Из опыта работы с художественными фильмами на уроках немецкого языка

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мартюшова Е. В. Из опыта работы с художественными фильмами на уроках немецкого языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S3. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13529.htm.
Аннотация. В статье представлены рекомендации по организации работы с художественными фильмами на уроках немецкого языка для учащихся старших классов и студентов младших курсов. Мы приводим задания, которые могут быть полезны в данной работе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мартюшова Елена Валерьевна,кандидат филологических наук, доценткафедры германской филологии гуманитарного института филиала ФГАОУВПО «СеверныйАрктическийфедеральныйуниверситет им.М.В.Ломоносова»,г. Северодвинскegmara@mail.ru

Из опыта работы с художественными фильмамина уроках немецкого языка

Аннотация.В статье представлены рекомендации по организации работы с художественными фильмами науроках немецкого языка для учащихся старших классов и студентов младших курсов. Мы приводим задания, которые могут быть полезны в данной работе.Ключевые слова: фильм, немецкий язык, упражнения.

Использование художественных фильмов на уроках немецкого языка (практика речи) является одним из универсальных средств, способствующих формированию ряда важнейших компетенций, а именно: социальной, когнитивной, межкультурнойи других.Об этом уже говорилось неоднократно, в частности на страницах журнала «Концепт» [1].Понимание фильма, анализ показанных событий, речи персонажей, сюжетной линии, проектная работа по мотивам просмотренного фильма апеллируют к умениям и навыкам, приобретённым учащимися в процессе обучения иностранному языку. Также, при правильном подборе материала и грамотной организации работы художественный фильм на уроке немецкого языка повысит мотивацию студентов, а также будет способствовать решению задач и достижению целей в рамках учебного плана.При правильном выборе фильма необходимо учитывать ряд моментов. Вопервых, он должен соответствовать программной тематике курса иностранного языка. Необходимо задать себе вопрос: отработка и закрепление какого лексического материала требует работы с данным фильмом? Целесообразно ли включать его в урок? Нет ли более эффективного средства для достижения поставленных целей? Вовторых, соответствует ли фильм уровню подготовки целевой группы? Способны ли студенты его воспринять и работать с ним? Речь идёт, в первую очередь о способности обучающихся воспринимать иноязычную речь на слух и об их словарном запасе. Поскольку фильм, где на урок работает только визуальный ряд, поскольку изза быстрой или невнятной речи актёров и большого количества жаргонной или диалектной лексики студенты вынуждены анализировать лишь смену планов и мимику персонажей, не принесёт пользы или, скорее всего, будет даже вреден. Постоянные трудности с пониманием и, как результат, неспособность выполнить элементарные задания приведут к быстрой усталости студентов и потере мотивации к обучению. Тут мы хотели бы порекомендовать уделить особое внимание тому, чтобы фильм был аутентичным, в нашем случае, снятым на немецком языке. Мы сознательно не пишем «снятым в Германии», поскольку известно, что ряд современных немецких фильмов снимется с участием немецких актёров на английском языке, чтобы быть конкурентоспособными в европейском пространстве. Для внутреннего проката их потом переводят на немецкий язык. Фильмы, где артикуляция не совпадает с немецким языком, уступают по эффективности немецкоязычным, так как понять такую речь сложнее. Естественно, артикуляция не учитывается, когда мы выбираем мультипликационный фильм. Немаловажным моментом является также продолжительность фильма. В последнее время фильмы становятся всё длиннее, могут идти долее двух часов. На наш взгляд, наиболее оптимальны фильмы длительностью от 60 до 90 минут. Идеальным вариантом являются короткометражные фильмы.Работа с художественным фильмом может включать в себя два или три основных этапа. Это блок предваряющих текст упражнений, блок заданий, выполнение которых предусматривается во время фильма, в перерывах между структурными частями или после узловых моментов. Третий этап составляют упражнения после просмотра фильма. Наш многолетний опыт показывает, что наиболее эффективна работа по схеме «упражнения ‬просмотр фильма ‬упражнения». Промежуточный этап сводится зачастую к пересказу студентами просмотренных фрагментов по цепочке, что помогает сориентироваться тем, кто в силу ряда причин упустил какието подробности и не так понял происходящее. Наличие таких «минипересказов» помогает быстро и чётко перейти к заданиям после просмотра фильма, не теряя времени на пространные объяснения для тех, кто неверно понял сюжет. Рассмотрим оставшиеся два этапа подробнее.Задания перед просмотром фильмаИтак, этот блок заданий предполагает анализ информации о фильме. Это могут быть следующие задания.1. Назовите ассоциации со словом или словосочетанием, являющимся названием фильма.2. Опишите ситуации, типичные для понятий, входящих в перечень ассоциаций. Например, если это предмет, то, как его используют; если эмоция, то когда она обычно возникает и так далее.3. Предположите, о чём будет идти речь в фильме, обоснуйте свой ответ.4. Напишите краткий «сценарий» фильма с этим названием, 10‬15 предложений. Это задание подходит для работы в группах (3‬4 человека).5. Проанализируйте обложку диска. Производитель обычно размещает там фотографию главного герояили главных героев, имена режиссёра, актёров. Можно предложить студентам описать людей (внешность: черты лица, особенности телосложения, одежда; возраст; предполагаемая профессия и т.д.). Также рекомендуем предложить сообщить известную информацию об актёрах и режиссёре.Упражнения данного блока являются подготовительными перед просмотром фильма, поэтому считаем целесообразным включить в их число несколько заданий, содержащих новую для студентов лексику, являющуюся ключевой для понимания фильма. Можно предложить привестидефиниции этих слов, подобрать к ним синонимыили антонимы, составить с ними предложения иливопросы для других членов группы и т.д. Если в фильме упоминаются реалии, значимые для сюжета исторические события или лица, их также можно «вплести» в канву заданий этого блока. Последнее особенно необходимо в рамках лингвострановедческого подхода.Задания после просмотра фильмаКомпановка этого блока упражнений зависит от конкретных задач и целей урока. Мы можем предложить следующие варианты заданий.1. Назовите имена героев фильма, опишите их.2. К кому из персонажей фильма подходит данное описание? (привести описание внешности действующих лиц фильма).3. Кто из персонажей фильма поступил следующим образом … (перечисление действий в виде словосочетаний с глаголом); опишите ситуацию, когда было совершено это действие.Кто из персонажей фильма произнёс … (далее идёт перечень фраз, являющихся ключевыми для понимания сюжета фильма, мотивов действия героев); опишите ситуацию, когда и кому персонаж сказал это.5. Ответьте на вопросы к содержанию фильма.6. Продолжите предложения (даны предложения, отражающие содержание фильма, но они написаны не до конца).7. Выберите из предложенного перечня утверждения, которые соответствуютили не соответствуют содержанию фильма.8. Напишите письмо сценаристуили режиссёру фильма со своими впечатлениями от просмотра, задайте ему вопросы по содержанию фильма.9. Напишите письмо от одного персонажа фильма другому, опишите в нём чувства автора, задать вопросы и т.д.10. Напишите дневник от лица одного из персонажей фильма. Причём дневник может охватывать как период, показанный в фильме, так и несколько днейили месяцев до или после него. Для всех письменных заданий обязательным условием будет использование лексики из фильма.11. Составьте и драматизируйте диалог между персонажами А и Б, который был лишь упомянут, но не показан в фильме.12. Измените конец фильма. Придумайте как можно большее количество вариантов. Объясните, при каких условиях они могли бы быть возможными. При выполнении этого задания будет целесообразно повторить такой грамматический материал как конъюнктив.13. Расскажите содержание фильма с точки зрения других персонажей (второстепенных, противопоставленных герою илигероям). Объясните мотивы их поступков, проанализируйте их душевное состояние и т.д.14. Включите себя в число героев фильма и измените содержание, учитывая наличие нового персонажа.15. Напишите рецензию на фильм, в которой упомяните все его, на Ваш взгляд, сильные и слабые стороны. Аргументируйте собственное мнение.16. Ответьте на рецензию о фильме. Например, в форме письма зрителя.17. Подготовьте интервью с персонажами фильма. В качестве персонажей выступают студенты группы и отвечают на вопросы, исходя из собственной роли.18. Подготовьте коллаж по содержанию фильма или некоторых, особенно запоминающихся его частей (работа в группе из 3‬4х человек). Представьте его остальным студентам, ответьте на их вопросы по коллажу.19. Изготовьте афишу фильма. Прокомментируйте выбор изображённых объектов (работа в группе из 3‬4х человек). При выполнении данного задания следует также учитывать задачи афиши как рекламного объекта.20. Заполните пропуски в тексте с кратким содержанием фильма.21. Расскажите по цепочке содержание фильма (один студент формулирует по два предложения).22. Расположите в правильном порядке основные этапы фильма.23. Напишите краткое изложение содержания фильма в настоящем времени и простыми предложениями.24. Назовите показанные в фильме реалии (достопримечательности, географические объекты). Что Вы можете о них рассказать.25. Если события перенести в Россию, что изменится в показанной истории? Расскажите об этом.Расскажите, кто из персонажей Вам больше всего понравился. Аргументируйте свой ответ.27. Какой персонаж фильма Вамкажется наименее правдоподобным? Обоснуйте Ваше мнение.28. Если бы Вам предложили снять продолжение этого фильма, то как в нём могли бы развиваться события? Почему?29. Игровое задание «Кто ты из фильма (первый вариант)»: Один студент выходит из аудитории. Другие договариваются о том, каким персонажем он будет. Когда вышедший возвращается, остальные студенты группы по очереди начинают задавать ему вопросы, в которых спрашивают его, почему он поступил так, а не иначе. По этим вопросам он должен угадать, каким персонажем из фильма является.30. Игровое задание «Кто ты из фильма (второй вариант)»: Один студент выходит из аудитории. Остальные договариваются о том, каким персонажем он будет. Когда он возвращаются, другие студенты по очереди высказываются, начиная ответ словами «AndeinerStelle…». Это должно натолкнуть его на мысль о том, какого персонажа он изображает.Это лишь немногие задания из тех, которые мы могли бы порекомендовать. Здесь не упомянуты различные лексические игры и задания, требующие приведения дефиниций, работы с карточками, текстами, составленными на основе фильма. Материал фильма может стать основой для полилогов, инсценировок, дискуссий, токшоу. По событиям фильма учащимися могут быть подготовлены презентации, сняты собственные маленькие фильмы и так далее.Единственное, о чём мы уже упоминали, не следует забывать о целях и задачах урока и перегружать его дополнительными заданиями. Пусть их будет не очень много, но они оптимально будут способствовать усвоению учебного материала и формированию необходимых навыков и компетенций.В качестве иллюстрации хотелось бы привести небольшой фрагмент урока, посвящённого работе с фильмом «DerkleineEisbär».

VordemFilmsehen:Aufgabe1.DerFilmheißt «Der kleineEisbär». VermutenSie, wovonindiesemFilmdieRede sein könnte? Wo und in welcher Zeitperiode könnte sich die Handlung abspielen? Begründen Sie Ihre Meinung!Aufgabe 2.Arbeiten Sie zu zweit oder zu dritt. Stellen Sie sich vor: Sie haben einen Auftrag bekommen, einen Film mit Eisbären als Hauptfigur zu drehen. Dafür brauchen Sie ein Drehbuch zu schreiben. Machen Sie das! Aber nicht ausführlich, sondern mit Stichwörtern!Aufgabe 3.Was wissen Sie über das Leben der Eisbären? Äußern Sie sich zu diesem Thema!Nach dem Filmsehen:Aufgabe 1.In wie viele Fragmente würden Sie diesen Film einteilen? Wie könnten sie betitelt werden? Begründen Sie Ihre Meinung.Aufgabe 2.Beschreiben Sie und charakterisieren Sie folgende Gestalten:Mika, Lars, Greta, Kalle, Sopho, Caruso, Hippo, Drago, Lena, Orca, Manili.Aufgabe 3.Wer von den handelnden Personen hatte einen Sohnhat versucht, einen Fisch zu fangenwar immer depressiv gestimmtschenkte seinem neuen Freund einen Fischbellte lautmachte nur Stressschwamm in einem Fassbetrachtete Abend für Abendherrlichen Sonnenuntergangaß Fischstäbchen gernwar furchtbar gefährlichversteckte sich in einem alten Schiffhat auf der Schneefläche einen Eisbären und eine Robbe gezeichnetkonnte nicht singenbat Lars um Hilfehatte einen merkwürdigen Traum gesehenBeschreiben Sie kurz die passenden Szenen aus dem Film!:Aufgabe 4.Beantworten Sie die Fragen:1. Was machte Mika, als er von der Geburt seines Sohnes erfuhr?2. Was für ein Problem hatte Lars?3. Wie hat Lars Robby kennen gelernt?4. Warum traute das alte Walross seinen Augen nicht?5. Wie hat Lars‱ Vater verstanden, was für einen Freund sein Sohn hat?6. Warum waren 3 Eisbären so böse?7. Was fand Lars in einem verlassenen Schiff?8. Wovon sprach Mika mit seinem Sohn?9. Wohin wollte Lars fahren?10. Wer machte Lemminge glücklich? Wie?11. Wie haben Bären und Robben ihr Problem gelöst?12. Was geschah eines Tages, als es schneite?13. Warum kletterte Robby auf den Möwenfelsen?14. Was wünschte Hippo dem Lars, als er nach Hause abflog?15. Wer besuchte den einschlafenden Lars spät am Abend? Warum?16. Warum miaute die Katze so traurig?17. Was für einen Ausflug und mit welchem Ziel machten Lars und Robby?18. Wozu rief die Großmutter ihre Enkelin?19. Was bedeutet „alte Spielregeln‮?20. Was unterbrach die Jagd?21. Was für einen Plan hatte Lars?22. Womit endet die Geschichte?Aufgabe 5.Wie könnten Sie den Inhalt des Films aus der Perspektive von Caruso, Hippo, Drago erzählen? Begründen Sie Ihre Meinung!Aufgabe 6.Schreiben Sie die kurze Inhaltswiedergabe des Films im Präsens.

Ссылкинаисточники1.Айвазова В. В. Психологические и дидактические особенности использования видео на занятиях иностранного языка // Концепт: научнометодический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». ‬Апрель 2012, ART 1236. ‬Киров, 2012 г. ‬URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1236.htm.

Martyushova Elena,Candidate of philological sciences, associate professor ofGerman Philology chair in the Humanitarian Institute, branch of the Northern Arctic Federal University after M.V.Lomonosovin the town of Severodvinsk, Archangelsk Region

egmara@mail.ruFrom the experience of work with the artistic filmsSummary: The article presents recommendations on organization of the work with the artistic films atthe German language lessons for the pupils of senior classes and freshmen and sophomores of institutions of higher education. We give task examples, useful for such type of work.Keywords:the film, the German language, exercises.

Рекомендовано к публикации: Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»