Особенности реализации проективного подхода в педагогике

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Азмина (Густомясова) Т. И. Особенности реализации проективного подхода в педагогике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 541–545. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53110.htm.
Аннотация. Настоящая статья посвящена процессу внедрения продуктивных методов обучения, что, в свою очередь, способствовало появлению в современной педагогической науке такого понятия как «проектирование»; представлен анализ определения указанного понятия. В статье рассматриваются такие термины как педагогическое проектирование, проект, педагогическое моделирование, проектное обучение, проективное образование, являющиеся сопутствующими указанному понятию; изучается объект и предмет проектирования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Густомясова Татьяна Ильиничнакандидат педагогических наук, доцент, Волжский гуманитарный институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования©Волгоградский государственный университетª, г. Волжскийdis10589end@yandex.ru

Особенности реализациипроективного подхода в педагогикеНастоящая статья посвящена процессу внедренияпродуктивных методов обучения, что, в свою очередь, способствовало появлению в современной педагогической науке такого понятия как ©проектированиеª; представлен анализопределения указанного понятия.В статье рассматриваютсятакие термины как педагогическое проектирование, проект, педагогическое моделирование, проектное обучение, проективное образование,являющиеся сопутствующимиуказанному понятию;изучаетсяобъект и предмет проектирования.

Проектирование,виды и уровни проектирования,педагогическое моделирование, проект.

В настоящее время процесс максимального приближения учебной деятельности к познавательной в рамках учебного процессатрансформируется в реальную потребность, весьма зримо опредмечиваемую в образовательной практике. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом стремлении педагогов к внедрению продуктивных методов обучения.Так, всовременной литературе по педагогике и педагогической психологии понятия: ©проектное обучениеª и ©исследовательское обучениеª, ©метод проектовª и ©исследовательские методы обученияª часто не определяются, а потому не всегда чётко дифференцируются, хотя даже беглый взгляд позволяет увидеть существенную разницу между ними. Выяснение сути этих понятий представляется принципиально важной задачей при их изучении. Это очень важно, прежде всего, с точки зрения образовательной практики. Например, в последнее время много говорится о ©проектном обученииª, ©проектной деятельности обучающихсяª как о чёмто принципиально новым и нашей российской школе не свойственном. При этом множество специалистов выражают с этим категорическое несогласие, и оно вполне обосновано. Принципиальная новизна того, что предлагается в наше время в качестве альтернативы традиционной образовательной практике, более выражена в других терминах и понятиях ‬это, прежде всего, ©исследовательское поведениеª (exploratorybehaviour), ©исследовательское обучениеª (exploratoryeducation) и © исследовательские (или продуктивные) методы обученияª. Они давно и весьма активно используются в зарубежной, преимущественно англоязычной ‬европейской и американской психологопедагогической литературе (В. МКларин) [цит. по [1, c. 83]].К сожалению, значительная часть специалистов не видит разницы между исследованием и проектированием, а исследовательское обучение отождествляется с обучением по ©методу проектовª. В современной педагогической науке особый интерес представляет понятие ©проектированиеª, а также сопутствующие ему термины, в качестве которых мы считаем возможным выделить следующие: 1) педагогическое проектирование; 2) проект;3) педагогическое моделирование;4)проектное обучение;5)проективное образование;6)проективный подход и его составляющие с точки зрения педагогической науки: педагогические системы и технологии[2, с. 3,8, 2021]. Многолетняя практика свидетельствует, что педагогическое проектирование ‬это деятельность по созданиюучителем представления о будущем процессе обучения и развития личности обучающегося. Теоретические основы педагогического проектирования в отечественной педагогике сформулировал еще А. С. Макаренко, поставив перед наукой и практикой проблему ©проектировки личностиª. Он выделил методологическую функцию педагогики как науки, заключающуюся в создании ©научных проектов личностиª; и функцию педагоговпрактиков, состоящую в составлении и реализации программ воспитания для каждого члена коллектива на основании общего проекта и с учетом индивидуальных особенностей личности [3, с. 13].Чем же отличается определениепонятия ©проектированиеª в современной отечественной и зарубежной педагогической науке?

Проектирование (теоретический способ создания технических артефактов и объектов иной природы) проявлялось на разных уровнях жизнедеятельности общества как стремление активно вмешаться в несовершенство окружающего мира (а также в свое несовершенство) на основании исследовательских знаний о нем.Проектирование(от лат. projectus

брошенный вперед) тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.В современном прочтении проектирование представляет собой ©деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно бытьª. Проектирование можно рассматривать как: специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта; научнопрактический метод изучения и преобразования действительности(метод практикоориентированной науки);форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры; управленческую процедуру[2, с. 3,8, 2021]. Проектирование, в отличие от проекта, носит более теоретический характер и направлено к тому, чтобы создавать модели планируемых будущих процессов и явлений [4, c. 57]. По мнению И. В. Притыченко, проектирование предстает как переход от достигнутого знания о педагогических системах к построению их нормативных моделей, обеспечивающих перевод проекта в плоскость реализующей их педагогической деятельности [5, c. 13]. А. И. Савенков проводит сравнительный анализ проектирования и исследования. Проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). Проектирование изначально задаёт предел, глубину решения проблемы. Исследование строится принципиально иначе. Оно допускает бесконечное движение вглубь. Проектирование ‬это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определённых контролируемых рамках [1, с. 88]. И. Г. Шендрик рассматривает понятие ©проектированиеª в совокупности с понятием ©самореализующаяся личностьª. В этой связи можно говорить о взаимосвязи проектирования с личностноориентированным или личностноцентрированным подходом. Проектирование ‬это ©представление (образ) будущего результата деятельностиª. Возникновение этого явления в образовательной практике связно с существующей в настоящее время социальной потребности в массовой инновационной деятельности. Кроме того, потребность в проектировании образования, в создании его специальных средств в сегодняшней культурной ситуации обусловлена противоречиями, существующими между образовательными потребностями человека и требованиями к нему со стороны изменяющегося общества, характерными для современного культурноисторического периода развития нашей страны; между реальными условиями, создаваемыми в образовании для становления человека, и тем, что ему необходимо для полноценного вхождения в общество[6, c. 3940]. Представляется, что в современном образовании активно развиваются три основных вида проектирования, различающиеся по объекту преобразования, целевой направленности и результату: 1) социальнопедагогическое проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами;2)психологопедагогическое проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений врамках образовательных процессов;3)образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов.Проектирование в образовании может осуществляться на разных уровнях. Под уровнем в данном случае понимается степень обобщенности (универсальности) проектных процедур и результата, которая используется в рамках проектных действий. Представляется, что в зависимости от требований к результату и формам представления продукта педагогическое проектирование может быть выполнено на концептуальном, содержательном, технологическом, процессуальном уровнях.Концептуальный уровеньпроектирования ориентирован на создание концепции объекта или на его прогностическое модельное представление (модель образовательного стандарта, концепция программы, проект учебного плана). Продукт, полученный на этом уровне, носит универсальный характер и может служить методологической основой для создания аналогичных продуктов следующего уровня. Содержательный уровеньпроектирования предполагает непосредственное получение продукта со свойствами, соответствующими диапазону его возможного использования и функционального назначения (стандарт начального образования, программа развития гимназии, учебный план гуманитарного факультета института экономики и финансов).Технологический уровеньпроектирования позволяет дать алгоритмическое описание способа действий в заданном контексте (технология полного усвоения учебного материала, технология построения ситуации личностно ориентированного обучения, методика коллективного творческого дела).Процессуальный уровеньвыводит проектную деятельность в реальный процесс, где необходим продукт, готовый к практическому применению(методические разработки и т.д. [2, с. 21, 3538].Проблема проектирования в педагогической деятельности важна настолько, что, например, В. И. Гинецинский предложил трактовать предмет педагогики как проектирование, внедрение и анализ функций педагогических систем (цит. по [6, c. 37]). Г. Л. Ильин предлагает обратить внимание на некоторые характеристикипроективного образования:1) мотивация существует изначально как необходимое условие обучения, которое существует до тех пор, пока существует мотивация; 2) обучающийся становится субъектом, предъявляющим требования к учебному процессу, и между обучающим и обучающимся, помимо дидактических, могут устанавливаться и недидактические отношения, например, взаимный обмен информацией; 3) отношение к знаниям как к информации, что означает возможность их случайного, несистематизированного, противоречивого характера, а их систематизация, приведение в порядок, установление истинности и непротиворечивости ‬дело самого обучающегося, который не усваивает готовые представления и понятия, но сам из множества впечатлений, знаний понятий, строит собственное представление о мире; 4) отношение к источнику сведений основано в лучшем случае, на его авторитетности, нравственном опыте; 5) сотрудничество с другими людьми как взаимодействие действительно необходимо, причем в той мере, в какой общение с преподавателем отходит на второй план, а на первом оказываются иные способы получения информации, т. е. образовательный процесс, все более приобретает черты взаимного обучения, когда общение людей совершается как обмен информацией, имеющий целью получение нового знания, которого нет у других участников, но которое возникает в процессе обмена как генерация нового в ответ на полученные сведения; 6) образование перестает быть способом усвоения готового и общепризнанного, превращаясь в процесс информационного обмена с окружающими, который совершается в каждом акте жизнедеятельности человека на протяжении всей его жизни. Проективное образование создает условия для понимания образования как жизнедеятельности в двух формах: обучение и образование, когда образование перестает быть процессом усвоения знаний, совершаемым в специально организованных условиях, т. е. теряет сходство с обучением, и начинает стоитьсяна иных, непедагогических принципах, совершаясь в форме бесед, консультаций, разговоров, советов, обсуждений [17, с. 2223, 25].

Для более детального изучения сущности понятия ©педагогическое проектированиеª, необходимо ответить на вопрос, связанный с уточнением объекта и предмета проектирования. Объектомпроектирования в образовании в настоящее время являются педагогические средства, к которым можно отнести содержание, методы и формы педагогической деятельности [6, c. 3940]. Предметпроектирования является предполагаемый продукт, образ которого первоначально представлен в проекте. Это то, созданию чего посвящена проектная деятельность.В рамках каждого из видов проектирования можно выделить свои специфические предметы. Для образовательного проектирования это: образовательные программы; образовательные стандарты; типы образовательных учреждений; органы управления образованием; методические центры и др. В пределах обозначенных объектов выбираются предметы преобразования. Вструктуре педагогического процесса, например,речь может идти о проектировании целей, содержания, технологий. В структуре содержания образования мы можем говоритьо проектировании его концепции, программ, учебных планов, дидактических материалов и др. Проектная деятельность, предпринятая в образовательных целях, как правило, направлена на предмет, принадлежащий к соответствующей учебной (предметной) области. Аналогичные объекты и предметы могут фигурировать и вдругих видах деятельности. Но вот своим предметом проектирование принципиально от них отличается. Во всех других видах деятельности предмет, к которому обращена активность человека, существует изначально в точно определенных границах и становится поводом для изучения или преобразования. Участникам проектирования еще предстоит обнаружить, создать (воссоздать) предмет, поскольку на начало деятельности его просто не существует в природе.Предмет проектной деятельности обладает еще одним необычным свойством ‬изменчивостью, склонностью к постоянной трансформации, обусловленной развитием во времени замыслов участников проектирования. Методологи указывают также на своеобразное раздвоение предмета проектирования (Ю.Громыко) вследствие разделения в сознании субъекта знания об объекте и о собственных действиях. Таким образом, проектная деятельность параллельно бывает обращена как на проектируемый предмет, так и на управление или коррекцию проектных действий людей.Впроектировании мы имеем дело со своеобразным парадоксом: предмет деятельности на начало этой деятельности отсутствует. Кроме того, ему предстоит постоянно изменяться и раздваиваться.Объект и предмет проектирования соотносятся между собой как общее и частное [2, с. 5859]. Существует и другой взгляд на то, что следует принимать в качестве объектов проектирования. Так, И. В. Притыченко, отмечает, что объектами проектирования являются педагогические ситуации как наименьшие неделимые далее педагогические системы, а также педагогические системы, обеспечивающие достижение образовательных целей. Исследователь отмечает, чтологика проектирования включает следующие проектировочные действия: 1) рефлексивное диагностичное определение сущности ожидаемых новообразований в сфере личностных функций обучающихся (целевая модель); 2) оценка личностного потенциала субъектов педагогического процесса (степени сформированности их личностных функций); 3) выявление доминирующих коллизий данного этапа и направления социализации обучающихся (диагностика ситуации развития личности); 4) построение педагогических отношений (©означиваниеª, ©поддержкаª, ©событиеª, ©диалогª, ©контекстª, ©ролевая играª) в контексте личностных проблем формирующегося человека; 5) моделирование последовательности (с нарастанием напряжения и рефлексии противоречий) педагогических ситуаций, требующихпоявления и ревизии личностных установок (концептов) обучающихся [5, c.11,13]. Для проектирования в целом характерны различные сочетания представлений о целях, содержании способах организации и методах деятельности. Осуществление проектирования в определенной парадигме означает то, что выбирается образец проектировочной деятельности в соответствии с которым осуществляется единый процесс целеполагания и выбора средств. В. М. Розин, в частности, отмечает, что проектирование начинается с творческого акта целеполагания и одновременного моделирования широкого социокультурного контекста проекта, в котором поставленная цель проблематизируется в контексте средств ее реализации [6, c.36, 3839]. Проектирование связано с моделированием как методом исследования объектов различной природы на их аналогах (моделях).Модель может быть материальной (предметной) и идеальной. Моделирование широко используется в проектировании для представления и преобразования объектов, явлений или процессов, которых еще нет в реальности или они по какимто причинам недоступны. В рамках проектирования модель позволяет: 1) создавать образы объектов или явлений; 2) имитировать реальные процессы будущей деятельности; 3) проигрывать, сравнивать и оценивать возможные результаты проектирования; 4) делать обоснованный выбор одного из альтернативных вариантов решения проблем.В круг проектных процедур входит создание моделей будущих объектов, процессов и явлений, поэтому моделирование можно считать частью проектирования. Следовательно, проектирование имеет много общего с другими видами интеллектуальной деятельности, что позволяет органично применять их методы для реализации проектных целей [2, с. 29].Несколько слов необходимо сказать о так называемой концепциидеятельностного проектирования, основаннойна том, что проектируется,прежде всего,целостная деятельность субъекта во всех ее составляющих (целях средствах, условиях) и их взаимосвязях. Оно проходит через следующие этапы: 1) фиксация проблемы участниками; 2) выявление интересови их понимания каждым; 3) определение на основе согласования мнений участников вариантов разрешения проблемы; 4) выработка согласованных критериев. Следовательно, в процессе проектирования у субъекта происходит формирование критериальной основы, необходимой для осуществления самостоятельного и ответственного выбора в проблемных ситуациях. Необходимо отметить, чтодеятельностное проектирование может осуществляться только на основе диалога между заинтересованными субъектами. Диалог позволяет выработать согласованную стратегию и тактику. Необходимой предпосылкой диалога служат, с одной стороны, различия в представлениях субъектов, а с другой ‬их желание или осознание ими необходимости участия в совместной (коммуникативной) деятельности.

В качестве организационнотехнологической основы диалогического взаимодействия в ходе проектирования образовательного пространства субъекта за основу принимаются теоретические представления, согласно которым участники коммуникации должны поочередно занимать позиции автора, реципиента и критика, четко следуя ролевым предписаниям, что способствует переходу от воздействия к диалогическому взаимодействию участников образовательного процесса [6, c. 36, 39, 40, 41 ‬42]. Что же является центральным понятием проективного образования?Мы можем говорить о том, что таким понятием является понятие ©проектª, к определению которого всовременной отечественной педагогической, равно как и в методической науке не существует единого подхода.

Однако в качестве основного определения указанного понятия обратимся к работам известного исследователяв области современных технологий обучения, а именно рассмотрим определение, предлагаемое Е. С. Полат, согласно которому метод проектов является ©определённым образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результатаª [цит. по [8, c. 31]]. На основании выше изложенного можно заключить следующее: понятие ©проектª является центральным не только для проективного образования, но и для проектного обучения, хотя и претерпевает определенные изменения, на которые указывают А. Дахин, Г. Л. Ильин, В. В. Копыловаи др.

Так, Г. Л. Ильин отмечает, что принципиально важным отличием является акцент на личностном характере проектирования, в отличие от используемых типовых учебных проектов обучении в так называемом проектном обучении, понимаемом как ©метод проектовª, который в последнее время разрабатывается на основе информационных технологией.Проект в проектном обучении отличается от проекта в проективном образовании не только масштабом (учебная деятельность и жизнедеятельность), но и местом в структуре образовательной деятельности. В методе проектов проект есть средство обучения, средство усвоения определенного учебного материала, ©метод планирования целесообразной (целенаправленной) деятельности в связи с разрешением какогонибудь учебношкольного задания в реальной жизненной обстановкеª. В проективном образовании не ©учебношкольное заданияª получает разрешение в жизненной обстановке, а напротив, жизненные проблемы получают разрешение средствами или в сфере образования [9, c. 88].

Таким образом,мы пришли к выводу, что, стремлениесовременного российского образования к внедрению продуктивных методов обучения привело к появлению в современной педагогической науке понятия ©проектированиеª, а также сопутствующих ему терминов, в качестве которых мы считаем возможным выделить следующие: педагогическое проектирование, проект, педагогическое моделирование, проектное обучение, проективное образование, проективный подход и его составляющие с точки зрения педагогической науки: педагогические системы и технологии. Проектирование неразрывно связано с прогнозированием. Их общность заключается в том, что и прогноз и проект дают представление о будущих дидактических процессах. В настоящее время в современной педагогической науке предпочтение отдаётся проективному образованию, т.к. оно ориентировано на освоение знаний, необходимых для дальнейшей практической деятельности.Однако проективное образование не ставит своейцельюзаменить существующее, а лишьпредполагает и полагает школьное образование как свое условие и основу развития. Проанализировав определения понятия ©проектированиеª, предлагаемые отечественными учеными, мы пришли к выводу, что проектирование представляет собой, вопервых, речевую деятельность, направленную на конкретную тему; вовторых, в отличие от проекта носит скорее теоретический характер и создает модели планируемых будущих процессов и явлений (А. Дахин); втретьих, проектирование является переходом от знания о педагогических системах к построению их нормативных моделей, которые обеспечивает перевод проекта в плоскость реализующей их педагогической деятельности (И. В. Притыченко); вчетвертых, проектирование ‬это процесс разработки и создания проекта, который задает предел, глубину решения проблемы; творчество по плану в определённых контролируемых рамках (А. И. Савенков). Проектирование можно рассматривать как специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта; научнопрактический метод изучения и преобразования действительности(метод практикоориентированной науки);форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры; управленческую процедуру. Проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). В проектировании широко используется моделирование. В рамках проектирования модель позволяет: создавать образы объектов или явлений; имитировать реальные процессы будущей деятельности; проигрывать, сравниватьи оценивать возможные результаты проектирования; делать обоснованный выбор одного из альтернативных вариантов решения проблем.В круг проектных процедур входит создание моделей будущих объектов, процессов и явлений, поэтому моделирование можно считать частью проектирования.В качестве объектапроектирования в образовании выделяютсяпедагогические средства, к которым можно отнести содержание, методы и формы педагогической деятельности; предмет проектирования определяется какпредполагаемый продукт, образ которого первоначально представлен в проекте. Это то, созданию чего посвящена проектная деятельность. Предмет проектной деятельности изменчив, обладает свойством постояннотрансформироваться, что обусловленоразвитием во времени замыслов участников проектирования.Объект и предмет проектирования соотносятся между собой как общее и частное. Одной из характеристик проективного образования является сотрудничество. В соответствии с основополагающими принципами проективного образования, преподавателю следует создавать все необходимые условия для того, чтобы обучающейся определил для себя компоненты, необходимые для осуществления коммуникативной деятельности, а именно речевой стимул, коммуникативные цели, поставленные в соответствии с этим стимулом. Следовательно, замысел решения коммуникативной проблемы, имеющий для обучающегося жизненно важное значение является центральным для проективного образования. В рамках проективного образования преподаватель планирует учебный процесс таким образом, чтобы полученные знания способствовали бы реализации коммуникативного замысла обучающегося, и как результат, достижение поставленной коммуникативной цели в ходе осуществления коммуникативной деятельности cпредставителями иного лингвосоциума.

Ссылки на источники1. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Школьные технологии. ‬2004, № 4. ‬C. 8283, 882. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. ГорчаковаСибирская; Под ред. И. А. Колесниковой. ‬М.: Издательский центр ©Академияª, 2005. ‬288 с.3. Ломакина О. Е. Проективность в методике формирования коммуникативной компетенции студентов языкового вуза: Монография. Волгоград: Перемена, 2003. 299с.4. Дахин А. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и … неопределённость // Народное образование. ‬2002, № 2. ‬C. 575. Притыченко И. В. Проектирование личностноразвивающих педагогических систем: (опыт методологической рефлексии): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / И. В. Притыченко. ‬Волгоград: Перемена, 2003. ‬23 c. 6. Шендрик И. Г. Самореализация личности в контексте проектирования образования // Педагогика. 2004, № 4. С. 36427. Ильин Г. Л. Проблема различия обучения и образования // “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”). ‬2001. ‬№ 5. ‬C. 22258. Копылова В. В. Методика проектной работы на уроках иностранного языка: Методическое пособие. ‬2е изд., стереотип. ‬М.: Дрофа, 2004. ‬96 c.9. Ильин Г. Л. Проективное образование и становление личности // Высшее образование в России. ‬2001, № 4. ‬C. 8790



Gustomyasova Tatiana IlinichnaPhD, Associate Professor Volgograd State UniversityVolzhsky Institute of Humanitiesdis10589end@yandex.ru

Peculiaritiesofdesigningapproachin educationThe article says that efficient methods in education led tothe emergence of the concept ofdesigning; the analysis of the definition of the given concept is given. The article focuses on such concepts as educational designing, project, project work, educational simulationand etc; the object and the subject of educational designing are investigated.

Designing, typesandlevelsofdesigning, educationalsimulation, project.