Самообразование - неотъемлемая часть жизни современного педагога

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Некрасова Т. П. Самообразование - неотъемлемая часть жизни современного педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 246–250. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53051.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме самообразования педагога на современном этапе развития человеческого общества. В начале статьи обосновывается необходимость и актуальность самообразования для современного человека, особенно педагога. В статье представлены наиболее известные определения понятий «самообразование, «самообразование педагога», кроме того, представлены сформулированные лично автором определения рассматриваемых понятий. Автор статьи предлагает читателю анкету «Способен ли ты к самообразованию?», которая позволит педагогу выявить уровень своих способностей к самообразованию. В статье расписаны мотивы и формы организации самообразования педагога; этапы самообразовательной деятельности педагога, составляющие в своей совокупности технологию организации его самообразования; в конце статьи указаны возможные результаты самообразования педагога.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1Некрасова Татьяна ПетровнаМагистрант, ВГГУ, г. КировPetrovnaTanya@yandex.ruСамообразование –неотъемлемая часть жизни современного педагогаАннотация: Данная статья посвящена проблеме самообразования педагога на современном этапе развития человеческого общества. В начале статьи обосновывается необходимость и актуальность самообразования для современного человека, особенно педагога. В статье представлены наиболее известные определения понятий «самообразование, «самообразование педагога», кроме того, представлены сформулированные лично автором определения рассматриваемых понятий. Автор статьи предлагает читателю анкету «Способен ли ты к самообразованию?», которая позволит педагогу выявить уровень своих способностей к самообразованию. В статье расписаны мотивы и формы организации самообразования педагога; этапы самообразовательной деятельности педагога, составляющие в своей совокупности технологию организации его самообразования; в конце статьи указаны возможные результаты самообразования педагога.Ключевые слова:самообразование, педагог, организационные формы самообразования, анкета «Способен ли ты к самообразованию?», технология самообразования, результаты самообразования.Человек –удивительное существо, которое вот уже на протяжении нескольких тысячелетий эволюционирует, развивается, не стоит на одном месте. Современный человек не сравним со своим предком, жившим миллиарды лет тому назад. Современный человек –особый представитель природного мира, сумевший создать себе искусственную среду обитания –информационное общество, о котором не могло и идти никакой речи в XIXвеке, например. Информационное общество отличается от иных социальных объединений людей прежде всего огромными потоками информации, постоянно циркулирующими в нем. Информационное общество диктует своим членам определенные правила и законы, одним из которых является закон работы с информацией –современный человек обязан уметь не просто воспринимать информацию об окружающей его действительности, а работать с ней, то есть анализировать, систематизировать, оценивать информацию и прочее. В информационном обществе представители ряда профессий вынуждены соблюдать данный закон хотя бы для того, чтобы, как говорят многие, «удержаться на плаву», быть компетентным в своей области деятельности. Особенно это касается педагога. Почему? Потому, что, вопервых, педагог занимается подготовкой будущих строителей информационного общества, которому нужны законопослушные граждане, умеющие следовать букве закона (если педагог проходит мимо закона работы с информацией, то как же он сможет научить детей этот закон соблюдать? Следовательно педагог вынужден быть законопослушным представителем информационного общества). Вовторых, педагогу приходится по роду своей профессиональной деятельности удовлетворять возрастающие с каждым днем информационные потребности своих учеников и, наконец, втретьих, педагог должен быть авторитетом среди учеников и их родителей (педагог, не соблюдающий закон работы с информацией, в глазах своих учеников и их родителей выглядит «отсталым от жизни»). Из сказанного следует, что современный педагог обязан быть информационноподкованным. Чтобы быть таковым, ему необходимо уметь заниматься самообразованием всю свою жизнь. В данной статье речь пойдет именно о самообразовании педагога.В научной литературе можно встретить множество определений понятия «самообразование». Так, самообразование, согласно психологической энциклопедии, –«(англ. Selfeducation) это образование, получаемое 2самостоятельно, вне стен какоголибо учебного заведения, без помощи обучающего; неформальная индивидуальная форма учебной деятельности» [6]. Кроме того, самообразование можно определить как «овладение знаниями, навыками, умениями по инициативе самого обучающегося в отношении предмета знаний (чем заниматься), объема и источника познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора форм удовлетворения познавательных интересов и потребностей» [7]. В педагогическом словаре самообразование трактуется как «специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения профессиональной квалификации. Строится обычно по образцу систематизированных форм обучения, но регулируется самим субъектом» [8].С нашей точки зрения, самообразование–это целенаправленная систематическая деятельность, главной целью которой является приобретение человеком определенных знаний, относящихся к разным сферам науки и практики, овладение какимилибо умениями, навыками, необходимыми субъекту самообразования для полноценной жизни в современном обществе. Поскольку нами самообразование понимается как вид деятельности, необходимо указать его признаки как деятельности: «Вопервых, это систематическая учебная деятельность при минимальной организации образовательного процесса или при полном отсутствии руководства им со стороны педагогических работников (проект Федерального закона «О дополнительном образовании, ст. 1), возможно, происходящая вне стен учебных заведений. Вовторых, это деятельность, связанная с коммуникацией в самом широком смысле, направленная на получение любых новых знаний (необязательно научных или соответствующих утвержденным программам общего или дополнительного образования), навыков и любой систематизированной информации. Втретьих, что наиболее существенно, в процессе самообразования индивид самостоятельно решает, в какой степени сочетать собственные предпочтения с требованиями и возможностями обучающей среды и окружения, долгосрочных интересов с ситуативными, внутренних и внешних факторов. В конечном счете, самообразование предстает как решение (выбор) на индивидуальном уровне основных коллизий (противоречий) образования» [1].Итак, «самообразование в совокупности всех определений можно рассматривать как образование, получаемое самостоятельно; целенаправленную познавательную деятельность, управляемую самой личностью; самостоятельное преобразование личностью систематических знаний в какойлибо области науки, техники, культуры; образование, получаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в стационароном учебном заведении» [4].Теперь перейдем от понятия «самообразование» к понятию «самообразование педагога». Е.Комаров в своей статье «Организация, психология и технологии самообразования человека работающего» дает такое определение рассматриваемому нами понятию: «Самообразование можно определить как систему и процесс приобретения необходимых знаний, навыков и умений путем самостоятельных занятий на рабочем месте и / или вне его» [3]. Подчеркнем, что Е.Комаров пишет о самообразовании человека работающего, педагог является таковым, поэтому, мы считаем, данное определение самообразования отражает сущность данного понятия применительно к педагогу. По мнению Н.А.Холодий [5], самообразование является одной из основных форм повышения квалификации педагогов. В словаре попедагогике профессиональное самообразование педагога 3рассматривается как «многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психологопедагогическое и методическое самообразование, каждое из которых представляет собой многоуровневые образования, взаимосвязанные и взаимопроникающие друг в друга» [2].Мы считаем, что самообразование педагога можно представить в виде целенаправленной систематической, заранее планируемой деятельности, направленной на приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, которые позволят педагогу обеспечить высокий уровень качества всего учебновоспитательного процесса.Прежде чем приступить к самообразованию, педагогу необходимо ознакомиться со своими возможностями и, прежде всего, способностями к данному виду деятельности (это очень важно, поскольку педагог на основе своих способностей к самообразованию будет соответствующим образом выстраивать деятельность по собственному обучению, развитию). В этом ему могут помочь разные тестовые задания, анкеты; нами в связи с этим была разработана анкета «Способен ли ты к самообразованию?», ответив на вопросы которой, педагог сможет оценить свой уровень способностей к самообразованию (анкета рассматривается в качестве приложения в конце статьи). Определив свой уровень способностей к самообразованию, педагог должен осознать мотивы самообразования, исходя из которых будет сформулирована в дальнейшем цель самообразования, составлена его программа. В качестве мотивов самообразовательной деятельности педагога могут выступать: «необходимость поиска и анализа новой информации; желание творчества (работа должна быть интересной и доставлять удовольствие); соответствие современным требованиям;конкуренция; общественное мнение; интерес к делу» [9]. Мотивы самообразования должны исходить из личности самого педагога, но и «администрация школы должна способствовать формированию у педагога устойчивой потребности в самообразовании, используясамые разнообразные формы организации самообразования:1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период в ИПО);3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:средств массовой информации,вычислительной и оргтехники,библиотек,музеев, выставок, театров, клубов,экскурсий,научных, технических, художественных, спортивных обществ,исследований, экспериментов, творческих дел и заданий,общения с учеными, интересными людьми,осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д.» [11].«Каждый учитель, учитывая внутренние и внешние мотивы, запросы, предъявляемые современным обществом, влияние моральнопсихологического климата, сложившегося в коллективе, и требования администрации образовательного учреждения, определяет свою траекторию самосовершенствования и саморазвития. Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:1й этап–диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, 4изучение психологопедагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе могут помочь анкеты для выявления способности учителя к саморазвитию.2й этап–практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.3й этап–обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.4й этап–внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением» [10].Выполнив программу по самообразованию, педагог достигает определенного результата. Отметим,что результатами самообразовательной деятельности педагога могут быть: «повышение качества преподавания предмета;разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;разработка новых форм, методов и приемов обучения;доклады, выступления;разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;создание комплектов педагогических разработок;проведение тренингов, семинаров, конференций, мастерклассов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);повышение престижа образовательного учреждения» [9].Таким образом, самообразование педагога –это специфическая деятельность, которая должна им осуществляться непрерывно, каждый день. Самообразование для современного педагога должно быть подобно ветру, помогающему плыть по «морю школьной жизни». От самообразования педагога зависит его профессиональная судьба: не обучаясь ничему он не сможет обучать других (своих учеников) чемуто правильному и нужному. Поэтому для современного педагога самообразование должно стать неотъемлимой частью его жизни.Ссылки на источники:1.Ключарев, Г.А.; Пахомова, Е.И.; Кофанова Е.Н. Самообразование взрослых [Текст] / Г.А.Ключарев, Е.И.Пахомова, Е.Н.Кофанова // Общественные науки и современность –2003 –№ 4 –С. 38 –39.2.Коджаспирова, Г.М.; Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике [Текст] / Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров –М.: ИКЦ «МарТ», 2005 –925 с.3.Комаров, Е. Организация, психология и технологии самообразования человека работающего [Текст] / Е.Комаров // Управление персоналом –2001 –№ 4 –С. 32 –36.4.Тарасова, О.А. Роль самообразования и самовоспитания преподавателя в развитии педагогического мастерства [Текст] / О.А.Тарасова // Вестник ПГЛУ –2011 –№ 1–С. 248 –249.5.Холодий, Н.А. Самообразование как средство развития педагогического коллектива и личности [Текст] / Н.А.Холодий // Управление современной школой. Завуч –2012 –№ 5 –С. 21 –23.56.http://www.insai.ru/slovar/samoobrazovanie7.http://shkolazhizni.ru/archive/0/n36473/8.http://slovo.yaxy.ru/87.html9.http://festival.1september.ru/articles/580821/10.http://karpinskedu.ru/resources/mediateka/1718samoobrazovaniepedagoga.html11.http://terentevskaya.ucoz.ru/publ/samoobrazovanie_pedagoga/11011Приложение:Анкета «Способен ли ты к самообразованию»?Цель анкеты –выявить у опрашиваемых способность к самообразованию.Анкета рассчитана на педагогов.Инструкция:Дорогой учитель!Предлагаем вам ответить на ряд вопросов с целью определения вашей способности к самообразованию. Отвечая на вопросы, будьте максимально честны с собой, поскольку результаты анкеты важны прежде всего для вас! На каждый из предлагаемых нами вопросов вы можете дать один из трех вариантов ответ: да, нет, может быть.Желаем успехов!Вопросы:1.Значима ли для вас профессия педагога?2.Избегаете ли вы участия в педагогических конкурсах?3.Вы осознаете значение самообразования для себя?4.Нравится ли вам принимать участие в творческих мероприятиях?5.Вы считаете себя эрудированной, интеллектуальноразвитой личностью?6.Вам удается (и это вам нравится) писать педагогические эссе, научные статьи?7.Представьте, что вы являетесь завучем по учебновоспитательной работе в школе, вам необходимо оценить уровень знаний педагогов, которые находятся в вашем подчинении, в области теории и методики образовательной деятельности, чтобы уметь это делать, вам необходимо начать с себя, то есть определить уровень ваших собственных знаний в области теории и методики образовательной деятельности. Если вы считаете, что этот уровень высокий, то ответьте «да», если средний –«может быть», низкий –«нет».8.Вами составлен план на неделю, согласно которому вы самостоятельно должны осваивать новые образовательные технологии. Вы будете его выполнять несмотря ни на что (кроме выполнения данного плана вам необходимо написатьотчет на работе, подготовиться к урокам, к родительскому собранию и его проведению и т. д.)?9.Вы можете подавить в себе чувства гнева, раздраженности, преодолевая препятствие, не позволяющее достигнуть быстрыми темпами поставленной цели?10.Способны ли вы объяснять «не совсем понятливому ученику», оставленному вами после уроков, одно и тоже правило 10 раз и даже больше, сохраняя при этом абсолютное спокойствие?11.Вы могли бы составить программу личностного развития?12.Способны ли вы наладить отношения с самим собой; знаете ли вы, что желаете получить от жизни и отдать ей?13.Вы пишете конспекты уроков, не обращаясь за помощью к готовым разработкам?14.Вы можете оформить кабинет, в котором вы работаете, не так как все 6это обычно делают: творчески, нестандартно подойдя к решению данного вопроса?15.Являетесь ли вы сторонником телесных наказаний детей в школе?16.Доставляет ли вам удовольствие общение с учениками не только на уроках, но и на переменах?17.Имеют ли для вас какоелибо значение личные проблемы, радости ученика: вас не оставляют равнодушным печали, несчастья ребенка; вы способны радоваться за ученика, вместе с ним за его успехи, победы?18.Владеете ли вы технологиями сотрудничества, например, на уроке вы умеетевместес детьми открывать новое для учеников знание, вместес ними на уроке литературного чтения вы можете определить лексическое значение нового для детей слова, а не сделать это самостоятельно, не интересуясь мнением учеников?19.Анализ и самоанализ собственного образования является важнейшим компонентом данного процесса (процесса самообразования)?20.Вы достигли неких высот в профессиональной деятельности?21.Если на вашем пути в процессе реализации программы по личностному развитию возникли какиелибо трудности, вы способны внести коррективы в свою программу исходя из них?Ключ:Если при ответе на вопросы № 2, 15, 20 вы дали отрицательный ответ («нет»), вы получаете 5 баллов; если на вопросы № 2, 15 вы ответили «да», вы получаете 1 балл; если вы ответили на вопрос № 20 «да», вы получаете 5 баллов; за ответ «может быть» на вопросы № 2, 15 вы получаете 3 балла; за ответ «может быть» на вопрос № 20 вы получаете 1 балл.За ответ «да» на все остальные вопросы вы получаете 5 баллов, за ответ «нет» –1 балл, за ответ «может быть» –3 балла.Если вы набрали при ответе на вопроосы анкеты 61 –105 баллов, вы располагаете прекрасными возможностями и способностями к самообразованию. Займитесь самообразованием сегодня же, если вы еще не вовлечены в данный процесс!Если вам удалось набрать при ответе на вопросы анкеты 22 –60 баллов, ваши способности к самообразованию находятся по середине шкалы, показывающей возможности и способности человека к самообразованию. Поработайте над собственным «Я» еще какоето время, потом приступайте к самообразованию и достигайте высоких результатов!Если суммабаллов, набранных вами при ответе на вопросы анкеты, составляет 21 балл и меньше, вы, к сожалению, не имеете способностей к самообразованию, но, занявшись работой над собой, вы сможете достигнуть определенных успехов в самообразовании, поскольку работа над собой есть шаг к самообразованию через самообразование (работа над собственным «Я» –это самообразование)!Nekrasova Tatyana PetrovnaGraduate student, VSHU, KirovSelfeducationis essentialpart of the life of the modern teacher.Abstract:This articledeals with the problem of selfeducation teacher at the present stage of human development. At the beginning of the article the author substantiates the necessity and urgency of selfeducationfor the modern man, especially a teacher. The paper presents the best known definitions of "selfeducation," selfeducation teachers", in addition, are formulated by the author discussed the definition of concepts. The author invites the reader to form "Can you selfeducation?" That will allow the teacher to reveal the level of their ability to selfeducation. The article painted motifs and forms of selfeducation teacher; stages of selfeducation of the teacher, the components in the 7aggregate technology of the organization of his selfeducation in the end of the article are the possible outcomes of selfeducation teacher.Keywords:selfeducation, teacher, organizational forms of selfeducation, profile