Психологическая помощь будущим педагогам-психологам как условие становления их готовности к профессиональному труду

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ефремова О. И. Психологическая помощь будущим педагогам-психологам как условие становления их готовности к профессиональному труду // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S7. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13567.htm.
Аннотация. В статье раскрывается один из компонентов профессиональной подготовки будущих психологов образования – получение студентами личной психологической помощи. Приводятся эмпирические данные о частоте обращений студентов для получения психологической помощи по разным типам проблем, о техниках психологической помощи.
Раздел: Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ефремова Ольга Ивановна,кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова», г.Таганрогefrem.olg@yandex.ru

Психологическая помощь будущим педагогампсихологам

как условие становления их готовности к профессиональному труду

Аннотация. В статье раскрывается один из компонентов профессиональной подготовки будущих психологов образования –получение студентами личной психологической помощи. Приводятся эмпирические данные о частоте обращений студентов для получения психологической помощи по разным типам проблем, о техниках психологической помощи.Ключевые слова: психологическая помощь, готовность к профессиональной деятельности, психологическое консультирование, психокоррекция.

Психологическая помощь будущим психологам образования на этапе вузовской подготовки является одним из путей становления их готовности к профессиональному труду [1–4]. Оказание студентам психологической помощи по решению их личных проблем в существенной мере может способствовать становлению таких профессиональных компетенций, обозначенных И.А.Зимней [5], как компетенции ценностносмысловой ориентации в мире, здоровьесбережения, саморазвития и самосовершенствования, социального взаимодействия и общения.Создание психологической службы вуза предоставляет будущим педагогампсихологам возможность решать свои психологические проблемы в качестве клиента и пробовать силы в диагностической, консультативной и психокоррекционной деятельности под супервизией опытных психологов в качестве специалистапрактика. Не случайно в странах Европы и Северной Америки, где практическая психология интенсивно развивалась намного раньше, чем в нашей стране, профессиональная практика под патронажем опытных психологов и прохождение личной психотерапии является обязательным компонентом обучения психологов образования [6]. Опыт личной психотерапии способствует овладению будущими педагогамипсихологами рядом профессионально важных качеств, среди которых особо выделить следует профессиональные позиции гуманиста, диагноста, самодиагноста, исследователя [7], аутентичность, коммуникативные способности, эмпатию, ответственность, интернальный локус контроля, позитивную «Я–концепцию» [8].Виды психологической помощи студентам можно дифференцировать по разным основаниям.Вопервых, студентам может быть оказана прямая, непосредственная психологическая помощь в соответствии с их запросами и потребностями образовательного процесса. В этом случае психолог лично встречается со студентом, выслушивает его проблемы, анализирует их, проводит диагностическое обследование, предлагает советы, рекомендации, методические материалы, проводит консультации, тренинги, коррекционную работу. Непосредственная психологическая помощь реализуется в таких направлениях, как психодиагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, социальнопсихологический тренинг. Вовторых, психологическая помощь студентам может быть косвенной –опосредованной работой с преподавателями и сотрудниками вуза. В данном случае проводится психопрофилактическая, консультативная, методическая, лекционнопросветительская работа с педагогическими работниками вуза с целью оптимизации отношенийсо студентами, более полного учета их индивидуальнопсихологических особенностей, повышения эффективности их учебнопрофессиональной деятельности, что, в конечном итоге, выступает мерой помощи студентам. Итак, по характеру оказания психологическая помощь студентам может быть прямой, непосредственной, и косвенной, опосредованной (работа с преподавателями).По формам проведения психологических мероприятий психологическая помощь студентам может быть реализована в групповой и индивидуальной работе. Диагностические обследования, психологические консультации, психокоррекционные мероприятия и т.д. могут проводиться индивидуально с отдельными студентами или в учебных, а также в специально созданных группах. Таким образом, психологическая помощь может быть групповой (в естественных или лабораторных группах) и индивидуальной.По критерию инициации психологическая помощь может быть оказываемой по запросам самих студентов и по инициативе преподавателей, администрации, родителей студентов. Запрос об оказании психологической помощи исследователи определяют, как инициативное действие обращения к специалисту с просьбой о помощи в решении определенной психологической задачи [9, 10]. Запрос содержит жалобу клиента –описание представляемых им причин неблагополучия. Как отмечает Е.Е.Сапогова [11], запрос имеет два уровня –поверхностный, представляющий очевидные для клиента трудности, и глубинный, отражающий реальную проблему, которая обусловила неудовлетворительные последствия. В процессе контакта с психологом человек, нуждающийся в психологической помощи, может переосмыслить причины своих трудностей и изменить характер запроса. К тому же некоторые типы запросов, характеризуемые исследователями В.К.Лосевым и А.И.Луньковой [12],являются неконструктивными (например, манипулятивный запрос, запрос с предельным обобщением) и требуют переформулирования и выхода на глубинный уровень психологических проблем. Так, манипулятивный запрос содержит описание трудностей, в которых человек винит других людей, и просьбу оказать помощь в управлении этими другими лицами без их согласия. Запрос с предельным обобщением подразумевает перфекционазм, нереальные притязания клиента. Такие запросы предполагают необходимую трансформацию в конструктивные формы. Можно выделить три вида психологической помощи студентам по названному критерию: помощь по инициативному обращению студента и сформулированному студентом запросу; помощь по запросу, трансформированному психологом в процессе обсуждения проблемы со студентом; помощь по запросам других лиц (преподаватели, родители, администрация вуза).По критерию субъектов, оказывающих психологическую помощь, можно дифференцировать такие ее виды, как помощь, оказываемая непосредственно психологом; помощь, оказываемая при его посредничестве преподавателями; помощь, оказываемая друг другу студентами разных курсов при посредничестве деканата, кафедр, отдельных преподавателей, психолога. Так, например, индивидуальное психологическое консультирование реализует первый из обозначенных видов помощи, проведение преподавателями диагностических исследований, тренинговых упражнений, деловых игр и т.д. по рекомендации и с использованием разработок психолога –второй вид помощи; организация адаптационного лагеря для первокурсников с внедрением специально разработанной программы психологического сопровождения этого мероприятия, предполагающей участие студентов старших курсов в качестве помощников преподавателей, консультантов первокурсников и игротехников, –третий вид помощи.Психологическое сопровождение студентов на всем протяжении обучения включает такие направления, как психогигиена, психопрофилактика, лекционнопросветительская деятельность, психодиагностика, психологическое консультирование, социальнопсихологический тренинг, активное социальнопсихологическое обучение, психокоррекция, психотерапия.Виды психологической помощи студентам, реализуемой в системе психологического сопровождения их личностного и профессионального роста, можно дифференцировать также по критерию отношения к учебному процессу. Можно выделить психологическую помощь, оказываемую будущим специалистам на аудиторных занятиях по профильным дисциплинам («Психодиагностика», «Психологопедагогическое консультирования», «Психологопедагогическая коррекция», «Психотерапия», «Психологопедагогический практикум», «Основы педагогического мастерства» и др.) как демонстрацию возможностей практической психологии, и помощь личного характера по запросам студентов, оказываемую внеаудиторно. Психодиагностическая, консультативная, психотерапевтическая помощь оказывается студентам только по их желанию (соблюдается принцип добровольности участия) и является одним из условий их личностного и профессионального становления.На практических занятиях по дисциплинам «Психологическое консультирование», «Психологопедагогический практикум», «Основы социальнопсихологического тренинга», «Психологопедагогическая коррекция», «Психотерапия» студенты могут проводить пробные консультации с товарищами по учебной группе, тренинговые упражнения, осваивать отдельные психотерапевтические техники, организовывать групповые дискуссии под руководством опытного психолога –преподавателя, выступающего в роли супервизора. Кроме того, работая в «тройках» (клиенттерапевтсупервизор) студенты могут овладевать также некоторыми первичными умениями супервизора, что способствует развитию профессиональной рефлексии, проблемности, гибкости и критичности профессионального мышления. Некоторый опыт самостоятельной работы в качестве практического психолога студенты могут получать в рамках внеаудиторной работы (клубной, в группах социальнопсихологического тренинга, где старшекурсники выступают в качестве ассистентов ведущего –преподавателя, в работе с абитуриентами –демонстрационный тренинг, диагностика профессиональных склонностей и т. д.). Студентыстаршекурсники могут работать в качестве тьюторов по аналогии с опытом, реализуемым в инновационной школе [13].Практика супервизорства необходима при подготовке будущих педагоговпсихологов к консультативной деятельности в образовательных учреждениях. Е.Е.Сапогова [14]определяет супервизию в консультировании как профессиональную процедуру, позволяющую осуществлять анализ целесообразности и качества практических подходов и методов работы, применяемых начинающими или повышающими квалификацию консультантами, а также характера отношений между клиентом и психологом, возникающих в процессе оказания профессиональной помощи. Супервизор оценивает общий уровень компетентности специалиста и его отдельные профессиональные навыки.Рассмотрим некоторые практические результаты оказания студентам психологической помощи на занятиях по дисциплинам «Психологическое консультирование», «Психотерапия» (специальность «Педагогика и психология»), «Психологопедагогическое консультирование» (профиль подготовки бакалавров «Психология образования»), «Основы психологического консультирования и психокоррекции» (специальность «Социальная педагогика») и во внеаудиторной работе (центр психологического консультирования).В таблице 1 приведены данные о частоте обращений студентов дневного и заочного отделений в 2012–2013 учебном году для оказания психологической помощи по разным типам проблем. В общей сложности поступило 289 обращений студентов, из них: 208 обращений со стороны студентов дневного отделения (ДФО) на аудиторных занятиях и 37 обращений для получения помощи в личном контакте; 20 обращений от студентов заочного отделения (ЗФО) на аудиторных занятиях и 24 обращения –в личном контакте, внеаудиторно. В таблице 1 представлено общее количество обращений по определенному типу проблем и их процентное соотношение по группе студентов и характеру обращения (на занятии, в личном контакте).Таблица 1Анализ частоты типичных обращений студентов для оказания психологической помощи и характер проблем

(абсолютные и процентные данные)

Характер проблемКоличество обращенийСтуденты ДФОСтуденты ЗФОНа аудиторных занятияхВ личном контактеНа аудиторных занятияхВ личном контактеНеудовлетворенность взаимоотношениями с другими людьми93(44,7%)18(48,6%)7(35%)12(50%)

Неудовлетворенность личными качествами53(25,5%)6(16,2%)7(35%)–Неудовлетворенность учебной деятельностью8(3,8%)–––Вредные привычки7(3,4%)3(8,1%)3(15%)1(4,2%)Мотивационносмысловой дефицит3(1,4%)–––Другие проблемы44(21,2%)10(27,0%)3(15%)11(45,8%)Всего обращений208(100%)37(100%)20(100%)24(100%)

Из таблицы 2 видно, что студентов дневного отделения чаще всего волнуют отношения со сверстниками противоположного пола, друзьями, молодыми супругами, с родителями. Студенты заочного отделения чаще испытывают трудности во взаимоотношениях со своими детьми, особенно –подросткового возраста. Их также тревожат личностные проблемы собственных детей (37,5%личных обращений).В таблице 3 представлены личностные проблемы, обусловившие обращение студентов за психологической помощью.Проблемы личностного роста и коррекции нежелательных качеств личности чаще встречаются в запросах студентов дневного отделения, что отражает возрастную сензитивность юношества. Чаще всего обозначаются проблемы неуверенности в себе, тревожности, обидчивости, застенчивости, неорганизованности. Неудовлетворенность студентов дневного отделения учебной деятельностью отмечается достаточно редко –8 случаев, в 2 случаях студенты констатируют снижение интереса к учению, в 6 случаях –неудовлетворенность результатами экзаменационной сессии и отношением преподавателей, которые, по мнению студентов, недооценивают их возможности. В числе вредных привычек, от которых студенты хотели бы избавиться, чаще всего отмечается переедание, обусловившее лишний вес, иногда –курение. Проблемы мотивационносмыслового дефицита (отсутствие интереса к жизни, к людям) заявляются студентами достаточно редко, но в то же время наличие таких проблем требует особо пристального внимания и определяет первостепенную потребность в оказании психологической помощи.Таблица 2Анализ частоты типичных обращений студентов для оказания психологической помощи по проблемам взаимоотношений с другими людьми (абсолютные и процентные данные)

Группа людей, с которыми проявляется неудовлетворенность в отношенияхКоличество обращенийСтуденты ДФОСтуденты ЗФОНа аудиторных занятияхВ личном контактеНа аудиторных занятияхВ личном контактеОкружающие люди в целом14(15,1%)–––Родители16(17,2%)4(22,2%)––Супруг (супруга)9(9,7%)4(22,2%)5(71,4%)2(16,7%)Друзья14(15,1%)–––Представители противоположного пола19(20,4%)7(38,9%)––Преподаватели9(9,7%)1(5,6%)––Однокурсники5(5,4%)–––Родственники супруга4(4,3%)2(11,1%)––Сотрудники3(3,2%)––2(16,7%)Дети (сын, дочь)––2(28,6%)8(66,7%)Всего обращений93(100%)18(100%)7(100%)12(100%)

Таблица 3Анализ частоты типичных обращений студентов для оказания психологической помощи по проблемам неудовлетворенности личными качествами(абсолютные и процентные данные)

Нежелательные качества личностиКоличество обращенийСтуденты ДФОСтуденты ЗФОНа аудиторных занятияхВ личном контактеНа аудиторных занятияхВ личном контактеНеуверенность в себе12(22,6%)–5(71,4%)–Тревожность10(18,9%)–––Обидчивость, ранимость, мнительность7(13,2%)–––Застенчивость6(11,3%)5(83,3%)2(28,6%)–Неорганизованность6(11,3%)–––Слабоволие2(3,8%)–––Упрямство2(3,8%)–––Раздражительность2(3,8%)–––Завышенный уровень притязаний2(3,8%)–––Эмоциональная неустойчивость1(1,9%)–––Склонность к ревности1(1,9%)1(16,7%)––Несдержанность1(1,9%)–––Неадекватная смешливость1(1,9%)–––Всего обращений53(100%)6(100%)7(100%)–

Рассмотрим, какие психологические проблемы студентов, отраженные в таблице 1 в разделе «другие проблемы», обозначаются в запросах студентов об оказании психологической помощи. У студентов дневной формы обучения в числе других проблем чаще всего отмечается неудовлетворенность в связи с низким уровнем материальной обеспеченности (15 обращений), тревога и неуверенность по поводу решения проблем трудоустройства (11 обращений), покупки квартиры (4 обращения), продажи квартиры (3 обращения), водительская тревожность (5 обращений). У студентов заочной формы обучения отмечаются проблемы воспитания детей (8 обращений), личностных проблем детей (9 обращений).Из 228 случаев оказания психологической помощи на аудиторных занятиях (практические занятия) в 112 случаях была использована когнитивная техника переформулирования проблем. Техника применялась фронтально: студенты записывали свои психологические проблемы, далее преподаватель объяснял студентам особенности работы по этапам переформулирования, давал задание проработать формулировки в соответствии с задачами каждого этапа и индивидуально подходил к каждому студенту, испытывающему трудности на какомлибо из этапов. Через три недели студенты должны были написать отчет о результатах влияния данной техники на решение заявленной проблемы. При ознакомлении с записями и отчетами студентов преподаватель соблюдал принцип конфиденциальности.Приведем некоторые типичные примеры из работ студентов, применивших когнитивную технику переформулирования проблем.Выборочно представим список из пяти проблем.1.Меня не принимают на желаемую работу.2.Предлагаемая зарплата слишком мала.3.Я не нравлюсь парням определенного типа, который привлекает меня.4.Родители не понимают меня.5.У меня плохое здоровье.Далее осуществляется первый шагпереформулирования: студенты указывают причины проблем, зависящие лично от них.1.Мне не удается представить себя так, чтобы понравиться потенциальному работодателю.2.Я не сумел найти работу с удовлетворительным уровнем оплаты.3.Я веду себя таким образом, что отношение парней, которые мне нравятся, не удовлетворяет меня.4.Мне не удается найти взаимопонимание с родителями.5.Я пессимистически принимаю свое здоровье.После второго шагавпереформулировании, когдапостоянные проблемы представляются как временные, преходящие, утверждения выглядят таким образом.1.Пока мне не удается представить себя так, чтобы понравиться потенциальному работодателю.2.До настоящего времени мне не удалось найти работу с удовлетворительным уровнем оплаты.3.Я еще не научилась вести себя так, чтобы отношение ко мне молодых людей, которые мне нравятся, удовлетворяло меня.4.Мне пока не удалось найти взаимопонимание с родителями.5.Сейчас у меня такой период, что я пессимистически воспринимаю своездоровье.После третьего шага переформулирования, когда негативные утверждения представляются как позитивные (без частицы не)получается новый список утверждений.1.Надеюсь, что я научусь представлять себя работодателю желаемым образом.2.Думаю, что я смогу проявить изобретательность и подобрать работу с желаемым уровнем оплаты.3.Я постараюсь научиться быть привлекательной для молодых людей, к которым испытываю симпатию и интерес.4.Я знаю, что родители любят меня и тоже настроены на взаимопонимание.Я могу найтимного положительных моментов при оценке своего здоровья, своего физического состояния.Наконец, четвертый шаг, предполагающий указание резервов в решении проблемы, дает последний обновленный список утверждений.1.Я подумаю, как мои знакомые и родственники помогут мне в трудоустройстве и презентации работодателю.2.Я испробую разные пути в поиске работы с подходящим уровнем оплаты (объявление в газете, звонки потенциальным работодателям, протекция родственников и друзей и др.).3.Я настраиваюсь на то, чтобы почувствовать интерес и внимание к себе молодых людей, которые мне нравятся; может быть, попробую стать более кокетливой и постараюсь не казаться неприступной.4.Я настраиваюсь на то, чтобы в полной мере ощутить любовь и моральную поддержку родителей, буду более терпимой в общении с ними, буду с ними чаще советоваться.5.Я с удовольствием ощущаю прилив сил, бодрости, радость жизни в моем теле.Отчеты студентов об эффективности техники переформулирования в решении их проблем в большинстве случаев свидетельствовали о благоприятных результатах. В 42% случаев (47 отчетов) было отмечено, что проблема успешно решена; в 50% случаев (56 отчетов) студенты писали, что они на верном пути к решению проблемы и замечают положительные сдвиги; в 8% случаев (9 отчетов) выводы были неопределенными («пока трудно судить о результатах» и т.п.). В целом, студенты проявили интерес к работе с данной техникой и отмечали, что сами используют ее при решении других проблем, а также в работе со знакомыми и родственниками.В остальных 116 случаяхна практических занятиях были использованы различные техники группового консультирования и групповой психокоррекции. Укажем некоторые особенности оказания психологической помощи студентам по отдельным заявляемым проблемам. Определенные проблемы по желаниюстудентов прорабатывались в скрытом виде, без объявления их сути в группе («скрытая терапия»). Используемые на занятиях техники выступают не только как инструмент психологической помощи, но также в качестве демонстрационного материала при изучении студентами профильных психологических дисциплин. Схематично эти особенности представлены в таблице 4.Участие студентов в индивидуальной и групповой работе на практических занятиях стимулирует их активность на последующих занятиях, вызывает желание участвовать в проработке техник в качестве клиентов. Активная практическая работа будущих профессионалов в качестве клиентов и психологов реализует требования компетентностного подхода в образовании [15].В большинстве случаев участники индивидуальных демонстрационных сеансов отмечают положительные сдвиги в решении заявленных ими проблем, особенно в тех случаях, когда предполагался конкретный результат. Так, одна студентка считает, что она вышла замуж благодаря технике «Волшебный магазин». В трех случаях студенты (две девушки и парень) заявляли об избавлении благодаря демонстрационным сеансам от неадекватной и чрезмерной тревоги за рулем автомобиля. Одна из девушекучастниц отмечала даже, что результат имел широкий перенос: она перестала бояться летать в самолетах и сталав целом более уверенной. Две студентки считают, что участие в сеансах психотерапии помогло им избавиться от привычки к перееданию и от лишнего веса. Многие тренинговые упражнения,

Таблица 4Некоторые особенности демонстрационного использования техник психологического консультирования и психотерапии на аудиторных занятиях

Психологические проблемыСтимулирование участия в сеансеУчастие группы к работеИспользуемые техникиНеуверенность в себе, застенчивостьВыполнение некоторых диагностических упражнений несколькими студентами, из числа которых выделяется клиентОбсуждение с группой признаков уверенного или неуверенного поведения всех участников упражнения.Поддержка успешных действий клиента. Сопереживание. Высказывание комплиментовОбсуждение и снятие мышечных зажимов (телесно ориентированные техники); ролевые игры «Уверенная просьба», «Уверенный отказ»; упражнения «Похвальное слово самому себе», «Выслушивание комплиментов»Ревность, обида, неразрешенный конфликтПредложение преподавателя участвовать в«скрытой» терапии без объявления сути проблемы группе. Сообщается, что проблема состоит в сложных отношениях с неким человекомГруппа наблюдает за ходом индивидуального сеанса. Внимание и волнение наблюдателей повышает эффективность сеансаДиссоциированные состояния, проработка в воображении метафоры боли («комок», «змея», «камень» и т.п.) и ее постепенная трансформация в приятные образы; диалог с воображаемым другим, с пустым стылом, с собственным сердцем и т.д.; техники «линия времени», «визуальное смешивание» и др.Водительская тревожность после аварииРассказ о студентах, заявивших и разрешивших подобную проблемуГруппа наблюдает за ходом индивидуального сеанса. Внимание и интерес наблюдателей к происходящим изменениям повышает эффективность сеансаТехники «Взмах», «Быстрое лечение фобии» (НЛП); техника двух стульевс пересаживанием и изменением роли уверенного и неуверенного водителя (гештальттерапия)Одиночество, поиск спутника жизниПредложение реализовать мечту, побывав в волшебном магазине. Рассказ о студентах, заявивших и разрешивших подобную проблемуУчастники группы предлагают варианты «оплаты» желаемого в волшебном магазине.В роли «К.С. Станиславского» выражают доверие или недоверие к действиям клиента. Усиливают эффект воздействия проявлением интереса к сеансу«Волшебный магазин» в модификации, когда «оплата» содействует получению желаемого (спутника жизни): например, отдать в качестве оплаты неуверенность в успехе, безынициативность, лишний вес и т.д.Лидерствоподчинение в диаде пареньдевушкаПредложение поработать с проблемой, заявленной самими студентами на занятии в контекстеобсуждаемых вопросовНаблюдение, проявление интереса к работе, участие вобсуждении отмечаемых эффектовТехники расположения на разных уровнях («высокий стул», «подиум») со сменой расположения, общение на разных уровнях; усиление голоса, «командный тон»; диалог субличностей; обсуждение эмоциональных эффектовдемонстрируемые на занятиях, студентыстаршекурсники самостоятельно использовали в ходе производственных практик, а также в работе со студентами младших курсов и абитуриентами.Некоторые задания для самостоятельной работы предполагают составление студентами коррекционноразвивающих программ, программ социальнопсихологического тренинга с обоснованием целей и задач программы в целом и отдельных занятий, описанием конкретных упражнений. На практических занятиях студенты представляют разработанные программы и выборочно демонстрируют отдельные упражнения в работе с группой. В данном случае студенты получают первичный опыт работы под супервизией опытного психолога (преподавателя). Особенности работы студента в качестве ведущего тренинговой группы впоследствии обсуждается со всей студенческой группой, то есть каждый студент также может выступить в роли супервизора. Специально организуется в качестве супервизии обсуждение профессиональных умений студентов, их самочувствия в роли консультантов, тренеров, психотерапевтов, случаев из практики работы. Данное обсуждение может быть организовано по принципам работы балинтовских групп (по имени психотерапевта М.Балинта), ориентированных на анализ сложностей профессиональной практики. Данное направление психологического сопровождения студентов выступает мерой помощи в преодолении ими профессиональной неуверенности, обретении профессионального опыта.По желанию студентов психологическая помощь оказывается им индивидуально во внеаудиторное время, что способствует приобретению опыта личной терапии, необходимого для становления будущего специалиста.Наконец, в рамках воспитательной работы со студентами –деятельности клубных объединений, кружков профессиональной направленности проводятся разнообразные мероприятия, часть из которых составляет элемент психологического сопровождения личностного и профессионального роста будущих педагоговпсихологов. Так, в «Клубе интеллектуальных игр» студенты участвуют в тренинговых программах, играх «Парламентские дебаты», групповых дискуссиях, осваивая, в частности, различные методы активного социальнопсихологического обучения (которые в будущем они смогут применять в профессиональной деятельности), а также приобретая профессионально необходимые умения и навыки –ораторские, коммуникативные, организаторские. Участие в этой работе способствует развитию профессионально значимых качеств личности –таких, как эмпатия, аутентичность, ответственность, организованность, уверенность в себе.

Ссылки на источники1.Рожкова А.П. Развитие личностных профессионально важных качеств студентовпсихологов средствами тренинга: автореф. дис. ... канд. психол. наук.–Казань, 2004. –22 с.2.Лежнина Л.В. Готовность психолога образования к профессиональной деятельности: этапы, механизмы, технологии формирования: дисс. … доктора психол. наук.–М., 2010. –473 с.3.Егорова М.А. Модель профессиональной подготовки специалистапсихолога для системы образования // Психологическая наука и образование. –2003. –№4. –С. 89–96.4.Ефремова О.И., Вараксин В.Н., Жилина Л.Я.и др. Становление готовности будущих педагоговпсихологов к профессиональному труду на этапе вузовского образования. –Таганрог, 2011. –300 с.5.Зимняя И.А. Ключевые компетенции –новая парадигма результата современного образования// Интернетжурнал «Эйдос». –2006. –5 мая.–URL:http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm. 6.Спиркина Е.А.Подготовка психотерапевтов и психологовконсультантов (проблемы адаптации западного опыта) // Психологический журнал. –1994. –№6. –С. 121–127.Маркова А.К. Модель специалиста –основа подготовки психолога для сферы социальной работы//Развивающаяся психология –основа гуманизации образования / Под ред. В.Я.Ляудис, Н.Н.Корж. –М.: РПО, 1998. –С. 134–135.8.Ефремова О.И. Уровни и показатели готовности будущих педагоговпсихологов к профессиональному труду //Вестник ТГПИ. –2012. –№ 1с. –С. 146–151.9.Сапогова Е.Е. Консультативная психология. –М.: Академия, 2008. –352 с.10.Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию. –М.: Ось89, 2003. –272 с.11.СапоговаЕ.Е. Указ. соч.12.Шнейдер Л.Б. Указ. соч.13.ЕфремоваО.И. Модель тьюторской поддержки учащихся//Воспитание школьников. –2010. –№1. С. 21–26.14.Сапогова Е.Е. Указ. соч.15.Зеер Э.Ф.,ПавловаA.M., СыманюкЭ.Э.Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. –М.: Московский психологосоциальный институт, 2005. –216 с.

Efremova Olga,candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics and psychology of personality, Checkov's Taganrog State Pedagogical Institute, Taganrogefrem.olg@ yandex.ruPsychological support of future psychologists as the condition of their preparedness forprofessional workAbstract.The author reveals one of the components of the training of future educational psychologist, when students receive personal psychological counseling. The author provides empirical data about the frequency of students‱ references to the psychological care for different types of problems and the techniques of psychological support.Keywords: psychological support,preparednessfor professional work, psychological counseling, psychological correction.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»