Рисунок как средство выражения и формирования образа мира детей старшего дошкольного возраста

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ткаченко В. В. Рисунок как средство выражения и формирования образа мира детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S8. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13577.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема «образа мира», поставленная в психологии А. Н. Леонтьевым и другими учеными. Анализируются подходы разных авторов к данной проблеме и на этой основе выделяются структурные компоненты и средство, способствующее эффективному формированию образа мира дошкольников. Рисунок рассматривается как основное и важное средство выражения и формирования образа мира детей. Также в статье приводятся результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня развития образа мира детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ткаченко Валерия Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г. Волгоградleralera8181@mail.ru

Рисунок как средство выражения и формирования образа мира детей старшего дошкольного возраста

Аннотация.В статье рассматривается проблема «образа мира», поставленная в психологии А.Н.Леонтьевым и другими учеными. Анализируются подходы разных авторов к данной проблеме и на этой основе выделяются структурные компоненты и средство, способствующее эффективному формированию образа мира дошкольников. Рисунок рассматривается как основное и важное средство выражения и формирования образа мира детей. Также в статье приводятся результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня развития образа мира детей старшего дошкольного возраста.Ключевые слова:образ мира, рисунок, деятельность, познавательная деятельность.

Непрерывно возрастающий поток информации, а также взгляд на образование, как на средство расширения возможностей развития личности, определили в России новое направление политики общественного дошкольного образования. Вместо адаптивноинструктивной модели воспитания, когда приоритетной целью воспитательного процесса является формальное усвоение ребенком суммы знаний и умений, воспитательные учреждения ориентируются на поисководеятельностную модель, при которой создаются условия для познания детьми картины мира посредством самостоятельной деятельности.В этой связи становится особенно актуальной проблема «образа мира», поставленная в психологии А.Н.Леонтьевым и другими учеными [1]. Она имеет прямое отношение к педагогическим задачам воспитания, из которых приоритетной является задача формирования ориентировки личности в сфере и ситуации своей деятельности. В исследованиях С.Д.Смирнова образ мира рассматривается как некоторая совокупность или упорядоченная система знаний человека о себе, о природе, о других людях, которая опосредует через себя любое внешнее воздействие [2]. В истории психологии существует много аналогичных понятий ‬модель универсума, картина мира, когнитивная карта, собственно образ мира и другие.Образ мира формируется у ребенка в процессе взаимодействия с реальностью, которая выполняет ориентирующую роль по отношению к дальнейшим действиям, т.е. служит совершенствованию и обогащению любой деятельности ребенка. Реально этот процесс часто осуществляется стихийно. Сформированной на стихийном уровне образ мира, в любом случае, становится стартом для формирования его обогащенного содержания, которое обеспечивает переход ребенка в зону ближайшего (Л.С.Выготский) и перспективного (Н.Н.Поддьяков) развития. В этой связи становится важным процесс формирования образа мира у дошкольников, организованный под влиянием педагогического взаимодействия взрослого с ребенком, на основе системных знаний. Принципиальным, с этой точки зрения, является отбор знаний. Исследования ученых по разработке систем знаний для детей внесли большой вклад в решение вопроса о формировании содержания образа мира у дошкольников. Изучение отдельных направлений ознакомления дошкольников с окружающим миром было предпринято в исследованиях Р.С.Буре, Н.Ф.Виноградовой и др. [3, 4] Общепринятым является ознакомление детей с окружающим миром в форме получения ими знаний об отдельных предметах и явлениях действительности на основе принципа наглядности. Обогащение образа мира достигается не столько за счет расширения знаний, как практикуется при традиционном ознакомлении с окружающим миром, но за счет формирования целостной системы знаний у детей. Через систему знаний о природе, обществе, в которых человек является центральной фигурой, формируются знания о нем самом.Среди многообразных точек зрения на содержание дошкольного образования и развитие ребенка в процессе познавательной деятельности особый интерес вызывают точки зрения ученых на становление у ребенка образа мира через философские категории (Л.А.Венгер и др.) и в связи с его включением в детскую субкультуру (В.В.Абраменкова,Е.Е.Сапогова и др.) [5‬7].Ребенок с раннего возраста усваивает начальные понятийные формы, то есть категории, в определенной логике, изменяющей структуру мыслительной деятельности, характер взаимодействий с миром и отношение к нему. Начальные формы категориальных знаний несут в себе мировоззренческую функцию, аих аккумуляция обеспечивает развитие интеллектуальных, нравственных, эмоциональных ценностей ребенка. Именно категориальные знания обеспечивают преемственность как в содержании образования детей дошкольного возраста, так и в умственном развитии детей в различные периоды детства. Категориальное знание ставит ребенка в позицию исследователя, в позицию поиска, когда расчлененное, диффузное, неясное знание, представление о мире приобретает ясность, четкость, целостность, системность, что позволяет ребенку, с одной стороны, дифференцировать, а, с другой, ‬устанавливать взаимозависимости в окружающем мире на основе аналитикосинтетической деятельности.Смысл детской субкультуры для ребенка заключается в том, что она предоставляет ему особое психологическое пространство, благодаря которому ребенок приобретает «социальную компетентность в группе равных»; оно охраняет его от неблагоприятных воздействий культуры взрослых, оно же предоставляет ему «экспериментальную площадку» для опробования себя, уточнения границ своих возможностей, задавая «зону вариативного развития». Содержанием детской субкультуры являются не только актуальные для массовой культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и социогенетические инварианты ‬относительно устойчивые в пространстве образы, модели, жанры, тексты, представляющие собой «осколки» различных эпох, следов памяти прошлого опыта человечества, передаваемые из поколения в поколение детей.Это создает возможность осуществить поиск путей формирования образа мира как актуальной, комплексной проблемы дошкольной педагогики.Художественная деятельность способствует наибольшему раскрытию ребенка. Живое образное восприятие ребенкадошкольника в сочетании с разнообразнейшей практикой позволяет наиболее полно выразить в художественной деятельности свои чувства, настроение, состояние.Рисунок (наряду с другими плоскостными изображениями) известен с древнейших времен в качестве способа экспликации образа мира.Психологической практикой и множеством исследований доказана высокая проективность рисунка, связанная с бесконечной пластичностью его формы и содержания, с его двигательной природой. Рисование дает возможность ребенку получить в буквальном смысле «картину» мира, которая отражает образ мира ребенка сформированный в его воображении и сознании.С цельюизучения актуального уровня сформированности образа мира детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности была проведенаэкспериментальная работа, которая включала наблюдение за поведением детей в процессе деятельности, уточняющие беседы в процессе выполнения задания, анализ продуктов художественной деятельности. В эксперименте принимали участие 40 детей старшего дошкольного возраста.Оценка полученных данных проводилась с учетом характеристики уровней сформированности образа мира, разработанной Е.Ф.Купецковой [8].При оценке качества выполнения предлагаемого задания мы учитывали: самостоятельно ли ребенок выполняет задание, проявляет ли творческое начало, активность, эмоциональное отношение, использует ли знания о человеке, природе, обществе.Анализ результатов показал, что самостоятельно выполнили задание 17,5% детей, пользовались помощью педагога ‬27,5%. Лишь 35% детей при выполнении задания в той или иной степени проявили творчество. Большинство детей (72,5%) охотно выполняли задание и деятельность носила эмоционально окрашенный характер. Активность проявили лишь 27,5% детей. 80% детей в той или иной степени отразили свои знания о человеке, природе и обществе в рисунке, т.к. рисование в дошкольном возрасте является одним из наиболее эффективных способов выражения детских представлений о мире. Таким образом, результаты показали, что большинство детей старшего дошкольного возраста не могут выполнить задание самостоятельно, задают много вопросов педагогу или обращаются за помощью к сверстнику. Об этом свидетельствует наличие однотипных и стереотипных рисунков, средний уровень творчества и низкий уровень проявления активности [9].Таким образом, анализ результатов показал актуальный уровень сформированности образа мира:первому(низкому) уровню сформированностиобраза мира соответствуют 52,5% детей;второму(среднему) уровню сформированности образа мира соответствуют 40% детей;третьему(высокому) уровню сформированности образа мира соответствуют 7,5%детей.Большинство рисунков на тему «Картина мира» не обладает композиционным единством. На некоторых рисунках изображен единичный объект, на других целая группа объектов, не связанных композиционным замыслом и представляющих собой набор, перечисление явлений или предметов окружающего мира. Единый образ рисунка наблюдается у 42,5% детей, что свидетельствует о стремлении обобщить свои представления о мире и выразить их единым композиционным образом.Все рисунки, не зависимо от их композиционных особенностей, содержат изображения объектов, явлений, которые можно объединить в определенные тематические группы: человек (реалистическое или схематическое изображение); рукотворный мир (все объекты и явления рукотворной природы из области быта, техники); живая природа (растения, животные); неживая природа (горы, камни, небо, осадки и т.п.).Процентное число рисунков, затрагивающих тему человека, меньше числа рисунков, изображающих его рукотворный мир. Таким образом, 25% рисунков содержат изображения человека и 80% рисунков изображают рукотворный мир, что свидетельствует об отделении человека от мира как от «окружающей среды». Живая (80%) и неживая природа (93%) изображаются чаще других тем [10]. Для неживой природы характерны изображения солнца, облаков и земли, что говорит о стереотипности мышления. Данные свидетельствуют о том, что у большинства детей низкий уровень сформированности образа мира.Анализ организации воспитательного процесса в детском саду показал, что процесс формирования образа мира носит стихийныйхарактер. Формирование образа мира подобным способом затрудняет переход ребенка в зону ближайшего и перспективного развития. Таким образом, анализируя результаты констатирующего этапа эксперимента, мы выявляем необходимость создания формирующей работы по проблеме формирования образа мира у дошкольников в художественной деятельности.Опираясь на результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, нами была разработана модель формирования образа мира у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности.Моделирование процесса формирования образа мира осуществлялось с учетом компонентов деятельностной модели обогащения содержания образа мира, предложенной Е.Ф.Купецковой (содержание образа мира, сферы окружающей действительности (природа, общество и человек), уровни сформированности образа мира у дошкольников, представления, деятельности) и с учетом взаимосвязи составляющих деятельности и структур образа мира выделенных С.Д.Смирновым [11, 12].С учетом данных компонентов модель формирования образа мира у дошкольников в художественной деятельности будет включать три уровня: на первом уровне ребенок получает чувственные впечатления и элементарные представления о действительности, в процессе манипулирования в стихийных либо специально организованных условиях.На втором уровне полученные представления приобретаютновое значение, сравниваются с реальным миром в процессе целенаправленных действий. Таким образом, сформированные на определенном уровне (1,2,3) знания о человеке, обществе, природе являются основой для мотивированной деятельности и становления целостного образа мира. Это происходит на третьем уровне.Психическое развитие ребенка обусловлено процессами присвоения им культурноисторического опыта. Этот опыт представлен в знаниях. Передать их ребенку можно в разных формах, разными способами и средствами человеческой деятельности, которую он осваивает, но, прежде всего, эти знания должны быть систематизированы. Центральным основанием системы знаний является тот образ мира, который складывается у ребенка в результате его практики жизнедеятельности, опосредованной процессами присвоения культурноисторического опыта.

В процессе осуществления ребенкомдеятельности происходит обобщение опыта, переход его во внутренний план через усвоение структур и символов внешней социальной действительности. Это ведет к отражению действительности, свойства которой познаются в деятельности, в форме внутреннего ментального образа мира. Обогащенный ментальный образ мира переводится во внешние проявления деятельности, в свою очередь, обогащая ее содержание.Процесс обогащения индивидуального образа мира носит социальноопосредованный характер и направлен на познание ребенком содержания основополагающих сфер окружающей действительности (природы, обществаи человека), в которой разворачивается деятельность ребенка [13].Образ мира ‬это целостное образование познавательной сферы личности, выполняющее функцию исходного пункта и результата любого познавательного акта, он существует и функционирует в форме непрерывного происхождения моделей мира на трех уровнях ‬сенсорноперцептивном, интеллектуальном, личностном. Структуры образа мира непосредственно связаны с составляющими деятельности, т.е. на сенсорноперцептивном уровне ребенок получает новые чувственные впечатления, манипулируя какимилибо предметами в условиях созданных взрослым или самостоятельно [14].Познавательное предположение, значение возникает на втором уровне ‬интеллектуальном ‬когда полученные чувственные впечатления сопоставляются с характеристиками реального мира и ребенок начинает производить осознанные действия с предметами. Действия приобретают целевые установки.В результате познавательного процесса складывается измененный образ мира, обогащенный новыми элементами и личностным опытом‬это происходит на третьем личностном уровне, когда ребенок осознанно и мотивированно выполняет определенную деятельность. Ребенок строит свою деятельность в гармонии и единении с природой и людьми, старается преобразовать мир, сделать его другим. Ребенок познает мир и себя в нем.

Ссылки на источники1.Леонтьев А. Н. Психология образа // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. ‬1979. ‬№ 2. ‬С. 3‬13.2.Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. ‬М.: Издво Моск. унта,1985. ‬231 с.3.Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. ‬М., 1981. ‬ 86 с.4.Виноградова Н.Ф., Куликова Т. А.Дети, взрослые и мир вокруг. ‬М., 1993. ‬127 с.5.Венгер Л.А.,Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культурыдошкольника. ‬М., 1988. ‬143 с.6.Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. ‬ М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000.7.СапоговаЕ. Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаковосимволической деятельности дошкольника. ‬Тула: Приок. кн. издво, 1993. ‬264с. 8.Купецкова Е. Ф. Обогащение содержания образа мира у дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук. ‬М., 1997. ‬17 с. 9.Русевич В. В. Педагогические условия формирования образа мира у детей 5‬7 лет: дис.…канд. пед. наук. ‬Волгоград, 2009 ‬210с.10.Буре Р.С.Указ соч.11.Смирнов С. Д.Указ соч.12.Купецкова Е. Ф.Указ. соч.13.Там же.14.РусевичВ. В. Указ. соч.

TkachenkoValeriya,candidateof Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics of preschool education, Volgograd State SocialPedagogical University, Volgogradleralera8181@mail.ruDrawing as the mean of expression and formation of preschool children image of the worldAbstract.The problem of «image of the world», set in psychology by A.N. Leontiev and other scientists, is viewedin the article. The author analyzes the approaches of different authors and on their basis singles out the structural components and a means of encouraging the efficient formation of the image of the world among preschool children. Drawing is regarded as basic and important mean of expression and formation of preschool children image of the world.The article also presents the results of the experimental work, identifying the current level of development of preschool children image of the world. Keywords:image of the world, drawing, activity, cognitive activity.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»