Образ Я как механизм регуляции нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Корепанова М. В., Куниченко О. В. Образ Я как механизм регуляции нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S8. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13574.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам становления у ребёнка 5–7 лет опыта регуляции нравственного поведения. Подчеркивается, что представления ребенка о себе, собственном образе Я, являются основанием выбора стратегии поведения. В статье использовано понятие образ «нравственного Я», который включает в себя представления дошкольника о собственных нравственных качествах, возможностях, проявлениях, личное отношение к ним и предопределяет стремление ребёнка к выбору и совершению нравственного поступка. Представлены ситуации педагогического сопровождения контакта старшего дошкольника с мультфильмом с целью формирования нравственного поведения.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Корепанова Марина Васильевна, доктор педагогических наук, профессоркафедры педагогики дошкольного образованияФГБОУ ВПО«Волгоградскийгосударственныйсоциальнопедагогический университет», г. Волгоград

mariko57@yandex.ru

Куниченко Ольга Владимировна,аспирант кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Волгоградскийгосударственныйсоциальнопедагогический университет», г. Волгоградkunichenko9@mail.ru

Образ Я как механизм регуляции нравственного поведения

детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. Статья посвящена вопросам становления у ребёнка 5–7 лет опыта регуляции нравственного поведения. Подчеркивается, что представления ребенка о себе, собственном образе Я, являются основанием выбора стратегии поведения. В статье использовано понятие образ «нравственного Я», который включает в себя представления дошкольника о собственных нравственных качествах, возможностях, проявлениях, личное отношение к ним и предопределяет стремление ребёнка к выбору и совершению нравственного поступка. Представлены ситуации педагогического сопровождения контакта старшего дошкольника с мультфильмом с целью формирования нравственного поведения.Ключевые слова: мультфильм, нравственное поведение, образ Я, ситуация, старший дошкольный возраст.

Нравственное становление человека происходит на протяжении всей его жизни. Особое место в этом процессе занимает период дошкольного детства, являющийся особо важным возрастным промежутком в нравственном развитии личности. Важнейшим событием на этапе старшего дошкольного возраста является зарождение у ребёнка способности к овладению собственным поведением. В своих исследованиях О.Г.Дробницкий относит данный процесс к нормативной регуляции, представляя её как особый механизм, обуславливающий нравственное, гуманное поведение людей в ситуациях столкновения личных и общественных интересов [1]. В работах С.Г.Якобсон данный феномен представлен понятием «моральная регуляция», критериальной основой которого являются представления о «должном и ценном». По мысли автора, моральная регуляция предполагает «… собственную этическую оценку альтернативных действий и предпочтение на её основе этически положительного действия в ущерб некоторым своим интересам» [2]. Таким образом, возможные действия ребёнка в той или иной ситуации предстают в двух противоречащих друг другу плоскостях: в плоскости личных интересов и выгоды и вплоскости этических ценностей и эталонов. То есть, нравственному поведению всегда противостоит личная привлекательность этически отрицательного поступка. Установление значимости одной плоскости над другой определяетоценку и выбор предполагаемого поступка. Причём, личные интересы складываются у ребёнка естественно и непосредственно, в то время как оценивание с этических позиций требует ориентациина определённые критерии. В качестве таковых, чаще всего, выступают полярные этические эталоны, выделенные на основе ключевых нравственных категорий –добра и зла, наиболее доступные для восприятия и понимания дошкольником. Однако, способность ребёнка к этическому оцениванию альтернативных поступков в какойлибо ситуации не гарантирует его реального нравственного поведения.В этой связи нас интересует проблема ориентации дошкольника не на оценивание возможных действий, а на представления и оценку самого себя, то есть собственного образа Я. В ходе своего исследования мы пытаемся ответить на вопрос: как осуществить педагогическую поддержку становления у ребёнка 5–7 лет опыта регуляции нравственного поведения с ориентаций на образ собственного Я? Не менее интересным является также вопрос, о том, какие возможности современного культурного поля, окружающие нынешнего дошкольника, могут быть задействованы в этом процессе? Работы М.В.Корепановой, Е.О.Смирновой, Д.И.Фельдштейна, Т.И.Фещенко, И.И.Чесноковой и собственные исследования позволили сделать вывод о том, что образ Я выступает механизмом, обеспечивающим целостное, гармоничное становление личности ребёнка старшего дошкольного возраста. Согласно позиции Д.И.Фельдштейна, в период дошкольного детства ребёнок делает два важных открытия: вопервых, открывает собственное «Я», свои сущностные характеристики и возможности, вовторых, проявляет себя как субъект межличностных отношений [3].Исследования Л.П.Почеревиной, Т.И.Фещенко, С.Г.Якобсон посвящены изучению регулятивной функции образа Я, который обнаруживается в «…ситуациях расхождения между непосредственными стремлениями и социальными требованиями и ценностями» [4]. Подобное противоречие имеет место в процессе нравственного развития старшего дошкольника. В контексте исследования вышеуказанных авторов понятие образ Я разделяется на три подструктуры:«Я–реальное», включающее в себя содержание наличных, существующих и сознанных ребёнком представлений о собственных качествах и способностях;«Я–потенциальное положительное», содержащее мысленный образ желаемого, «идеального себя» с набором положительных, одобряемыхкачеств, поступков, к которым ребёнок стремится. Данная подструктура у ребёнка 5–7 лет наполняется содержанием под активным влиянием взрослого, в совместной деятельности ребёнка с ним;«Я–потенциальное отрицательное» –включает в себя характеристики, которыми дошкольник не желает иметь [5].Образно говоря, одобряемое реальное выполнение какойлибо нормы относится к подструктуре «Яреальное», стремление ребёнка к выполнению этой нормы –к «Я–потенциальному положительному», а нарушение нормы наполняет содержание «Я–потенциального отрицательного». Указанные подструктуры наполняются переживанием как собственно процессов следования или отступления от нравственных норм, так и отношением к этим процессам и действиям. Особенностью функционированиясоставляющих образа Я в дошкольном возрасте является оценивание детьми собственных действий и их отнесённости с помощью взрослого к той или иной подструктуре в зависимости от своего реального поведения. Согласно определению М.В.Корепановой Образ Я представляет собой «…стержневой компонент личности, включающий совокупность развивающихся представлений ребенка о себе, сопряженную с их самооценкой и определяющую выбор способов взаимодействия с социумом» [6].Для решения задач исследования было использовано понятие образ «нравственного Я», который включает в себя представления дошкольника о собственных нравственных качествах, возможностях, проявлениях, личное отношение к ним и предопределяет стремление ребёнка к выбору и совершению нравственного поступка. Значимым для решения задачи нашего исследования предоставляется определение феномена образа Я дошкольника М.В. Корепановой, который в своей структуре содержит: когнитивный, оценочный и поведенческий компоненты [7].Основываясь на выделенных профессором Корепановой компонентах, в содержание «образа нравственного Я» целесообразно включить представления ребёнка о самом себе, своих нравственных качествах и возможностях в ситуациях взаимодействия с другими.Для подлинно этической оценки собственного образа «нравственного Я» необходимо формирование личного, субъективного отношения ребёнка к противоположным эталонам, например, к жадности и щедрости. Если по какимто причинам ребёнок считает проявление жадности допустимым и импонирует этому проявлению, то сопоставление себя с этим эталоном не портитего представления о самом себе и ни каким образом не может выступать в качестве регулятива нравственного поведения. В силу этих допустимых проявлений можно сделать вывод о том, что действенность сопоставления себя с эталонами находится в прямой зависимости от субъективного отношения ребёнка к ним. По этой причине в качестве другой составляющей «образа нравственного Я» ребёнка нами выделено его отношение к собственным нравственным качествам, проявлениям и возможностям.Третьей составляющей выступает стремление дошкольника реализовать свои возможности, свой «образ нравственного Я». Механизм актуализации рассматриваемой составляющей, как показывают исследования, выглядит следующим образом: ребёнок в ситуации морального выбора воображает нарушение либо следование моральной норме и оценивает себя. В ходе исследования дети разделились на три типа. К первому мы отнесли детей, которые ориентируясь на потенциально неправильный поступок, переживали возможность изменения образа «нравственного Я» в негативную сторону и отказывались от нарушения нормы. Ко второму типу были отнесены дети, считающие, что нарушение правила не изменит их, они останутся «положительными», естественно, что данный тип детей нарушит норму. К третьему типу нами отнесёны дети, которые вовсе не задумываются над собственным поступком. В качестве «наглядных» образцов, носителей полярных эталонов и поступков для детей могут быть представлены герои мультфильмов, которые в большинстве своём содержат в себе противоположные качества и проявления поведения, легко распознаваемые и разделяемые даже ребёнкомдошкольником. Например, Фунтик и госпожа Белладонна, Доброжелательные Лунтик с Кузей и вредные, злые гусеницы Пупсень и Вупсень. Ребёнку дошкольного возраста доступнее и прощесравнить себя с мультипликационным персонажем, чем ориентироваться на абстрактные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Однако, восприятие и оценивание мультипликационного героя должно не только дать ребёнку знания о полярной этической ценности, но и вызвать у него, яркое эмоциональное отношение к ним: положительное или отрицательное. В противном случае, знание и оценивание этических эталонов не будет выступать побудительной силой при выборе ребёнком того или иного поступка. Создание условий, ситуации побуждения ребёнка к проявлению эмоционального отношения к действиям персонажей –одна из задач педагога, организующего просмотр мультфильма. В этой связи с целью формирования образа «нравственного Я» ребёнка старшего дошкольного возраста нами разработаны ситуации контакта ребёнка с мультфильмом. Данные ситуации позволяют познакомить детей с существенными характеристиками мультипликационных образов и сюжетных линий с целью обогащения собственного нравственного опыта. Содержание совместной деятельности детей с взрослыми, включает в себя следующие ситуации контакта ребёнка с мультфильмом.1.Ситуация сознательного восприятия и понимания мультфильма, направленная на выделение ребёнком сюжетной линии, образов, причинноследственных связей в сюжете. Данная ситуация направлена на подготовку ребёнка к дальнейшей работе с сюжетом и образами кинопроизведения.Ситуациявыделения нравственного содержания мультфильма или отдельных его эпизодов,способствующая выработке нравственных оценок, пониманию мотивов поведения героев. Ситуация включает также акцентирование внимания ребёнка на нравственных конфликтах в сюжете, на фрагментах, имеющих нравственный смысл.3.Ситуация познания себя через мультипликационные образы. Ориентирована на накопление опыта построения «образа нравственного Я», «создания» себя как нравственно положительной личности через образ положительных персонажей и формирования представлений о негативных проявлениях и качествах через образы отрицательных персонажей. Особо важным является самостоятельное сопоставление ребёнком себя не только с нравственным, положительным эталоном, но и с отрицательным, позволяющим актуализировать личные эмоциональные проявления по этому поводу (огорчение, неприязнь, грусть, нежелание быть таким и т.д.). Нравственный выбор действия подразумевает сравнение с эталонами и оценку себя, всего образа Я в целом, а не отдельных, определённых действий. Оценивание отдельного действия касается конкретной ситуации и не затрагивает целостный образ «нравственного Я». А убеждение ребёнка в том, что плохой поступок отрицательно характеризует его самого и имеет непосредственное влияние на его представления о себе.

4.Ситуацияпроявления нравственных чувств, направленная не только на понимание эмоционального состояния героев, но и на познание собственного эмоционального отношения к поступкам, проявлениям и качествам персонажей.5.Ситуацияакцентирования внимания ребёнка на нравственных конфликтах героев мультфильма, которые аналогичны событиям из его собственного опыта. 6.Ситуация переноса моральных установок фильма на собственное поведение.Осуществляется посредством стремления дошкольника укрепить образа «нравственного Я», через отказ и нежелание быть похожим, сопоставленным с отрицательным образом или поступком и ориентацию на положительные образы и эпизоды мультфильма.В процессе просмотра мультфильмов, организации игры на основе сюжетной линии мультипликационных произведений, следования определённой роли в этой игре ребёнок получает и накапливает информацию о правилах отношений,соответствующих той или иной роли. Так, у старшего дошкольника постепенно зарождается идеальный образ должного и на его основе формируется механизм подчинения данному образу. В свою очередь, личное неприятие, возникающее в процессе сопоставления ребёнком себя с отрицательным эталоном, присущем поведению того или иного персонажа, ухудшает представления о самом себе и ведёт к перестройке отрицательного поведения.Данные преобразования объясняются желанием дошкольника сохранить и укрепить положительный «образнравственного Я». Как показали результаты исследования, воспитание нравственного поведения старших дошкольников определяется не только внешним воздействием, контролем или принуждением, а, прежде всего, личностными внутренними образованиями, среди которыхпрочное место занимает образ Я.

Ссылки на источники1.Дробницкий О. Г.Моральная философия. Избранные труды. –М.: Гардарики, 2001.2.Якобсон С.Г., Почеревина Л.П. Роль субъективного отношения к этическим эталонам в регуляции морального поведения дошкольников // Вопросы психологии. –1982. –№1. –С.40–49.3.Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространствевремени детства. –М.: Московский психологосоциальный институт, 1997.4.Якобсон С.Г., Фещенко Т.И. Формирование Япотенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников // Вопросы психологии. –1997. –№3. –С. 3–11.5.Там же.Корепанова М.В. Теория и практика становления иразвития образа Я дошкольника. –Волгоград: 2001.7.

Тамже.

KorepanovaMarina, doctorof Pedagogic Sciences, Professor at the chair of pedagogics of preschool education, Volgograd State SocialPedagogical University, Volgogradmariko57@yandex.ru KunichenkoOlga,Ph.D. Student at the chair of pedagogics, Volgograd State SocialPedagogical University, Volgogradkunichenko9@mail.ru The “I” image like the mechanism of moral behavior regulation of preschool age children Abstract.The article is devoted to the development of 5–7year old child experience in the regulation of ethical conduct. The authors stress that the child's view of himself, his own “I” image justify the choice of strategy. The authors use the notion of "moral" image, which includes submission of a preschooleron his own moral qualities, features, displays, personal attitudes and prejudice the desire of children to choose and commit the moral act. The situations of pedagogical support of contact between the older preschooler with a cartoon with the purpose of forming of moral conduct are described.

Keywords:cartoon, moral behavior, the “I” image, situation, senior preschool age.

Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»