Психологические предпосылки развития игровой деятельности в раннем детстве

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Спицына В. В., Сарайкина Е. А. Психологические предпосылки развития игровой деятельности в раннем детстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S8. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13576.htm.
Аннотация. Статья посвящена выявлению психологических предпосылок развития игровой деятельности в раннем возрасте и взаимосвязи становления игры от развития предметных действий, познавательной активности и процессуальной игры.
Раздел: Психологические науки
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Спицына Валерия Вячеславовна,старший преподаватель кафедры педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г. Волгоградvalerionto@yandex.ru

Сарайкина Екатерина Александровна, студентка5гокурса специальности «Дошкольная педагогика и психология» ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г. Волгоград

pushistikkatya@mail.ru

Психологические предпосылки развития игровой деятельности в раннем детстве

Аннотация.Статья посвящена выявлению психологических предпосылок развития игровой деятельности в раннем возрасте и взаимосвязи становления игры от развития предметных действий, познавательной активности и процессуальной игры.Ключевые слова:психологические предпосылки, игровая деятельность, ранее детство, познавательная активность, предметная деятельность, процессуальная игра, игрушки.

Детство –уникальный период человеческой жизни. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. Ребенок обладает своими специфическими правами, провозглашенными в Декларации «О правах ребенка», принятой Организацией Объединенных Наций. В числе прочих жизненных и социальныхправ есть там и право ребенка на игру –главнейшее условие психического, социального, физического развития ребенка.Для того, чтобы ребенок играл ему нужны яркие, разнообразные жизненные впечатления, которые он получает в повседневной жизни. Нужно, чтобы ребенок научился играть, общаясь со взрослыми и другими детьми. Ему необходимо место для игры, игрушки и другие игровые объекты, игровые средства и внимание взрослых, их участие, сочувствие.Период раннего детства один из самых важных в жизни ребенка. Главное в эти годы –освоение мира предметов, их назначения и значения для людей. Конечно же, ребенок познает мир, окружающий его, попрежнему, в общении со взрослыми, но возникает и новое: он сам участвует в практической жизни, но до некоторого предела.Период раннего детства замечателен тем, что в недрах ведущей предметной деятельности ребенка возникает ее отражение –игра, которая позже, в период дошкольного детства, в свою очередь становится ведущей деятельностью.В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.Проблема становления и развития игровой деятельности рассматривается в трудах многих отечественных психологов, таких как Е.О.Смирнова, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.Ф.Обухова.Актуальность обозначенной проблемыобусловлена тем, что несмотря на столь широкую заинтересованность общества в психологических науках в наше время многие люди, воспитывающие собственных детей или работающие в системе дошкольного образования, неосознанно упускают наиболее сензитивный период в детском развитии к становлению, «возникновению зачатков» игровой деятельности, что впоследствии качественно отражается на всестороннем развитии личности ребенка.Кроме этого игра имеет особое значение для становления самых разных форм произвольности детей –от элементарных до самых сложных. Напомним, что Л.С.Выготский называл игру «школой произвольного поведения».Цельнашегоисследования –обозначить психологические предпосылки становления игровой деятельности, провести диагностику уровня развития игры на возрастных этапах раннего детства и проанализировать результаты.Объект исследования–психологические предпосылки развития игровой деятельности детей.Предмет исследования–процесс становления игры в раннем возрасте.Выделим следующие задачи исследования.1.Проанализировать психологическую литературу по данной проблеме.2.Изучить особенности становления игровой деятельности детей в раннем возрасте.3.Диагностировать процесс поэтапного развития начала игровых действий в раннем возрасте.4.Разработать и апробировать рекомендации для развития игровой деятельности.Наше исследование реализовывалось на следующих этапах:На констатирующем выявляли уровень сформированности предметной деятельности и процессуальной игры. На формирующем происходило развитие предпосылок игровой деятельности в раннем детстве. На контрольном анализировали развитие предпосылок игровой деятельностив раннем детстве.Экспериментальное исследование исходило из следующей гипотезы: на развитие игровой деятельности в раннем детстве оказывает влияние успешность освоения детьми предметной деятельностью, познавательная активность и становление процессуальной игры.Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида детского сада №279 Красноармейского района г. Волгограда. Всего было обследовано 8 детей первой младшей группы в возрасте 2–2,5 лет. Работа по развитию предпосылок игровой деятельности проводилась с 15.11.12 по15.12.12.Для доказательства гипотезы применялась диагностика развития предметной деятельности и диагностика развития процессуальной игрыПри диагностике предметной деятельности(ПД)у детей третьего года жизни основными параметрами выступают следующие: операциональнотехническая сторона деятельности (виды действий с предметами), познавательная активность и включенность в общение со взрослым. Ситуация 1. «Знакомые предметы».Цель: выявление знания ребенка о назначении бытовых предметов и умения пользоваться ими.Организация предметной среды.На стол выкладывают три разные предмета, хорошо известные ребенку по повседневной жизни: расческу, наручные часы, ложку. Процедура проведения диагностической пробы.Ребенок сидит за столом, взрослый располагается рядом с ним и выкладывает на стол предметы. Он говорит ребенку: «Посмотри, что здесь лежит». Ответом могут быть различные варианты поведения ребенка. Например, он сразу называет предметы, показывает, как с ними следует обращаться. Взрослый хвалит ребенка и фиксирует соответствующие данные в протоколе.Если ребенок не называет предметы, не действует с ними либо совершает неспецифические или игровые действия (тянет в рот часы, баюкает расческу, возит ложку по полу, как машинку), взрослый указывает ему на расческу (щетку, часы) и спрашивает: «А ты знаешь, что это такое?» Если ребенок не отвечает, взрослый называет предмет, а затем просит сказать и показать, что с ним делают. Например:«Что нужно делать расческой? Покажи, как волосики причесывают». В случае, когда ребенок не откликается на просьбу взрослого, взрослый сам показывает образец действия и просит повторить его. После выполнения правильного действия взрослый хвалит малыша.Поведение ребенка регистрируется в протоколе. Параметры предметной деятельности регистрируются в графе «Знакомые предметы». Ситуация 2. «Незнакомый предмет».Цель: выявление степени любознательности ребенка (интерес к исследованию нового, необычного, стремление найти верный способ решения практической задачи).Организация предметной среды.На стол выкладывается незнакомый ребенку предмет, содержащий «секрет». Например, это может быть бачок для проявления фотопленки, пенал со скользящей крышкой, прозрачная коробочка.Внутри предмета находится игрушка (маленький колокольчик, шарик или куколка). Важно, чтобы ребенку не был знаком способ открывания предмета.Процедура проведения диагностической пробы.Взрослый ставит на стол предмет и предлагает ребенку поиграть с ним. Втечение 2–3 минут взрослый остается пассивным. Если ребенок пытается открыть коробочку, взрослый хвалит его. Если ребенок ведет себя пассивно или обращается за помощью, либо манипулирует коробочкой, не пытаясь открыть ее, взрослый помогает ребенку обнаружить «секрет» и открыть коробочку, показывает и объясняет, как это делается. Затем предлагает ребенку самому открыть коробочку. При этом взрослый одобряет правильные действия и порицает неправильные.В протоколе в графе «Незнакомый предмет» фиксируются соответствующие параметры предметной деятельности.По результатам диагностики 50% обследованных детей данной возрастной категории имеют высокий уровень развития предметной деятельности. При высоком уровне развития показатели всех параметров в большинстве проб имеют высокие баллы 35% –средний уровень развития предметной деятельности. Уровень развития ПД оценивается как средний в двух случаях: вопервых, когда большинство показателей всех параметров имеют средние значения, вовторых, когда выраженность показателей существенно различается. При высоком значении одних показателей остальные имеют низкое значение. 15%–низкий уровень развития предметной деятельности. Ребенок проявляет слабый интерес к предметам, часто отвлекается, недостаточно владеет культурнофиксированными действиями, совершает однообразные манипуляции, игнорирует образцы действий, предложенные взрослым, равнодушен к его оценке. Естественно, что при этом у него отсутствуют настойчивость и стремление к самостоятельности в деятельности с предметами.Таким образом, высокий уровень развития ПД характерен для нормального хода психического развития ребенка. Средний и низкий свидетельствуют о наличии проблем, которые могут быть связаны как с условиями воспитания ребенка, так и с состоянием его здоровья. При этом низкий уровень ПД указывает на задержку в психическом развитии и требует особого внимания родителей, педагогов и психологов. При необходимости следует обратиться за консультацией к специалистаммедикам.Третий год жизни –время расцвета процессуальной игры детей. Процессуальной игрой называются действия с игрушками, имитирующими людей, животных, реальные предметы, с помощью которых ребенок в условном плане воспроизводит знакомые ему по опыту действия взрослых или ситуации, почерпнутые из стихов, песен, мультфильмов и др. (например, готовит куклам еду, кормит, купает их, катает на машинке, стирает белье, строит из кубиков домик). Процессуальная игра –необходимый этап в возникновении сюжетноролевой игры в дошкольном возрасте.Потребность в игре с сюжетными игрушками. Наличие у ребенка потребности в игре выявляется на основании следующих показателей: инициативность в игре;длительность игры;эмоциональное состояние в ходе игры.Ситуация 1. «Индивидуальная игра».Цель: определение уровня самостоятельной процессуальной игры ребенка.Организация предметной среды «Уход за куклой».На маленьком детском столе располагаются атрибуты игры, соответствующие сюжету.Игровой материал.1.Реалистические игрушки: 1–2 персонажа игры (небольшая кукла в платье, шапочке, туфельках; собачка или медвежонок); набор посуды (2 тарелки, чашка, кастрюлька, ложка, вилка, нож); предметы туалета (зубная щетка, расческа, зеркальце, ванночка); кроватка.2.Неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметовзаместителей: несколько кубиков разных цветов, палочка, шарик, отдельные детали конструкторов или мозаик разной формы (квадратной, прямоугольной, круг, колечко), кусочек ткани, катушка, несколько больших пуговиц.Процедура проведения диагностической пробы.Проба проводится в знакомом ребенку помещении. Взрослый присаживается рядом с малышом, показывает ему игрушки, вместе с ним разглядывает, называет их, давая ребенку возможность освоиться в ситуации. Иногда ребенок не сразу начинает процессуальную игру.Возможно, ему необходимо время, для того чтобы рассмотреть игрушки, поманипулировать ими. Убедившись, что ребенок чувствует себя комфортно, взрослый предлагает ему поиграть с игрушками, а сам располагается неподалеку от него таким образом, чтобы не мешатьмалышу играть, но иметь возможность наблюдать за его действиями и присоединиться к ним в случае необходимости.Показатели игры фиксируются в течение 10 минут с начала первого игрового действия. Если в течение минуты ребенок не начинает играть, а ограничивается манипуляциями, взрослый может задать 1–2 наводящих вопроса, стимулирующих игру ребенка. Например, его можно спросить, есть ли в чашке чай, или сказать, что кукла (мишка, собачка) хочет кушать и просит, чтобы ее покормили. Разворачивающаяся после таких подсказок игра может оцениваться как самостоятельная. Если же ребенок не реагирует на наводящие вопросы, продолжает манипулировать игрушками, взрослый переходит к следующей пробе. В случае, когда малыш сразу же вовлекает взрослого в процессуальную игру, взрослый также меняет порядок проб и начинает диагностику с ситуации «Совместная игра».Ситуация 2. «Совместная игра».Цели: определение уровня совместной игры ребенка со взрослым, выявление зоны ближайшего развития игры.Организация предметной среды и игровой материал–те же.Процедура проведения диагностической пробы.Взрослый присаживается рядом с ребенком и, обращаясь к кукле, спрашивает, не хочет ли она покушать. Ответив от ее лица, что она проголодалась, взрослый предлагает ребенку вместе с ним покормить куклу. Получив его согласие, взрослый начинает играть, стараясь вовлечь ребенка в совместное занятие, задавая наводящие вопросы, предлагая варианты игр обращаясь к малышу от имени куклы и т. д.Если ребенок не использует в игре предметызаместители или, ограничиваясь игрой с реалистическими игрушками, в этом случае взрослому следует наводящими вопросам стимулировать их поиск.

По результатам обследования 50% испытуемых имеют средний уровень развития процессуальной игры, что соответствует возрастной норме т.к. в2–2,5 годавозрастной нормой является средний уровень самостоятельной игры ребенка и хорошо выраженная готовность к обучению игре, которая позволяет определить зону ближайшего развития процессуальной игры.

12% –высокий уровень развития процессуальной игры (возраст ребенка 2–6 лет)У ребенка игры ярко выражена потребность в игре с сюжетными игрушками. Он с удовольствием включается в игру, играет долго, увлеченно и не отвлекаясь. Его инициативность высока как в индивидуальной, так и в совместной со взрослым игре. Репертуар игровых действий богат и разнообразен. Ребенок постоянно придумывает новые варианты использования предметов, гибко варьирует их. Игра сопровождается развернутыми высказываниями, эмоциональными обращениями к персонажам и взрослому. В действиях ребенка можно наблюдать зачатки планирования, которые выражаются и проговаривании предполагаемой последовательности событий, и поиске подходящих атрибутов игры, в опережающих действия высказываниях.38% –низкий уровеньразвития процессуальной игры характеризуется слабойстепенью выраженности всех параметров игровой деятельности. Характер игровых действий однообразен, вариативность действий выражена слабо. Это особенно ярко проявляется в индивидуальной игре. Как правило, ребенок в процессе игры не пользуется речью: не обращается к куклам, не комментирует своих действий, не обращается с игровой инициативой ко взрослому.Нами были разработаны рекомендациипо развитию предметной деятельности, познавательной активности и процессуальной игрына основе программы «Кроха»авторы Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочеткова, Д.В.Сергеева и др. [1] для близких и социальных взрослых. В области развития предметной деятельности и познавательной активности перед нами стояли следующиезадачи.1.Создание условий для ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями и процессуальной игрой;2.Стимулирование познавательной активность детей, организация детского экспериментирования.Для решения поставленных задач мы организовывалиразвивающую предметную среду, налаживали совместную деятельность с ребенком, создавали условия для самостоятельной деятельности с предметами, обеспечивали новыми впечатлениями.Дляуспешного ознакомления детей с предметами окружающего мира, овладенияпредметными действиямии процессуальной игройв группе должны находиться разнообразные бытовые предметы, игрушки, имитирующие их и игрушки, специально предназначенные для развития предметных действийБогатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к вариативным движениям и действиям, способствует обогащению его чувственного опыта и развитию. Предметы, игрушки и материалы должны находиться в свободном доступе, по возможности, рассортированы в наборы и размещены так, чтобы у детей возникало желание действовать с ними. Необходимо предусмотреть, чтобы в группе было достаточное количество и разнообразие игрушек, чтобы был свободный выбор занятий в соответствии с интересами и предпочтениями каждого ребенка.Важно, чтобы предметы и игрушки можно былоиспользовать для развития различных органов чувств и формирования разнообразных умений. Поэтому необходимо, чтобы они, по возможности, были выполнены из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.), имели разные размеры, фактуру, цвет, звучание, стимулировали разные виды действий.Так, в группе, где проводилось исследование, были предметы для выполнения соотносящих действий (вкладыши, матрешки, пирамидки); орудийных действий (совки и формы, заводные игрушки, сачки, молотки и колья); игрушки для бросания, катания, толкания (мячи, машины, коляски, тележки, обручи, кегли); предметы и приспособления для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (бусины и катушки для нанизывания на мягкую проволоку; веревочки, ленты для наматывания на бобину; крючки, пуговицы, молнии для застегивания и др.), конструкторы (кубики, модули, мозаики), игрушки, имитирующие бытовые предметы.Многие игрушки являются самообучающими, или автодидактическими. Они содержат в себе цель действия и сами «подсказывают» ребенку, какого рода действия нужно произвести, чтобы ее достигнуть. Это различные составные игрушки, которые требуют соотнесения размеров или цвета разных деталей: фигурные пирамидки, матрешки, вкладыши, мозаики, разрезные картинки. Они побуждали детей подбирать и соединять предметы или их части в соответствии с формой и размером. Так, чтобы сложить пирамидку, нужно учитывать соотношение колец по величине. В случае с фигурной пирамидкой, нужно собрать определенный предмет (клоуна, гриб, собаку), соотнеся составные части по форме. При сборке матрешки нужно подбирать половинки одинаковой величины и совершать действия в определенном порядке –сначала собрать самую маленькую, потом вложить ее в большую и т.д. При складывании картинки из частей нужно подобрать части так, чтобы получилось изображение предмета.Однако ребенок не сразу и не всегда самостоятельно овладевает действиями, требующими соотнесения предметов и их частей, поэтому взрослый помогает малышу, организует совместную предметную деятельность, которая ни в коей мере не должна навязываться ребенку. Взрослый откликается на просьбу малыша о помощи, подключается к его игре, помогает преодолеть затруднения, правильно скоординировать и распределить свои действия. Важно, чтобы малыш научился сам выделять нужные свойства предметов, подбирать и соединять части в нужном порядке. Мы не выполняли действия за ребенка, а предоставляли ему возможность собственных попыток, свободу действий. Например: «Разве сюда подходит это кольцо? Помоему, оно слишком большое. Давай поищем другое, поменьше; как ты думаешь, может быть, это подойдет? Или это? Попробуй, подходит это кольцо?» Поощрялидействия ребенка, хвалили его.Организуя совместную деятельность, прежде всего было необходимо заинтересовать малыша, поддерживать его желание действовать с предметом, не принуждая к точному воспроизведению образца действий.Самостоятельное стремление к достижению правильного результата обычно появляется у детей на третьем году жизни. Ребенок начинает собирать простые конструкции из конструктора «Лего», складывать картинки из паззлов и мозаик по заданному образцу, сооружает постройки из кубиков по собственному замыслу. Эти игры требуют определенного представления о том, что должно получиться, и настойчивости в достижении результата. Учитывая, что замыслы малыша в этом возрасте еще очень слабо подкреплены его практическими умениями и способностью удерживать цель действий, помогали при необходимости «удерживать» цель, направляли на достижение желаемого результата, заостряли на нем внимание: «Давай посмотрим, правильно ли у тебя получилось? Сможет ли машинка въехать в твой гараж. Подчеркивали не только то, что малыш хорошо делает, но и то, чего он смог добиться в результате: «Молодец, ты очень старался иправильнособрал картинку».Так как наиболее эффективно ребенок овладевает предметными действиями, когда они включены в дидактическую или сюжетную игру, мы создавали игровые ситуации и вовлекали ребенка в совместную деятельность при его желании. Например, строили домик для ежика изкубиков, из модульной мебели сооружали поезд и т.п. Во время прогулки старались слепить снеговика, вставить глазки из камешков, нос и рот сделать из прутиков.Многие предметные действия дети осваивают, знакомясь с бытовыми предметами в процессе приема пищи, совершения туалета, переодевания, принимая участие в бытовой деятельности взрослых. Обычно они охотно помогают воспитателю накрывать на стол, убирать игрушки, ухаживать за растениями и животными в живом уголке, на участке.Включение детей в повседневные дела способствует их познавательному развитию. Так, помогая воспитателю раскладывать по полкам и ящичкам салфетки и полотенца, расставлять тарелки и блюдца, они учатся классифицировать предметы. В процессе мытья игрушек постигают понятия «чистый», «грязный». Поливая растения, знакомятся с понятиями «сухая» и «мокрая» земля.В целях развитияпознавательной активностимы создавали условия для ознакомления детей с окружающим миром, обогащения детей впечатлениями и детского экспериментирования.Необходимо поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление их интереса к окружающему. Не следует ограничивать познавательную активность малышей, ограничение должно касаться только опасных для их жизни и здоровья объектов и действий.Вместе с детьмимы наблюдализа различнымиявлениями природы.Цель этого –поддержать или пробудить интерес детей к окружающему, вызвать удивление, радость открытия нового. Привлекали внимание малышей к изменениям в природе. Рассказывали, что осенью желтеют и опадают листья с деревьев, становится холоднее, небо серое, хмурое, часто идут дожди, по утрам трава покрывается инеем. Зимой лужи покрываются льдом, выпадает снег, он белый, сверкает, скрипит под ногами, дует холодный ветер, часто бывают вьюги. Весной снег тает, светит яркое солнце, небо синее, на деревьях появляются почки, распускаются листья. Обращали внимание детей на богатейшие природные звуки (пение птиц, шум ветра, дождя, звон капели, шелест листьев) и запахи (морозного воздуха, цветов, хвои и др.). Во время прогулки знакомили их с названиями растений, просили понаблюдать за птицами, рассказать, где они живут, чем питаются.Такие наблюдения обогащают чувственный опыт детей, они узнают много нового об окружающем мире, знакомятся со свойствами природных объектов.Наблюдение за разнообразными явлениями природы должно сочетаться с интересными играми и занятиями детей, в процессе которых они на собственном опыте знакомятся со свойствами объектов живого и неживого в природе, получают общее представление об их отличительных признаках. Так, играя со снегом, малыши получали представления о том, что он бывает липким, мокрым, рассыпчатым, тает в руках.Наблюдение за природой мы организовывали и в помещении детского сада. Например, из окна вместе с детьми мы наблюдали, как кружатся и падают снежинки, как прилетают к кормушке воробьи. Мы старались поддерживатьинтерес детей к деятельностивзрослых.Они любят наблюдать за работой взрослых (как воспитатель кормит рыб, птиц, хомяков, ухаживает за растениями; как дворник чистит дорожки от снега; как строится соседний дом или разгружается машина и др.). Так же,как и педагог мы комментировали свои действия, рассказывали, чем заняты люди, отвечали на вопросы детей.Кроме этого мы читали малышам книги, показывали иллюстрации, диаи видеофильмы познавательного характера о природном и социальном мире. Их содержание должно быть интересно и понятно малышам. Книги, альбомы, открытки, фотографии находились в свободном доступе.Дети довольно рано начинают проявлять интерес к знаковой сторонечеловеческой культуры. Рассматривая книги, они показывают пальчиком на буквы и цифры, спрашивают, что это такое; могут заинтересоваться дорожными знаками, вывеской магазина и пр. Поддерживали любознательность малышей, отвечали на вопросы, организовывали игры с магнитной азбукой, кубиками с буквами и цифрами. Одним из важных направлений нашей работы являлась организациядетского экспериментирования.В процессесвободной исследовательской деятельности ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Самостоятельное экспериментирование дает ему возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами действия.С целью развития любознательности и стимуляции исследовательского поведения детей мы создавали соответствующие условия. Для этого в группе был оборудован специальный «уголок» для детского экспериментирования: игр с водой, сыпучими, пластическими материалами, интересными для исследования и наблюдения предметами.Сминая пластилин, разрывая бумагу, ощупывая предметы разной фактуры и плотности, дети познавали свойства и качества материалов: твердость, мягкость, тепло, холод, тяжесть и пр. Разбирая и собирая игрушки и бытовые предметы, узнавали, как они устроены. Проводя шарики по лабиринту, пытаясь открыть коробочку со сложным запором, решали самые настоящие мыслительные задачи.Наша задача заключалась в поддержании познавательной активности, необходимо было подтолкнуть детей к самостоятельному экспериментированию. Эффективны1 способстимуляции –предъявление ребенку «загадочных» предметов, которые обладали следующими свойствами:Вопервых, они былиновыми и неопределенными.Высокая степень неопределенности требует большого разнообразия познавательных действий ребенка. В одних случаях исследовательская деятельность детей может быть не связанной с решением практической задачи, иметь «бескорыстный» характер (рассмотреть незнакомый предмет, потрогать, попробовать на вкус); в других –может быть направлена на решение какойлибо конкретной задачи (открыть коробочку, чтобы достать спрятанную в ней игрушку).Вовторых, такие предметы были достаточносложнымидля ребенка. Чем сложнее и загадочнее будет игрушка, чем больше в ней разнообразных деталей, тем больше вероятность того, что она вызовет его исследовательские действия. Вместе с тем для разворачивания исследовательской деятельности ребенка необходим оптимальный уровень сложности предмета. Если предмет слишком прост или слишком сложен, интерес к нему может быстро угаснуть. Оптимальным является такой уровень сложности, который требует определенных усилий, но они приводят к достижению понятного для ребенка эффекта.Это были специальные развивающие игрушки (музыкальные шкатулки, калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль, лупа). Выяснилось, что исследовательский интерес ребенка можно пробудить, демонстрируя яркие необычные эффекты, организуя экспериментирование с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пускать солнечных зайчиков, прикладывать магнит к игрушкам из различных материалов, освещать фонариком разные предметы и т.п.).Более того, для экспериментирования были предложены игры с водой, сыпучими и пластическими материалами. Малыши с удовольствием переливали воду из одной посуды в другую, проверяли, тонут или плавают игрушки, пускали корабли; лепили из теста «пирожки».Для развития познавательной активности проводились игры с изобразительными материалами. Они носили чисто исследовательский характер. Малыши с интересом смешивали краски, делали пальчиками, кистью, печатками мазки на бумаге, чиркают карандашом, фломастером, мелком. При этом они не только знакомились со свойствами различных веществ и материалов, но и получали быстрый видимый эффект от собственных преобразующих действий, что вызывало у малышей особую радость.Богатые возможности для познавательного развития детей содержат музыкальные игрушки (колокольчики, бубны, барабаны, металлофоны, гармошки, шарманки, дудочки, свистульки, трещотки, пианино и пр.) и звучащие предметы (погремушки, деревянные ложки, морские раковины, шуршащая бумага, струны, резинки и пр.). Экспериментирование со звуковыми предметами способствует формированию интереса детей к миру звуков, умению дифференцировать их, развитию мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата.Исследовательский интерес ребенка обязательно поощрялся, мы радовались вместе с ним его открытиям, хвалили. Отвечали на все вопросы ребенка, стараясь формулировать ответы в доступной форме, спрашивали малыша о том, что он делает, что у него получилось.Если он не проявлял исследовательского интереса или его действия с предметом ограничивались простыми манипуляциями, мы стимулировали познавательную активность малыша вопросами, подсказками, предложениями: «Попробуй открыть коробку», «А вдруг в этом ящике чтото лежит?», «А что будет, если бросить в таз камень? Утонет или будет плавать? А губка?»Помимо организации предметной деятельности, детского экспериментирования, наблюдения, мы предлагали детям специальные игры, направленные на развитие мышления: детские лото, домино, парные и разрезные картинки, развивающие игры с матрешками, пирамидками, кубиками, геометрическими плоскостными и объемными формами. Эти игры проводились в основном индивидуально(табл. 1).Таблица 1Виды развивающей деятельности в период с 15.11.12 по 15.12.12

Дни 1янеделя2я неделя3янеделя4янеделяПнСоздание игровых ситуаций и вовлечение ребенка в совместную деятельность, в том числе и с автодидактическими игрушкамиВтПредъявление ребенку «загадочных» предметов (специальных развивающих игрушек)СрИгры с изобразительными материаламиЧтНаблюдение за различными явлениями природы в сочетании с интересными для детей играмиПтЭкспериментирование со звуковыми предметами

Основным итогом исследования является тот факт,что сучетом рекомендаций через месяц был проведен контрольный эксперимент, согласно результатам которого уровень развития предметной деятельности и познавательной активности:75% обследуемых показали высокий;% –средний.Уровень развития процессуальной игры: 25% –высокий;75% обследуемых показали средний (что соответствует возрастной норме).Результаты позволяют сделать заключение об эффективности применения вышеприведенных рекомендаций по развитию предметной деятельности детей раннего возраста.

На развитие игровой деятельности в раннем детстве влияют успешность освоения детьми предметной деятельностью, познавательной активностью и становление процессуальной игры как обуславливающие её психологические предпосылки, что подтверждается проведенными практическими исследованиями. Дети с показателями низкого и среднего уровня развития предметной деятельности проявили низкий уровень развития процессуальной игры. после использования приведенных рекомендаций и усовершенствования уровня предметных действий показатели уровня процессуальной игры так же возросли. В целом полученные нами данные в контрольном эксперименте отчетливо демонстрируют совершенствование уровня предметных действий, познавательной активностии показателей процессуальной игры.

Ссылки на источники1.МухинаВ.С. Детскаяпсихология. –М.: Просвещение, 1985.–272 с.

Spitsyna Valeriya,senior Lecturer at the chair of pedagogics of preschool education, Volgograd State SocialPedagogical University, Volgogradvalerionto@yandex.ruSaraykina Ekaterina,5year student, major "preschool pedagogy and psychology", Volgograd State SocialPedagogical University, Volgogradpushistikkatya@mail.ruPsychological preconditions ofgame activity development in the early childhoodAbstract.The article is devoted for detection the psychological preconditions of game activity development at early age and interrelation of game formation with the development of subject actions, informative activity and procedural game.Keywords:psychological preconditions, game activity, early childhood, informative activity, subject activity, procedural game, toys.

Рекомендовано к публикации:Козачек О.В., кандидатомпсихологических наук, доцентом;Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»