость здорового и сберегающего воспитания в период адаптации еще вчерашних школьников к условиям студенческой жизни.Первый и важный компонент культуры здоровья студента мотивационноценностный. По отношению к здоровому образу жизни данный компонент отражает уровень формирования потребностномотивационной сферы обучающегося [4,11].Ключевой момент здорового образа жизни обучающегося составляют несколько компонентов: разумный грамотно выстроенный режим отдыха, закаливание и оптимальный двигательный режим, правильное питание, соблюдение правил гигиены, психогигиены. Антиподы здорового образа жизни злоупотребление спиртными напитками, курение, применение наркотических средств, приверженность к различным обрядам и обычаям, которые вредны для здоровья, а также низкая двигательная активность.Практика показывает, что одна вредная привычка порождает другую вредную привычку. Употребление алкоголя, чаще всего, «тянет» за собой курение. При этом, чем интенсивнее употребление спиртного, тем сильнее привычка к курению. К сравнению, если среди непьющих людей курит примерно каждый третий, то среди умеренно пьющих уже более половины, а среди постоянно употребляющих алкоголь курят двое из трех. Таким образом, один порок стимулирует другой [3,6, 10].Если широко подойти к анализу термина о здоровом образе жизни, то очевидно, что данное понятие перекликается с физической культурой. Но убедить молодых людей вести здоровый образ жизни и регулярно заниматься физическими упражнениями только в целях укрепления здоровья не всегда удается. Этосвязано с тем, что большинство из них, зачастую, не задумываются об этом, они считают, что все это им не надо и они и так здоровы.Поэтому для молодежи самой действенной становится пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта как фактора выработки ловкости, мужества, воли и силы.Научнотеоретическую основу представленной работы составляют различные направления физического обучения и воспитания, в том числе и непосредственно связанные с современными педагогическими взглядами на решение проблемы ориентации студентов Дон ГАУ на здоровый образ жизни.В процессе организации спортивных мероприятий формируется отношение студентов к здоровому образу жизни. При этом учитывались следующие педагогические установки:
любая физкультурноспортивная деятельность создает предпосылки для ориентации студентов ДГАУ на здоровый образ жизни как непосредственно в процессе самой деятельности, так и опосредованно через воздействие конкретных, но не постоянных условий, в которых она осуществляется;
физкультурноспортивная деятельность не просто расширяет диапазон двигательных навыков и умений, не только повышает работоспособность и адаптационные возможности организма студентов, ее учебную эффективность, но и, по сути дела, формирует такую степень физического совершенствования, которая обеспечивает потребность в организации здорового образа жизни и способствует совершенствованию любого вида учебнопрофессиональной деятельности будущих специалистов;
воспитательная функция физической культуры и спорта, направленнаяна ориентацию к здоровому образу жизни, в большей степени представлена в системе учебных занятий и спортивной работы, где обеспечивается педагогическое руководство профессиональным, физическим и психическим совершенствованием студенческой молодежи [5,8,12].Однако для эффективности диагностики в процессе формирования ориентации студентов ДГАУ на здоровый образ жизни необходима постоянная обратная связь, индивидуальная работа с каждым студентом в соответствии с полученными результатами обследования. В целом можно отметить, что работа в этом направлении требует более широкого обсуждения и выраженной позиции по данному вопросу профессорскопреподавательского и управленческого состава вуза. Необходимо, чтобы преподаватели сами были носителями достаточно высокого уровня здоровьесберегающей мотивации. Этому могут способствовать различные методические материалы, обсуждение проблемы на научнопрактических конференциях и совещаниях. Важна также и дальнейшая работа над критериями и качествами, которые нужно развивать у студентов.Наряду с мероприятиями медицинского и социальнокультурного характера, важную роль в системе охраны здоровья студентов имеет просветительская, обучающая и воспитательная работа, проводимая, согласно нормативным документам, во всех образовательных учреждениях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.Еще одно современное педагогическое направление обозначено как развитие здоровьесберегающих технологий обучения. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в широком смысле понимаются все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащимся. С точки зрения более узкой, здоровьеохранительной, задачи к здоровьесберегающим относятся педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью студентов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении.Учебный процесс в системе физического воспитания имеет выраженные этапы общеобразовательной и специализированной профессиональной подготовки специалиста. Физическая культура определяется требованиями и положениями Государственного стандарта. На всех уровнях становления специалиста на нее отводится от 9 до 55 % времени (аудиторного, факультативного и самостоятельной работы). Этот показатель намного выше в своем суммарном определении, чем по любым другим дисциплинам, а именно узкопрофессиональным. Сегодня на систему физического воспитания возлагаются общие задачи образовательного процесса и частные задачи дисциплины «физическая подготовка».Все это находит отражение в учебных планах образовательных учреждений, в учебной программе и тематических планах преподавателей Дон ГАУ. Физическая подготовка в системе профессиональной деятельности изучается в течение всего этапа первоначальной подготовки.Внедрение всех перечисленных положений концепций и идей позволяет использовать потенциал средств и методов физического воспитания в процессе профессиональной подготовки специалистов [1,7,9].В процессе формирования у студентов Дон ГАУ ориентации на здоровый образ жизни в процессе физкультурноспортивной деятельности, можно сделать следующие выводы:
содержание и специфика физкультурноспортивной деятельности позволяют раскрыть многие вопросы здорового образа жизни не только с информационной, но и с эмоциональной точки зрения. Раскрывая практически каждую тему по физической культуре, возможно соотносить ее с положениями психологии здоровья человека и организации на этой основе собственного поведения;
если освоение знаний по дисциплине «Физическая культура» в большей мере позволяет формировать умения и способности для физического самосовершенствования, самооценки, самопознания, понимания и организации собственной жизни на принципах здоровьесбережения, то спортивная педагогика как наука о закономерностях педагогического процесса, как практика обучения, воспитания и управления в процессе физкультурноспортивной деятельности позволяет те же проблемы рассматривать в связи с взаимодействием с другими людьми, ответственностью за них и проблемами самосовершенствования;
для реализации здоровьесберегающих технологий в процессе занятий физической культурой и спортом особую роль приобретает личная установка преподавателя не только на сбережение здоровья и безопасность обучающихся, но и развитие их стремлений, потребностей и умений.
Ссылки на источники1. Габибов А.Б., Семенченко В.В. Организация физического воспитания студентов в Дон ГАУ //Вестник Донского государственного аграрного университета. 2015. №13(15) С.2430.2. Корнев В.Г., Пономарева Е.В., Семенченко В.В. Волейбол /учебнометодическое пособие. п. Персиановский, 2010. 114 с.3. Семенченко С.В. История развития коневодства. Породы и их назначение //Методические указания к лабораторнопрактическим занятиямдля студентов факультета ветеринарной медицины специальности 111801.65 "Ветеринария" специализация "Тренинг и болезни лошадей п. Персиановский, 2014. 59 с.4. Габибов А.Б., Семенченко В.В. Физическое воспитание для студентов специальной медицинской группы //Вестник Донского государственного аграрного университета. 2015. №13(15) С.3845.5. Семенченко В.В. Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания //Вестник Донского государственного аграрного университета. 2014. №42(14) С.93101.6. Семенченко В.В., Щеголев Ю.А. Физическое воспитание молодежи с помощью спортивных игр //Научнометодический электронный журнал "Концепт". 2014. Т.26. С.156160.7. Корнев В.Г., Семенченко В.В., Пономарева Е.В. Волейбол. Подготовка судей //Учебнометодическое пособие. п. Персиановский, 2014. Сер. Спортивная библиотечка студента8. Семенченко В.В. Использование теоретических, практических материалов и контрольных нормативов при проведении занятий по физической культуре в Дон ГАУ //В сборнике: Российское образование: проблемы, векторы и ориентиры развития /Материалы международной научнопрактической конференции. пос. Персиановский, 2015. –С.174181.9. Семенченко С.В. Коневодство. Термины и определения //Предназначено для студентов и специалистов отрасли коневодства. п. Персиановский, 2014. 46 с.10. Айтимов А.С., Ахмедов Р.Р., Ахметов Н.М., Бахурец А.П., Билашев Б.А., Дегтярь А.С., Засемчук И.В., Икласова Ж.У., Ихсанов К.А., Нефедова В.Н., Переведенцев Д.А., Савинова А.А., Семенченко С.В. Разработка новых методов, технологий и технических средств в управлении социальноэкономическими системами//коллективная монография /под редакцией С.М. Ахметова. Новосибирск, 2015.11. Семенченко В.В. Волейбол универсальное средство физического воспитания молодежи //Вестник Донского государственного аграрного университета. 2014. №3(13). С.146153.12. Семенченко В.В., Щеголев Ю.А. Пропаганда здорового образа жизни в Донском государственном аграрном университете //В сборнике: Современные технологии сельскохозяйственного производства и приоритетные направления развития аграрной науки /Материалы международной научнопрактической конференции: в 4х томах. п. Персиановский, 2014. С.4548.
Пономарева Елена Владимировна,старший преподаватель кафедры физического воспитания, Донской государственный аграрный университет, п. Персиановский
Луценко Екатерина Юрьевна,преподаватель кафедры физического воспитания, Донской государственный аграрный университет, п. Персиановскийkatya.tsul099@mail.ru
Формирование здорового образа жизни студентов Дон ГАУ физкультурой и спортом
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования здорового образа жизни студентов Дон ГАУ. Установлено, что содержание и специфика физкультурноспортивной деятельности позволяют раскрыть многие вопросы здорового образа жизни не только с информационной, но и с эмоциональной точки зрения студентов. В процессе занятий физической культурой и спортом особую роль приобретает личная установка преподавателя не только на сбережение здоровья и безопасность обучающихся, но и развитие их стремлений, потребностей и умений. Ключевые слова: Физкультура, спорт, здоровый образ жизни, культура здоровья, учащаяся молодежь.
Проблема формирования у молодых людей сознательного отношения к здоровому образу жизни всегда волновала родителей, воспитателей и педагогов еще с древнейших времен. В истории воспитания молодежи известно множество различных форм и методов по этому направлению. С точки зрения современной науки, образ жизни это набор качественных характеристик личности человека, а именно возраст, пол, статус, образование, профессия. Если суммировать все вышесказанные точки зрения по проблеме категории «здоровье» с позиций целостного и комплексного подхода, то на основе этого можно выделить три главных компонента категории «здоровье»: биологический компонент, когда «здоровье» предполагает саморегуляцию организма, наличие гармонии всех физиологических процессов, тем самым способность к адаптации в самых неблагоприятных природных и средовых условиях; социальный компонент, когда здоровье служит мерой социальной адаптации, деятельного отношения человека, как индивида к окружающему обществу; личностный компонент или психологический здоровье это не только сопротивляемость любым заболеваниям, не только состояние личности, но и стратегия жизни человека, которая направлена на адекватное преодоление стрессовых ситуаций [2].По нашему мнению, здоровье представляет собой гармонизацию личности с другими людьми, то есть построение таких отношений, которые бы предупреждали или исключали конфликтные ситуации, а также неконтролируемые эмоции, содержали гармонию с окружающей средой. Учитывая все вышесказанное, можно определить здоровье, как некий системообразующий фактор формирования личности, определяющий ее становление, функционирование и развитие в обществе. Если применять этот подход к личности студента образовательной организации, то можно сделать вывод о том, что здоровье студента представляет собой проявление целостности всех элементов, которые составляют благополучие личности, а именно психологическое, физическое, нравственное. В общем контексте нашего исследования это положение является важным, так как оно подтверждает необходимость здорового и сберегающего воспитания в период адаптации еще вчерашних школьников к условиям студенческой жизни.Первый и важный компонент культуры здоровья студента мотивационноценностный. По отношению к здоровому образу жизни данный компонент отражает уровень формирования потребностномотивационной сферы обучающегося [4,11].Ключевой момент здорового образа жизни обучающегося составляют несколько компонентов: разумный грамотно выстроенный режим отдыха, закаливание и оптимальный двигательный режим, правильное питание, соблюдение правил гигиены, психогигиены. Антиподы здорового образа жизни злоупотребление спиртными напитками, курение, применение наркотических средств, приверженность к различным обрядам и обычаям, которые вредны для здоровья, а также низкая двигательная активность.Практика показывает, что одна вредная привычка порождает другую вредную привычку. Употребление алкоголя, чаще всего, «тянет» за собой курение. При этом, чем интенсивнее употребление спиртного, тем сильнее привычка к курению. К сравнению, если среди непьющих людей курит примерно каждый третий, то среди умеренно пьющих уже более половины, а среди постоянно употребляющих алкоголь курят двое из трех. Таким образом, один порок стимулирует другой [3,6, 10].Если широко подойти к анализу термина о здоровом образе жизни, то очевидно, что данное понятие перекликается с физической культурой. Но убедить молодых людей вести здоровый образ жизни и регулярно заниматься физическими упражнениями только в целях укрепления здоровья не всегда удается. Этосвязано с тем, что большинство из них, зачастую, не задумываются об этом, они считают, что все это им не надо и они и так здоровы.Поэтому для молодежи самой действенной становится пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта как фактора выработки ловкости, мужества, воли и силы.Научнотеоретическую основу представленной работы составляют различные направления физического обучения и воспитания, в том числе и непосредственно связанные с современными педагогическими взглядами на решение проблемы ориентации студентов Дон ГАУ на здоровый образ жизни.В процессе организации спортивных мероприятий формируется отношение студентов к здоровому образу жизни. При этом учитывались следующие педагогические установки:
любая физкультурноспортивная деятельность создает предпосылки для ориентации студентов ДГАУ на здоровый образ жизни как непосредственно в процессе самой деятельности, так и опосредованно через воздействие конкретных, но не постоянных условий, в которых она осуществляется;
физкультурноспортивная деятельность не просто расширяет диапазон двигательных навыков и умений, не только повышает работоспособность и адаптационные возможности организма студентов, ее учебную эффективность, но и, по сути дела, формирует такую степень физического совершенствования, которая обеспечивает потребность в организации здорового образа жизни и способствует совершенствованию любого вида учебнопрофессиональной деятельности будущих специалистов;
воспитательная функция физической культуры и спорта, направленнаяна ориентацию к здоровому образу жизни, в большей степени представлена в системе учебных занятий и спортивной работы, где обеспечивается педагогическое руководство профессиональным, физическим и психическим совершенствованием студенческой молодежи [5,8,12].Однако для эффективности диагностики в процессе формирования ориентации студентов ДГАУ на здоровый образ жизни необходима постоянная обратная связь, индивидуальная работа с каждым студентом в соответствии с полученными результатами обследования. В целом можно отметить, что работа в этом направлении требует более широкого обсуждения и выраженной позиции по данному вопросу профессорскопреподавательского и управленческого состава вуза. Необходимо, чтобы преподаватели сами были носителями достаточно высокого уровня здоровьесберегающей мотивации. Этому могут способствовать различные методические материалы, обсуждение проблемы на научнопрактических конференциях и совещаниях. Важна также и дальнейшая работа над критериями и качествами, которые нужно развивать у студентов.Наряду с мероприятиями медицинского и социальнокультурного характера, важную роль в системе охраны здоровья студентов имеет просветительская, обучающая и воспитательная работа, проводимая, согласно нормативным документам, во всех образовательных учреждениях Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.Еще одно современное педагогическое направление обозначено как развитие здоровьесберегающих технологий обучения. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в широком смысле понимаются все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащимся. С точки зрения более узкой, здоровьеохранительной, задачи к здоровьесберегающим относятся педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью студентов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении.Учебный процесс в системе физического воспитания имеет выраженные этапы общеобразовательной и специализированной профессиональной подготовки специалиста. Физическая культура определяется требованиями и положениями Государственного стандарта. На всех уровнях становления специалиста на нее отводится от 9 до 55 % времени (аудиторного, факультативного и самостоятельной работы). Этот показатель намного выше в своем суммарном определении, чем по любым другим дисциплинам, а именно узкопрофессиональным. Сегодня на систему физического воспитания возлагаются общие задачи образовательного процесса и частные задачи дисциплины «физическая подготовка».Все это находит отражение в учебных планах образовательных учреждений, в учебной программе и тематических планах преподавателей Дон ГАУ. Физическая подготовка в системе профессиональной деятельности изучается в течение всего этапа первоначальной подготовки.Внедрение всех перечисленных положений концепций и идей позволяет использовать потенциал средств и методов физического воспитания в процессе профессиональной подготовки специалистов [1,7,9].В процессе формирования у студентов Дон ГАУ ориентации на здоровый образ жизни в процессе физкультурноспортивной деятельности, можно сделать следующие выводы:
содержание и специфика физкультурноспортивной деятельности позволяют раскрыть многие вопросы здорового образа жизни не только с информационной, но и с эмоциональной точки зрения. Раскрывая практически каждую тему по физической культуре, возможно соотносить ее с положениями психологии здоровья человека и организации на этой основе собственного поведения;
если освоение знаний по дисциплине «Физическая культура» в большей мере позволяет формировать умения и способности для физического самосовершенствования, самооценки, самопознания, понимания и организации собственной жизни на принципах здоровьесбережения, то спортивная педагогика как наука о закономерностях педагогического процесса, как практика обучения, воспитания и управления в процессе физкультурноспортивной деятельности позволяет те же проблемы рассматривать в связи с взаимодействием с другими людьми, ответственностью за них и проблемами самосовершенствования;
для реализации здоровьесберегающих технологий в процессе занятий физической культурой и спортом особую роль приобретает личная установка преподавателя не только на сбережение здоровья и безопасность обучающихся, но и развитие их стремлений, потребностей и умений.
Ссылки на источники1. Габибов А.Б., Семенченко В.В. Организация физического воспитания студентов в Дон ГАУ //Вестник Донского государственного аграрного университета. 2015. №13(15) С.2430.2. Корнев В.Г., Пономарева Е.В., Семенченко В.В. Волейбол /учебнометодическое пособие. п. Персиановский, 2010. 114 с.3. Семенченко С.В. История развития коневодства. Породы и их назначение //Методические указания к лабораторнопрактическим занятиямдля студентов факультета ветеринарной медицины специальности 111801.65 "Ветеринария" специализация "Тренинг и болезни лошадей п. Персиановский, 2014. 59 с.4. Габибов А.Б., Семенченко В.В. Физическое воспитание для студентов специальной медицинской группы //Вестник Донского государственного аграрного университета. 2015. №13(15) С.3845.5. Семенченко В.В. Волейбол как вид спорта и средство физического воспитания //Вестник Донского государственного аграрного университета. 2014. №42(14) С.93101.6. Семенченко В.В., Щеголев Ю.А. Физическое воспитание молодежи с помощью спортивных игр //Научнометодический электронный журнал "Концепт". 2014. Т.26. С.156160.7. Корнев В.Г., Семенченко В.В., Пономарева Е.В. Волейбол. Подготовка судей //Учебнометодическое пособие. п. Персиановский, 2014. Сер. Спортивная библиотечка студента8. Семенченко В.В. Использование теоретических, практических материалов и контрольных нормативов при проведении занятий по физической культуре в Дон ГАУ //В сборнике: Российское образование: проблемы, векторы и ориентиры развития /Материалы международной научнопрактической конференции. пос. Персиановский, 2015. –С.174181.9. Семенченко С.В. Коневодство. Термины и определения //Предназначено для студентов и специалистов отрасли коневодства. п. Персиановский, 2014. 46 с.10. Айтимов А.С., Ахмедов Р.Р., Ахметов Н.М., Бахурец А.П., Билашев Б.А., Дегтярь А.С., Засемчук И.В., Икласова Ж.У., Ихсанов К.А., Нефедова В.Н., Переведенцев Д.А., Савинова А.А., Семенченко С.В. Разработка новых методов, технологий и технических средств в управлении социальноэкономическими системами//коллективная монография /под редакцией С.М. Ахметова. Новосибирск, 2015.11. Семенченко В.В. Волейбол универсальное средство физического воспитания молодежи //Вестник Донского государственного аграрного университета. 2014. №3(13). С.146153.12. Семенченко В.В., Щеголев Ю.А. Пропаганда здорового образа жизни в Донском государственном аграрном университете //В сборнике: Современные технологии сельскохозяйственного производства и приоритетные направления развития аграрной науки /Материалы международной научнопрактической конференции: в 4х томах. п. Персиановский, 2014. С.4548.