Современный дошкольник и природа: путь взаимодействия
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лазаренко
Е.
Н. Современный дошкольник и природа: путь взаимодействия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № S8. – С.
26–30. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13575.htm.
Аннотация. В статье освещена проблема взаимодействия человека с природой. Раскрываются основанные на методе ненасильственного общения правила взаимодействия с природой, доступные как для взрослого человека, так и для ребенка.
Текст статьи
Лазаренко Екатерина Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г. Волгоградlazkate@yandex.ru
Современный дошкольник и природа: путь взаимодействия
Аннотация. Встатье освещена проблема взаимодействия человека с природой. Раскрываются основанные на методе ненасильственного общения правила взаимодействия с природой, доступные как для взрослого человека, так и для ребенка.Ключевые слова:природа, отношение, дошкольный возраст, метод ненасильственного общения.
В современном мире мы наблюдаем ухудшающееся состояние нашей окружающей среды, что свою очередь отражается на здоровье и психологическом состоянии нации. Несмотря на реализацию различных технологий и программ, направленных на сохранение и приумножение природных ресурсов и объектов, ухудшающаяся экологическая обстановка на лицо. Становится очевидным, что главная проблема сложившейся ситуации это не только установка очистного оборудования на предприятиях и уменьшение вырубки леса. Также, это осознание значимости природной среды для человека, его детей, и какое отношение к природе у каждого из нас.Принципы гуманизма, которые являются общеизвестными, должны соотноситься не только с человеком, но и с природой. То естьмы уже можем говорить об экогуманизме. Любовь человека, эгоистически направленная только на него самого, привела, в конечном счете, к экокризису. Экогуманизм в отличие от традиционного гуманизма видит в природе бытие человека. Именно поэтому человек вынужден относиться к ней так же бережно, как к самому себе. Природа ценна для меня, тебя, нас, для нынешних и будущих социальных систем.В основеновых отношений, путей взаимодействия человека и природы должно быть осознание значимости природы для человека, от противопоставления Человека Природе к системе, гармонизирующей отношения Человека и Природы, от насильственного общения с природой к общениюбез насилия.В XVIIвеке Я. А.Коменский выделил такое понятие, как природосообразность всех вещей, т.е. все процессы в человеческом обществе протекают как процессы природы. Эту идею он развил в своем труде «Великая дидактика». Эпиграфом к этой книге послужил девиз «Пусть течет все свободно, без применения насилия». Коменский говорил, что развитие природы определено законами, человек это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы.Метод ненасильственного общения разработал американский психолог Маршал Розенберг в 60е годы прошлого века. Он сформулировал 4 правила общения без агрессии, опираясь на гуманистическую философию Махатмы Ганди и на исследования американского психолога Карла Роджерса. Но данный метод общения был разработан для людей, т.е. взаимодействия человека с человеком. В данной статье будут рассмотрены правила общения с природой, основанные на методе ненасильственного общения.«Суть ненасилия в том, чтобы впустить в себя позитив. Мы должны служить любви, уважению, пониманию, приятию, сопереживанию и заботе о других, а не эгоцентризму, эгоизму, жадности, ненависти, предвзятости, подозрительности и агрессивности, которые повелевают нашим разумом. Мы часто слышим: «Этот мир жесток, и чтобы выжить, нужно стать безжалостным». Позвольте мне с этим не согласиться. Мир таков, каким его сделали мы.Если сегодня он жесток и безжалостен, то это мы сделали его таким своим отношением друг к Другу. Если мы изменим себя, то сможем изменить и наш мир, а изменение себя начинается с изменения нашего языка и способов общения» Арун Ганди, основатель института ненасилия имени М.К.Ганди [1].Сначала, давайте рассмотрим, в чём суть правил общения без насилия, разработанные М.Розенбергом. Как считал сам автор, что в данном методе нет ничего нового и это известно уже много столетий. Только Розенберг решил вспомнить суть позитивного общения и реализовать данный метод в практику нашего общения и взаимодействия друг с другом.Общение без насилия это осознание того, каким образом мы выражаем свои мысли, слушаем и слышим ли мы других. Наши слова из обычного, автоматического реагирования превращаются в осознанную речь, основанную на твердом понимании того,что мы ощущаем, чувствуем и хотим. Мы начинаем выражаться искренне и ясно, отвечая окружающим уважительным и сочувственным вниманием. При общении нам становятся понятны как свои собственные, так и чужие важнейшие потребности. Ненасильственное общение или ННО помогает нам тщательно и старательно определять поступки, действия и условия, влияющие на нас. Постепенно человек учится открывать для себя то, что ему необходимо в конкретной ситуации, а самое главное доступно и понятноформулировать, что он хочет.Метод ненасильственного общения (ННО) состоит из четырёх компонентов: наблюдение, чувства, потребности и просьба. Вопервых, мы наблюдаем за тем, что в действительности происходит в ситуации: какие поступки и речи других людей улучшают нашу жизнь, а какие нет. Суть здесь в том, чтобы наблюдать без осуждения или оценки нужно просто констатировать: вот так поступают люди, а нам это либо нравится, либо нет. Затем мы отмечаем свои чувства во время наблюдений за этими действиями: что это боль, испуг, радость, изумление, раздражение? И, втретьих, мы определяем, какие наши потребности связаны с теми чувствами, которые мы идентифицировали. Когда мы используем ННО, осознание этих трех компонентов непременное условие, чтобы ясно и честно выразить, как мы себя чувствуем.Таким образом, одна из функций ННО с предельной ясностью выразить эти четыре информационных компонента либо устно, либо другими средствами. Другой аспект такого общения заключается в получении тех же четырех компонентов от других людей. Мы соприкасаемся с ними, сначала узнавая, что они осознают, чувствуюти в чем нуждаются,а затем выясняем, что могло бы обогатить их жизнь, то есть получаем четвертый компонент, просьбу.Когда мы удерживаем внимание на этих областях и помогаем другим делать то же самое, мы создаем поток общения от нас к другому и обратно
до тех пор, пока не появляется естественное чувство сопереживания: что я наблюдаю, чувствую, в чем нуждаюсь; как бы я хотел обогатить мою жизнь; что вы наблюдаете, чувствуете и в чем нуждаетесь; как бы вы хотели обогатить вашу жизнь...Рассмотрев процесс ненасильственного общения, мы понимаем, что начинать осваивать метод ненасильственного общения можно и нужно уже на ступени дошкольного детства, т.к. детство необходимо рассматривать как значимый период сам по себе; значимый тем, что с ребёнком происходит сейчас, в конкретный период его развития.Необходимость использования каждым человеком метода ненасильственного общения именно с природой подчёркивает реальная неблагоприятная сложившаяся экологическая ситуация. И начинать этот процесс лучше раньше, т.е. со ступени дошкольного возраста. Великие педагоги разных времен подчеркивали значимость природы для человека, и не только потому, что человек это частица природы. Но также, они подчеркивали воспитательную ценность формирования и развития гуманных чувствребенка средствами природы: Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др. Они говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущения его облагораживающего влияния на человека.К.Д.Ушинский говорил, что природа это одно из доступных и всегда окружающих ребёнка любого возраста средств. Логика природы состоит из взаимодействующих друг с другом компонентов, находящихся в постоянной взаимосвязи. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев развития ребёнка.Итак, первый компонент ННО это наблюдение.Причём наблюдение без оценок, без высказывания суждений и навешивания ярлыков. Это достаточно сложно, но возможно. Но, совмещая наблюдение с оценкой, мы уменьшаем вероятность того, что другие услышат то, что мы собирались сказать. Вместо этого они скорее услышат критику и постараются, так или иначе, воспротивиться нашим словам.При наблюдении за объектами природы необходимо видеть её красоту, вечность и единство человека с природой. Конечно это сложный процесс, и ребенка необходимо учить этому видению на совместных прогулках родителей и детей, педагога детского сада и детей. Педагог может обращать внимание детей на природные объекты, их величие и красоту на прогулке в детей, или при чтении литературных произведений о природе. При этом, он не должен навязывать детям свой собственный, свойственный взрослым тип отношения к природе, в котором преобладает перцептивноаффективный компонент. Всегда необходимо разговаривать с ребенком в процессе таких прогулок: что он видит, знает ли он эти природные объекты. А самое главное, чтобы ребенок просто рассказал об увиденном, констатировал факт, без оценок и выводов.Второй компонент чувства и их выражение. Это один из самых сложных компонентов, т. к. долгое время нас учили скрывать свои чувства. Аво многих культурах вообще существует табу: говорить о себе и своих чувствах неловко или неприлично. Поэтому, необходимо учиться реализовать данный компонент в практике в первую очередь взрослым, а затем уже учить детей этому. Но это возможно, если мы начнем говорить «Я огорчен» или «Я переживаю за …», т. е. начнем понимать свои чувства, прислушиваться к своим переживаниям. Конечно, нам проще промолчать, не донеся определенные чувства до собеседника или до окружающих. Общение без насилия определяет, с одной стороны, возможность для выражения собственных чувств, слова и утверждения, которые описывают мысли, оценки и интерпретации, с другой. Например, это могут быть следующие слова, которые помогут вам ясно определить свои чувства и описать широкий диапазон эмоциональных состояний: взволнован, переживаю, счастливый, дружелюбный, активный, благодарный и т.д. Например, если Вы увидели, что ктото выбросил мусор не в урну, а на землю, Вы можете попытаться обозначить свои чувства и учить этому детей: Вы разочарованы, сердиты, озлобленны или у Вас другое чувство.Когда мы осуществляем наблюдение в природной среде, мы должны уметь выразить то, что мы чувствуем в процессе этого, за что переживаем или чего боимся. И это очень важно для реализации следующего компонентаподтверждение потребностей, лежащих в основе наших чувств.Cледующий компонент третий приводит нас к ответственности за то, каким именно чувствам мы даем ход в ответ на услышанное или увиденное. То, что делают и говорят другие, может быть стимулом, ноне является причиной наших чувств. И конечно, когда нам говорят то, что нам не нравится, у нас это вызывает бурю негативных эмоций.«Для дошкольников характерно противоречие между декларируемым и реальным поведением среди природы, оно обусловлено не их собственным отношением, а системой запретов: «не рвать», «не сорить», «не ломать» [2].Когда мы косвенно выражаем потребности при помощи оценок, толкований и мнений, окружающие склонны слышать критику. А когда люди слышат чтото, что кажется им критикой, они часто направляют свою энергию на самозащиту или контратаку. Если мы хотим ответа с сопереживанием, нам не следует выражать свои потребности, интерпретируя или диагностируя поведение окружающих: «этот мальчик не правильно делает, потому что рвет цветы с клумбы». Наоборот, чем теснее мы можем соединить наши чувства с нашими потребностями, тем легче будет другим ответить с сопереживанием.Существуют основные человеческие потребности, и почему мы должны отказываться от раскрытия и высказывания такой нашей потребности, как например, от вклада в улучшение жизни, которая заключается в ценностном отношении к природе? Эту и многие другие человеческие потребности должны уметь высказывать наши дети. И этому они могут научиться только у взрослых, так как мы являемся для них примером и образцом. И говоря об ухудшении состояния природы, мы не должны перекладывать ответственность на другого человека, мы должны связать наши чувства с нашими потребностями, и тогда окружающие будут относиться к нашей потребности сохранение природы с сопереживанием.Четвертый, заключительный компонент этого процесса призван помочь нам выяснить, чегомы хотели бы просить у других,чтобы обогатить нашу жизнь. Когда наши потребности не удовлетворены, мы спешим выразить то, что наблюдаем, чувствуем и в чем нуждаемся, с определенной целью: мы просим о тех действиях, которые могут удовлетворить наши потребности. Как же следует выражать наши просьбы, чтобы другие охотнее отвечали сочувствием на наши нужды?Необходимо быть аккуратными с формулировкой наших просьб и избегать следующих фраз: «Я больше не потерплю, что ты ломаешь ветки деревьев» или «Сейчас же перестань наступать на цветы». Такие просьбы не принесут положительного результата в процессе ненасильственного общения, а только наоборот усилятсопротивление ребёнка.Просьба должна быть выражена ясно и называть конкретные позитивные действия: «Я хочу, чтобы ты, когда гуляешь на улице, не ломал ветки деревьев». Необходимо, чтобы ребенок уже с детства слышал правильно сформулированные просьбы. Следовательно, он будет четко понимать, чего от него хотят, а также сам будет их формулировать подобным образом, обращаясь к своим друзьям или окружающим его людям.Как утверждает Маршалл Розенберг: «Есть одна опасность: то, что мы произносим, и то, что слышит наш собеседник, не всегда совпадает. Поэтому так важно понять, были ли наши слова услышаны» [3]. А для этого надо попросить другого сформулировать то, как он понял нашу просьбу, выразить свою точку зрения на ситуацию, соблюдая четыре правила: наблюдение, ощущение, потребность, просьба.Важную роль в процессе реализации метода ненасильственного общения с природой играет воспитатель детского сада, который является примером и образцом поведения для дошкольника. Также, он должен обладать определенными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Вот некоторые из основных компетенций:«обеспечение эмоционального благополучия через уважительное отношение к каждому ребёнку, его чувствам и потребностям;поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для принятия решений, выражения своих чувств и мыслей;создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащимик разным национальнокультурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные возможности здоровья;взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числепосредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи»[4].Как показал анализ педагогической практики, высокая субъективная значимость воспитателя для детей дошкольного возраста основывается на том, что способ взаимодействия, характер общения, их доброта является самыми значительными факторами эмоционального комфорта детей.Педагогам детских садов необходимо постоянно практиковать применение метода ненасильственного общения с природой в своей профессиональной деятельности. Вопервых, педагог должен пытаться перестроить свой взгляд на окружающий мир: от воздействия на природу к взаимодействию с природой с учетом метода ННО. Вовторых, он должен учить детей дошкольного возраста реализовывать метод ненасильственного общения с природой, и если педагог будет владеть сам этим методом то процесс присвоения детьми метода общения без насилия будет иметь успех. Данный метод имеет определенные компонентыправила, которые может выполнять как ребёнок, так и взрослый, что в свою очередь помогает людям грамотно взаимодействовать с природой.Ненасильственное общение помогает установить человеку новые связи с собой и другими людьми, с окружающим миром методом, который позволяет освободить человеческую природную способность к эмпатии. Также, данный способ общения позволяет людям проявлять собственные чувства и слушать других, фокусируя своё сознание на четырех сторонах: что мы видим, чувствуем, в чем нуждаемся и о чем запрашиваем, чтобы улучшить свою жизнь. ННО учит нас внимательно слушать и слышать, уважать и сопереживать, порождает взаимное уважение, возможность поделиться с другим человеком своими чувствами не оскорбляя его чувства.
Ccылки на источники1.Розенберг М. Язык жизни. Ненасильственное общение. София, 2009.2.Там же.3.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. РостовнаДону:Феникс, 1996. 480 с.4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,2013.
LazarenkoEkaterina,candidateof Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics of preschool education, Volgograd State SocialPedagogical University, Volgogradlazkate@yandex.ruModen preschooler and nature: the way of interactionAbstract.The author coveresthe issue of interaction of preschooler and nature. The rules of interaction with nature based on the method of nonviolent communication, accessible both for adults and children, are revealed in the article.Keywords: nature, attitude, preschool age, method of nonviolent communication.
Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Современный дошкольник и природа: путь взаимодействия
Аннотация. Встатье освещена проблема взаимодействия человека с природой. Раскрываются основанные на методе ненасильственного общения правила взаимодействия с природой, доступные как для взрослого человека, так и для ребенка.Ключевые слова:природа, отношение, дошкольный возраст, метод ненасильственного общения.
В современном мире мы наблюдаем ухудшающееся состояние нашей окружающей среды, что свою очередь отражается на здоровье и психологическом состоянии нации. Несмотря на реализацию различных технологий и программ, направленных на сохранение и приумножение природных ресурсов и объектов, ухудшающаяся экологическая обстановка на лицо. Становится очевидным, что главная проблема сложившейся ситуации это не только установка очистного оборудования на предприятиях и уменьшение вырубки леса. Также, это осознание значимости природной среды для человека, его детей, и какое отношение к природе у каждого из нас.Принципы гуманизма, которые являются общеизвестными, должны соотноситься не только с человеком, но и с природой. То естьмы уже можем говорить об экогуманизме. Любовь человека, эгоистически направленная только на него самого, привела, в конечном счете, к экокризису. Экогуманизм в отличие от традиционного гуманизма видит в природе бытие человека. Именно поэтому человек вынужден относиться к ней так же бережно, как к самому себе. Природа ценна для меня, тебя, нас, для нынешних и будущих социальных систем.В основеновых отношений, путей взаимодействия человека и природы должно быть осознание значимости природы для человека, от противопоставления Человека Природе к системе, гармонизирующей отношения Человека и Природы, от насильственного общения с природой к общениюбез насилия.В XVIIвеке Я. А.Коменский выделил такое понятие, как природосообразность всех вещей, т.е. все процессы в человеческом обществе протекают как процессы природы. Эту идею он развил в своем труде «Великая дидактика». Эпиграфом к этой книге послужил девиз «Пусть течет все свободно, без применения насилия». Коменский говорил, что развитие природы определено законами, человек это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы.Метод ненасильственного общения разработал американский психолог Маршал Розенберг в 60е годы прошлого века. Он сформулировал 4 правила общения без агрессии, опираясь на гуманистическую философию Махатмы Ганди и на исследования американского психолога Карла Роджерса. Но данный метод общения был разработан для людей, т.е. взаимодействия человека с человеком. В данной статье будут рассмотрены правила общения с природой, основанные на методе ненасильственного общения.«Суть ненасилия в том, чтобы впустить в себя позитив. Мы должны служить любви, уважению, пониманию, приятию, сопереживанию и заботе о других, а не эгоцентризму, эгоизму, жадности, ненависти, предвзятости, подозрительности и агрессивности, которые повелевают нашим разумом. Мы часто слышим: «Этот мир жесток, и чтобы выжить, нужно стать безжалостным». Позвольте мне с этим не согласиться. Мир таков, каким его сделали мы.Если сегодня он жесток и безжалостен, то это мы сделали его таким своим отношением друг к Другу. Если мы изменим себя, то сможем изменить и наш мир, а изменение себя начинается с изменения нашего языка и способов общения» Арун Ганди, основатель института ненасилия имени М.К.Ганди [1].Сначала, давайте рассмотрим, в чём суть правил общения без насилия, разработанные М.Розенбергом. Как считал сам автор, что в данном методе нет ничего нового и это известно уже много столетий. Только Розенберг решил вспомнить суть позитивного общения и реализовать данный метод в практику нашего общения и взаимодействия друг с другом.Общение без насилия это осознание того, каким образом мы выражаем свои мысли, слушаем и слышим ли мы других. Наши слова из обычного, автоматического реагирования превращаются в осознанную речь, основанную на твердом понимании того,что мы ощущаем, чувствуем и хотим. Мы начинаем выражаться искренне и ясно, отвечая окружающим уважительным и сочувственным вниманием. При общении нам становятся понятны как свои собственные, так и чужие важнейшие потребности. Ненасильственное общение или ННО помогает нам тщательно и старательно определять поступки, действия и условия, влияющие на нас. Постепенно человек учится открывать для себя то, что ему необходимо в конкретной ситуации, а самое главное доступно и понятноформулировать, что он хочет.Метод ненасильственного общения (ННО) состоит из четырёх компонентов: наблюдение, чувства, потребности и просьба. Вопервых, мы наблюдаем за тем, что в действительности происходит в ситуации: какие поступки и речи других людей улучшают нашу жизнь, а какие нет. Суть здесь в том, чтобы наблюдать без осуждения или оценки нужно просто констатировать: вот так поступают люди, а нам это либо нравится, либо нет. Затем мы отмечаем свои чувства во время наблюдений за этими действиями: что это боль, испуг, радость, изумление, раздражение? И, втретьих, мы определяем, какие наши потребности связаны с теми чувствами, которые мы идентифицировали. Когда мы используем ННО, осознание этих трех компонентов непременное условие, чтобы ясно и честно выразить, как мы себя чувствуем.Таким образом, одна из функций ННО с предельной ясностью выразить эти четыре информационных компонента либо устно, либо другими средствами. Другой аспект такого общения заключается в получении тех же четырех компонентов от других людей. Мы соприкасаемся с ними, сначала узнавая, что они осознают, чувствуюти в чем нуждаются,а затем выясняем, что могло бы обогатить их жизнь, то есть получаем четвертый компонент, просьбу.Когда мы удерживаем внимание на этих областях и помогаем другим делать то же самое, мы создаем поток общения от нас к другому и обратно
до тех пор, пока не появляется естественное чувство сопереживания: что я наблюдаю, чувствую, в чем нуждаюсь; как бы я хотел обогатить мою жизнь; что вы наблюдаете, чувствуете и в чем нуждаетесь; как бы вы хотели обогатить вашу жизнь...Рассмотрев процесс ненасильственного общения, мы понимаем, что начинать осваивать метод ненасильственного общения можно и нужно уже на ступени дошкольного детства, т.к. детство необходимо рассматривать как значимый период сам по себе; значимый тем, что с ребёнком происходит сейчас, в конкретный период его развития.Необходимость использования каждым человеком метода ненасильственного общения именно с природой подчёркивает реальная неблагоприятная сложившаяся экологическая ситуация. И начинать этот процесс лучше раньше, т.е. со ступени дошкольного возраста. Великие педагоги разных времен подчеркивали значимость природы для человека, и не только потому, что человек это частица природы. Но также, они подчеркивали воспитательную ценность формирования и развития гуманных чувствребенка средствами природы: Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, Ф.Дистервег, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др. Они говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущения его облагораживающего влияния на человека.К.Д.Ушинский говорил, что природа это одно из доступных и всегда окружающих ребёнка любого возраста средств. Логика природы состоит из взаимодействующих друг с другом компонентов, находящихся в постоянной взаимосвязи. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев развития ребёнка.Итак, первый компонент ННО это наблюдение.Причём наблюдение без оценок, без высказывания суждений и навешивания ярлыков. Это достаточно сложно, но возможно. Но, совмещая наблюдение с оценкой, мы уменьшаем вероятность того, что другие услышат то, что мы собирались сказать. Вместо этого они скорее услышат критику и постараются, так или иначе, воспротивиться нашим словам.При наблюдении за объектами природы необходимо видеть её красоту, вечность и единство человека с природой. Конечно это сложный процесс, и ребенка необходимо учить этому видению на совместных прогулках родителей и детей, педагога детского сада и детей. Педагог может обращать внимание детей на природные объекты, их величие и красоту на прогулке в детей, или при чтении литературных произведений о природе. При этом, он не должен навязывать детям свой собственный, свойственный взрослым тип отношения к природе, в котором преобладает перцептивноаффективный компонент. Всегда необходимо разговаривать с ребенком в процессе таких прогулок: что он видит, знает ли он эти природные объекты. А самое главное, чтобы ребенок просто рассказал об увиденном, констатировал факт, без оценок и выводов.Второй компонент чувства и их выражение. Это один из самых сложных компонентов, т. к. долгое время нас учили скрывать свои чувства. Аво многих культурах вообще существует табу: говорить о себе и своих чувствах неловко или неприлично. Поэтому, необходимо учиться реализовать данный компонент в практике в первую очередь взрослым, а затем уже учить детей этому. Но это возможно, если мы начнем говорить «Я огорчен» или «Я переживаю за …», т. е. начнем понимать свои чувства, прислушиваться к своим переживаниям. Конечно, нам проще промолчать, не донеся определенные чувства до собеседника или до окружающих. Общение без насилия определяет, с одной стороны, возможность для выражения собственных чувств, слова и утверждения, которые описывают мысли, оценки и интерпретации, с другой. Например, это могут быть следующие слова, которые помогут вам ясно определить свои чувства и описать широкий диапазон эмоциональных состояний: взволнован, переживаю, счастливый, дружелюбный, активный, благодарный и т.д. Например, если Вы увидели, что ктото выбросил мусор не в урну, а на землю, Вы можете попытаться обозначить свои чувства и учить этому детей: Вы разочарованы, сердиты, озлобленны или у Вас другое чувство.Когда мы осуществляем наблюдение в природной среде, мы должны уметь выразить то, что мы чувствуем в процессе этого, за что переживаем или чего боимся. И это очень важно для реализации следующего компонентаподтверждение потребностей, лежащих в основе наших чувств.Cледующий компонент третий приводит нас к ответственности за то, каким именно чувствам мы даем ход в ответ на услышанное или увиденное. То, что делают и говорят другие, может быть стимулом, ноне является причиной наших чувств. И конечно, когда нам говорят то, что нам не нравится, у нас это вызывает бурю негативных эмоций.«Для дошкольников характерно противоречие между декларируемым и реальным поведением среди природы, оно обусловлено не их собственным отношением, а системой запретов: «не рвать», «не сорить», «не ломать» [2].Когда мы косвенно выражаем потребности при помощи оценок, толкований и мнений, окружающие склонны слышать критику. А когда люди слышат чтото, что кажется им критикой, они часто направляют свою энергию на самозащиту или контратаку. Если мы хотим ответа с сопереживанием, нам не следует выражать свои потребности, интерпретируя или диагностируя поведение окружающих: «этот мальчик не правильно делает, потому что рвет цветы с клумбы». Наоборот, чем теснее мы можем соединить наши чувства с нашими потребностями, тем легче будет другим ответить с сопереживанием.Существуют основные человеческие потребности, и почему мы должны отказываться от раскрытия и высказывания такой нашей потребности, как например, от вклада в улучшение жизни, которая заключается в ценностном отношении к природе? Эту и многие другие человеческие потребности должны уметь высказывать наши дети. И этому они могут научиться только у взрослых, так как мы являемся для них примером и образцом. И говоря об ухудшении состояния природы, мы не должны перекладывать ответственность на другого человека, мы должны связать наши чувства с нашими потребностями, и тогда окружающие будут относиться к нашей потребности сохранение природы с сопереживанием.Четвертый, заключительный компонент этого процесса призван помочь нам выяснить, чегомы хотели бы просить у других,чтобы обогатить нашу жизнь. Когда наши потребности не удовлетворены, мы спешим выразить то, что наблюдаем, чувствуем и в чем нуждаемся, с определенной целью: мы просим о тех действиях, которые могут удовлетворить наши потребности. Как же следует выражать наши просьбы, чтобы другие охотнее отвечали сочувствием на наши нужды?Необходимо быть аккуратными с формулировкой наших просьб и избегать следующих фраз: «Я больше не потерплю, что ты ломаешь ветки деревьев» или «Сейчас же перестань наступать на цветы». Такие просьбы не принесут положительного результата в процессе ненасильственного общения, а только наоборот усилятсопротивление ребёнка.Просьба должна быть выражена ясно и называть конкретные позитивные действия: «Я хочу, чтобы ты, когда гуляешь на улице, не ломал ветки деревьев». Необходимо, чтобы ребенок уже с детства слышал правильно сформулированные просьбы. Следовательно, он будет четко понимать, чего от него хотят, а также сам будет их формулировать подобным образом, обращаясь к своим друзьям или окружающим его людям.Как утверждает Маршалл Розенберг: «Есть одна опасность: то, что мы произносим, и то, что слышит наш собеседник, не всегда совпадает. Поэтому так важно понять, были ли наши слова услышаны» [3]. А для этого надо попросить другого сформулировать то, как он понял нашу просьбу, выразить свою точку зрения на ситуацию, соблюдая четыре правила: наблюдение, ощущение, потребность, просьба.Важную роль в процессе реализации метода ненасильственного общения с природой играет воспитатель детского сада, который является примером и образцом поведения для дошкольника. Также, он должен обладать определенными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Вот некоторые из основных компетенций:«обеспечение эмоционального благополучия через уважительное отношение к каждому ребёнку, его чувствам и потребностям;поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для принятия решений, выражения своих чувств и мыслей;создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащимик разным национальнокультурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные возможности здоровья;взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числепосредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи»[4].Как показал анализ педагогической практики, высокая субъективная значимость воспитателя для детей дошкольного возраста основывается на том, что способ взаимодействия, характер общения, их доброта является самыми значительными факторами эмоционального комфорта детей.Педагогам детских садов необходимо постоянно практиковать применение метода ненасильственного общения с природой в своей профессиональной деятельности. Вопервых, педагог должен пытаться перестроить свой взгляд на окружающий мир: от воздействия на природу к взаимодействию с природой с учетом метода ННО. Вовторых, он должен учить детей дошкольного возраста реализовывать метод ненасильственного общения с природой, и если педагог будет владеть сам этим методом то процесс присвоения детьми метода общения без насилия будет иметь успех. Данный метод имеет определенные компонентыправила, которые может выполнять как ребёнок, так и взрослый, что в свою очередь помогает людям грамотно взаимодействовать с природой.Ненасильственное общение помогает установить человеку новые связи с собой и другими людьми, с окружающим миром методом, который позволяет освободить человеческую природную способность к эмпатии. Также, данный способ общения позволяет людям проявлять собственные чувства и слушать других, фокусируя своё сознание на четырех сторонах: что мы видим, чувствуем, в чем нуждаемся и о чем запрашиваем, чтобы улучшить свою жизнь. ННО учит нас внимательно слушать и слышать, уважать и сопереживать, порождает взаимное уважение, возможность поделиться с другим человеком своими чувствами не оскорбляя его чувства.
Ccылки на источники1.Розенберг М. Язык жизни. Ненасильственное общение. София, 2009.2.Там же.3.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. РостовнаДону:Феникс, 1996. 480 с.4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,2013.
LazarenkoEkaterina,candidateof Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics of preschool education, Volgograd State SocialPedagogical University, Volgogradlazkate@yandex.ruModen preschooler and nature: the way of interactionAbstract.The author coveresthe issue of interaction of preschooler and nature. The rules of interaction with nature based on the method of nonviolent communication, accessible both for adults and children, are revealed in the article.Keywords: nature, attitude, preschool age, method of nonviolent communication.
Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»