Организация процесса поликультурного воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гончарова О. В., Шапарь М. Г. Организация процесса поликультурного воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S8. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13571.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации процесса поликультурного воспитания в дошкольном детстве. Авторы предлагают программу поликультурного воспитания детей 2–7 лет «Национальный калейдоскоп», основанную на использовании народного искусства в различных видах художественно-эстетической деятельности.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гончарова Ольга Витальевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного образования «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г. Волгоградgoncharovao@inbox.ru

Шапарь Мария Геннадьевна,старший воспитатель МОУ начальная школасад №5, г. Волгоградmariya@shapar.su

Организация процесса поликультурного воспитания дошкольников

в дошкольном образовательном учреждении

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации процесса поликультурного воспитания в дошкольном детстве. Авторы предлагают программу поликультурного воспитания детей 2–7 лет «Национальный калейдоскоп», основанную на использовании народного искусства в различных видах художественноэстетической деятельности.Ключевые слова: поликультурное воспитание дошкольников, национальный фольклор, народная культура, художественноэстетическое развитие, ценности культуры, эстетическая деятельность, национальное самосознание.

Россия является многонациональной страной, её населяют десятки народов с самобытными культурами. Поэтому человек в современной социокультурной ситуации находится в мультикультурной среде, образуемой сосуществованием различных национальных культур, взаимодействие с которыми требует от него толерантного отношения. В его основе лежит уважение к культуре людей других национальностей при сохранении своей культурной идентичности. Именно поэтому особое значение приобретает освоение ребенком с раннего возраста традиционной культуры и истории как своего, так и других народов, выступающего условием формирования национального самосознания, социализации ребенка в современном многонациональном обществе и инвестицию в его дальнейшее благополучие.Материальной основой национального самосознания в период дошкольного детства является прежде всего отношение детей к родному краю, к семье и ближайшему окружению. А далее от восприятия культуры своего народа можно переходить к культуре соседних народов, затем к восприятию и пониманию культуры народов мира. При этом путь развития ребенка следует от проявления интереса, чувства симпатии к людям других национальностей в том возрасте, когда детям ещё неизвестно о существовании разных народов и культур, к усвоению первоначальных знаний о них, пробуждению дружеского отношения и уважения к ним, на основе знакомства с их традициями и обычаями. Важно опираться не только на знания, представления, а прежде всего на чувства, и как результат –умения видеть в каждом человеке, независимо от национальности, носителя общечеловеческих ценностей: добра, любви к ближнему, духовности и морали. То есть прежде всего следует уделять внимание тому, что объединят народы, является общим для разных культур –общечеловеческим ценностям, как мощному фактору развития личности вмногонациональном пространстве[1].Одним из эффективных средств становления духовнонравственного облика растущего человека является художественноэстетическое развитие ребенка, поскольку в основе как нравственного, так и эстетического лежит общий психологический механизм, связанный с сочувствием, сопереживанием в одном случае людям, явлениям окружающей действительности и художественным образам в другом. Поэтому особенно важно в дошкольном детстве приобщать к культуре через искусство, так как дошкольники очень чувствительны к сфере эстетического, что обусловлено преобладанием работы правого полушария, отвечающего за чувства и эмоции, образное мышление. Именно поэтому любой материал, в том числе связанный с поликультурным воспитанием, наиболее целесообразно вводить в воспитательнообразовательный процесс ДОУ с помощью различных видов эстетической деятельности и прежде всего на основе их интеграции[2].Одной из первых разновидностей культуры, с которой знакомится ребенок еще в младенчестве,является народная культура. Она воспринимается ребенком через малые фольклорные формы (сказки, песни, плясовые, поговорки, народные игры, и т.п.). Они близки и понятны детям как для восприятия, так и для воплощения.В фольклоре в полной мере отражено всебогатство культурного наследия народов. Его герои выступают носителями национальных ценностей. В устном, музыкальном и декоративноприкладном народном творчестве как нигде отразились особенности характера народа, его нравственные ценности –представления о красоте, добре, верности, храбрости, трудолюбии, самобытности национального этикета, обрядов, праздников, одежды, быта.Народная культура, отраженная в фольклоре помогает ребенку осознавать свою принадлежность к тому или иному сообществу, способствует присвоению ценностей своей культуры (языка, литературы, традиций), доносит в доступной форме нормы и правила социального общежития. Но только рассказы о народной культуре не достигнут цели, если не найдут продолжения в играх, изобразительной, театрализованной деятельности и т.п.Все сказанное выше является теоретическим и методическим основанием предлагаемой программы поликультурного воспитания дошкольников 2–7 лет на основе национального фольклора «Национальный калейдоскоп».Цель программы: формирование национального самосознания развивающейся личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное самоопределение на основе национальных традиций российской и мировой культуры.Задачи программы:расширение и углубление знаний дошкольников о культуре и истории своего и других народов России и мира,и воспитание уважения к их представителям;всестороннее, глубокое и прочное овладение основами национальной культуры через приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, воспитание на основе понимания и принятия самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям, направленное на сохранение национальных культур народов России;воспитание эмоциональноположительного отношения к культурным различиям, осознания необходимости сохранения национальных культур и традиций с помощью различных видов художественной деятельности;формирование культуры межнациональных отношений воспитанников в полиэтническом коллективе, взаимопонимания и конструктивного взаимодействия с другими народами;развитие умений отражать этнокультурные особенности и традиции в разных видах детского творчества, обеспечивающие условия для самореализации личности и создающие основу для воспитания уважительного отношения дошкольника к культуре других народов[3, 4].Для реализации выделенных целей и задач программы нами используются разнообразные средства:театрализованная деятельность, объединяющая в себе: художественную литературу, игру, устное народное творчество, народную игрушку, национальную куклу, национальный костюм; музыку, живопись декоративноприкладное искусство;общение с представителями различных национальностей, проживающих в регионе;этнические минимузеи –национальная одежда, национальные кушанья и др.Важными педагогическими условиями реализации этнои поликультурного содержания в воспитательнообразовательном процессе являются:формирование этнической осведомленности, развитие этнических чувств или эмоциональноценностного отношения к национальнымтрадициям, толерантного отношения личности к образу жизни различных этносов, формирование этнических норм поведения, накопление опыта эстетической творческой деятельности, опыта самовыражения и самореализации на основе поликультурного содержания, отраженного в национальном фольклоре народов, живущих совместно на одной территории.интегративный характер художественноэстетической деятельности детей дошкольного возраста. При этом под интеграцией понимается взаимное проникновение разных видов художественной деятельности, раскрытие внутреннего родства различных видов искусства, разнообразных художественных проявлений.Применение этих условий позволит обеспечить функционирование дошкольного образовательного учреждения на основе принципов интеркультурной педагогики, диалога культур и обеспечить полноценное развитие детей дошкольного возраста с учетом их культурной самобытности, создать условия для комфортного пребывания каждого ребенка в мультикультурном образовательном пространстве ДОУ и социума.Программа является интегративной и пронизывает собой следующие образовательные области дошкольного воспитания, такие как: «Физическая культура», «Здоровье», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация», «Труд».При реализации программы в системе дошкольного образования нами сохраняется общий принцип единства и системности российского образования, включающий нормативные требования к структуре содержанию и объему основной образовательной программы ДОУ; к соотношению ее обязательной части с частью, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям ее реализации; к результатам ее освоения.Работа по предлагаемой программе осуществляется по четырем основным направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами, организация поликультурной художественноэстетической творчески развивающей среды [5].Работа с детьми.В работе по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста очень важна продуманная организация образовательнойдеятельности. Это поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы и будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т.д., а в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.В качестве средства, которое будет стимулировать желание ребенка познавать культуру своего народа мы предлагаем использовать малые фольклорные формы: сказки, поговорки, пословицы, а также произведения народного декоративноприкладного искусства. Для систематизации знаний детей о людях различных национальностей, их культуре, особенностях их деятельности, педагогам следует максимально использовать:культурное пространство города (в том числе посещение музеев, выставок, экскурсии и др.);предметноразвивающую среду, отражающую поликультурное разнообразие региона;знакомство с устными декоративноприкладным народным творчеством, художественной литературой разных народов, их живописью, музыкой и предметами быта; народными играми, народными игрушками и национальными куклами, национальным костюмом;расширение представлений об истоках культурноэтнического многообразия нашей страны через организацию национальных праздников; празднование знаменательных дат в истории разных стран и народов;расширение круга общения с детьми и взрослыми –представителями разных национальностей;Кроме этого впрактику работы с детьми мы включаем: организацию выставок и минимузеев; приобщение детей к истории, языку, литературе своего этносоциума; совместную творческую деятельность поликультурного содержания детей и взрослых.Работа по поликультурному воспитанию предполагает прежде всего погружение ребёнка в атмосферу народного творчества, накопление впечатлений, которые могут стать основой сотрудничества, общения со сверстниками и взрослыми, самостоятельного творчества в различных видах деятельности. В предварительную работу в этом направлении необходимо включать чтение былин, сказок, с последующей беседой по их содержанию и организацией на интегрированной основе следующих видов деятельности: театрализованная деятельность: этюды на создание выразительных образов;музыкальноритмическая деятельность: разучивание русских народных подвижных игр; разучивание пословиц, поговорок, закличек и т.д.; сюжетноролевые, дидактические и настольные игры с поликультурным содержанием.Одним из компонентов работы по поликультурному воспитанию может быть изобразительная деятельность, где детям даётся возможность отразить свои впечатления об услышанном и увиденном в рисунке, раскрыть собственные мысли и чувства, творческие замыслы.Использование устного народного творчества способствует формированию самостоятельности мысли, закладывает основы мировоззрения, опирающегося на национальные особенности, лежащие в основе становления национального самосознания, а также развитию у детей творческого начала, воображения, логического мышления, правильного звукопроизношения, связной речи, оказывает огромное духовнонравственное влияние.Знакомство с народными играми обеспечивает процесс этнои поликультурного воспитания, способствует приобретению знаний о национальных особенностей разных народов, способствует развитию двигательной активности детей, умению сотрудничать друг с другом.Приобщение детей к народным традициям целесообразно проводить также в форме народного праздника (Троица, Масленица, Кузьминки и т.д.), являющегося настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественноэмоциональной форме. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать их непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.Организация образовательновоспитательной работы по этнои поликультурному воспитанию дошкольников на основе народного фольклора определяется нами с учетом поликультурного многообразия ДОУ на основе этнокультурного исследования семей, чьи дети посещают ДОУ и осуществляется в три этапа[6].1.Дети младшего дошкольного возраста знакомятся с историей своей семьи и получают первоначальные представления о традициях и культуре своего народа. На этом этапе дается представление о его семейных традициях и особенностях, через привлечение семейного и жизненного опыта самого ребенка и при участии родителей; создаются условия для отражения имеющихся представлений детей в разнообразных видах художественной деятельности, воспитывается открытость и доброжелательность в общении с детьми и взрослыми разных национальностей, которые посещают детский сад.2.Детям средней группы прививается устойчивый интерес к познанию истории, традиций и культуры,своего народа и народов, представители которых есть в ДОУ. С этой целью привлекаются сотрудники детского сада как источники знаний (повар –кухня своего народа, инструктор по физкультуре –игры своего народа, музыкальный руководитель –танцы песни, сказки своего народа, педагог по изодеятельности –декоративноприкладное искусство своего народа).3.Удетей старшего дошкольного возраста формируется уважительное отношение к культуре и традициям других народов через эмоциональное проживание дошкольниками с помощью различных видов художественной деятельности в ходе восприятия и переживания культурноисторических сведений. По мере восприятия детьми этих сведений и развития чувства эстетического наслаждения, у них повышается уровень и прочность знаний, выступающих базовой основой становления культурной идентичности.На данном этапе детей также знакомят с природой, климатом изучаемой местности, стран изучаемых народов; даются представления об особенностях, укладе жизни человека в конкретных природных условиях, продолжают знакомить с внешним видом, жилищем, одеждой, бытом и жизненным укладом людей той или иной национальности, с традиционными занятиями данного народа.Работа с родителями.В решении поставленных задач большое значение имеют взгляды, установки родителей, их позиция по отношению к этнои поликультурному воспитанию,и понимание его сущности и необходимости.Предлагаемая программа поликультурного воспитания дошкольников предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий по повышению социальной роли семьи в поликультурном воспитании детей.Это значит, что родителей необходимо привлечь в союзники педагогам, поскольку именно семья, является источником обычаев и традиций, хранителем национальных ценностей, дает ребенку незаменимый и крайне важный опыт взаимодействия с людьми. В семье он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других людей, терпеливо и бережно относиться к своим родным и близким.В освоении опыта конструктивного общения и взаимодействия большое значение имеет также личный пример родителей и родственников. Родители и близкие ребенка являются своеобразным транслятором особенностей этнического сознания, системы взглядов, особенностей поведения и быта народа, представителями которого они являются.Целями работы ДОУ с семьями воспитанников по поликультурному воспитанию являются:осознание важностии необходимости осуществления поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи;осуществление единства воспитательных воздействий семьи и ДОУ на детей;формирование личностной заинтересованности родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе по поликультурному воспитанию; развитие у всех членов семьи стремления участвовать в возрождении и поддержании народных обычаев и традиций.Помощь родителей педагогам ДОУ для достижения целей поликультурного воспитания детей является чрезвычайно значимой и необходимой частью воспитательнообразовательного процесса. Очень важно, чтобы они активно участвовали в жизни детского сада, в организации досуговой деятельности, праздников, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм, инициативу.Формы работы с семьями.Начальным этапом в работе коллектива ДОУ по поликультурному воспитанию является изучение традиций и уклада семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. С этой целью организуется выпуск семейных газет, выставки и конкурсы совместных поделок родителей идетей отражающих национальные традиции их семьи, использование семейных фотоальбомов в воспитательнообразовательном процессе и режимных моментах, фотовыставки, фоторепортажи из групп, проектная деятельность, семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей[7, 8].Эти мероприятия способствуют сплочению семьи и детскородительского коллектива групп, так как в процесс вовлекаются все члены семьи от бабушек и дедушек до малышей. При этом также приобретаются и закрепляются знания детей о национальных традициях, обычаях своих семей, о родном крае, появляется принятие, понимание и на его основе уважение людей других национальностей.Важно знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в регионе, что будет способствовать воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества.В результате такой работы, большинство детей к 4 годам начинает осознавать свою национальную принадлежность, ценность национального наследия.Проводятся также семинары и психологопедагогические тренинги для родителей, направленные на повышение их информированности в вопросах поликультурного воспитания детей.Работа с педагогами.Этнокультурная функция образования в поликультурном обществе, ориентирована на подготовку такого педагога, нравственным принципом которого является ценностное и уважительное отношение к другим культурам и народам. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность реализовывать воспитательный и развивающий потенциал национальных традиций и обычаев в поликультурном воспитании дошкольников; умение воспитывать у детей интерес, уважение и любовь как к родной культуре, так и к культурам других народов и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.Воспитатель выступает посредником между ребенком и культурой и призван транслировать культурные ценности дошкольникам, воспитывать толерантность к представителям разных национальностей. Однако педагог не сможет привить им любовь к различным национальным культурам, с которыми они соприкасаются, без ознакомления с их особенностями. Именно поэтому очень важно проводить с педагогами специальную работу в этом направлении.Задачи работы с педагогами по организации процесса поликультурного воспитания дошкольников: формирование поликультурной компетентности педагога, реализующего программу поликультурного воспитания; углубление профессионального сознания с учетом особенностей воспитательнообразовательной деятельности по поликультурному воспитанию дошкольников; развитиеспособности к преодолению различных барьеров в восприятии, принятии и понимании воспитанника и т.д.Эти задачи реализуются через систему семинаров, психологопедагогических тренингов, тематических педсоветов и т.п. следует отметить, что эффективность работы в данном направлении во многом зависит от самого педагога, его нравственной культуры и профессиональной этики.Организация художественноэстетической развивающей поликультурной средыЛичность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, являющейся источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Среда, которая окружает ребенка, не только социальная, но также этническая.Поликультурная среда предполагает:единство социальных и природных средств обеспечения предметнопространственного окружения,и разнообразной деятельности ребенка;использование произведений декоративноприкладного искусства, макетов народных жилищ, создание минимузеев народного костюма и национальной куклы, народного быта и т.п.; расширение образовательного пространства через сотрудничество ДОУ с различными социокультурными объектами: театрами, музеями, картинными галереями, библиотеками и т.д.; организацию кружков, художественных мастерских, литературномузыкальных гостиных, на базе которых осуществляется взаимодействие всех участников образовательного поликультурного процесса.В результате создаются благоприятные условия для самореализации представителя любой культуры, обеспечивается адекватное восприятие ребенком своей национальности и формируется позитивное отношение к представителям других народностей[9].Для организации этнои поликультурной образовательной среды необходимо создавать соответствующее предметнопространственное окружение, способствующее формированию у детей представления о человеке в истории и культуре:подборки книг и открыток, игр и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов;уголок краеведения с образцами народного быта;образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых);художественная литература (сказки и легенды народов Поволжья и мира).В дошкольном учреждении целесообразно оборудовать минимузей «Русская изба», а в каждой группе создавать народные уголки, с целью знакомства воспитанников с бытом, традициями, ремеслами народов.Таким образом, воспитательнообразовательный процесс ДОУ на основе этнои поликультурного содержания необходимо организовывать во всех направлениях становления и развития ребенкадошкольника.В предлагаемой нами программе описанная система работы реализуется в таких ее блоках как «Кукляндия»(театральная студия), «Вместе весело шагать»(социальнопедагогическая и психологопедагогическая работа с детьми, родителями и педагогами), «Мы играли, танцевали»(музыкальная студия), «Очумелые ручки»(изостудия), «Румяные щечки студия сюжетноролевой ритмической гимнастики». При этом вся работа в рамках деятельности студий предполагает тесное взаимодействие и сотрудничество педагогического коллектива ДОУ с родителями [10].Освоение культурного наследия дошкольниками на основе национального фольклора, который выступает источником предметного наполнения поликультурного содержания образования в предлагаемой Программе поликультурного воспитания дошкольников 2–7 лет «Национальный калейдоскоп», включает три взаимосвязанных компонента, которые могут выступать в качестве критериев, целевых ориентиров результативности ее освоения.Когнитивный компонент, показателем которого является этническая осведомленность (информационнопознавательная сфера). Эмоциональный компонент, показателем которого является развитость этнических чувств, отношений личности (эмоциональноценностная сфера). Поведенческий компонент сформированность этнических норм поведения, опыт эстетической творческой деятельности, сформированность способов, умений и навыков ее осуществления, самовыражения и самореализации на основе поликультурного содержания (деятельностнопрактическая сфера).Обобщая отметим, что комплексный характер Программы поликультурного воспитания «Национальныйкалейдоскоп» создает основу для формирования позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной, воспроизводя формы социальной и культурной жизни многонационального народа России в различных видах художественноэстетической деятельности на основе фольклора. В результате ребенок не только участвует в межкультурном диалоге, но и лучше понимает собственную культуру в тесной взаимосвязи с другими культурами России и мира, усваивает систему норм и правил межнационального общения, что создает основу для формирования у ребенка позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной.

Ссылки на источники1.Кагуй Н. В. Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста в процессе билингвальногообразования: дисс. …кандид. пед.наук. –Елабуга, 2004.2.Гончарова О.В., Карташова М.Г., Красева А.Р. и др. Театральная палитра: программа художественноэстетического воспитания. –М.: ТЦ Сфера, 2010.–128 с.3.Концепция развития поликультурного образования. –URL: http://grozniy.bezformata.ru/listnews/polikulturnogoobrazovaniya/6712380.4.Программы поликультурного воспитания. –URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index86774.html?page=2.5.Гончарова О.В.и др.Указ. соч.6.Кулиева Д.С.Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов мира посредством технологии «погружение в образ». –URL: http://festival.1september.ru/articles/531740/???history=0&sample=24&ref=2.7.Мартынова Е.С. Семья и поликультурное воспитание.–URL: http://www.odetstve.ru/forteachers/kindergarten/parentsteaching/3052.html.8.Видякова Е.А. Роль семьи в поликультурном воспитании детей младшего возраста. –URL: http://nsportal.ru/shkola/materialykattestatsii/library/dokladvmezhdunarodnoynauchnoprakticheskoykonferenciiv.9.Ильинская И.П. Поликультурная среда как фактор становления личности младшего школьника // Вестник университета Российской академии образования. –2009. –№ 3. –С. 83–86.10.Гончарова О.В.и др.Указ соч.

Goncharova Olga,candidateof Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics of preschool education, Volgograd State SocialPedagogical University, Volgogradgoncharovao@inbox.ruShapar Maria,senior teacher, elementary schoolkindergarten # 5 in Krasnooktyabrskiy district of Volgograd, Volgogradmariya@shapar.suThe organization of the multicultural upbringing of preschool children in supplementary educational institutionAbstract.The article is devoted to the organization of the process of multicultural upbringing of preschool children. The authors propose a program of multicultural education "National Kaleidoscope" for 2–7year old children, based on the use of national folklore in various kinds of artistic and aesthetic activities.Keywords:folk culture, national identity, national folklore, multicultural education preschoolers, artistic and aesthetic development, cultural values, aesthetic activity.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»