Подготовка будущих учителей к личностно-ориентированному образованию школьников
Международная
публикация
Выпуск:
ART 13545
УДК
371.132
:
378.14
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Русинова
М.
М. Подготовка будущих учителей к личностно-ориентированному образованию школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № S5. – С.
21–25. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13545.htm.
Аннотация. Реформа высшего педагогического образования и реализация идей личностно-ориентированной образовательной парадигмы требуют новых подходов к подготовке педагогических кадров.
Ключевые слова:
педагогическая практика, дифференциация, индивидуализация, профессионально- педагогическое образование, диагностические умения, прогностические умения, конструктивные умения
Текст статьи
Русинова Маргарита Маратовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личностиФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», Таганрогmargaritarusinova@yandex.ru
Подготовка будущих учителей к личностноориентированному образованию школьников
Аннотация.Реформа высшего педагогического образования и реализация идей личностноориентированной образовательной парадигмы требуют новых подходов к подготовке педагогических кадров.Ключевые слова: индивидуализация, дифференциация, профессиональнопедагогическое образование, педагогическая практика, диагностическиеумения, прогностическиеумения,конструктивные умения.
Важнейшим фактором изменения российского социуманачалаXXIвекаявляется реформапедагогического образования. Реформа высшего педагогического образования включает разработку нового содержания и структуры подготовки педагогических кадров, создание новых типов учебных заведений, а также модернизацию системы подготовки специалистов в области высшего педагогического образования.Проблема профессиональнопедагогической подготовки учителя стала вызывать дополнительный интерес еще и в связи с выдвижением личностно ориентированной парадигмы образования. Проблема личностно ориентированного обучения в последние годы являлась предметом специальных исследований И.С.Якиманской, В.В.Серикова, Е.В.Бондаревской и др.Личностно ориентированное обучение в педагогической науке и практике составляет область гуманистической педагогической культуры, главными приоритетами которой выступают следующие компоненты: личностный смысл жизни ребенка и его учебной деятельности, индивидуальные способности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности; педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог учителя и ученика. В числе задач профессиональнопедагогического образования усиление внимания к личностному развитию учащихся в процессе обучения стоит на первом месте. Педагогика последних десятилетий все более акцентирует внимание на индивидуальности растущего человека в процессе его образования. Так, Е.С. Рабунский на основе изучения личностных факторов пришел к выводу о том, что индивидуализация должна осуществляться с учетом: уровня успеваемости обучающихся, уровня познавательной самостоятельности и их познавательных интересов» [1].И.Э.Унт за основу индивидуализации берет семь личностных качеств: обученность, обучаемость, умение самостоятельно работать, умение с нужной скоростью и пониманием читать текст, специальные способности, познавательный интерес и отношение к труду [2].И.С.Якиманскаявыделяя основные положения личностно ориентированного обучения, отмечает: «Реализация личностно ориентированной системы обучения требует смены «векторов» в педагогике:от обучения как нормально построенного процесса (и в этом смысле жестко регламентированного), к учению как индивидуальной деятельности школьника ,её коррекции и педагогической поддержке. Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познаний совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность» [3].В целом, анализ научных исследований по проблематике личностно ориентированного образования выявляет следующую направленность проблем профессиональной подготовки будущих учителей: разработка содержания и структуры профессиональной подготовки учителя к психологопедагогическому изучению школьников; определение оптимальных педагогических условий, обеспечивающих такую подготовку; выявление необходимых знаний и умений, которыми должны владеть учителя, реализующие личностно ориентированное обучение; определение готовности учителя к реализации личностно ориентированного обучения как интегративной проблемы, требующей выявления взаимосвязей педагогических, психологических и методических дисциплин.
Очевидно, что профессиональная подготовка учителя к проведению личностно ориентированных уроков возможна лишь при условии интеграции необходимых предметных, педагогических, психологических и методических знаний и умений.Однимиз решений этой проблемы может стать включение в содержание психологопедагогических и методических дисциплин специальным образом спланированных занятий и отдельных систем заданий.Все имеющиеся в педагогической и методической литературе разработки примерных плановконспектов уроков имеют существенный недостаток: они не всегда учитывают специфику учебного материала, подготовленность молодых учителей и дают лишь общие рекомендации, направленные на индивидуализацию и дифференциацию обучения учащихся.Вместе с тем, опыт руководства педагогической практикой показывает, что студентам –будущим учителямв процессе подготовки к уроку проще сформулировать общие дидактические, воспитательные и развивающие цели учебного процесса. При этом конкретизация и формулировка индивидуализированных целей урока,как правило,вызывает у будущих учителей определенные затруднения.Второе существенное затруднение возникает у студентовв связи с необходимостью учета индивидуальных, групповых, коллективных форм работы на уроке и их умелого сочетания.Для предупреждения и преодоления первой группы затруднений проводится работа по обучению студентов умениюформулировать при планировании урока как общие, так и индивидуализированные цели обучения. Для этого студентам предлагается на примерах двух–трех конкретных планов уроков разработать свой планконспект урока, в котором должны быть отражены как общие, так и индивидуализированные цели урока.Например, при составлении конспекта урока по математике на тему «Задачи на встречное движение»студенты параллельно должны сформулировать указанныецели урока. В планеконспекте урока это может выглядеть следующим образом:Общие образовательные цели урока: закрепить знание зависимости между величинами: скорость, время, расстояние;закрепить умения учащихся решать задачи на встречное движение;продолжить работу по закреплению умения иллюстрировать задачи такого типа с помощью чертежа.Индивидуализация образовательных целей:для повторения зависимостей между скоростью, временем и расстоянием использовать соответствующие таблицы для Светы Н., Вити Н.;разработать для этой группы учащихся индивидуальные задания на карточках;оказать дозированную помощь при решении задачи Свете Н. и Оле Ж. для развития у них умения осознавать зависимость между величинами;для группы сильных учащихся Тани К., Юли М., Бори В. усложнить работу над задачей путем составления обратных задач к заданной;Общие воспитательные цели:формировать навыки работы в парах и группах, уделяя особое внимание учащимся, испытывающим трудности в общении: Алеше З., Кате М.,Васе Н.;воспитывать культуру труда на уроке;прививать навыки общения.Индивидуализация воспитательных целей:воспитывать у Алеши З. и Лены М. внимательность и умение слушать объяснения учителя и ответы одноклассников,соблюдать культуру труда на уроке: аккуратность в записях, уважение к одноклассникам.Общие развивающие цели:развивать логическое мышление и математическую речь учащихся;развивать умение решать задачи;развитие геометрическихпредставлений учащихся.Индивидуализация развивающих целей:дляАлеши З. предусмотреть работу в паре с хорошо успевающим Сашей Т., который может служить интеллектуальным лидером.для Миши В. разработать карточку с сопутствующими указаниями инструкциями в целях создания ситуации успеха. для Сережи С. подобратьиндивидуальное задание со вспомогательными вопросами в целях развития желания работать на уроке и преодоления интеллектуальной пассивности.для Марины С. в целях развития умения критично оценивать свою работу предложить карточку с заданием, предусматривающим свободный выбор решения.В планеконспекте урока в описание хода урока должны быть включены приемы индивидуализации и дифференциации обучения по реализации отмеченных целей. Следует отметить, что на начальном этапе обучения планированию уроков студенты составляют конспекты отдельных, наиболее несложных в методическом отношении фрагментов урока: устного счета, вторичного закрепления изученного материала, повторения, а затем переходят к планированию целого урока.Отмеченные затруднения студентов в выборе той илииной формы учебной деятельности (коллективной, групповой, индивидуальной) на конкретном этапе урока и умелом сочетании этих форм работы требуют включения в процесс подготовки студентов к индивидуализации и дифференциации обучения отдельных приемов, направленных на предупреждение и устранение этих затруднений.В связи с этим при планировании урока и составлении его конспекта от студентов требуется дополнительно определить форму учебной деятельности на том или ином этапе урока (коллективной, групповой, индивидуальной). Такой выбор должен быть обоснован структурой класса, характером изучаемого материала, местом урока в структуре общей темы и т.д.В период прохождения активной педагогической практики, приобретенные ранее умения должны закрепляться.Такая организация работы ставит будущих учителейв ситуацию, которая требует от них активного и совокупного использования специальных, психологопедагогических и методических знаний.Другой эффективной формой работы, направленной на формирование у будущих учителей готовности к проведению личностно ориентированных уроков, могут выступать интегрированные занятия по педагогике, психологии и частным методикам, например, по теме «Применение индивидуального подхода при обучении младших школьников математике» Цели занятия:
формирование умений, связанных с применением индивидуального подхода при обучении младших школьников математике;ознакомление будущих учителей с методическими приемами, позволяющими осуществлять индивидуальный подход на уроках математики.На таких занятияхосуществляется трансформация дидактических и психологических знаний в методику преподавания математики с целью выбора оптимальных приемов личностно ориентированного обучения математике младших школьников в гетерогенном классе.При проведении практических занятий по курсу «Методика преподавания математики» студентам предлагаются творческие конструктивные задания вида:разработать дифференцированные учебные задания по теме «Решение арифметических задач» и проанализировать их с точки зрениясложности, объема и степени оказываемой помощи;составить разноуровневые проверочные работы для учащихся трех групп (сильной, средней, слабой);разработать самоиндивидуализированные задания, предоставляющие возможность их выбора учащимися;составить индивидуальные домашние задания (по заданной теме для определенных групп учащихся).Включение в процесс профессиональной подготовки подобных форм работы закладывает основы готовности к индивидуализации и дифференциации обучения, способствует формированию диагностических, прогностических и конструктивных умений у будущих учителей и нацеливает их на творческую профессиональную деятельность.
Ссылки на источники1.Рабунский Б.С.Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. –М.: Педагогика, 1975. –184 с.2.Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. –М.: Педагогика, 1990. –192с. 3.ЯкиманскаяИ. С. Личностноориентированноеобучениевсовременнойшколе. –М.: Сентябрь, 1996. –95с.
Rusinova Margarita,candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the chair of pedagogics and psychology of personality, Taganrog state pedagogical Institute named after A.P. Chekhov, Taganrogmargaritarusinova@yandex.ruPreparation of the future teachers to personality oriented education of school childrenAbstract.The Reform of the higher pedagogical education and realization of the ideas of personality oriented educational paradigm require new approaches to the preparation of the pedagogical staff.Keywords:individualization and differentiation, professionalpedagogical education, pedagogical practice, diagnostic, prognostic and design skills.
Рекомендовано к публикации: Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Подготовка будущих учителей к личностноориентированному образованию школьников
Аннотация.Реформа высшего педагогического образования и реализация идей личностноориентированной образовательной парадигмы требуют новых подходов к подготовке педагогических кадров.Ключевые слова: индивидуализация, дифференциация, профессиональнопедагогическое образование, педагогическая практика, диагностическиеумения, прогностическиеумения,конструктивные умения.
Важнейшим фактором изменения российского социуманачалаXXIвекаявляется реформапедагогического образования. Реформа высшего педагогического образования включает разработку нового содержания и структуры подготовки педагогических кадров, создание новых типов учебных заведений, а также модернизацию системы подготовки специалистов в области высшего педагогического образования.Проблема профессиональнопедагогической подготовки учителя стала вызывать дополнительный интерес еще и в связи с выдвижением личностно ориентированной парадигмы образования. Проблема личностно ориентированного обучения в последние годы являлась предметом специальных исследований И.С.Якиманской, В.В.Серикова, Е.В.Бондаревской и др.Личностно ориентированное обучение в педагогической науке и практике составляет область гуманистической педагогической культуры, главными приоритетами которой выступают следующие компоненты: личностный смысл жизни ребенка и его учебной деятельности, индивидуальные способности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности; педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог учителя и ученика. В числе задач профессиональнопедагогического образования усиление внимания к личностному развитию учащихся в процессе обучения стоит на первом месте. Педагогика последних десятилетий все более акцентирует внимание на индивидуальности растущего человека в процессе его образования. Так, Е.С. Рабунский на основе изучения личностных факторов пришел к выводу о том, что индивидуализация должна осуществляться с учетом: уровня успеваемости обучающихся, уровня познавательной самостоятельности и их познавательных интересов» [1].И.Э.Унт за основу индивидуализации берет семь личностных качеств: обученность, обучаемость, умение самостоятельно работать, умение с нужной скоростью и пониманием читать текст, специальные способности, познавательный интерес и отношение к труду [2].И.С.Якиманскаявыделяя основные положения личностно ориентированного обучения, отмечает: «Реализация личностно ориентированной системы обучения требует смены «векторов» в педагогике:от обучения как нормально построенного процесса (и в этом смысле жестко регламентированного), к учению как индивидуальной деятельности школьника ,её коррекции и педагогической поддержке. Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познаний совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность» [3].В целом, анализ научных исследований по проблематике личностно ориентированного образования выявляет следующую направленность проблем профессиональной подготовки будущих учителей: разработка содержания и структуры профессиональной подготовки учителя к психологопедагогическому изучению школьников; определение оптимальных педагогических условий, обеспечивающих такую подготовку; выявление необходимых знаний и умений, которыми должны владеть учителя, реализующие личностно ориентированное обучение; определение готовности учителя к реализации личностно ориентированного обучения как интегративной проблемы, требующей выявления взаимосвязей педагогических, психологических и методических дисциплин.
Очевидно, что профессиональная подготовка учителя к проведению личностно ориентированных уроков возможна лишь при условии интеграции необходимых предметных, педагогических, психологических и методических знаний и умений.Однимиз решений этой проблемы может стать включение в содержание психологопедагогических и методических дисциплин специальным образом спланированных занятий и отдельных систем заданий.Все имеющиеся в педагогической и методической литературе разработки примерных плановконспектов уроков имеют существенный недостаток: они не всегда учитывают специфику учебного материала, подготовленность молодых учителей и дают лишь общие рекомендации, направленные на индивидуализацию и дифференциацию обучения учащихся.Вместе с тем, опыт руководства педагогической практикой показывает, что студентам –будущим учителямв процессе подготовки к уроку проще сформулировать общие дидактические, воспитательные и развивающие цели учебного процесса. При этом конкретизация и формулировка индивидуализированных целей урока,как правило,вызывает у будущих учителей определенные затруднения.Второе существенное затруднение возникает у студентовв связи с необходимостью учета индивидуальных, групповых, коллективных форм работы на уроке и их умелого сочетания.Для предупреждения и преодоления первой группы затруднений проводится работа по обучению студентов умениюформулировать при планировании урока как общие, так и индивидуализированные цели обучения. Для этого студентам предлагается на примерах двух–трех конкретных планов уроков разработать свой планконспект урока, в котором должны быть отражены как общие, так и индивидуализированные цели урока.Например, при составлении конспекта урока по математике на тему «Задачи на встречное движение»студенты параллельно должны сформулировать указанныецели урока. В планеконспекте урока это может выглядеть следующим образом:Общие образовательные цели урока: закрепить знание зависимости между величинами: скорость, время, расстояние;закрепить умения учащихся решать задачи на встречное движение;продолжить работу по закреплению умения иллюстрировать задачи такого типа с помощью чертежа.Индивидуализация образовательных целей:для повторения зависимостей между скоростью, временем и расстоянием использовать соответствующие таблицы для Светы Н., Вити Н.;разработать для этой группы учащихся индивидуальные задания на карточках;оказать дозированную помощь при решении задачи Свете Н. и Оле Ж. для развития у них умения осознавать зависимость между величинами;для группы сильных учащихся Тани К., Юли М., Бори В. усложнить работу над задачей путем составления обратных задач к заданной;Общие воспитательные цели:формировать навыки работы в парах и группах, уделяя особое внимание учащимся, испытывающим трудности в общении: Алеше З., Кате М.,Васе Н.;воспитывать культуру труда на уроке;прививать навыки общения.Индивидуализация воспитательных целей:воспитывать у Алеши З. и Лены М. внимательность и умение слушать объяснения учителя и ответы одноклассников,соблюдать культуру труда на уроке: аккуратность в записях, уважение к одноклассникам.Общие развивающие цели:развивать логическое мышление и математическую речь учащихся;развивать умение решать задачи;развитие геометрическихпредставлений учащихся.Индивидуализация развивающих целей:дляАлеши З. предусмотреть работу в паре с хорошо успевающим Сашей Т., который может служить интеллектуальным лидером.для Миши В. разработать карточку с сопутствующими указаниями инструкциями в целях создания ситуации успеха. для Сережи С. подобратьиндивидуальное задание со вспомогательными вопросами в целях развития желания работать на уроке и преодоления интеллектуальной пассивности.для Марины С. в целях развития умения критично оценивать свою работу предложить карточку с заданием, предусматривающим свободный выбор решения.В планеконспекте урока в описание хода урока должны быть включены приемы индивидуализации и дифференциации обучения по реализации отмеченных целей. Следует отметить, что на начальном этапе обучения планированию уроков студенты составляют конспекты отдельных, наиболее несложных в методическом отношении фрагментов урока: устного счета, вторичного закрепления изученного материала, повторения, а затем переходят к планированию целого урока.Отмеченные затруднения студентов в выборе той илииной формы учебной деятельности (коллективной, групповой, индивидуальной) на конкретном этапе урока и умелом сочетании этих форм работы требуют включения в процесс подготовки студентов к индивидуализации и дифференциации обучения отдельных приемов, направленных на предупреждение и устранение этих затруднений.В связи с этим при планировании урока и составлении его конспекта от студентов требуется дополнительно определить форму учебной деятельности на том или ином этапе урока (коллективной, групповой, индивидуальной). Такой выбор должен быть обоснован структурой класса, характером изучаемого материала, местом урока в структуре общей темы и т.д.В период прохождения активной педагогической практики, приобретенные ранее умения должны закрепляться.Такая организация работы ставит будущих учителейв ситуацию, которая требует от них активного и совокупного использования специальных, психологопедагогических и методических знаний.Другой эффективной формой работы, направленной на формирование у будущих учителей готовности к проведению личностно ориентированных уроков, могут выступать интегрированные занятия по педагогике, психологии и частным методикам, например, по теме «Применение индивидуального подхода при обучении младших школьников математике» Цели занятия:
формирование умений, связанных с применением индивидуального подхода при обучении младших школьников математике;ознакомление будущих учителей с методическими приемами, позволяющими осуществлять индивидуальный подход на уроках математики.На таких занятияхосуществляется трансформация дидактических и психологических знаний в методику преподавания математики с целью выбора оптимальных приемов личностно ориентированного обучения математике младших школьников в гетерогенном классе.При проведении практических занятий по курсу «Методика преподавания математики» студентам предлагаются творческие конструктивные задания вида:разработать дифференцированные учебные задания по теме «Решение арифметических задач» и проанализировать их с точки зрениясложности, объема и степени оказываемой помощи;составить разноуровневые проверочные работы для учащихся трех групп (сильной, средней, слабой);разработать самоиндивидуализированные задания, предоставляющие возможность их выбора учащимися;составить индивидуальные домашние задания (по заданной теме для определенных групп учащихся).Включение в процесс профессиональной подготовки подобных форм работы закладывает основы готовности к индивидуализации и дифференциации обучения, способствует формированию диагностических, прогностических и конструктивных умений у будущих учителей и нацеливает их на творческую профессиональную деятельность.
Ссылки на источники1.Рабунский Б.С.Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. –М.: Педагогика, 1975. –184 с.2.Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. –М.: Педагогика, 1990. –192с. 3.ЯкиманскаяИ. С. Личностноориентированноеобучениевсовременнойшколе. –М.: Сентябрь, 1996. –95с.
Rusinova Margarita,candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the chair of pedagogics and psychology of personality, Taganrog state pedagogical Institute named after A.P. Chekhov, Taganrogmargaritarusinova@yandex.ruPreparation of the future teachers to personality oriented education of school childrenAbstract.The Reform of the higher pedagogical education and realization of the ideas of personality oriented educational paradigm require new approaches to the preparation of the pedagogical staff.Keywords:individualization and differentiation, professionalpedagogical education, pedagogical practice, diagnostic, prognostic and design skills.
Рекомендовано к публикации: Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»